Дальнейшее расширение Европейского союза открыто для любой европейской демократической страны со свободным рынком, имеющей желание и возможности для приведения законодательства в соответствие с правом ЕС[1]. С момента основания Евросоюза как Европейского объединения угля и стали в 1952 году прошедшие расширения увеличили число стран-участников с шести до двадцати семи. Условия вступления включены в Копенгагенские критерии, согласованы в 1992 году и закреплены в Маастрихтском договоре (статья 49). Является ли страна европейской определяется политической оценкой, проводимой институтами ЕС[2].
В настоящий момент шесть стран имеют статус кандидата: Исландия (подала заявку в 2009 году[3]), Македония (в 2004), Сербия (в 2009[4]), Турция (в 1987), Хорватия (в 2003) и Черногория (в 2008[5]), при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению[6]. Остальные государства Западных Балкан подписали Соглашение о стабилизации и ассоциации, которое уже вступило в силу для Албании, Македонии, Хорватии и Черногории и которое обычно предшествует подаче заявления на членство[7]. Албания подала заявление в апреле 2009[8], но Европейская комиссия ещё не вынесла по ней решения. Стоит отметить, что Черногория является второй после Хорватии по уровню соответствия Копенгагенским критериям, и, согласно предположениям экспертов, её вступление может произойти до 2014 года[9].
В случае Восточной Европы Хизер Грейб, представитель Центра европейских реформ, сказала: «Беларусь слишком авторитарна, Молдова слишком бедна, Украина слишком велика, а Россия слишком страшна для ЕС, чтобы рассматривать их потенциальное членство в ближайшее время»[10]. Тем не менее, все страны Восточного партнёрства в той или иной степени проявили интерес к вступлению в ЕС в долгосрочной перспективе.
Содержание
|
В настоящее время на повестке дня Евросоюза — принятие Турции, Западных Балкан и Исландии. Турция имеет долгую историю евроинтеграции, и переговоры по вступлению могут занять ещё много лет. Страны Западных Балкан Евросоюз поручился принять после произошедших в них гражданских войн, и в данный момент одна страна уже вступила в ЕС, четыре являются кандидатами, одна подала заявление, остальные заключили договоры ассоциации, предшествующие вступлению. Исландия недавно подала заявление на вступление, и, если сложные переговоры по рыболовству будут преодолены, ожидается быстрое принятие страны благодаря участию страны в договоре о Европейской экономической зоне.
Остальные страны Восточной и Западной Европы не включены в текущую программу расширения, но либо стремятся к членству, либо теоретически могут подать заявление, если изменится их внешняя политика или Евросоюз даст понять, что сфера расширения теперь распространяется и на них. Следует также отметить, что темпы расширения замедлены из-за двусторонних споров на Балканах, проблем с институциональными реформами ЕС, а также сложностей с адаптацией странами acquis communautaire (принятой на сегодня совокупности правовых норм ЕС).
Страна |
Статус |
Договор ассоциации |
Заявление на членство |
Статус кандидата |
Начало переговоров |
Население |
Территория (км²) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Албания | соискатель | 12 июня 2006 (ССА) | 28 апреля 2009 | — | — | 3 639 453 | 28 748 |
Босния и Герцеговина | ассоциированный член | 16 июня 2008 (ССА) | — | — | — | 3 981 239 | 51 129 |
Исландия | переговоры | 2 мая 1992 (ЕЭЗ) | 16 июля 2009 | 17 июня 2010 | 27 июля 2010 | 319 756 | 103 001 |
Республика Косово (по РСБООН 1244) | начальные обсуждения | — | — | — | — | 2 100 000 | 10 908 |
Македония | кандидат | 9 апреля 2001 (ССА) | 22 марта 2004 | 17 декабря 2005 | — | 2 114 550 | 25 713 |
Сербия | кандидат | 29 апреля 2008 (ССА) | 22 декабря 2009 | 1 марта 2012 | — | 7 498 001 | 88 361 |
Турция | переговоры | 12 сентября 1963 (СА) | 14 апреля 1987 | 12 декабря 1999 | 3 октября 2005 | 74 816 000 | 783 562 |
Хорватия | присоединение | 29 октября 2001 (ССА) | 21 февраля 2003 | 18 июня 2004 | 3 октября 2005 | 4 489 409 | 56 542 |
Черногория | переговоры | 15 октября 2007 (ССА) | 15 декабря 2008 | 17 декабря 2010 | 29 июня 2012 | 678 177 | 13 812 |
Хорватия подала заявление на членство ЕС в 2003 году, и Европейская комиссия рекомендовала государство к статусу официального кандидата в начале 2004. Статус кандидата был присвоен Европейским советом в середине 2004, и дата начала переговоров, изначально назначенная на начало 2005 года, была отодвинута до октября того же года. Следуемый за началом переговоров 3 октября 2005 процесс проверки 33 разделов законодательства был завершён 18 октября 2006[11]. Переговоры были задержаны на 10 месяцев из-за пограничного спора со Словенией, но в сентябре 2009 представители Словении сообщили, что готовы снять свои возражения против вступления Хорватии, договорившись решить конфликт при помощи международных посредников[12].
С момента распада Югославии Хорватия добилась наилучших после Словении результатов в восстановлении страны и надеется стать второй бывшей югославской республикой, вступившей в Союз. В стране стабильная рыночная экономика, а также статистические показатели (например, ВВП на душу населения) выше показателей Болгарии и Румынии, которые присоединились в 2007 году. Перед началом переговоров с Хорватией acquis был разделён на 35 разделов вместо обычных 31. Предполагается, что новые разделы, до этого входящие в раздел об аграрной политике, могут вызвать трудности, как это было с другими странами.
В конце 2005 власти ЕС прогнозировали, что Хорватия вступит в Союз между 2010 и 2012 годами. В июне 2011 года лидеры ЕС одобрили вступление Хорватии в сообщество[13], а в январе 2012 года в Хорватии прошёл референдум о вступлении в Евросоюз и это решение поддержали более 66 % проголосовавших[14].
Договор о вступлении Хорватии, в том числе и некоторые изменения в Договоры ЕС, как ожидается, будут подписаны в 2012 году. Процесс ратификации парламентами всех 27 государств-членов ЕС, как ожидается, займет около двух лет, если не возникнет споров. Таким образом, вступление в силу и присоединение Хорватии к ЕС, как ожидается, произойдёт 1 июля 2013 года[15].
На сегодня заявления шести стран приняты и официально рассмотрены, и странам присвоен статус кандидата[6]. Эти страны начали или начнут в скором времени процесс вступления, приводя своё законодательство в соответствие с правовыми нормами ЕС. Хорватия, Македония, Черногория и Сербия подали заявление недавно, при этом все четыре страны были частью Югославии (Босния и Герцеговина также планирует вступить в Евросоюз). Турция имеет статус кандидата с 1999 года, подав заявление на вступление в 1987[16]. Причина столь долгого процесса — сложности по приведению страны к стандартам ЕС, а также проблемы политического характера, сопровождающие вступление[17].
Исландия подала заявку на членство в союзе вследствие экономического спада. Данный шаг идёт вразрез с традиционным скептицизмом Исландии по поводу присоединения к ЕС, и исход референдума зависит в большой степени от того, сможет ли правительство убедить своих граждан в необходимости присоединения. До этого отношения с ЕС определялись её членством в Европейской экономической зоне, предоставляющим доступ к общему рынку ЕС, и Шенгенским соглашением. Как результат, Исландское право уже включает значительную часть торгового права ЕС и ожидается, что переговоры о присоединении завершатся быстро (однако, исследование, проведённое в 2005-м году секретариатом ЕАСТ, показало, что точный процент включения законодательства ЕС составляет лишь 6,5 %[18][19])[20].
Как и в Норвегии, основной аргумент Исландии против членства в союзе — страх потерять контроль над своими рыбными ресурсами. Однако, финансовый кризис 2008 года заставил правящую партию, Партию независимости, пересмотреть свои позиции и согласиться начать переговоры после проведения общенационального референдума (в дополнение к референдуму по вопросу о присоединении). При этом премьер-министр страны Йоханна Сигурдардоттир и меньшая, не входящая в правящую коалицию, Прогрессивная партия поддержали лишь заключительный референдум. Вопрос о переговорах был поставлен на голосование в парламенте Исландии в июле 2009 года и утвержден (без проведения референдума о начале переговоров) с небольшим перевесом 16 июля 2009 года. Заявка шведскому председательству в совете ЕС, датированная тем же днём, была принята к рассмотрению в совете 27 июля. 8 сентября Еврокомиссия послала Исландии список из 2500 вопросов, касающихся выполнения страной критериев вступления и степени соответствия праву ЕС, ответы на которые были присланы 22 октября 2009 года. 9 ноября был выбран главный представитель для предстоящих переговоров, Стефан Хаукур Йоханессон, посол Исландии в Бельгии. В феврале 2010-го европейский комиссар по вопросам расширения рекомендовал Совету ЕС начать переговоры с Исландией, после чего 17 июня 2010 стране был присвоен статус кандидата, а 27 июля — начаты переговоры.
Македония стала соискателем членства в Союзе 22 марта 2004 года. 9 ноября 2005 Европейская комиссия рекомендовала страну к статусу кандидата. 17 декабря лидеры стран ЕС, следуя рекомендации, официально присвоили стране запрашиваемый статус, но дата начала переговоров по вступлению пока не была объявлена.
Охридское соглашение поддерживает мир и порядок в обстановке этнической напряжённости с присутствующем на западе страны албанским меньшинством, добившимся значительной автономии. В отличие от Сербии суверенитет сохраняется на всей территории. Премьер-министр Никола Груевский предположил, что страна может присоединиться в 2012-м или 2013-м[21]. Тем не менее, подтверждения датам со стороны ЕС нет.
17 декабря 2005 года Европейский совет одобрил и поприветствовал достижения в реформировании страны и осуществлении договоров (Копенгагенские критерии, Соглашение о стабилизации и ассоциации, Охридское соглашение)[22].
Между республикой и её южным соседом и членом ЕС Грецией продолжается спор по поводу наименования страны. Греция отвергает имя «Македония», потому что по её мнению оно подразумевает территориальные претензии на северную область Греции, Македонию (см. Спор о названии Македонии). По этой причине ЕС использует для упоминания страны временный термин «Бывшая Югославская Республика Македония». Поскольку Греция неоднократно подтвердила, что использует право заблокировать вступление без предварительного соглашения[23], решение спора стало одним из предусловий для вступления в Союз[24]. Кроме того ставят под сомнение кандидатуру страны опасения по поводу сложностей в достижении европейских стандартов в нормах права и экономики, а также насилие и беспорядки во время парламентских выборов 2008 года[25].
В последние годы вопрос Турции в отношении ЕС стал темой большой важности и значительной неоднозначности. Турция — один из основателей Совета Европы с 1949 года и, благодаря подписанному 12 сентября 1963 года Соглашению об ассоциации между ЕЭС и Турцией, является «ассоциированным членом» Европейского союза и его предшественников с 1964-го. Страна формально подала заявление на вступление 14 апреля 1987, но понадобилось 12 лет, чтобы получить статус кандидата на саммите Хельсинки 1999-го года. После саммита в Брюсселе 17 декабря 2004 (в след за крупным расширением 2004-го года) Европейский совет объявил официальной датой начала переговоров по вступлению Турции 3 октября 2005. Процесс проверки законодательства начался 20 октября 2005 и завершился 18 октября 2006.
По классификации ЦРУ Турция является развитой страной с седьмой по размеру экономикой в Совете Европы и пятнадцатой в мире, входит в таможенный союз с ЕС с момента вступления в силу соглашения о Таможенном союзе между Турцией и ЕС в 1996. Турция — один из членов-основателей ОЭСР (1961), ОБСЕ (1971), а также ассоциативный член Западноевропейского союза с 1992-го года. Помимо этого Турция — член-основатель Большой индустриальной двадцатки (1999), которая имеет тесные связи с Евросоюзом. Страна также входит в состав региональной группы ООН «Западная Европа и другие государства».
Сторонники вступления страны в ЕС утверждают, что являясь ключевой силой в регионе и имея крупную экономику и вторые по величине в НАТО вооружённые силы, Турция усилит позицию ЕС в роли глобального геостратегического игрока. Учитывая географическое положение Турции, её экономические, политические, культурные и исторические связи в регионах, богатыми полезными ресурсами, это непосредственно в геополитической сфере влияния Евросоюза: Восточное Средиземное и Черноморское побережья, Средний Восток, Каспийское море и Центральная Азия.
По словам Карла Бильдта, министра иностранных дел Швеции, «(Вступление Турции) даст ЕС решающую роль для стабилизации восточной части Средиземноморья и Чёрного моря, что несомненно в стратегических интересах Европы». Великобритания — одна из ключевых стран, поддерживающих вступление Турции. В мае 2008-го, королева Елизавета II во время визита в Турцию сообщила, что «Турция играет роль моста между Западом и Востоком в критическое для ЕС и всего мира время».
Помимо этого сторонники вступления утверждают, что Турция выполнила большинство условий для вступления. Некоторые также настаивают, что ЕС больше не может отказывать Турции, так как она находится в статусе кандидата уже больше сорока лет и добилась большого прогресса в защите прав человека для того, чтобы удовлетворить условия вступления.
Тем не менее в Евросоюзе также существует оппозиция вступлению Турции, в частности поддерживаемая президентом Франции Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель. Противники вступления утверждают, что с законодательством, подобному потенциально репрессивной 301-й статье Уголовного кодекса Турции (статья, запрещающая «оскорбление турецкой идентичности», реформированная 30 апреля 2008 года), и значительной ролью армии в политике Турции, осуществляемой через Совет национальной безопасности Турции (эта структура была также реформирована 23 июля 2003 года в соответствии с требованиями ЕС), Турция не соблюдает ключевых принципов, ожидаемых от либеральной демократии, таких как, например, свобода слова. Помимо этого, значительная численность населения Турции изменит баланс сил в представительных европейских учреждениях. По присоединению к ЕС семидесятимиллионное население позволит иметь второе по величине представительство в Европарламенте. Согласно демографическим прогнозам, Турция станет самой населённой страной Европы к 2020-му году, обогнав Германию.
Валери Жискар д’Эстен выступил против вступления опасаясь, что членство Турции может затронуть дальнейшие планы расширения, в особенности, увеличив число желающих вступить стран. По его мнению, вслед за Турцией в Союз могут попроситься страны Ближнего Востока и Северной Африки, и, в первую очередь, Марокко[26]. Марокко уже было отказано в членстве на основании географического положения, и Турция, в отличие от Марокко, располагает территорией в Европе. В январе 2007-го Николя Саркози, будучи кандидатом в президенты, сообщил, что «у Европы есть определенные границы, и далеко не все страны могут стать ее полноправными членами, это касается и Турции, которой нет места в Евросоюзе; безграничное расширение ЕС может привести к разрушению европейского политического союза»[27]. Кроме того, некоторые возражают вступлению страны, являющейся в большой степени мусульманской. В 2004-м году будущий Председатель Европейского совета Херман Ван Ромпёй заявил: «Турция — не часть Европы и никогда не станет ее частью. Расширение ЕС за счет Турции не может быть приравнено к любым расширениям, имевшим место в прошлом. Универсальные ценности, которые воплощают могущество Европы и которые являются фундаментальными ценностями христианства, потеряют силу с присоединением большого исламского государства — такого, как Турция»[28].
Лишь малая часть территории Турции находится в Европе, как её общепринято географически определять. Также в Европе расположена большая часть крупнейшего города страны, Стамбула. Член ЕС Кипр располагается к югу от Анатолии и является частью континентального шельфа полуострова, таким образом географически находясь в Азии.
Ещё одной проблемой является греко-турецкий конфликт. Евросоюз и большинство стран мира считают северную треть Кипра частью Республики Кипр. Однако de facto эта часть острова контролируется правительством Северного Кипра, признанным Турцией. Турция, в свою очередь, не признаёт правительство Республики Кипр, затягивая решение конфликта, предлагаемое ООН, а также содержит на территории Северного Кипра 40 000 турецких военнослужащих. Инициированный ООН план Аннана по объединению острова был поддержан ЕС и Турцией. Проведённые в апреле 2004-го референдумы дали противоположные результаты по частям острова: будучи поддержанным турками-киприотами план был отвергнут киприотами-греками.
В ходе референдума о независимости 21 мая 2006 года большинство голосов было отдано за выход из Союза Сербии и Черногории. После провозглашения независимости Черногория официально подала заявку на членство в Европейском союзе 15 декабря 2008 года[5]. Однако, новопровозглашённое государство продолжает испытывать проблемы в сферах экологии, законодательства и борьбы с преступностью, которые могут замедлить или усложнить достижение цели.
Черногория без договорённости с ЕС использует евро с момента его выхода в 2002-м, ранее используя немецкую марку. Переговоры о Соглашении о стабилизации и ассоциации начались в сентябре 2006-го. ССА было подписано 15 октября 2007 года и вступило в силу 1 мая 2010-го после того, как все 27 стран ЕС его ратифицировали.
Список вопросов, касающихся выполнения страной критериев вступления и степени соответствия праву ЕС, был послан Европейской комиссией правительству Черногории 22 июля 2009 года; ответ получен 9 декабря 2009 года. Еврокомиссия рекомендовала Совету министров присвоить стране статус кандидата 9 ноября 2010-го, после чего 17 декабря 2010-го Черногория стала официальным кандидатом на вступление в ЕС.
Большинство жителей страны выступают за присоединение к Евросоюзу: согласно опросам 76,2 % населения за вступление и лишь 9,8 % — против.
29 июня 2012 года лидеры стран Евросоюза одобрили начало переговоров о вступлении Черногории в ЕС.[29]
Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария участвуют в ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), развиваемой параллельно ЕС. Большинство бывших членов вышли из ЕАСТ, чтобы присоединиться к ЕС, и оставшиеся страны, за исключением Швейцарии, образовали с Союзом Европейскую экономическую зону. Из текущих членов ассоциации только Исландия решила присоединиться к ЕС.
Лихтенштейн входит в Европейскую экономическую зону наряду с Исландией и Норвегией и, таким образом, тесно интегрирован с Евросоюзом. Находясь при этом в таможенном и валютном союзе со Швейцарией, страна может соответственно рассмотреть возможность присоединиться к ЕС, если такое решение примет Швейцария[30]. Например, Лихтенштейн подписал Шенгенское соглашение вслед за Швейцарией.
Население Норвегии дважды на национальных референдумах (1972 и 1994) отвергало предложение о вступлении в ЕС.
В замороженном состоянии находится заявка Швейцарии, вступление которой было остановлено референдумом. Эта страна, тем не менее, присоединилась к Шенгенскому соглашению с 1 января 2007 года. 1 января 2011 года президентом страны снова стала Мишлин Кальми-Ре, поддерживающая идею вступления Швейцарии в Европейский союз, однако во время своего первого визита в должности президента в январе 2011-го сообщила, что членство в ЕС, как и переход к системе автоматического применения права ЕС, неприемлемы для альпийской конфедерации[31].
В Западной Европе расположено пять карликовых государств: Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино. Лихтенштейн является членом ЕАСТ (см. соответствующий раздел). Ватикан, Монако и Сан-Марино подписали соглашения, позволяющие им не только использовать евро, но и чеканить собственные монеты. Все они также де-факто участвуют в Шенгенском соглашении либо имеют почти полностью открытую границу с ЕС и тесные отношения с граничащими государствами. Например, Монако в полной мере является частью таможенной территории ЕС через Францию и использует большую часть права ЕС в отношении НДС и акцизов.
С момента распада СССР бывшие советские республики Восточной Европы и Закавказья рассматривались потенциальными кандидатами для расширения ЕС. Все они тесно связаны с Россией, и для получения статуса кандидата им потребуется сконцентрироваться на других европейских партнёрах. Тем не менее, эти государства останутся вне Союза, во всяком случае, в ближайшее время. Они не входят в текущую программу расширения, так как усилия Союза на данный момент направлены на Западные Балканы, Турцию и Исландию.
С 1993 г. Азербайджан заявил о своей заинтересованности в отношениях с ЕС и приступил к планированию связей с ним в различных областях. В 1996 г. Президент Азербайджанской Республики Г. Алиев подписал «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» и установил официальные связи.
Армения заявляла о намерениях в отношении европейской интеграции[32] и даже декларировала вступление в ЕС долгосрочной целью[33], участвуя в программе «Европейской политики соседства» с 2004-го года, а в «Восточном партнёрстве» — с момента его создания в 2009-м. Проведённый в 2005-м году опрос населения показал, что почти две трети населения страны желали бы видеть страну в ЕС[34]. В то же время Армения долгие годы имеет тесные отношения с Россией, заявляя, как в 2006-м[35], так и в 2010-м[36], что альтернативы им нет.
Евросоюз неоднократно осуждал белорусское правительство за авторитарные тенденции, несоответствие выборов демократическим нормам и нарушение прав человека в республике и даже вводил санкции в отношении страны[37][38][39], вследствие чего Белоруссия имеет напряжённые отношения с ЕС. Кроме того, текущее правительство выбрало курс на интеграцию с Россией в рамках Союзного государства.
Тем не менее, в мае 2009-го Евросоюз пригласил Белоруссию в программу «Восточное партнёрство»[40]. Однако, после президентских выборов 19 декабря 2010 года, не признанных ОБСЕ, Евросоюзом и странами Северной Америки демократическими, и последовавших за выборами арестом участников оппозиционного митинга министры иностранных дел Швеции, Чехии, Польши и Германии в совместной статье заявили, что продолжение сотрудничества с Лукашенко «в настоящий момент выглядит пустой тратой сил и времени»[41].
О своём намерении вступить в ЕС неоднократно заявляло новое руководство Грузии, но никаких конкретных документов, которые обеспечивали хотя бы начало переговорного процесса по этому вопросу, пока ещё не подписано и, скорее всего, не будет подписано до тех пор, пока не будет урегулирован конфликт с частично признанными государствами Южная Осетия и Абхазия.
В мае 2010 года глава представительства Евросоюза в России Фернандо Валенсуэла заявил, что в обозримой перспективе присоединения Грузии к Евросоюзу не будет[42].
В июле 2010 года в Батуми стартовали переговоры представителей ЕС и Грузии по поводу заключения двустороннего соглашения об ассоциации.[43]
Аналогичная проблема с продвижением к евроинтеграции существует и у Молдавии — руководство непризнанной Приднестровской Молдавской Республики не поддерживает стремление Молдавии вступить в Евросоюз. В настоящее время перспективы вступления Молдавии в ЕС весьма туманны. В ноябре 2010 года премьер-министр республики Влад Филат заявил, что Молдавия подаст заявку на вступление в Евросоюз в 2011 году[44].
Стремление Украины к евроинтерграции проявилось во внешней политике страны в конце 2004-го с приходом к власти Виктора Ющенко, сделавшего программные заявления о постановке четырёх главных задач: получении статуса страны с рыночной экономикой, вступлении в ВТО, получение статуса ассоциированного члена ЕС, а затем — полноправного[45]. Признание Украины страной с рыночной экономикой произошло 1 декабря 2005 года[46], а 16 мая 2008-го страна стала 152-м членом ВТО[47]. Вместе с тем, не смотря на постоянную поддержку членства Украины со стороны европарламентариев, тон резолюций Европарламента отражает оценки политической ситуации и развитии демократии в стране: если резолюция 2005 года призывает предоставить стране четкую перспективу с возможностью вступления в ЕС[48], а в резолюции февраля 2010-го, помимо признания права страны подать заявку о членстве, предлагается предоставить Еврокомиссии мандат на разработку плана действий по отмене визового режима для Украины[49], то резолюция от 25 ноября 2010-го критикует последние местные выборы, проблемы со СМИ, нарушение прав и свобод, а также вмешательство СБУ в демократический процесс[50].
В феврале 2011 года посол ЕС на Украине Жозе Мануэль Тейшейра заявил, что в настоящее время Украина не соответствует минимальным условиям для обсуждения вопроса членства в ЕС[51].
В конце марта 2012 года Украина и ЕС парафировали Соглашение об ассоциации, включающее положения о создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли.[52]
В начале июня 2012 года посол ЕС на Украине Жозе Мануэль Тейшейра заявил, что Европейский союз не возражает против членства Украины в организации.[53]
23 июля 2012 года Украина и ЭС расширили договор об упрощении визового режима.[54]
Вопрос о рассмотрении России в контексте расширения ЕС поднимался наряду с другими постсоветскими государствами, включая Казахстан, западная часть территории которого расположена в Восточной Европе.
Во время подготовительной стадии Европейской политики соседства Россия настояла на создании четырёх общих пространств ЕС-России вместо участия в ЕПС, так как видела ЕПС «неравным» соглашением с Евросоюзом в доминирующей роли. В мая 2005 года в рамках общих пространств был принят план действий, близкий по содержанию к плану действий ЕПС. Как ЕПС, так и Общие пространства ЕС-России реализованы через Европейский инструмент соседства и сотрудничества.
Россия устами официальных лиц неоднократно объявляла о нежелании полностью вступать в Евросоюз, предлагая вместо этого реализовать концепцию «четырёх общих пространств», сопровождаемых «дорожными картами» и облегчающих трансграничное перемещение граждан, экономическую интеграцию и сотрудничество в ряде других областей. Единственным исключением стало сделанное в конце ноября 2005 Президентом России В. В. Путиным заявление о том, что он «был бы счастлив», если бы Россия получила приглашение вступить в ЕС. Однако, это заявление было сопровождено оговоркой о том, что сам он не будет выступать с просьбой о принятии в ЕС[55].
Важным моментом является то, что Россия и Белоруссия, подписавшие договор о создании Союза и не могли бы в принципе начать никакие действия по самостоятельному вступлению в ЕС, не расторгнув этот договор.
Не входят в состав ЕС имеющие автономный статус в составе Дании Гренландия (вышла после референдума 1985) и Фарерские острова, ограниченно и не в полном объёме участвуют в ЕС финская автономия Аландские острова и заморская территория Великобритании — Гибралтар, другие зависимые территории Великобритании — Мэн, Гернси и Джерси вовсе не входят в состав ЕС.
В 1995 году была принята Барселонская декларация, основополагающая программа регионального сотрудничества Европейского союза со странами Средиземноморского бассейна в таких областях, как политика, безопасность, экономика, финансы, социальная и гуманитарная сфера, культура[56]. Одна из основных целей организации — создание зоны свободной торговли в Средиземноморье.
Европейский союз | |
---|---|
Члены союза | Австрия • Бельгия • Болгария • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Дания • Ирландия • Испания • Италия • Кипр • Латвия • Литва • Люксембург • Мальта • Нидерланды • Польша • Португалия • Румыния • Словакия • Словения • Финляндия • Франция • Чехия • Швеция • Эстония |
В процессе присоединения | Хорватия |
Официальные кандидаты | Исландия • Македония • Сербия • Турция • Черногория |
Потенциальные кандидаты | Албания • Босния и Герцеговина • Косово |
Дальнейшее расширение Европейского союза.