Катастрофа рейса 4590 Air France | |
Взлёт горящего «Конкорда» |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
Крушение после взлёта |
Причина |
Попадание постороннего предмета |
Место | |
Координаты |
|
Погибшие |
113 (109 — на борту, |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Бортовой номер |
F-BTSC |
Пассажиры |
100 |
Экипаж |
9 |
Выживших |
0 |
Катастрофа Конкорда под Парижем — авиационная катастрофа сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд» авиакомпании Air France, выполнявшего чартерный рейс 4590, первая и единственная катастрофа данного типа самолётов за 27 лет эксплуатации. Произошла 25 июля 2000 года в пригороде Парижа, в трёх километрах юго-западнее международного аэропорта имени Шарля де Голля[1]. В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту — 100 пассажиров и девять членов экипажа, а также четыре человека, находившихся в момент крушения на земле.
Чартерный рейс был заказан немецкой компанией Peter Deilmann Cruises, 96 из 100 пассажиров на борту были немцами, которые летели в Нью-Йорк с тем, чтобы сесть на корабль Deutschland для совершения 16-дневного круиза по Южной Америке.
За несколько минут до катастрофы на взлётно-посадочной полосе 26П совершил посадку Боинг-747 президента Франции Жака Ширака, возвратившегося из Японии с саммита «большой восьмёрки». В то время как Боинг-747 выруливал на стоянку, с той же ВПП 26П совершал взлёт пассажирский лайнер McDonnell Douglas DC-10 американской авиакомпании Continental Airlines. Во время разбега от одного из двигателей самолёта оторвалась титановая пластина — деталь, защищающая створки механизма реверса от износа. Такое повреждение не представляло опасности для DC-10.
Через четыре минуты[2], в 16:42 по местному времени (UTC+2) «Конкорд» со 100 пассажирами на борту вырулил на взлётно-посадочную полосу 26П аэропорта имени Шарля де Голля. Во время разбега на скорости примерно 280 км/ч[2] «Конкорд» наехал на металлический обломок, вследствие чего покрышка одного из колёс шасси лопнула[3]. Фрагменты покрышки, ударившие в крыло самолёта, вызвали повреждение обшивки и утечку топлива из бака номер 5. Вытекающий из бака керосин немедленно воспламенился от искры в шасси самолёта или от соприкосновения с горячими частями двигателя (например, соплом, работающим на взлёте в режиме форсажа). Воспламенившийся керосин стал причиной срабатывания пожарной сигнализации двигателя № 2 (расположен на левом крыле, ближе к фюзеляжу) и его отключения экипажем. Впоследствии двигатель № 1 «задохнулся» от горячих газов и не смог дальше работать в нормальном режиме и отключился.
На командно-диспетчерском пункте обнаружили возгорание «Конкорда», о чём немедленно сообщили экипажу по радиосвязи. Самолёт уже заканчивал разбег, поэтому пилоты не имели возможности прекратить взлёт. Капитан Кристиан Марти принял решение разогнать самолёт на трёх двигателях и посадить его в ближайшем аэропорту в Ле Бурже. Однако через несколько секунд после отрыва от ВПП по причине продолжающегося пожара отказал двигатель № 1 — крайний на левом крыле, начали отрываться куски обшивки. Затем нос самолёта задрался, он потерял управление и рухнул в предместье Парижа Гонесс на небольшой отель, примерно в трёх километрах от аэропорта. В результате крушения погибли 113 человек — 109 находившихся на борту, а также четыре человека, находившихся в отеле. Ещё 12 человек на земле получили ранения.
Расшифровка записи бортового самописца последних двух минут до катастрофы (перевод на русский язык[4]).
КДП: «Эйр Франс 4590, ВПП 26 правая, ветер 090 8 узлов, взлёт разрешаю».
Второй пилот: «4590 взлёт с 26 правая» (звук переключателя).
<происходит разбег>
КДП: «Конкорд ноль … 4590, у вас воспламенение (неразборчиво) шлейф пламени позади вас».
<..>
Бортинженер: «Отказ двиг.., отказ двигателя второго» (два звука переключателя, срабатывает пожарная сигнализация).
Неизвестный голос в эфире: «Сильно горит» (гонг)
Бортинженер: «Отключить второй двигатель».
КВС: «Возгорание двигателя» (звук переключателя, перестаёт звучать сигнализация).
Второй пилот: «Внимание, индикатор скорости, индикатор скорости, индикатор скорости» (звук переключателя, гонг).
КДП: «Возгорание сильное и я не уверен, что это двигатель» (звук переключателя, похожий на включение противопожарной системы).
КВС: «Убрать шасси».
КДП: «4590, за вами сильный шлейф пламени».
<…>
КДП: «Учитывая ваше положение, вы имеете приоритет на посадку».
Бортинженер: «Шасси».
Второй пилот: «Нет» (звук двух переключателей).
КВС: «Шасси (неразборчиво), убираются».
Второй пилот: «Понял» (пожарная сигнализация, гонг, три сигнала переключателей).
Второй пилот: «Я пытаюсь (неразборчиво)».
Бортинженер: «Я нажимаю».
КВС: «(неразборчиво) вы выключили второй двигатель» (окончание звука сигнализации задымления).
Бортинженер: «Я выключил его».
<…>
Второй пилот: «Шасси не убрано» (звук пожарной сигнализации).
<…>
Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда».
КДП: «Командир пожарного отряда, ээ … тут Конкорд, я не знаю их намерений, поэтому займите позицию у южных ВПП» (звук переключателя).
КВС: (неразборчиво).
Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда запрашивает доступ на ВПП 26 правая».
Второй пилот: «Ле Бурже, Ле Бурже, Ле Бурже».
КВС: «Слишком поздно (неразборчиво)».
КДП: «Командир пожарной службы, даю поправку, Конкорд возвращается на ВПП ноль-девять в противоположном направлении.»
КВС: «Нет времени, нет (неразборчиво)».
Второй пилот: «Ошибка[5], следуем в Ле Бурже» (звук четырех переключателей).
Второй пилот: «Нет (неразборчиво)».
Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда. Вы можете объяснить ситуацию с Конкордом?» (двойной сигнал гонга и звук переключателя).
КВС: (неразборчиво, звук физических усилий).
Потерпевший катастрофу самолёт (серийный номер 203[2]) был произведён в 1975 году и имел налёт 11989 часов[2]. Самолёт проходил регулярные проверки, последняя из которых была 21 июля 2000 года. Претензий к техническому состоянию не было[6].
Конкорд выполнял чартерный рейс и должен был доставить в Нью-Йорк пассажиров немецкого круизного лайнера, отходившего в Южную Америку.
Гражданство | Пассажиры | Экипаж | Всего |
---|---|---|---|
Германия | 96 | 0 | 96 |
Франция | 0 | 9 | 9 |
Дания | 2 | 0 | 2 |
Австрия | 1 | 0 | 1 |
США | 1 | 0 | 1 |
Всего | 100 | 9 | 109 |
После катастрофы «Конкорда» полёты оставшихся 12 в эксплуатации машин были приостановлены до выяснения причин.
Эта катастрофа, наряду с событиями 11 сентября 2001 года, стала одной из причин резкого снижения популярности сверхзвуковых пассажирских перевозок, эксплуатация самолётов начала приносить убытки, поэтому в конце 2003 года все «Конкорды» были выведены из эксплуатации и позже стали музейными экспонатами.
|
Катастрофа Конкорда под Парижем.