Люди в черном | |
Men in Black | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
Лоуелл Каннингем (комикс) |
В главных ролях |
|
Оператор |
Дональд Питерман |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
97,58 мин. |
Бюджет |
90 млн $[1] |
Сборы |
589 млн $[1] |
Страна | |
Год | |
Следующий фильм | |
IMDb |
ID 0119654 |
«Люди в чёрном» (англ. Men in Black) — американская фантастическая комедия 1997 года режиссёра Барри Зонненфельда. Картина создана по мотивам комиксов Лоуэлла Каннигама и повествует о деятельности двух сотрудников секретного надправительственного агентства «Люди в чёрном», ответственного за пребывание пришельцев на Земле.
Содержание |
На Земле тайно проживают полторы тысячи инопланетян. Для решения вопросов их социальной защиты и предохранения землян от возможного негативного влияния создано Бюро по сотрудничеству с инопланетянами. У землян-агентов есть продвинутые технологии для взаимодействия с пришельцами и сокрытия их присутствия. Специальное устройство для стирания памяти помогает оставить в тайне факт наличия инопланетян для большинства населения Земли.
Ветеран Бюро Агент Кей (Agent K) ищет себе нового напарника и нанимает на работу полицейского Джеймса Эдвардса. Новичок получает кодовое имя Джей (Agent J).
Между тем в среде пришельцев Нью-Йорка неспокойно и многие начинают покидать город. В разработку агентам попадает дело о незаконном пришельце, представителе расы «жуков»-захватчиков. Пришелец вселяется в тело водителя Эдгара. «Жук», безжалостно убивая всех на своём пути, охотится за некой «галактикой» в поясе Ориона» — позже выясняется, что это шарик, висящий на ошейнике кота по кличке Орион. Захват ценнейшего артефакта может повлечь за собой гибель Земли.
Жёлтая пресса наводит агентов на след преступника. В городской морг попадают два тела, одно из которых удаётся идентифицировать как высокопоставленного пришельца-аркилийца, погибшего после встречи с жуком. Военный крейсер аркилийцев готов к ответному удару по Земле и в распоряжении агентства считанные часы. К и J находят захватчика, вступают в схватку с монстром, спасают планету и, тем самым, избегают опасности межгалактической войны.
Актёр | Роль |
---|---|
Томми Ли Джонс | Кевин Браун / Агент Кей |
Уилл Смит | Джеймс Даррел Эдвардс III / Агент Джей |
Рип Торн | шеф ЛвЧ Зед |
Линда Фиорентино | Лорел Уивер / Агент Эл |
Джон Гриз | водитель автобуса Ник |
Фредрик Лене | агент Янус |
Шивон Феллон | жена Эдгара |
Актёр | Роль |
---|---|
Винсент Д’Онофрио | Эдгар / Жук |
Тони Шэлхауб | (пришелец с отрастающей головой) | Джек Джибс
Майк Ниссбаум | аркиллиец Гент Розенберг |
Серхио Калдерон | пришелец на мексиканской границе |
Карел Стрёйкен | высокий аркиллиец |
В эпизодических ролях инопланетян в фильме появляются режиссёр фильма Барри Зонненфельд и его дочь Хлоя Зонненфельд, кинорежиссёры Джордж Лукас и Стивен Спилберг (последний был также исполнительным продюсером «Людей в чёрном»), киноактеры Дэнни Девито и Сильвестр Сталлоне, поп-музыкант Дайон Уорвик, телеведущий Эл Рокер, писатель Тони Роббинс, дизайнер Айзек Мизрахи и политик Ньют Гингрич.
Сценарий был написан по мотивам графических новелл The Men in Black Ловелла Каннигама. Эти комиксы были изданы в 1953 году и не были широко известны даже в США[2]. Фактически авторы позаимствовали оттуда только идею о некоем полумифическом и законспирированном правительственном ведомстве по делам пришельцев[3]. Здесь авторам удалось найти определённую изюминку в подаче материала, комедийную предпосылку для свежих гэгов. Агентство по работе с инопланетянами не супергерои — чиновники, даже бюрократы, которые всего лишь исполняют свою фантастическую, но рутинную работу. Общение с инопланетным разумом поставлено на поток, гуманоиды и негуманоиды все стоят в общей очереди на таможню. В этом «Люди в чёрном» перекликаются с известными фильмами «Французский связной», «Охотниками за привидениями» и сериалом 1960-х The Man from U.N.C.L.E.. Такой необычный подход — визитная карточка Барри Зоннефельда, запомнившегося зрителям по подобным картинам (Семейка Адамсов, Достать коротышку)[3][4].
Сюжет и диалоги не были бы столь впечатляющими без соответствующей актёрской работы. Хладнокровный и циничный спецагент — привычная роль, неоднократно достававшаяся Томми Ли Джонсу. В «Людях в чёрном» ему удаётся придать ей характерный комический оттенок. Его напарник Уилл Смит также точно попадает в образ и составляет с ним удачный актёрский дуэт. Обозреватель Rolling Stones отметил аутентичное воплощение образа «инопланетянина-жука» Винсентом Де-Онофрио, который «дал новый смысл понятию „вжиться в роль“»[5]. Исполнительница главной женской роли Линда Фиорентино не портит впечатление, хотя и несколько не дотягивала до уровня своих партнёров мужчин[3][6].
Своя отдельная «роль» в фильме у города Нью-Йорка. Здания и пейзажи: Музей Гуггенхайма, Нью-йоркская всемирная выставка и арена Shea Stadium в парке Flushing Meadows. Создатели картины попытались насколько возможно уйти от штампов по изображению инопланетян. В значительной мере своему успеху фильм обязан студии Industrial Light and Magic (спецэффекты) и работе гримёра Рика Бейкера, известного голливудского специалиста по монстрам и пришельцам[7].
Картина вышла в прокат в США 3 июля 1997 года. Ровно за год до этого на экраны вышел другой научно-фантастический фильм День Независимости, также блокбастер с Уилом Смитом в главной роли. И там и здесь главные герои имеют дело с пришельцами, но подход к созданию картины принципиально различался. Критики отозвались о работе Зонненфельда намного теплее, чем о «Дне Независимости», отметив прежде всего замечательный вкус и попытку создать что-то необычное и запоминающееся («Картина не затянута ни на секунду, сюжет нигде не «провисает», хотя длительность (97 минут) относительно небольшая для подобного класса фильмов»[6][8]).
Сам киносезон 1997 года критики оценили как целую череду провалов (Скорость-2, Бэтмен и Робин, Воздушная тюрьма)[4], но этот фильм получил главным образом положительные отзывы критиков и был успешен в прокате: 589 млн долл. во всемирном прокате при бюджете $90 млн (2-й показатель 1997 года после Титаника)[1].
По мнению Джеймса Берардинелли в фильме удалось воплотить то, что редко реализуются в многобюджетных постановках: хорошая научно-фантастическая идея и неплохой текст[6][8]. Лёгкая, на первый взгляд, комедия имеет далеко не только иронический подтекст. Тема многократного стирания памяти от нежелательных воспоминаний. Проживание полутора тысяч пришельцев, как законных и незаконных иммигрантов в Нью-Йорке. Подобные моменты придают особое обаяние картине.
Критик New York Times Жанет Маслин написала в отзыве об исключительной стилистической гармонии, которой удалось добиться команде, работавшей над комедией[3]. Мик Лассаль (San Francisco Chronicle) написал, что фильм оставляет хорошее послевкусие, его хочется пересматривать снова и снова[9].
Люди в чёрном | |
---|---|
Комиксы | Люди в чёрном (1990—1997) |
Фильмы | Люди в чёрном (1997) · Люди в чёрном 2 (2002) · Люди в чёрном 3 (2012) |
Телевидение | мультсериал «Люди в чёрном» |
Музыка | Men in Black: The Album · Синглы: Men in Black · Black Suits Comin’ (Nod Ya Head) |
Другое | Лоуэлл Каннингем · Люди в чёрном (городская легенда) · Men in Black: Alien Attack · Люди в белом |
Фильмы Барри Зонненфельда | |
---|---|
Семейка Аддамс • Семейные ценности Аддамсов • Консьерж (За любовь или деньги) • Достать коротышку • Люди в чёрном • Дикий, дикий Вест • Люди в чёрном 2 • Большие неприятности • Дурдом на колёсах • Люди в чёрном 3 |
Премия «Сатурн» за лучший научно-фантастический фильм | |
---|---|
• 1973 • Бойня номер пять |
|
Премия «Сатурн» |
Кинопремия «Империя» за лучший фильм | |
---|---|
1990-е |
Храброе сердце (1996) • Семь (1997) • Люди в чёрном (1998) • Титаник (1999) |
2000-е |
Матрица (2000) Гладиатор (2001) • Властелин колец: Братство Кольца (2002) • Властелин колец: Две крепости (2003) • Властелин колец: Возвращение короля (2004) • Превосходство Борна (2005) • Кинг-Конг (2006) • Казино «Рояль» (2007) • Ультиматум Борна (2008) • Тёмный рыцарь (2009) |
2010-е |
Аватар (2010) • Начало (2011) • Гарри Поттер и Дары Смерти: часть 2 (2012) |
Люди в черном (фильм).