|
|||
Страна | |||
---|---|---|---|
Статус | |||
Входит в | |||
Административный центр | |||
Глава района |
Иванов Александр Иванович |
||
Население (2010) |
9 116 человек (26-е место) |
||
Площадь |
2884 км² (23-е место) |
||
Часовой пояс | |||
Код автом. номеров |
35 |
||
Официальный сайт | |||
Ва́шкинский муниципа́льный райо́н — муниципальное образование в составе Вологодской области Российской Федерации.
Административный центр — село Липин Бор, Находится на северо-восточном берегу Белого озера (Волго-Балтийский водный путь). Расстояние до Вологды: 172 км. До ближайшей железнодорожной станции в Череповце 164 километра.
Содержание |
Вашкинский район расположен на северо-западе Вологодской области.
Площадь 2884 км² (2 % территории области — 23-й район по размеру территории в области). Район граничит на севере с Вытегорским, на востоке — с Кирилловским, на юго-западе — с Белозерским районами (в южной части граница проходит по Белому озеру).
В районе 50 озёр имеющих названия, 45 озёр без названий отмеченных на картах, а также более 30 озёр, не обозначенных на карте. По территории района протекают Кема, Индоманка; всего 49 рек и ручьёв имеющих названия и 42 без названия на карте[1].
О древности заселения местности на которой расположен Вашкинский район можно судить по десяткам археологических памятников, расположенных на территории района. Раскопки, проведённые в 1930-1950-х годах, обнаружили стоянки древних людей эпохи неолита, это стоянки Орлово, Вашки, Водоба, Киснемская и другие, раскопки кургана у деревни Новое село открыли поселение XII—XIII веков нашей эры. Раскопки проводили археологи В. В. Гарновский, Н. В. Тухтина, И. К. Цветкова, С. В. Ошибкина, которые на основании научных исследований пришли к выводам, что с третьего тысячелетия до нашей эры и до середины первого тысячелетия нашей эры земли вокруг Белого озера были заселены угро-финскими племенами и лишь в седьмом-восьмом веках славянские племена начали освоение северо-западных территорий современной России. Название Вашки скорее всего пришло из времён заселения края угро-финскими племенами, очень созвучно называлась многочисленная в этих краях рыбка уклея, или vaskala по-фински (см. fi:salakka), была объектом промысла и много веков тому назад.
Первое летописное упоминание о Белоозере относится к периоду легендарного призвания варягов править на Руси и датируется 862 годом. Оно гласит о том, что в Белоозере начал править варяжский князь Синеус. Местоположение древнего Белоозера, самого первого города на Вологодчине, судя по ряду исследований, в X веке могло быть и на современной территории Вашкинского района, неподалёку от Киснемы, так как там стоял «варяжский городок» с жившей в нём дружиною. Дополнительным подтверждением этой гипотезы может служить название озера Дружинное, которое расположено к северу от Белого озера в районе Пиксимово.
В XIII веке, с образованием Белозерского княжества, земли, на которых расположен нынешний Вашкинский район, вошли в его состав. С XIV века территория вокруг Белого озера попадает в сферу интересов Московского княжества. Иван Калита борется за создание русского централизованного государства и делает попытку покончить с феодальной раздробленностью. Освободитель Руси от татарского ига, московский князь Дмитрий Донской в духовном завещании распоряжается землями мелких белозерских княжеств, как своим владением. Интересен и тот факт, что в X…XIV веках по территории современного Вашкинского района пролегал один из путей «из варяг в греки» и это играло огромную роль в освоении славянами новых земель, развитии торговли и земледелия. По этому пути, который пролегал по реке Волге, потом по реке Шексне до Белого озера, озером до устья реки Ухтомка и по ней до озера Волоцкого, далее волоком до озера Долгое, по реке Ухтомица до реки Модлоны в озеро Воже, из него по реке Свить в озеро Паче и по реке Онеге в Белое студёное море, возникали славянские поселения, осваивались новые земли.
Возникшие в те времена поселения существуют и поныне, это и Ухтома на берегу Белого озера, и деревня Пиньшино у озера Волоцкого. Тот торговый путь не терял своей значимости до начала XVII века, времени строительства Санкт-Петербурга, а с перемещением торговых путей на запад стал приходить в упадок. Со времени становления и укрепления Кирилло-Белозерского монастыря земли Вашкинского района перешли в его владения. В конце XIX века район вошёл в состав Кирилловского уезда Новгородской губернии. По ходатайству северных уездов Новгородской губернии Демократический съезд Советов 10-13 мая 1918 года из Тихвинского, Устюженского, Череповецкого, Кирилловского и Белозерского уездов была образована Череповецкая губерния, которая в 1927 году была упразднена и вошла в Ленинградскую область.
По названию районной столицы — села Липин Бор, существует несколько версий, от легенд о подаренном сосновом боре прекрасной девушке Липе, до древнего названия рыбацкой деревушки на правом берегу реки Боровки, которая сегодня в пределах районного центра, а также от обилия лип в близлежащей деревне Липник и ойконим Липин Бор поэтому соответствует этому месту. Нынешняя территория района выходит на северное побережье Белого озера, которое богато лесом, рыбой, дичью.
Постановлением Президиума ВЦИК 1 августа 1927 года в составе Череповецкого округа Ленинградской области был образован Вашкинский район. Позже в 1927—1928 гг. в районе был создан райком ВКП(б). 23 июля 1930 года ЦИК и СНК СССР в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) издали постановление «О ликвидации округов» и Череповецкий округ был упразднён и район стал непосредственно входить в Ленинградскую область. В связи с разделением в сентябре 1937 года Северной области на Вологодскую и Архангельскую, район был передан из Ленинградской в состав вновь образованной Вологодской области. В июне 1938 года центр района перенесен в Липин Бор.
Указами Президиума Верховного Совета РСФСР в 1959 году к Вашкинскому району была присоединена часть территории упразднённых Ковжинского и Шольского районов. С 13 декабря 1962 года по 12 января 1965 года, вовремя неудавшейся всесоюзной реформы по делению на сельские и промышленные районы и парторганизации, в соответствии с решениями ноябрьского (1962 года) пленума ЦК КПСС «о перестройке партийного руководства народным хозяйством», район в числе многих в СССР был временно укрупнён — тогда был образован Белозерский сельский район, территория которого включала территорию прежних Белозерского и Вашкинского административных районов. В декабре 1962 года было создано Белозерское колхозно-совхозное управление и партком этого управления взамен прежних Белозерского и Вашкинского райкомов КПСС. Пленум ЦК КПСС, состоявшийся 16 ноября 1964 года восстановил прежний принцип партийного руководства народным хозяйством, после чего Указом Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года Белозерский и Вашкинский административные районы были восстановлены. Тогда же был восстановлен Вашкинский райком КПСС.[2].
В ходе муниципальной реформы было образовано муниципальное образование — Вашкинский муниципальный район, на территории и со статусом муниципальный район определённым в областном законе № 55-О3 «О муниципальных образованиях Вологодской области» и Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», границы муниципального образования Вашкинский муниципальный район определены в областном законе от № 1108-ОЗ «Об установлении границ Вашкинского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав»[3], на территории муниципального района было образовано тогда 12 сельских поселений, затем, в апреле 2009 года сельские поселения Андреевское и Островское были объединены в Андреевское с центром в деревне Андреевская, а Ухтомское и Липиноборское — в Липиноборское сельское поселение с центром в селе Липин Бор[4].
Население: 11,4 тыс. человек (0,8 % населения области; 26-е место). Более половины живёт в Липином Бору. По тысяче и более жителей проживают в населённых пунктах — Новокемский, Бонга, Первомайский.
Границы Вашкинского района определяются законом Вологодской области от 6 декабря 2004 года № 1108-ОЗ с последующими изменениями: 2 июля 2008 года, 8 апреля 2009 года[3].
1 января 2006 года в составе района были созданы 12 сельских поселений. 8 апреля 2009 года были объединены некоторые сельские поселения. На 21 ноября 2009 года в состав района входят 10 сельских поселений.
Поселение | Административный центр | Состав по структуре ОКАТО |
---|---|---|
Андреевское сельское поселение | Андреевская | Андреевский, Островский сельсоветы |
Васильевское сельское поселение | Васильевская | Васильевский сельсовет |
Ивановское сельское поселение | Ивановская | Ивановский сельсовет |
Киснемское сельское поселение | Троицкое | Киснемский сельсовет |
Коневское сельское поселение | Новокемский | Коневский сельсовет |
Липиноборское сельское поселение | Липин Бор | Липиноборский, Ухтомский сельсоветы |
Пиксимовское сельское поселение | Пиксимово | Пиксимовский сельсовет |
Покровское сельское поселение | Покровское | Покровский сельсовет |
Пореченское сельское поселение | Бонга | Пореченский сельсовет |
Роксомское сельское поселение | Парфеново | Роксомский сельсовет |
Природные условия определили хозяйственный комплекс, в котором главную роль играли охота и рыбный промысел, а производящие отрасли хозяйства — земледелие и скотоводство — были подсобными. Вероятные перспективы экономического развития района связаны с растущей популярностью туризма на экологически чистых территориях.
В начале века на территории района проживает одиннадцать тысяч человек, из которых почти половина в районном центре. В таких населённых пунктах, как Новокемский, Первомайский, Бонга проживает по тысяче и более населения. Сферы деятельности традиционны для лесного и озёрного края, это заготовка и переработка древесины, рыбный промысел, земледелие и животноводство и переработка полученной продукции, сбор дикорастущих ягод и грибов, охота.
По территории района проходит дорога республиканского значения Вологда — Липин Бор-Вытегра — Медвежьегорск с асфальтовым покрытием, которая связывает район с остальным миром. До ближайшей железнодорожной станции в Череповце 164 километра, до областного центра 1 80 километров. В летний период район связан с портами России и зарубежья Волго-Балтийским водным путём, по которому идёт отгрузка потребителю лесной продукции района.
Заготовка леса — это основная составляющая благополучия района. Главный лесозаготовитель района ОАО «Вашкинский ЛПХ», который недавно отметил 70-летие своей успешной деятельности. Много лет предприятием руководит Юрий Николаевич Алешичев.
Около 50 % бюджета района формируется за счёт налоговых отчислений именно этого предприятия, в котором трудится самый большой рабочий коллектив в 700 человек. Годовая прибыль предприятия исчисляется миллионами, что позволяет вкладывать серьёзные средства в развитие предприятия, оказывать помощь ветеранам производства, улучшать социальную сферу и быть спонсорами районных мероприятий. В больших количествах древесину покупают страны Скандинавии, а также предприятия Карелии и Ленинградской области. С каждым годом уменьшается процент отгрузки круглым лесом и возрастает количество отгруженных пиломатериалов. На полях и фермах района трудятся более 700 человек, это работники девяти колхозов и десяти крестьянских хозяйств. В год они производят 260 тонн мяса и 3600 тонн молока, выращивают зерновые и кормовые культуры, заготавливают сотни тонн сена и кормов. Под пашней занято почти девять тысяч гектаров земли. В лидерах сельскохозяйственного производства коллектив колхоза «Путь Ленина», в котором самые высокие надои на корову, урожайность зерновых впечатляет и труд большого хозяйства рентабелен. Двенадцать рыболовецких звеньев колхоза «Заря» занимаются рыболовством на Белом Озере. Вылавливаются судаки, щуки, лещи, окуни и снеток. Много лет руководит этим многопрофильным хозяйством Александр Сушков, а профессия рыбака стала наследственной, и несмотря на все рыбацкие трудности приходит в колхоз молодёжь.
Настоящий бум переживает торговля, не только в районном центре, но и на периферии построены новые магазины, ассортимент товаров мало чем уступит большим городам
. Количество торговых точек перешагнуло сотенный рубеж. Лидирует в торговле Вашкинский потребительский союз во главе с председателем Валентиной Нефёдовой. ЗАО «Вашки-Насон», ещё одно крупное торговое предприятие, уверенно набирает темп и наряду с многочисленными магазинами открыло цех по выпечке хлебобулочных изделий, цех по бытовому обслуживанию населения и не за горами открытие цеха по переработке рыбы. Все планы директора ЗАО «Вашки-Насон» Василия Сизова становятся реальностью в самое короткое время .Автодорога регионального значения Р5.
В районе 12 детских садов, 13 общеобразовательных школ, районный Дом детского творчества, детско-юношеская спортивная школа.
В районе имеется двадцать клубных учреждений, широкая библиотечная сеть, Центр истории и народной культуры с Домом ремёсел, детская музыкальная школа, детский парк, пять народных коллективов районного Дома культуры. Работает в районе литературно-поэтический клуб «Общение», проходят выставки местных художников. В стадии завершено строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в селе Липин Бор.
У местных жителей трепетное отношение к родникам, два из них имеют просто культовое значение. Куков родник находится рядом с дорогой Р5, почти на границе с Вытегорским районом, местные жители считают его воду святой и целебной. За водой к роднику ходят для больных, и говорят помогает, молодожёны приезжают к роднику за благословением на счастливую жизнь. Путешественники, отведав воды, бросают в родник монетку, чтобы при случае побывать здесь вновь.
Из поколения в поколение передается легенда, которую мы узнали от краеведов Ивановской основной общеобразовательной школы (руководитель Трофимова Тамара Сергеевна). Она записана со слов Нелли Федоровны Демидовой, 1937 года рождения, жительницы деревни Ивановская, родившейся в деревне Булдаково, когда-то самой ближайшей деревне от Кукова родника, теперь её уже нет.
Легенда гласит: «Жили в деревне люди. Жили — не тужили. Но вот напали на них поляки. Не сдавались им деревенские жители. Тогда захватчики забрали всех мужчин в плен, и остались в деревне только женщины и дети. В этой деревне жила семья: мать, сын по имени Кук, дочь, которую звали Илекса. Их отца забрали поляки и убили. Хотела вражья сила всю семью порушить, но мать, узнав об этом, ночью, когда все спали, превратила сына в родник, а дочь — в ручеек. Сама же обратилась елью и встала у родника и ручейка, оберегая детей своих. Пришёл чужой мужик в лес по дрова, да и срубил эту ель. Говорят, что полилась не смола, а кровь из раны, нанесенной деревцу. И убило мужичка этой елью. Падая, ель обхватила своих детей лапами, как бы прощаясь с ними и защищая их в последнюю минуту жизни. Так и стали люди к роднику ходить, да гостинцы детям в воду кидать. А воду даром никогда не брали и сейчас не берут».
По рассказам жителей деревень Зуево, Алешино, Аверино, Моньково, вода в роднике имеет чудодейственную силу. Об этом было известно давно. Даже церковь в деревне Поповка признавала эту особенность -для проведения обрядов пользовались водой из этого источника. Когда маленькие дети болели, отправлялись к роднику узнать, будет ли ребенок жить. С трепетом обращались к роднику: «Скажи, батюшка, светлый родничок, будет ли жить мое дитятко или помрет?». Если вода остановится, то считали, что ребенок умрет, а если кипит — будет жить. Водой, принесенной из родника, окатывали ребёнка или больного. Для таких целей надо так сходить за водой, чтобы никого не встретить и ни с кем не разговаривать. Иначе сила воды терялась. В Крещение носили священники золоченые кресты из церкви и купали их в роднике. Потом этими крестами крестили детей. Накануне Крещения жители окрестных деревень ходили за святой водой, берегли её целый год. Из родника брали воду для освящения. Когда уже и церкви не стало, все равно ходили к роднику за водой. Воду пили и окатывались ею. Да и теперь ходят. С незапамятных времен существует родник в деревне Никоново, что расположена в нескольких километрах от Острова. Появился он здесь задолго до основания самой деревни и расположен в западной её части. Стекая по склонам двух земляных природных холмов, вода собирается в один поток и течет по лотку, длиною около 30 метров. Лоток состоит из трех частей, соединенных путём нахлеста. Верхняя часть лотка установлена на глиняно-известковую подушку, а средняя и нижняя — рубленые деревянные клетки размером 1,5 на 1,5 метра. Впервые увидев родник в 1968 году, участники Ленинградской геологической экспедиции высказали мнение, что это устройство напоминает водопровод XVI—XVII веков. Вода течет здесь круглый год, она чистая, холодная и хорошо утоляет жажду в летний зной. Не было в истории случая, чтобы попив воды в жару, кто-то заболел простудным заболеванием. Родниковая вода снимала с человека усталость, вселяла бодрость и силу. Набранная в сосуд, она не портится. Анализ этой воды показал большой процент серебра. Видимо, в земных недрах содержатся небольшие залежи серебряных руд, хотя промышленного значения они не имеют.
Старожилы деревни Никоново помнят обряды и обычаи, связанные со святой родниковой водой. Вот один из них. В день святых Фрола и Лавра, 31 августа, священник проводил молебен у родника. Крестьяне окрестных деревень приезжали на молебен на лошадях, которых священник кропил родниковой водой. Считалось, что этот обряд охранял верного и надежного крестьянского помощника в течение всего года.
Особо почитаемыми в Индомане были святые мученики Кирик и Иулитта. Их почитали защитниками от стихийных бедствий, в том числе от наводнений. Поэтому, наверное, на берегу реки Кемы в деревне Никоново была построена часовня в честь этих святых. Река Кема полноводна, особенно во время весеннего половодья, и местные жители пытались защитить себя от наводнения. Святые Кирик и Иулита жили в городе Иконии (Малая Азия) в почёте и богатстве, так как святая Иулита происходила из рода римских императоров. При этом она была христианкой и крестила своего сына. Когда начались гонения на христиан, она бежала вместе с сыном в город Таре (на юге Малой Азии). Но гонения, организованные императором, настигли их и там. Мать с сыном предстали перед судом, который учинил правитель Киликии Александр. Святая Иулита была подвергнута мучительным истязаниям на глазах своего сына. Святой Кирик плакал и кричал, желая быть вместе с матерью — страдалицей. Разгневанный Александр сбросил ребёнка с помоста. Кирик ударился об одну из ступеней помоста и мученически скончался. Святую Иулиту повесили и рвали тело железными крючьями, раны поливали кипящей смолой, а потом обезглавили. Тела святых мучеников были сброшены на съедение собакам, но служанки святой Иулиты глубокой ночью выкрали их и погребли.
Впоследствии нетленные мощи были обретены и перенесены в Константинопольский Софийский собор.
28 июля 2001 года в деревне Никоново на месте разрушенной часовни установлен и освящен Поклонный крест в память Кирика и Иулиты. В этот день состоялся районный фольклорный праздник «Живи, родник». У студенца, так славяне называли родник,
священник Алексий Макиевский сказал: «С водой у человека связано очень многое. Именно вода является вместилищем Духа Святого. Ведь не случайно у нас святая вода, которой мы, окропляя, освящаем все: и наши дома, и храмы, и наши телеса. Вода все наши чаяния, переживания как бы вбирает в себя. И если мы сейчас помолимся, освятим эту воду, то благодать Духа Святого, которая осенит эти воды, она нас с вами пьющих, умывающихся, кормящихся водой исцелит, облагородит всех».
Никоновский родник, на территории одноимённой деревни, с незапамятных времён служит местом проведения народных гуляний, песенных праздников и молебнов в день Кирика-Улиты.
Чистой родниковой воды можно отведать и вблизи районного центра. Святой источник «Спаситель» находится в деревне Конечная Васильевского сельского поселения. По словам местной жительницы Дорогиной Валентины Ивановны, 1930 года рождения, родник здесь был всегда. Местные жители сделали квадратный сруб и лоток, время от времени обновляли их. Старушки ухаживали за родником. Окашивали вокруг траву, отводили от родника талые и дождевые воды с дороги. Местность вокруг родника очень насыщена подземными водами. Родники здесь появлялись в самых разных местах. На месте некоторых из них стоят дома. И во время весеннего половодья родниковая вода заливала подполье, что доставляло немало беспокойств хозяевам. Есть на реке Боровке место, названное местными жителями Кривой омуток. Берега здесь крутые, и из-под кручи бьет много ручейков. Раньше воду из родника брали только жители деревни Конечная, а сейчас за водой приходят люди со всей округи. Особенно много их бывает в Крещенскую ночь. Считается, что именно в это время вода заново освящается, обновляется.
В 2005 году Благочинный Белозерского Благочиния протоирей Андрей (Пылев) освятил этот родник. Родник обустроен, построен небольшой павильон, и теперь здесь можно не только набрать святой воды, но и присесть отдохнуть. После освящения родник стал называться «Спаситель». Очень любят жители поселка Заречный брать воду из родника на берегу реки Боровки. Он также освящен и назван Троицким.
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С её памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. Ей молятся о сохранении домашних животных, она исцеляет тяжелые недуги, охраняет семейное благополучие, счастье, покровительствует торговле (отсюда известные в прежние времена пятницкие ярмарки). Параскева Пятница считается покровительницей воды: её образ нередко являлся на реке или в колодце, после чего вода приобретала целебную силу. Существуют народные предания, связывающие появления родников с покровительством святой Параскевы. Вот одно из них.
Краишевский родник расположен в Еланском районе, на месте разрушенного женского Тихвинского монастыря.
В архивных документах XIX века сохранились воспоминания одной старушки: «В то время на горе был густой темный лес. Едва заметная тропинка вела под гору, где был пчельник. Я ходила под гору с сестрою и, заметив однажды под горою воду, мы начали расчищать это место. Вырыли ямку, она наполнилась водою. Напились, умылись, зачерпнули домой, напоили и умыли детишек своих. Вода холодная, легкая, вкусная. Опять на родник. Опять расчищаем место глубже и шире. Вода опять наполняет расчищенное место. И вот однажды нашли на этом месте медную иконочку святой мученицы Параскевы. Услышав об этом, народ стал собираться к источнику, петь молитвы, читать псалтырь и акафисты. Два раза уносили иконочку с родника в Краишевскую церковь. Но Господу угодно было, чтобы она оставалась на месте своего явления». Услышав, что около Краишевской горы явилась в роднике икона Святой мученицы Параскевы, из разных мест стали в Краишевку собираться сестры и образовали общину, а «начальство мирское не позволяло сестрам жить у родника, на горе». Но они все просили помощи у святой Параскевы. И вот однажды приехал кто-то из чиновников и говорит: «Какая тут мученица Параскева? Что тут за явленная икона?» — взял камень и начал стирать лик мученицы. Кощунник был наказан: не успел он отъехать двух верст, как при переправе через реку ударил гром, и у него перекосило лицо. Сейчас же он вернулся и отслужил молебен мученице Параскеве, усердно молясь".
Есть в Вашкинском районе место, связанное с именем Параскевы Пятницы. В народе его называют «Ива чудотворная» или «Святая райда». По рассказам местных жителей, райда выросла на месте часовни в честь Параскевы Пятницы. С появлением Святой райды среди жителей Мунского существует несколько преданий. Вот одно из них.
Между Шубачем и Мунским расположено огромных размеров болото, называемое Пустынь. На болоте, на островке стояла церковь. Во времена польского нашествия её разрушили. Икону Параскевы Пятницы хотели нести в Роксому, но шестеро мужчин и поднять не могли. Четверо хотели унести на Волоцкое, тоже не унесли. Но двое мужчин с Мунского взяли и понесли икону, около деревни Юрино присели отдохнуть. На этом месте была выстроена часовня.
Как она выглядела, рассказала Осипова Ульяна Александровна, 1918 года рождения, из деревни Опрячкино: «Вот это была на Мунском. На Мунском была цясовня, сделана — от церквы уш далеконько там, в поле была. Эта цясовня была сделана на стоубах — ну, перила были кругом обнесены, и крыша была. Стовбы наставлены и перила сделаны, перила есть все и крыша на стовбах».
Большим престольным праздником в Мунском была Пятница Ильинская, празднование её начиналось в четверг у часовни, поскольку она была построена в честь Параскевы Пятницы. Сюда приходили не только местные жители. Поклониться Святой Параскеве шли с Палшемо, Роксомы, Шалги Бодуновой, Иткольского, Чистого Дора.
«Вот в этой часовне против Пятницы все — все старухи с корзинами, все — все и ходили туды за Юрино. Што как видно встричали икону ли чё ли — уж это не знай… А с корзинами-хлеб-то наа нести, родни-то не у кажноо была, без родни ходили-то. Так вот в корзинках хлеб-то себе и несут». (Антипова Александра Кузьминична, 1920 года рождения, из деревни Естошево).
Священник обходил часовню с иконой Параскевы Пятницы.
Явившиеся чудесным образом иконы считались заветными. Приходившие сюда люди давали завет. Скорее всего это было какое-то обещание, обет Параскеве Пятнице на просьбу о защите или исцелении.
"А там как-то с заветами ходили. Или вот завет — бабушка-то Клава и ходила. Что «мне…у меня был завет дан, что не отговаривайте, я пойду». А вот что за завет у неё был — это я не знаю. Что она завещала? Давала завет — эту уж клятву какую-то, видимо, она давала, что «Что буду ходить пока жива». А честь какого-то, может быть, тожо, чё-то она просила, какую-то просьбу уж она тут, и дала такой завет, что только «чтобы там исполнилась эта моя просьба, а я вот такой завет буду выполнять». (Лаврушина Мария Кузьминична, 1926 года рождения, д. Сухоежино Роксомского с/с).
По преданиям местных жителей, на том камне, где отдыхали мужики, несшие икону Параскевы Пятницы, появился следок. «Дак вот вы знали бы — вот на камешке сделалси следок маленькой: и пятка, и перстики -всё это есь». (Антипова Александра Кузьминична, 1920 пр., д. Естошево).
Этот следочек священник наполнял освященной водой, которой умывали детей, освящали новый дом, кропили скотину в хлеве. Камень с «Божьим следком» и сейчас можно увидеть у Святой райды. Празднование Пятницы Ильинской продолжалось в пятницу в Покровской церкви (Мунское). Сначала была служба, после окончания её все шли к озеру. Здесь проводился обряд купания в освященной воде. Сооружался плот, в котором была сделана иордань. Сюда окунали маленьких детей, а взрослые купались самостоятельно. После купания одевались в чистую одежду. Старую же бросали в озеро или оставляли на берегу.
«Народ сбиравсе, съежавсе, была у озера сделана ердань такая, мост, в середине дыра. Вот там (например) у меня родивсе робёночек, чё-то он приболел, и я завитила этоо робёночка, что я к Пятнице Парасковеэ ево свожу. И вот свожу я этоо робёночка, я ёо выкупаю тут в ердане и платьёицо всё с ей сниму, всё кину в эту ердань. А ёо наряжу в другоэ и потом несу в церкву». (Антипова Александра Кузьминична).
Этот престольный праздник сопровождался большой ярмаркой.
В этот день в Мунскую Поповку съезжалось много народу. Товар везли самый различный. В торговых рядах красовались кринки, горшки и подойники самых разных размеров. Мастера по плетению из бересты предлагали корзины, туески, пестери для взрослых и пестерьки для детей. Ягодников и грибников привлекали корзины из лосты. Резчики по дереву предлагали искусно изготовленные ложки и поварешки. А также был богатый выбор изделий из кожи (сапоги, хомута) и шерсти (валенки). К этому времени поспевал лук и чеснок. Его покупали не только местные жители, но и приехавшие сюда горожане. « На Мунском были у нас престольные праздники — была Пятница Ильинскаа. Ярманка тут раньше была (я-то тут ишо запомнила). Была ярманка, съежжалисе со всеми. Были красныэ ряды все-то оборудованы и с товаром со всяким приедут: тут и с чесноком, тут и с луком, тут и с кринками, и с чашками, и с ложками, и с поварёшками — какоо не было товару!» (Антипова А. К.).
В советское время, когда разоряли церкви, разобрали и часовню у деревни Юрино. Но жители окрестных деревень продолжали приходить на это место и молиться Параскеве Пятнице. На том месте, где была часовенка, вырос раскидистый ивовый куст. Райда — так называют в наших краях иву. «Ива Чудотворная народилась» — так говорили в народе, — «Господь Бог нам рабам божьим путь к спасению указывает». Теперь уже шли к Святой Райде. Несли в дар полотенца, отрезы ткани, деньги и верили в исцеление от тяжелого недуга и надеялись на помощь Святой Параскевы Пятницы. Долгое время держала пригляд на святом месте Сорина Анфия Степановна, 1878 года рождения, проживающая в деревне Лутьяново Мунского сельского совета. Деньги, оставленные прихожанами, она отправляла в церковь города Белозерска на укрепление православной веры. Прошли годы, но люди по-прежнему приходят к Райде и приносят дары, просят о помощи и защите. Хорошим людям она помогает, а вот кощунства и надругательства не прощает. По рассказам местных жителей, попал в аварию и стал инвалидом парень, стрелявший в икону Параскевы Пятницы. Люди считают это божьим наказанием. А совсем недавно у «Ивы чудотворной» появилась новая часовенка. Построил её Суслов Владимир Петрович. И долго ещё будут приходить сюда люди и давать завет, как в старые времена: «Пятница святая, помоги — исцели, каждый год будем приходить и дары приносить».
Природа края слабо затронута цивилизацией. Фауна представлена медведями, лосями, волками, кабанами, выдрами, куницами, зайцами, норками, бобрами, глухарями и рябчиками. Произрастает большое количество грибов и ягод.
Это заготовка статьи по географии Вологодской области. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Вашкинский район Вологодской области.