Железнодорожная будка (сокращённо ж/д будка, встречается написание Будка железной дороги) — тип населённого пункта (поселения[1]), выделенный во времена СССР. В названии такого населённого пункта часто входит название участка перегона, например, Железнодорожная будка 25 км
Железнодорожные будки строились еще на первых ж.д. путях с целью постоянного проживания и присутствия возле рабочего места персонала (железнодорожного сторожа, путевого обходчика, стрелочника), обслуживающего ж.д. дорогу (например, у переездов железной дороги и автомобильной).
В настоящее время с введением автоматики, дистанционного управления, необходимость в постоянном проживании железнодорожников возле объектов ж.д. инфраструктуры отпала, ж/д будки как тип населённого пункта исчезают с карт.
В Западной Европе жилые строения становятся вторыми домами (типа коттеджа).
Железнодорожная будка.