Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Искусство Тибета

Перейти к: навигация, поиск
Танка 18 века из восточного Тибета с изображением образа Зелёной Тары

Искусство Тибета зародилось в конце 10-го начале 11-го веков[1] под влиянием индийской, непальской и китайской культур и в большей степени связано с религией — тибетским буддизмом.

Содержание

История формирования

Тибетцы не являлись искусными ремесленниками. Развитие их интереса к искусству можно проследить по тибетским историческим документам 630—850 годов, в частности по закупке ими серебряных чаш из Ирана или роскошных шелков из Юньнани.[2] В 8-12 веках в Тибет проникали тантрические буддийские учения.[3] Тибетцы охотно приглашали к себе кашмирских мастеров, а также неварцев из долины Катманду для создания произведений искусства, таких как сохранившиеся расписные деревянные столбы в храме Джоканг (8 век).[1]

Копируя неварскую технику, обучаясь у мастеров в северной Индии, производя большое количество предметов живописи, бронзовых и глиняных скульптур, тибетцы постепенно вырабатывали свой собственный стиль, отличающийся «ощутимым чувством концептуальной „цельности“», в большей степени сформировавшийся к 15 веку.[1]

Большинство символов, используемых в тибетском искусстве, уже существовало в древней Индии с времён появлением там буддизма[3] Говоря же об отличиях тибетского буддизма от раннего индийского буддизма, исследователи отмечают, что первый уникален не какими-либо отдельными доктринами, а тем, каким образом одинаковое для буддийских учений содержание было в Тибете систематизировано и структурировано по стадиям, ведущим к просветлению.[3]

Живопись

Роспись танки

Тибетская живопись полностью связана с тибетским буддизмом.[4] В ней выделяется три основных школы и три категории изображений с гневными, спокойными или мирными божествами.[5] Исследователи отмечают такие отличительные характеристики тибетской живописи как «великолепная гибкость и чёткость линий, виртуозность исполнения и колористическое чутье».[4]

Основными художниками в Тибете длительное время были только монахи (ламы), которые рисовали мандалы, изображения божеств, подбирая благоприятные дни для начала рисования, совершали определённые религиозные ритуалы, молились во время работы.

Одним из наиболее известных и распространённых видов тибетской живописи является танка,[5] отличающаяся строгой каноничностью.[4]

Скульптура

Скульптура Тибета связана с тибетским буддизмом также как и живопись.[4] Пик её развития приходится на 17-18 века.[6]

В качестве материала для изготовления скульптур на Тибете использовались дерево, глина, камень, бронза,[6], медь[4]. Статуи украшались драгоценными камнями,[4] одеяниями[6]. В скалах вырезались и раскрашивались рельефы с изображениями буддийских божеств и святых.[4]

В Лхасе в храме Джоканг находится самая почитаемая в Тибете статуя, изображающая Будду Гаутаму в возрасте 8 или 12 лет[7]

Архитектура

Самобытным видом тибетского творчества считается архитектура, основными строительными материалами которой являются гранит, кирпич и дерево.[4]

Самым известным и монументальным архитектурным творением Тибета является дворец Потала, расположенный в Лхасе, входящий с 1994 года в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Чортены (ступы) — также одна из визитных карточек Тибета. Самая крупная на Тибете ступа — храм Кумбум в Гьянгдзе.

Музыка и танцы

Ритуальное представление во время празднования Лосара. Потала, 1938 год.

Ритуальные тибетские танцы (гар и цам), песни, оперы и оперетты, сюжет которых основан на древних легендах или исторических событиях, исполняются монахами. Представления происходят на открытом воздухе[5] с использованием маск, отличающихся большой экспрессией.[4]

Народные песни и танцы отличаются простотой, воспевают любовь, природную красоту и подвиги предков.[5]

Одна из основных целей созданного Далай-ламой XIV в 1959 году Тибетского института исполнительских искусств (Tibetan Institute of Performing Arts) — сохранение тибетской оперы, музыки и танцев.

Литература

Созданная на тибетском языке литература включает труды по истории, религии, философии, медицине, астрономии, а также художественные и поэтические произведения.[8]

Музеи

Одна из экспозиций музея кукол в институте Норбулинка, Дхарамсала, Индия

Одна из старейших и лучших в мире галерей экспонатов, посвящённых Тибету, находится в Ньюаркском музее[9]. В Лхасе расположен музей Тибета (en), имеющий постоянную выставку, посвящённую культурной истории Тибета.

Институт тибетологии Намгьял, расположенный в Сиккиме (Индия), имеет одну из самых больших в мире библиотек тибетских текстов, а также музей Тибетской иконографии и религиозного искусства.[10] В состав института Норбулинка, расположенного в Дхарамсале, входят Центр искусств, Академия тибетской культуры, Литературный и культурный исследовательский центр, библиотека, созданные в том числе для обеспечения непрерывного развития искусств Тибета.

Современное тибетское искусство

Мастерская в Тибетском институте исполнительских искусств в Дхарамсале, Индия

Обучение традиционным тибетским искусствам производится в нескольких институтах (таких как Норбулинка и Намгьял). Некоторые современные художники и скульпторы (как в изгнании, так и в Тибетском автономном регионе) пытаются модернизировать традиции подчас даже радикальным образом, а также используют современные техники творческого самовыражения, включая фотографию.[11]

Примечания

  1. 1 2 3 Powers, Templeman, 2012, с. 63
  2. Powers, Templeman, 2012, с. 62-63
  3. 1 2 3 Beér R. The Handbook of Tibetan Buddhist Symbols. — Serindia Publications, Inc., 2003. — С.xiii
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Веймарн, Колпинский, 1961
  5. ↑ Tibet // Britannica
  6. ↑ Искусство Тибета. Российский общеобразовательный портал. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2013. Проверено 9 февраля 2013.
  7. 34. — 259 с. — ISBN 9781402762079
  8. Tibetans // Encyclopedia of World Cultures. — 1996.
  9. A Glow From Within and on the Surface  (англ.). Архивировано из первоисточника 24 октября 2012. Проверено 18 октября 2012.
  10. Namgyal Institute of Tibetology
  11. Powers, Templeman, 2012, с. 64

Литература

На русском языке
  • Бир Р. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов. — Ориенталия, 2011. — 408 с. — ISBN 978-5-91994-006-7
  • Искусство Тибета // Всеобщая история искусств. Том 2. Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского. — М: Искусство, 1961. — 408 с.
На английском языке
  • Powers J., Templeman D. Art // Historical Dictionary of Tibet. — Scarecrow Press, 2012. — С. 62-64. — 794 с. — ISBN 9780810868052
  • Beér R. The Encyclopedia of Tibetan Symbols and Motifs. — Serindia Publications, Inc., 2004. — 368 с. — ISBN 9781932476101
  • Heller M. Tibetan art: tracing the development of spiritual ideals and art in Tibet, 600-2000 A.D.. — Jaca Book, 2000. — 239 с. — ISBN 9788816690042
  • Antoinette K. Gordon Tibetan Religious Art. — Courier Dover Publications, 2003. — 128 с. — ISBN 9780486425078

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Искусство Тибета
  • Культура и искусство Тибета. Архивировано из первоисточника 28 января 2013. Проверено 13 января 2013.

Искусство Тибета.

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52