Искусство Тибета зародилось в конце 10-го начале 11-го веков[1] под влиянием индийской, непальской и китайской культур и в большей степени связано с религией — тибетским буддизмом.
Содержание |
Тибетцы не являлись искусными ремесленниками. Развитие их интереса к искусству можно проследить по тибетским историческим документам 630—850 годов, в частности по закупке ими серебряных чаш из Ирана или роскошных шелков из Юньнани.[2] В 8-12 веках в Тибет проникали тантрические буддийские учения.[3] Тибетцы охотно приглашали к себе кашмирских мастеров, а также неварцев из долины Катманду для создания произведений искусства, таких как сохранившиеся расписные деревянные столбы в храме Джоканг (8 век).[1]
Копируя неварскую технику, обучаясь у мастеров в северной Индии, производя большое количество предметов живописи, бронзовых и глиняных скульптур, тибетцы постепенно вырабатывали свой собственный стиль, отличающийся «ощутимым чувством концептуальной „цельности“», в большей степени сформировавшийся к 15 веку.[1]
Большинство символов, используемых в тибетском искусстве, уже существовало в древней Индии с времён появлением там буддизма[3] Говоря же об отличиях тибетского буддизма от раннего индийского буддизма, исследователи отмечают, что первый уникален не какими-либо отдельными доктринами, а тем, каким образом одинаковое для буддийских учений содержание было в Тибете систематизировано и структурировано по стадиям, ведущим к просветлению.[3]
Тибетская живопись полностью связана с тибетским буддизмом.[4] В ней выделяется три основных школы и три категории изображений с гневными, спокойными или мирными божествами.[5] Исследователи отмечают такие отличительные характеристики тибетской живописи как «великолепная гибкость и чёткость линий, виртуозность исполнения и колористическое чутье».[4]
Основными художниками в Тибете длительное время были только монахи (ламы), которые рисовали мандалы, изображения божеств, подбирая благоприятные дни для начала рисования, совершали определённые религиозные ритуалы, молились во время работы.
Одним из наиболее известных и распространённых видов тибетской живописи является танка,[5] отличающаяся строгой каноничностью.[4]
Скульптура Тибета связана с тибетским буддизмом также как и живопись.[4] Пик её развития приходится на 17-18 века.[6]
В качестве материала для изготовления скульптур на Тибете использовались дерево, глина, камень, бронза,[6], медь[4]. Статуи украшались драгоценными камнями,[4] одеяниями[6]. В скалах вырезались и раскрашивались рельефы с изображениями буддийских божеств и святых.[4]
В Лхасе в храме Джоканг находится самая почитаемая в Тибете статуя, изображающая Будду Гаутаму в возрасте 8 или 12 лет[7]
Самобытным видом тибетского творчества считается архитектура, основными строительными материалами которой являются гранит, кирпич и дерево.[4]
Самым известным и монументальным архитектурным творением Тибета является дворец Потала, расположенный в Лхасе, входящий с 1994 года в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Чортены (ступы) — также одна из визитных карточек Тибета. Самая крупная на Тибете ступа — храм Кумбум в Гьянгдзе.
Ритуальные тибетские танцы (гар и цам), песни, оперы и оперетты, сюжет которых основан на древних легендах или исторических событиях, исполняются монахами. Представления происходят на открытом воздухе[5] с использованием маск, отличающихся большой экспрессией.[4]
Народные песни и танцы отличаются простотой, воспевают любовь, природную красоту и подвиги предков.[5]
Одна из основных целей созданного Далай-ламой XIV в 1959 году Тибетского института исполнительских искусств (Tibetan Institute of Performing Arts) — сохранение тибетской оперы, музыки и танцев.
Созданная на тибетском языке литература включает труды по истории, религии, философии, медицине, астрономии, а также художественные и поэтические произведения.[8]
Одна из старейших и лучших в мире галерей экспонатов, посвящённых Тибету, находится в Ньюаркском музее[9]. В Лхасе расположен музей Тибета (en), имеющий постоянную выставку, посвящённую культурной истории Тибета.
Институт тибетологии Намгьял, расположенный в Сиккиме (Индия), имеет одну из самых больших в мире библиотек тибетских текстов, а также музей Тибетской иконографии и религиозного искусства.[10] В состав института Норбулинка, расположенного в Дхарамсале, входят Центр искусств, Академия тибетской культуры, Литературный и культурный исследовательский центр, библиотека, созданные в том числе для обеспечения непрерывного развития искусств Тибета.
Обучение традиционным тибетским искусствам производится в нескольких институтах (таких как Норбулинка и Намгьял). Некоторые современные художники и скульпторы (как в изгнании, так и в Тибетском автономном регионе) пытаются модернизировать традиции подчас даже радикальным образом, а также используют современные техники творческого самовыражения, включая фотографию.[11]
Тибет в темах | |||
---|---|---|---|
История | Тибет (1912—1951) • Статус Тибета • Флаг • Герб • Международные связи • История почты и почтовых марок | ||
Исторические области | Амдо • Кхам • У-Цанг • Историческая столица — Лхаса | ||
География | Тибетское нагорье • Климат | ||
Административное деление | Тибетский автономный район и автономные округа в провинциях Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу в КНР | ||
Общество | Население • Тибетцы • Экономика | ||
Культура | Искусство • Язык • Письмо • Литература • Музыка • Живопись • Архитектура • Всемирное наследие (Потала • Джоканг • Норбулинка) • Праздники • Кухня • Традиционная медицина • Календарь и астрология | ||
Религия | Буддизм • Бон • Дзогчен • Буддийские лидеры: Далай-лама (Далай-лама XIV) • Панчен-лама • Кармапа | ||
Политика в Тибете | Движение за независимость Тибета • Зона ахимсы | ||
|
Искусство Тибета.