Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Магдебург (крейсер)

«Магдебург»
SMS Magdeburg
Основная информация
Тип Лёгкий крейсер
Государство флага  Германская империя
Верфь AG Weser, Бремен, Германская империя
Строительство начато 1910 год
Спущен на воду 13 мая 1911 года
Введён в эксплуатацию 20 августа 1912 года
Выведен из состава флота 1914 год
Современный статус Захвачен и разобран
Параметры
Водоизмещение 4550 т
Длина 138,7 м
Ширина 13,4 м
Высота 8,2 м
Осадка 4,4—5,16 м
Бронирование Броневой пояс — 60 мм;
палуба — горизонтальная поверхность 20…40 мм,
скосы 40…60 мм;
рубка — горизонтальные поверхности 20 мм,
вертикальные — 100 мм;
орудийные щиты — 50 мм
Технические данные
Силовая установка 3 паровые турбины производства Bergmann Elektricitats-Werke
Мощность 33 500 л. с.
Винты 3 трёхлопастных винта диаметром 2,75 м
Скорость 27,6 узлов
Дальность плавания 5820 морских миль на 12 узлах
Экипаж 373
Вооружение
Артиллерийское вооружение 12 × 105 мм/45 орудий
Торпедно-минное вооружение 2 × 500 мм торпедных аппарата, 120 мин

Магдебург (нем. SMS Magdeburg (1911)) — лёгкий крейсер ВМС Германии периода Первой мировой войны.

Крейсер «Магдебург» был заложен компанией «Везер» на верфях в городе Бремен в 1910 году. Спуск на воду состоялся 13 мая 1911 года, введён в состав флота 20 августа 1912 года.

Содержание

Технические характеристики

Длина крейсера составляла 138,7 м (136 м по ватерлинии), ширина — 13,5 м, осадка — 5,1 м, водоизмещение — 4.550 т. На «Магдебурге» были установлены 12 скорострельных орудий калибром 105 мм и длиной в 45 калибров, два расположенных ниже ватерлинии 500 мм торпедных аппарата, а также зенитные орудия. Крейсер нёс 120 морских мин заграждения и устройства для их сброса. Численность команды составляла 373 человека.

Три турбины «Германия» общей мощностью 33500 л. с. и три винта позволяли развить скорость в 27,6 узлов. При полной загрузке в 1200 тонн угля и крейсерской скорости в 12 узлов «Магдебург» мог пройти 5820 морских миль.

Первая мировая война

После начала Первой мировой войны «Магдебург» действовал в Балтийском море. В течение первых недель войны крейсер осуществлял бомбардировки и постановку мин возле Либавы. В дальнейшем был послан в Финский залив, где 26 августа 1914 в тумане сел на камни у острова Оденхольм у северного побережья современной Эстонии. На выручку были посланы миноносец V-26 и крейсер Amazone, но попытки спасти корабль закончились неудачей, и вскоре он был захвачен русскими с подошедших крейсеров «Богатырь» и «Паллада». Немецкие суда успели снять часть экипажа, но затем были отогнаны огнем русских судов. При этом был поврежден и сам «Магдебург». В суматохе боя эвакуация была прервана, и документы не удалось забрать с севшего на мель судна.

Севший на мель «Магдебург». На фоне виден маяк острова Оденхольм

По уставу немецкого флота требовалось сжечь сигнальные книги в топке, но она оказалась затоплена забортной водой. Поэтому их пришлось выбросить за борт. Русское командование послало водолазов разыскать их, и после недолгих поисков их работа увенчалось успехом: книги лежали рядом с бортом корабля, у капитанского мостика. В кратком бою погибли 15 матросов «Магдебурга», а 56 человек во главе с корветтен-капитаном Хабенихтом сдались в плен русским морякам. Капитан корабля Хабенихт, увидев водолазов, понял, что сигнальные книги уже в руках русских. Впоследствии он содержался под усиленной стражей — необходимо было исключить для него возможность передать весть о захвате книг на родину.

Одна из трех захваченных сигнальных книг была вскоре передана британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского шифра Германии. Раскрытие шифра оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.

Также с крейсера были сняты орудия, установленные потом на ряд малых кораблей Балтийского флота: канонерская лодка «Храбрый» получила шесть 105-мм пушек, сторожевой корабль «Ястреб» — две, а сторожевые корабли «Копчик» и «Коршун» — по одной.

Командиры корабля

Фрегаттенкапитан Генрих Рохардт Август — сентябрь 1912 года
Фрегаттенкапитан Вильгельм Мост Сентябрь 1912 года — февраль 1913 года
Фрегаттенкапитан/Капитан цур зее Густав-Юлиус Меркер Февраль 1913 года — март 1914 года
Корветтенкапитан Рихард Хабенихт Март-август 1914 года


Второй «Магдебург»

B 1916 году в Киле на верфи Howaldtswerke был заложен новый крейсер класса «Кёльн II» под номером 602, призванный заменить в строю погибший «Магдебург». 17 ноября 1917 г. ему было присвоено то же имя, но строительство к концу войны не было закончено, и недостроенный корабль пошел на слом: во-первых, Версальский договор ставил немецкий флот в очень жесткие рамки, а во-вторых, разоренной войной стране требовался металл, а средств на достройку крейсера не было. 17 ноября 1919 недостроенный корабль был исключен из военного флота, 28 октября 1921 года продан и в 1922 году разобран.

Ссылки

  • SMS Magedeburg
  • http://www.german-navy.de/hochseeflotte/ships/smallcruiser/magdeburg/index.html
  • http://www.kaiserliche-marine.de/

Источники

  • В царской Ставке. М.: Вече, 2008. — 272 с. ISBN 978-5-9533-3291-0
  • Емелин А. Ю., Бочаров А. А. Легенды крейсера «Магдебург» // Альманах «Цитадель». № 10, 2002, с. 33-44.
  • М. А. Партала. Рифы и мифы острова Оденсхольм: к истории захвата секретных документов германского флота на крейсере «Магдебург» в августе 1914 года
  • Gerhard Koop/Klaus-Peter Schmolke: Kleine Kreuzer 1903—1918, Bremen bis Cöln-Klasse, Band 12, Schiffsklassen und Schiffstypen der deutschen Marine, Bernard & Graefe Verlag München, 2004, ISBN 3-7637-6252-3
  • Matti E.Mäkelä: Das Geheimnis der «Magdeburg»:, Die Geschichte des Kleinen Kreuzers und die Bedeutung seiner Signalbücher im Ersten Weltkrieg, Bernard & Graefe Verlag Koblenz, 1984, ISBN 3-7637-5424-5
  • Gerhard Koop/Klaus-Peter Schmolke, Kleine Kreuzer 1903—1918, Bremen- bis Cöln-Klasse, Band 12 Schiffsklassen und Schiffstypen der deutschen Marine, Bernard & Graefe Verlag München, 2004, ISBN 3-7637-6252-3

Магдебург (крейсер).

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52