Изоли́рующие языки́ (иначе аморфные, односложные, корневые) — языки, которые пользуются корнями как словами, не образуя сложных сочетаний с суффиксами и префиксами. В этом отношении изолирующие языки противопоставлены синтетическим языкам, в которых слова могут состоять из нескольких морфем.
Содержание |
Исторически все языки были разделены на три класса (изолирующие, флективные, агглютинативные). При разделении исходили из двух факторов:
В изолирующих языках каждой морфеме соответствует отдельное слово. Примеры из русского языка:
Это слово (хаки) состоит только из одной морфемы (собственно хаки), соотношение между словами и морфемами 1:1. Другой пример:
Это слово (проездной) состоит из четырех морфем (про-, -езд-, -н-, -ой), соотношение между словами и морфемами 1:4.
Языки, считающиеся изолирующими, обычно имеют соотношение между словами и морфемами 1:1. Ввиду этого изолирующие языки испытывают так называемый «недостаток морфологии». Это происходит потому что каждое слово лишается внутренней структуры (то есть морфем) и соответствующего комплекса значений — в данных языках отсутствуют словообразовательные элементы (например, аффиксы). Изолирующие языки используют отдельные слова для тех целей, которые в синтетических языках обычно выражаются аффиксами или изменением корня.
Соотношение морфем и слов рассматривается как постоянная величина. При этом чем выше это отношение, тем менее вероятно, что данный язык является изолирующим. Языки, имеющие это соотношение выше 1.0, в которых используются несколько морфем в слове, называют синтетическими. Флективные и агглютинативные языки можно определить как подклассы синтетических языков. При этом к одному из двух подклассов конкретный язык относят исходя из 1 фактора (сила «склеенности» между морфемами).
Изолирующие языки широко распространены в Юго-Восточной Азии, например, вьетнамский язык, классический китайский (отличается от современного китайского языка). Практически все языки в регионе являются изолирующими (исключение — малайский язык). Также австронезийские языки в этом регионе проявляют больше изолирующих черт, чем другие языки из этой группы. Некоторые другие изолирующие языки в регионе — бирманский язык, тайский язык, кхмерский язык в Камбодже, лаосский язык и др.
Поскольку изолирующие языки лишены морфем, которые указывали бы на роль слова в предложении, эту функцию выполняет порядок слов в предложении. Так, в китайском языке, являющемся самым изученным из всех изолирующих языков, порядок слов передаёт отношение субъект-объект. Например,
традиционный | 明天 | 我 | 的 | 朋友 | 會 | 爲 | 我 | 做 | 一 | 個 | 生日 | 蛋糕 |
упрощённый | 明天 | 我 | 的 | 朋友 | 会 | 为 | 我 | 做 | 一 | 个 | 生日 | 蛋糕 |
пиньинь | míngtīan | wǒ | de | péngyou | huì | wèi | wǒ | zuò | yí | ge | shēngri | dàn’gāo |
английский дословный | tomorrow | I | (притяжательная частица) | friend | will1 | for | I | make | one | (счетное слово) | birthday | cake |
русский дословный | завтра | я | (притяжательная частица) | друг | будет1 | для | я | делать | один | (счетное слово) | день рождения | пирог |
«Завтра мой друг/мои друзья сделают пирог на мой день рождения.» |
Как видно из таблицы, английский язык также является весьма изолирующим, за исключением морфемы множественного числа -s, являющейся суффиксом. Следует отметить, что словоформа my не является многосложной, как можно подумать, сравнивая с китайским текстом. Это — одна морфема, передающая смысл двух китайских слов.
zuò («делать») не меняется в настоящем времени:
традиционный | 他們 | 在 | 做 | 作業 | |||||||
упрощенный | 他们 | 在 | 做 | 作业 | |||||||
пиньинь | tāmen | zài | zuò | zuòyè | |||||||
английский дословный | they | are | doing | homework | |||||||
русский дословный | они | есть1 | делать | уроки | |||||||
«Они делают уроки.» |
Похожим образом строится предложение в бирманском языке (порядок слов субъект-объект-глагол):
မနက်ဖြန် | ကျွန်တော်1 | ရဲ့ | သူငယ်ချင်း | မွေးနေ့ | ကိတ်မုန့် | တစ် | ဗန်း | ဖုတ် | ပေး | မည်။² | |
məneʔpʰyà̃ ma ne' hpyan |
ʧənɔ̀ kya no |
yḛ ye. |
θəŋèʤí̃ tha nge chin: |
mwéinḛi mwei: nei. |
keiʔ mo̰ʊ̃ kei' moun. |
tə ta |
bá̃ ban: |
pʰoʊʔ hpou' |
péi pei: |
myì myi |
|
завтра | я | (притяжательная частица) | друг | день рождения | пирог | один | (счетное слово) | печь | давать | (частица будущего времени) | |
«Завтра друзья испекут пирог на мой день рождения.» |
В большинстве случаев определение аналитический обозначает то же, что слово изолирующий. Тем не менее аналитичность подразумевает, что синтаксическая информация передается при помощи отдельных грамматикализованных (см. граничные морфемы) слов вместо морфологии. Очевидно, использование отдельных слов является изолирующим фактором, тогда как применение словоизменения для выражения синтаксических отношений развивает синтетичность.
В смысле этой части все изолирующие языки являются аналитическими. Однако возможны языки, которые хотя и не применяют словоизменение, имеют большое число деривационных аффиксов (также см. derivation (linguistics)). Например, в индонезийском языке всего 2 словоизменительных морфемы и приблизительно 25 деривационных морфем. Индонезийский язык рассматривают как слабо синтетический язык (следовательно, не изолирующий), в части передачи синтаксических отношений — в основном аналитический.
Это заготовка статьи по лингвистике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Изолирующий язык.