Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Истинно-православная церковь

Истинно-Православная Церковь (сокращённо ИПЦ) — самоназвание ряда церковных юрисдикций, считающих себя православными и противопоставляющих себя официальным православным церквам («мировому Православию») и не находящихся в евхаристическом общении с ними и, что нередко, между собой.[1] Поместные православные церкви обычно считаются, с точки зрения ИПЦ, еретическими.[1]

Содержание

История возникновения термина

В 1920-е годы в России, Греции и некоторых других традиционно православных странах произошли церковные расколы, хотя и по разным причинам.[1]

Основной причиной раскола в Русской Церкви стала лояльность атеистической власти («сергианство»), а в Греческой, Болгарской и Румынской — переход на новоюлианский календарь, воспринятые некоторыми верующими как отступничество от православия.

Та часть православного клира и мирян, которая не приняла этих новшеств, стала называть себя истинно-православными христианами (ИПХ), а свои организационные структуры, соответственно, Истинно-Православной церковью.[1]

Таким образом в конце 1920-х годов возник термин «ИПЦ», в Греции также используется название «старостильная церковь».[1]

Старостильные церкви

Церкви Греции, Румынии, Болгарии, называющие себя «Православными» (состоят в расколе с мировым Православием), которые используют юлианский календарь (старый стиль) в богослужении, несмотря на то, что соответствующие поместные православные церкви в их странах используют новоюлианский. При этом многие старостильные церкви Греции именуются «Истинно-Православными», церкви Румынии и Болгарии — «старостильными».[1]

Формирование экклезиологии ИПЦ

Во второй половине XX века к числу обвинений, предъявляемых РПЦ МП и мировому Православию в целом со стороны ИПЦ добавились экуменизм и связанное с ним, по мнению ИПЦ, отступление от святоотеческого исповедания в области экклесиологии.[2][3][4][5][6][7][8]

В частности, в соответствии со своими догматическими воззрениями, представители ИПЦ не принимают и критикуют «Основные принципы отношения к инославию», принятые РПЦ МП.[9][10]

История. Советский период

В 1930-е годы легальное существование ИПЦ в СССР стало невозможным из-за репрессий со стороны властей, и она вынуждена была уйти в подполье (см. Катакомбная церковь).

В начале 1920-х в эмиграции оформилась, как административно независимая, Русская Православная Церковь заграницей (РПЦЗ; Архиерейский Синод).[1]

Постсоветская история и современное положение

За время катакомбного существования из-за репрессий и невозможности поддержания регулярных контактов между отдельными епископами и приходами ИПЦ в России практически лишилась духовенства. Поэтому в 1990-е годы вышедшие из подполья общины обратились за окормлением к РПЦЗ и различным юрисдикциям ИПЦ Греции.

Непродуманная политика иерархии РПЦЗ по отношению к своим российским приходам привела к отделению от нее Российской Православной Автономной Церкви. В 2000-е годы в самой РПЦЗ начался кризис, связанный со стремлением части ее иерархов и духовенства к воссоединению с Русской православной церковью, завершившийся расколом в 2001 году, когда часть РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром начала процесс сближения с РПЦ МП, который закончился подписанием Акта о каноническом общении, а другая часть под названием РПЦЗ (В) во главе с митрополитом Виталием вступила в череду частых расколов.[1][11]

Перечень российских ИПЦ

Юрисдикции, имеющие преемство от РПЦЗ:

Юрисдикции, имеющие апостольское преемство от ИПЦ Греции:

  • Истинно-Православная Церковь России

Юрисдикции, декларирующие апостольское преемство от Катакомбной Церкви:

См. также

Примечания

  1. ↑ Православная церковь на перепутье (1917—1999). СПб, 2001
  2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ "О КАНОНИЧЕСКОМ СТАТУСЕ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ И ДРУГИХ ЦЕРКВЕЙ «МИРОВОГО ПРАВОСЛАВИЯ»
  3. Против ложного единения — критика экуменизма с православной точки зрения (ИПЦ)
  4. Экклисиология — критика экуменизма с православной точки зрения (ИПЦ)
  5. Екклисиология отступающей армии (богословие)
  6. Истинно-Православная Церковь и World Orthodoxy: история и причины разделения
  7. Экуменизм: арабская модель, или Что грозит Московской патриархии? — ВЕРТОГРАДъ № 2 (47) (1999)
  8. Архим. Серафим (Алексиев), архим. Сергий (Язаджиев). Почему православному христианину нельзя быть экуменистом. — Санкт-Петербург, 1992. — 304 с.
  9. Основные принципы отношения к инославию — документ, принятый Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ МП 2000 года
  10. НОВАЯ ВЕРСИЯ ПАТРИАРХИЙНОГО ЭКУМЕНИЗМА. Об основах концепции МП по вопросу об инославии
  11. Большие Маневры. Истинно-православные церкви вступили в очередной период «великого переселения народов»

Литература

История ИПЦ

  • Мосс Владимир ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА ПЕРЕПУТЬЕ (1917—1999) СПб, 2001
  • Осипова Ирина СКВОЗЬ ОГНЬ МУЧЕНИЙ И ВОДЫ СЛЕЗ… Судьба движения «Истинно-Православная Церковь» М.: Серебряные нити, 1998
  • Мученики и Исповедники Российские в 20 вв. (список архиереев)
  • Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999
  • Шкаровский Михаил. Судьбы Иосифлянских пастырей. СПб, 2006.
  • Александр Солдатов Уроки возвращения. Канонические структуры РПЦЗ на постсоветском пространстве — к 90-летию РПЦЗ. Часть первая — Кредо.ру, 17 ноября 2010 г.
  • Шумило С.В., Шумило В.В. Краткая история Русской Истинно-Православной Церкви: 1927-2007 гг. Чернигов, 2008
  • Шумило С.В. Советский режим и "советская церковь" в 40-е – 50-е годы ХХ столетия (главы из книги)
  • Шумило Сергей ИПЦ ПОСЛЕ СТАЛИНА — Доклад на международной конференции «Церковное подполье в СССР»

Постсоветская история и современное положение ИПЦ

  • Часть первая. Часть вторая. Часть третья. Часть четвертая, заключительная
  • Епископ Дионисий (Алфёров) ВЛАСТЬ ИЛИ СЛУЖЕНИЕ? Насколько претензии лидеров на власть в Церкви соответствуют идеалу пастырского служения во Христе? Размышления на фоне «собирания осколков» — 25 декабря 2009
  • Протоиерей Алексий Лебедев "ТРЕТЬЯ СИЛА" В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ — Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой квалификации этой Церкви. Статья составлена на основе доклада на Второй конференции Российского сообщества преподавателей религиоведения "Религия в меняющемся мире" в Санкт-Петербурге 3 июня 2011 г.

Экклесиология ИПЦ в сравнении с экклесиологией мирового Православия. Критика экуменизма

  • Александр Каломирос Против ложного единения — критика экуменизма с православной точки зрения (ИПЦ)
  • Александр Каломирос Экклисиология — критика экуменизма с православной точки зрения (ИПЦ)
  • Архим. Серафим (Алексиев), архим. Сергий (Язаджиев). Почему православному христианину нельзя быть экуменистом. — Санкт-Петербург, 1992. — 304 с.
  • Юнгеров Ю. А. Православная Церковь и лжецеркви
  • Екклисиология отступающей армии — изложение экклесиологии ИПЦ и критика экклесиологии мирового Православия
  • Еп. Григорий (Лурье) Истинно-Православная Церковь и World Orthodoxy: история и причины разделения — автор обосновывает неприемлемость экуменических идей и практики для Православия (ИПЦ)
  • Экуменизм: арабская модель, или Что грозит Московской патриархии? — ВЕРТОГРАДъ № 2 (47) (1999)
  • Иеромонах Максим (Маретта) Почему истинно-православные истинно православны — 17 июня 2010 года

Полемика с МП

  • Иеродиакон Феофан Новая версия патриархийного экуменизма. Об основах концепции МП по вопросу об инославии

Вера ИПЦ в сравнении с верой мирового Православия (общие вопросы, без собственно экклесиологии)

  • Материалы по догматической и канонической оценке снятия анафем 1054 года в 1965 году патриархом Константинопольским Афинагором

Пастырское служение

  • Часть первая. Часть вторая. Часть третья, заключительная. 1-я редакция
  • Еп. Григорий (Лурье) Проблема лидеров и проблемы из-за лидеров. Как сделать так, чтобы епископы не ссорили верующих
  • Еп. Григорий (Лурье) Две заметки про церковное управление: Часть 2. Лидерство в ИПЦ
  • Интервью с Председателем Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Омским и Сибирским - "Имперский Вестник", июль - август, 2005 г., № 87

Духовная жизнь. Аскетика. ИПЦ на индивидуальном уровне

  • Как стать православным, живя в вакууме — как быть христианином, если для этого надо к чему-то «принадлежать», то есть к какой-то церковной организации? и когда все церковные организации, особенно вблизи, выглядят более-менее отталкивающе? или, по кр. мере, присоединение к любой из них было бы немотивированным шагом, то есть внутренне немотивированным?
  • Еп. Григорий (Лурье). Что делать, если ты решил стать православным Часть 1, Часть 1a, Часть 2 — об этом очень часто спрашивают, в разных формах. Попытка ответить всем одновременно

Ссылки

  • Храм св. преподобномученицы вел. кн. Елисаветы в Санкт-Петербурге — Российская Православная Автономная Церковь
  • «Анти-Раскол» информационно-справочный портал по расколоведению — «Русская Истинно-Православная Церковь»


Истинно-православная церковь.

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52