Победивший пролетарий указывает крестьянину путь на серебряном советском рубле 1924 года
Крестья́нин (мужик, землепашец, земледелец, селянин, поселянин, сельский обыватель)[1][2] — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой[3]. Неотъемлемые признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или селе, регулирующая роль традиции во всех сферах жизни.
Наиболее вероятная версия происхождения слова «крестьянин» — это слово «христианин» в старорусском произношении (ср. ст.-слав.крьстининъ, болг.кръстянин, чеш.krеstаn, польск.chrzescijanin и пр.)[8]. Все эти слова родственны латинскому (лат.christianus). Также некоторые филологи напрямую выводят русское слово из древнегреческого (др.-греч.χριστιανός), которое сблизилось со словом «крест» (ст.-слав.хрестъ, хрьстъ, крьстъ, крестъ, крҍстъ — крест[9][10])[11].
По другой версии, слово «крестьянин» никак не связано с религией, а происходит от древнерусского выражения «кресать или кресить огонь», т.е. высекать, рубить огнивом из кремня[1]. Землепашцы сжигали лес и производили посев прямо в золу.
Другие названия крестьян в России в XVI—XVII веках
Тяглое нерусское население местного происхождения обычно называлось «чувашами», а нерусское население западных областей — «латышами». Крестьянские дворы (русские крестьяне) в хозяйствах феодалов указываются отдельно от «чувашских» и «латышских».
— Писцовая книга Казанского уезда 1602—1603 годов: публ. текста / Сост. Р. Н. Степанов, статьи Ермолаева И. П., Степанова Р. Н. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1978. — С. 17—18.
В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной данной реформы явился кризис феодально-крепостнической системы. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время войны, император пошёл на отмену крепостного права.
Занятия крестьян
Во всем мире занятия крестьян были очень разнообразными и далеко не ограничивались только пашней и скотоводством. Такими занятиями, кроме выше названных, были: пчеловодство, садоводство, маслоделие, виноградарство, гончарное и ткацкое дело, столярное и плотницкое дело, производство тары из бересты, кузнечное дело.
Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов. — Казань: Издательство Казанского университета, 1978. — С. 17—18.
Литература
Анисков В.Т. Грант победившему, но обездоленному крестьянству (методологические суждения).- М.: НЭИ "Академическая мысль", 2011
Бородкин Л.И. Стохастические модели в изучении социальных перемещений русского крестьянства в XIX веке // Источник. Метод. Компьютер. Традиционное и компьютерное источниковедение. Барнаул, 1996. С.99-121.
Безгин В. Б. Крестьянская повседневность (традиции конца ХIХ - начала ХХ века). — М.-Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та., 2004. — 304 с. — ISBN 5-8265-0311-4.
Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. — М.: РОССПЕН, 1998. — 576 с. — ISBN 5-86004-131-4.
Крестьянин // Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное / С. И. Ожегов, Шведова Н. Ю.. — М.: Азбуковник, 1998. — ISBN 5-89285-003-X.
Платонов О. А. Крестьянство // Русский образ жизни. — М.: Институт русской цивилизации, 2007. — С. 372–378. — ISBN 978-5-902725-05-3.
Утрата крестьянства – драма русской цивилизации // Журнал «Русский Дом», № 12, 2010, С. 34-35.