Локомоти́в (фр. locomotive от лат. locō movēre «сдвигать с места») — транспортное средство, предназначенное для использования на железной дороге. Локомотив используется для перемещения несамоходных вагонов[1].
Содержание |
По типу энергетической установки локомотивы подразделяют на:
Известны также попытки создания локомотивов с комбинированной силовой установкой. Теплопаровоз имел паровой и газовый поршневой двигатель[1].
По роду службы локомотивы подразделяют на магистральные и маневровые. Магистральные в свою очередь подразделяются на грузовые и пассажирские.
Грузовые локомотивы - двухсекционные с одной кабиной управления в каждой секции.
Пассажирские локомотивы - односекционные и двухсекционные, с двумя кабинами управления, расположенными у торцов секции (односекционные), либо с двумя кабинами управления, расположенными у торцов секции (двухсекционные - ЧС6, ЧС7, ЧС8, ЧС200).
Маневровые локомотивы - односекционные. В связи с тем, что маневровый локомотив часто меняет направление движения (взад-вперед), то у него одна кабина управления.
Для маневровой работы могут использоваться как тепловозы, так и электровозы. Ранее для маневровой работы использовались также паровозы. Используемые в настоящее время в России маневровые локомотивы в основном являются тепловозами.
Для использования на подъездных путях промышленных предприятий применяются маломощные тепловозы, в основном с гидропередачей. Такие тепловозы имеют от двух до четырех осей (реже используются шестиосные) и мощность от 200 до 800 кВт (например тепловоз ТГК2, тепловоз ТГМ23). Высокая мощность тепловоза для такой работы не требуется, так как обычно требуется переставить группу вагонов весом менее 500 тонн. Особо малые промышленные тепловозы называют мотовозами.
Локомотивные депо железных дорог, а также предприятия занятые добычей полезных ископаемых, для маневровой работы используют шести- и восьмиосные тепловозы мощностью от 750 до 2000 кВт. Увеличение числа осей и мощности тепловозов позволяет увеличить вес состава. Для тяжёлой работы в карьерах используют также сплотки локомотивов из двух-четырёх единиц, а также локомотивы с бустерными вагонами, то есть вагонами, имеющими обмоторенные оси.
На ведомственных путях (территория предприятий, портов и складских терминалов) в последнее время и в Европе, и в России начали активно использовать более экономичные и дешевые локомобили, которые представляют собой грузовые транспортные средства, которые могут перемещаться как по дорогам, так и по рельсам.
По ширине колеи локомотивы можно разделить на локомотивы с нормальной колеёй и локомотивы для узкоколейных железных дорог. При этом не следует путать собственно российские узкоколейные железные дороги и магистральные железные дороги ряда стран с более узкой шириной колеи, чем на территории бывшего СССР.
Основным преимуществом электрической тяги является высокая экономичность (вследствие более высокого КПД) работы электровоза.[2]. Дополнительными преимуществами являются: возможность экономии углеводородного сырья, угля, газа; улучшение экологической обстановки[2]. Кроме того, нет потребности в хранилищах для топлива — энергия берётся извне. Именно это обусловливает главный недостаток электровозов: они могут работать только на электрифицированных участках. Большие затраты на электрификацию окупаются всего за несколько лет там, где имеется или планируется большой грузо- и/или пассажиропоток.
Типы локомотивов | ||
---|---|---|
|
||
мелким шрифтом в скобках указаны специфические разновидности соответствующих типов локомотивов |
Локомотив.