Ледоко́л — самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. К ледокольным операциям относятся: проводка судов во льдах, преодоление ледовых перемычек, прокладка канала, буксировка, околка, выполнение спасательных работ.
Существует два способа преодоления ледяных препятствий. А именно: путём разрезания льда острым и подкреплённым форштевнем с последующей раздвижкой образовавшейся полыньи, либо путём продавливания льда весом судна с расколом льда. Это различие непосредственно подтверждается формой корпуса и находит своё отражение в исторически закреплённом разделении судов ледового плавания на ледоколы и ледорезы. Последний из этих терминов широко применялся во время интенсивного освоения Северного морского пути в начале XX века[1].
В 1837 году в Филадельфии (США) был построен деревянный колесный пароход «City Ice Boat No. 1», предназначенный для колки льда в гавани.
Первым в мире ледокольным судном современного типа стал построенный в 1864 году российский буксирный пароход «Пайлот»[2]. Он представлял собой портовый буксир с переделанной по типу поморской лодки носовой частью, позволявшей ломать лед собственным весом.
Во время холодной зимы 1870/1871 годов власти Гамбурга купили чертежи «Пайлот» и построили ледокол «Айсбрехер-1» (нем. Eisbrecher I; буквально — «разрушитель льда»).
Позже появились и другие суда подобного типа. Речной «Саратовский ледокол» построен в 1896 году английской фирмой Армстронг по заказу Рязано-Уральской железной дороги для обеспечения действия переправы через Волгу у Саратова. Той же фирмой были построены для России ледоколы «Байкал» (1899) и «Ангара» (1900) для обеспечения работы железнодорожной переправы через Байкал.
Первым в мире арктическим ледоколом стал построенный на верфи Armstrong Whitworth «Ермак» (1898 год — эксплуатировался Балтийским флотом до 1964 года). В 1917 году в Англии был построен «Святогор» (с 1927 года носит имя «Красин» в честь советского полпреда в Лондоне Л. Б. Красина, добившегося его передачи СССР). В 1942 году в составе конвоя PQ-15 «Красин» прошёл из исландского порта Рейкьявик в Мурманск, эксплуатировался Северным морским пароходством и Мурманским морским пароходством.
Балтийский завод (Санкт-Петербург) построил с 1921 по 1941 год 8 ледоколов, в том числе «И. Сталин», «В. Молотов», в период 1956—1958 завод построил 10 речных ледоколов, с 1974 года завод построил серию атомных ледоколов типа Арктика.
Первым в мире ледоколом с атомной энергетической установкой стал ледокол «Ленин» построенный в 1959 году, в 1974 году были завершены ходовые испытания второго атомного ледокола — «Арктика».
Корпус судна обычно делается «бочкообразным», со специальным ледовым усилением в районе ватерлинии («ледовый пояс»), «ледокольной» формой носовой и «М-образной» формой кормовой оконечности, а энергетическая установка — дизельная или атомная паротурбинная с электрической передачей.
Такая конструкция корпуса обеспечивает его повышенную прочность, способность противостоять воздействию льда: устойчивость к истиранию в районе ватерлинии, а также возможным сжатиям в ледовых полях. Форма носа позволяет «с ходу» выползать на кромку льда, разламывая его своим весом. «М-образная» в плане форма кормы используется для обеспечения возможности буксировать другое судно «на усах», когда нос буксируемого судна размещается в углублении кормовой оконечности (и при этом буксируемое судно может «подталкивать» ледокол). Вместе с тем, классическая («бочкообразная») конструкция корпуса, хорошо работающая во льдах, придает ледоколу не самые лучшие мореходные качества: на волне в свободной воде его может довольно сильно и резко качать.
Применяемая на ледоколах дизель-электрическая (или атомная турбо-электрическая) установка сама по себе обеспечивает судну высокую маневренность (на более старых ледоколах ставили паровые машины с непосредственной передачей) и возможность варьировать мощность. Современные отечественные ледоколы, включая и атомные, строятся с тремя гребными винтами. Это также направлено на повышение маневренности и живучести пропульсивной установки судна. Кроме того, силовая установка должна обеспечивать судну повышенную автономность, ибо при работе во льдах дозаправка практически невозможна (ледоколы с паровыми машинами не могли пройти без дозаправки всю трассу Северного Морского пути)[3].
Ледоколы применяются для самостоятельной доставки грузов в труднодоступные районы Арктики и Антарктики, эвакуации и доставки экспедиций с/на научные станции, а чаще всего для прокладки судоходного пути другим судам, следующим за ледоколом.
Ледоколы внесли значительный вклад в освоение Северного морского пути.
Наибольшим ледокольным флотом обладают Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция.
Ледокольный флот России включает мощные атомные ледоколы, а также дизельные ледоколы.
По данным на 2011 год, всего в России эксплуатировалось 5 атомных и 39 дизель-электрических ледоколов; один атомный ледокол «Советский Союз» находился в ремонте.
Из-за старения ледокольного флота и задержек построения новых ледоколов примерно к 2015 году в России может возникнуть так называемая «ледовая пауза». 31 января 2007 года в России был достроен ледокол «50 лет Победы».
ФГУП «Росатомфлот».
Всего, по сообщениям Министерства транспорта, Россия нуждается в 6 атомных ледоколах[4]. При этом срок строительства одного ледокола составляет около 8 лет.
Атомный ледокольный флот позволяет доставлять по Северному морскому пути ежегодно 5 млн тонн груза; реальный грузопоток составляет 1,2 млн тонн. Основная часть грузопотока приходится на Норильский промышленный район. В период с 2006 по 2009 год «Норильский никель» сформировал собственный арктический флот из нескольких крупных транспортных судов усиленного ледового класса, способных идти во льдах толщиной 1,5 метра, и практически перестал нуждаться в услугах ледоколов.
Действующие дизельные ледоколы мощностью 10 МВт и выше
Название | Год ввода в строй, страна/завод | Предполагаемый год выработки продлённого ресурса | Мощность | Доп. сведения |
---|---|---|---|---|
«Тор» | 1964,
Финляндия |
н/д | 10 МВт | Принадлежит ООО «Вспомогательный флот». Работает на Балтике (на начало 2007 г.). В начале 2014 года числился в резерве.[5] |
«Дудинка» | 1970,
Финляндия |
н/д | 10 МВт | Принадлежит МТФ ОАО "ГМК «Норильский Никель». Работает на Енисее (на 2006 г.) |
«Ермак» | 1974,
Финляндия |
2015 | 26,5 МВт | На балансе ФГУП «Росморпорт». Работает на Балтике. |
«Адмирал Макаров» | 1975,
Финляндия |
2015 | 26,5 МВт | Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). |
«Красин» | 1976,
Финляндия |
2017 | 26,5 МВт | Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). |
«Капитан Сорокин» | 1977,
Финляндия |
2017 | 16,2 МВт | На балансе ФГУП «Росморпорт». Работает на Балтике. |
«Капитан Николаев» | 1978,
Финляндия |
2017 | 16,2 МВт | Принадлежит ФГУП «Росморпорт». |
«Талаги» | 1979,
Канада |
н/д | 12 МВт | Куплен компанией «Роснефть» в 2003 г. для проводки танкеров. Бывший «Canmar Kigoriak». |
«Капитан Драницын» | 1980,
Финляндия |
2019 | 16,2 МВт | Принадлежит ФГУП «Росморпорт». Сертифицирован как пассажирское судно (для круизов). |
«Капитан Хлебников» | 1981,
Финляндия |
2017 | 16,2 МВт | Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). |
«Магадан» | 1982,
Финляндия |
2017 | 7 МВт | Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). Используется в рамках сахалинских нефтяных проектов и как портовый ледокол. |
«Владимир Игнатюк» | 1983,
Канада |
н/д | Ок. 17 МВт | Ледокол-буксир. Куплен ММП в 2003 г. Бывший «Arctic Kalvik». |
«ФЕСКО Сахалин» | 2005,
Финляндия |
н/д | 17,4 МВт | Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). Предназначен для обслуживания буровых платформ. |
Pacific Endeavour[6] | 2006, корпус —
Румыния, начинка — Норвегия |
н/д | 17,3 МВт | Принадлежит «Приморскому морскому пароходству» и Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2». |
Pacific Endurance[6] | 2006, корпус —
Румыния, начинка — Норвегия |
н/д | 17,3 МВт | Принадлежит «Приморскому морскому пароходству» и Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2». |
Pacific Enterprise[6] | 2006, корпус —
Румыния, начинка — Норвегия |
н/д | 17,3 МВт | Принадлежит «Приморскому морскому пароходству» и гонконгской Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2». |
«Владислав Стрижов»[7] | 2006, корпус —
Украина, начинка — Норвегия |
н/д | 20 МВт | Принадлежит компании «Севморнефтегаз». Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках освоения Приразломного месторождения. |
«Юрий Топчев»[7] | 2006, корпус -
Украина, начинка — Норвегия |
н/д | 20 МВт | Принадлежит компании «Севморнефтегаз». Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках освоения Приразломного месторождения. |
«Москва» | 2008,
Балтийский завод |
н/д | 16 МВт | Передан ФГУП «Росморпорт» для работы на Балтике. |
«Санкт-Петербург»[8] | 2009,
Балтийский завод |
н/д | 16 МВт | Передан ФГУП «Росморпорт» для работы на Балтике. |
Ледокол «Арктика»
Ледокол «Ленин»
Ледокол «Адмирал Макаров»
Ледокол «Василий Прончищев»
Ледокол «Капитан Белоусов»
Ледокол «Москва»
Ледокол «Ленин»
Ледокол «Таймыр»
Ледокол «Ямал»
Ледокол «50 лет Победы»
Классификация судов | |
---|---|
Суда по устройству двигателя | Парусное • Гребное • Пароход • Теплоход • Турбоход • Газотурбоход • Электроход • Атомоход • Судно, использующее энергию Солнца |
По приводу | Самоходное • Несамоходное |
Суда по размещению корпуса | Подводная лодка • Ныряющее • Полупогружное • Водоизмещающее • Глиссирующее • Судно на подводных крыльях • Судно на воздушной подушке • Судно на динамической воздушной подушке (экраноплан) • Судно на воздушной каверне |
Области применения | Грузовое судно • Пассажирское судно • Военный корабль • Промысловое судно • Буксир • Научно-исследовательское судно • Вспомогательное судно • Суда атомного технологического обслуживания |
Ледокол.