Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Несториане

Перейти к: навигация, поиск
Несторианские священники

Несторианство — христологическое учение, традиционно приписываемое Несторию, Архиепископу Константинополя (428431), учение которого было осуждено как ересь на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 году. Единственной христианской церковью, исповедующей данную христологию, является Ассирийская церковь Востока, таким образом являя собой самобытную христианскую конфессию.

Собственно вероучение, которого придерживался Несторий, фактически является вариантом развития учения Антиохийской богословской школы, к которой он, как и несомненно православный Иоанн Златоуст, принадлежал. Антиохийская христология развита в трудах предшественников Нестория — Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского (IV век), которые признаются Ассирийской Церковью Востока предшественниками своей христологии, а Несторий считается в Ассирийской Церкви Востока святым за свою приверженность литургии Церкви Востока, а не за его христологическое учение, отрицаемое этой церковью. Поэтому сами несториане всегда протестовали против наименования их несторианами[1]. Интересно наблюдение академика В. В. Бартольда: говоря о несторианах, он отмечает, что в Средней Азии несториане не называли себя христианами или несторианами. Он пишет, что имя «несториане» «не перешло в восточные языки и не встречается ни в семиреченских надписях, ни в сиро-китайском памятнике». Христиане этой церкви называли себя назореями от Иисус Назорей и наср - Священное Писание по-арабски.[2].

Учение Несторианства

Главный богословский принцип несторианства состоит в том, что оно признает полную симметрию богочеловечества Христа: в едином богочеловеческом лице Христа с момента зачатия неслитно соединены две ипостаси (две природы) Бога и человека. Воля в несторианстве, в отличие от халкидонского Православия и Католицизма, считается свойством лица, а не природы, и не свойством ипостаси, как в учении других древневосточных церквей. Поэтому в Несторианстве признаётся одна богочеловеческая воля Христа, сложная, состоящая из двух согласных между собой воль Божественной и человеческой. В то же время, как и в «халкидонских» церквях, различаются действия во Христе — одни действия Христа (рождение от Марии, страдания, смерть на кресте) несторианство относит к его человечеству, другие (творение чудес) — к Божеству.

Две природы, две кномы, в одном лице и одной воле Христа (Мар Бабай Великий)

Поскольку, согласно несторианству, рождение от особо почитаемой Церковью Востока Владычицы Марии имеет отношение только к человеческой природе Христа, но не к божественной природе, термин «Богородица» в несторианстве считается богословски корректным и допустимым только с оговорками [3]. Несторианство особо подчеркивает важность подвигов Христа как человека. До крещения на Иордане, Христос как обычный, хотя и праведный, человек в совершенстве исполняет иудейский закон, во время крещения получает благодать Святого Духа, преображается на горе Фавор, страданиями и смертью на кресте выполняет соверше́нное послушание Богу, после чего силой Бога воскресает, что становится победой над смертью, главным последствием грехопадения Адама.

Оппозиция Несторию

Несторианская надгробная плита с надписью на уйгурском, найденная близ Иссык-Куля (датируется 1312 г.)

Основным противником Нестория, как и ранее Иоанна Златоуста, был архиепископ Александрийский Кирилл, утверждавший христологию Александрийской богословской школы. Противостояние между Александрийской и Антиохийской школами усугублялось разным пониманием христологических терминов. В целом, в дохалкидонском богословии понятия «природа», «ипостась» и «лицо» были тесно взаимосвязаны, а потому при исповедании двух природ исповедовались и две ипостаси, что в конечном итоге подразумевало и два лица, почему несторианство воспринималось как разделение Христа на двух Сынов, даже если сам Несторий и пытался свести единство двух ипостасей Бога и человека в едином лице соединения.

В Викитеке есть полный текст 12 анафематизмов Кирилла Александрийского

Кирилл Александрийский отвергал ипостасное разделение во Христе, настаивая на исповедании природного единства единой Ипостаси воплощенного Бога. Именно поэтому он отстаивал важность термина «Богородица», так как именно Бог родился от Девы как человек, а не соединился с родившимся от Неё человеком. Общий итог полемики был выражен в знаменитых «12-ти анафематизмах» Кирилла, написанных в послании Несторию. «12 анафематизмов» Кирилла Александрийского, будучи освященными Эфесским собором (431 год), стали знаменем в его борьбе с Несторием, хотя описанное в них учение якобы Нестория не соотвествовало учению Феодора Мопсуестийского, отстаиваемому Несторием. Окончательно ересь Нестория, не желавшего именовать Деву, истинно родившую Бога, «Богородицею» без оговорок, была осуждена на Халкидонском соборе в 451 году, собранном по поводу смуты, вызванной монофизитским учением константинопольского архимандрита Евтихия, будто Божественная природа поглотила в Иисусе Христе человеческую. Отцы Халкидонского Собора засвидетельствовали, что противостоящие друг другу учения Нестория и Евтихия чужды учению Святой Соборной и Апостольской Церкви и изложили православное учение о двух естествах в лице Иисуса Христа.

Размежевание несторианства, православия и монофизитства

Несторианская стела в Сиане (781 г.) — древнейший христианский памятник Китая

В 431 году на Третьем Вселенском соборе в Эфесе (не признаваемом Вселенским собором в АЦВ) Несторий был предан анафеме, его учение осуждено. Раздельно заседавшая антиохийская делегация объявила еретиком его оппонента — Кирилла, спор был решён императором Феодосием II, который утвердил постановление возглавляемой Кириллом александрийской делегации.

Против несторианства собирался и Второй Эфесский собор 449 года, проведённый по инициативе монофизитского патриарха Александрийского Диоскора, впоследствии объявленный «Разбойничьим собором».

По мнению ряда авторов, анафема несторианам была произнесена и на Халкидонском соборе в 451 году[4]. Но христиане Церкви Востока несторианами себя не считают. Будучи гонимыми в Византии, большая часть несториан ушла в Персию, где присоединилась к Церкви Востока, где преобладала антиохийская богословская традиция. Как оппозиционное византийскому христианству направление учение Церкви Востока закрепилось в церкви Персидской империи, в результате чего эта церковь обособилась от всего остального христианского мира, но после Халкидонского собора наметилось сближение с православием в противостоянии монофизитству. Часть верующих и иерархов церкви признавала халкидонский символ веры (Сахдона), нет в трудах Исаака Сирина доказательств, что он отрицал халкидонский символ веры. «Несторианской» называется только одна из литургий Церкви. Именно монофизиты (так их называл А. В. Карташев вслед за Иоанном Дамаскином, хотя сейчас, ввиду несогласия их с учением Евтихия, эти Церкви с их согласия уважительно принято называть миафизитскими) впервые широко использовали термин «несториане», но называют так и сторонников Церкви Востока, и православных и католиков.[5] Осуждение почитаемого за создание литургии Церкви Востока Феодора Мопсуестийского было проведено императором Юстинианом I с целью примирения с миафизитами, чего добиться не удалось, но в результате произошёл разрыв с Церковью Востока в целом, независимо от отношения отдельных её представителей к Халкидонскому символу веры.

История

Усилиями миссионеров несторианство было широко распространено среди иранских , тюркских и монгольских народов Центральной Азии и Великой степи, в том числе, хорезмийцев, согдийцев, тюркютов, половцев, каракитаев, кереитов, меркитов, найманов, уйгуров,[6] [7], карлуков, кыргызов.[8] [9]

Центром несторианства стал Ктесифон (на территории Ирака), епископальные кафедры располагались в Нишапуре (Иран), Герате (Афганистан), Мерве (Туркмения) и Самарканде (Узбекистан), также существовала объединённая епархия Невакета и Кашгара (Киргизия и Уйгурия).

Абу-Райхан Бируни писал: «большинство жителей Сирии, Ирана и Хорасана — несториане». Иранцы до сих пор используют не арабские, а несторианские названия дней недели[10].

В 635 году несторианство проникло в Китай, первые императоры династии Тан (Тай-цзун и Гао-цзун) покровительствовали несторианам и позволяли им строить церкви. Несторианство проникло даже в Японию. Таким образом, несторианство в древности стало самой распространённой (как по территории, так и по количеству исповедующих) формой христианства. Проникло несторианство и в Индию.

В 628 году несторианский патриарх Ишо-Яб II д’Гуэдал получил от пророка Мухаммеда охранную грамоту для своей церкви, которая в эпоху Арабского халифата достигла наивысшего расцвета.

Однако к концу Средневековья несторианство зачахло. Уже в 845 году в Китае провозглашается запрет на несторианство. В Средней Азии и на Ближнем Востоке восторжествовал ислам. Несториане пользовались большим влиянием у монголов, под властью которых в XIII в. находилась большая часть Азии. Несторианам даже удалось организовать Жёлтый крестовый поход. В улусе Бату - русских землях - Православная церковь до принятия Золотой Ордой ислама как государственной религии была подчинена сарайскому епископу-несторианину. Если бы несториане действительно были последователями Нестория, то это можно было бы расценивать как утрату канонического преемства на Руси. Но, главное, к канонической территории Русской православной церкви относятся Азербайджан, Средняя Азия, Китай и Япония, куда христианство принесла Церковь Востока, не считающая себя несторианской, и миссионерская деятельность РПЦ не может быть основана на никак не обоснованном Священным Преданием анафематствовании древнего христианства коренного населения только потому, что миафизиты считают и Православную Церковь, и Церковь Востока несторианскими. Однако уже в середине XIV в. среднеазиатский эмир Тамерлан, захвативший Мавераннахр, организовал резню несториан за их отказ принять ислам. Уцелели лишь укрывшиеся в Курдистанских горах. После образования империи Мин христиан изгнали из Китая. Индийские христиане частью присоединились к католикам (Сиро-малабарская католическая церковь), затем часть их после разрыва с католиками — к яковитам (Маланкарская православная церковь), только часть осталась в прежней вере. В 1552 года часть ближневосточных несториан заключила унию с католиками, в результате чего появилась Халдейская католическая церковь Так как "несторианство", в отличие от учения Нестория, не было анафематствовано Православной церковью, то половецких ханш, вышедших замуж за русских князей, заново не крестили (Ибн Баттута. Все кипчаки - христиане), значительное число половцев было ассимилировано русскими после монгольского нашествия. Ещё ранее половцы, основавшие Второе Болгарское царство, были ассимилированы православными болгарами, а православными грузинами были ассимилированы половцы Грузии, составлявшие костяк войск Давида Строителя. Значительно дольше - ещё венгерский национальный поэт Шандор Петёфи подчёркивал, что он половец, а композитор Бородин изучал у них пляски - сохранили идентичность половцы Венгрии, но в католицизм они перешли сразу же после переселения в Венгрию во время монгольского нашествия. Слияние половцев и армян создало современных армян Крыма и Украины армяно-григорианского вероисповедания с половецким родным языком. [11] После присоединения Сибири русскими и кряшенами были ассимилированы несториане Сибири, а в конце 19 века епископ Абун Мар Йонан и несколько клириков были приняты в лоно Русской православной церкви в сущем чине, с ними примкнуло и значительное число верующих, их потомки на территории Закавказья пребывают в лоне РПЦ и после восстановления автокефальной Грузинской православной церкви. В настоящее время несторианство представлено Ассирийской церковью Востока, чьи приверженцы в основном проживают в Иране, Ираке, Сирии, Индии.

См. также

Примечания

  1. Христианство: Энциклопедический словарь. — Т. 2. — М., 1995. — С. 196.
  2. Мусульманские известия о чингизидах-христианах. —М., «Леном», 1998—112 с.
  3. http://assyrianchurch.ru/publ/4-1-0-19
  4. Несторианство // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Минск: Книжный Дом, 2007. — 960 с. — (Мир энциклопедий)
  5. А. В. Карташев. Церкви сирского языка в Персии. Персидские (халдейские) христиане (поздние несториане) Император Юстиниан I Великий (527—565 гг.) и V Вселенский собор. www.sedmitza.ru/lib/text/435278/
  6. Л. Н. Гумилёв. Несторианство и древняя Русь. (Доложено на заседании отделения этнографии ВГО 15 октября 1964 г.)// Всесоюзное Географическое Общество. Доклады отделения этнографии. 1967. Вып. 5, стр. 5
  7. http://rusk.ru/st.php?idar=1001036.
  8. Плоских В.М.; Плоских В.В. Подводные тайны Иссык-Куля. Бишкек, «Илим», 2008
  9. http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1379488500
  10. http://kocmi.ru/velikaya-cerkov-vostoka.html
  11. http://library.narod.ru/saga/osnova302.htm

Литература

Научная

  1. «Лекции по истории древней Церкви». Том 4
  2. Оглавление
  3. Jean Meyendorff. Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968. (На английском: John Meyendorff. Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969. Русский перевод: Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000.)
  4. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения М.: Euroasiatica, 2002. (58 Mb)
  5. «Несторий и церковь Востока» РГГУ, Центр изучения религий. М.: Путь, 2005. (36 Mb)
  6. Journal of Eastern Christian Studies 62:3-4 (2010): 165—190.англ. 
  7. Ассирийская церковь Востока: взгляд на историю и современное положение (недоступная ссылка с 11-05-2013 (697 дней)) // Научно-церковная конференция «История Древней Церкви в традициях XX века», посвященная памяти проф. СПбДА В. В. Болотова. 18-20 апреля 2000 г.
  8. Baum, Wilhelm; Winkler, Dietmar W (1 January 2003). The Church of the East: A Concise History, London: Routledge. ISBN 0-415-29770-2. Google Print, retrieved 16 July 2005.англ. 
  9. Nestorius and Nestorianism. Catholic Encyclopedia. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.англ. 
  10. Henri Bernard, La decouverte des Nestoriens Mongols aux Ordos et I’histoire ancienne du Christianisme en Extreme-Orient, Tianjin, Hautes Etudes, 1935.англ. 
  11. Hill Henry, ed Light from the East: A Symposium on the Oriental Orthodox and Assyrian Churches. — Toronto: Anglican Book Centre, 1988.англ. 
  12. Rossabi, Morris Voyager from Xanadu: Rabban Sauma and the first journey from China to the West. — Kodansha International Ltd., 1992. — ISBN 4770016506.англ. 
  13. Stewart, John Nestorian missionary enterprise, the story of a church on fire. — Edinburgh, T. & T. Clark, 1928.англ. 
  14. Wilmshurst, David The ecclesiastical organisation of the Church of the East, 1318-1913. — Peeters Publishers, 2000. — P. 4. — ISBN 9789042908765.англ. 

Публицистика

  1. Дмитрий Каниболоцкий, Гиваргис Бадаре Ассирийская Церковь Востока: зарождение, становление, трансформации — Религия в Украине, 22 сентября 2009 г.

Ссылки

  • Голубцов Владимир. Наследники Ассирии в ХХв.
  • Глава: Несторианство. // Карташёв А. В. Вселенские соборы. — М.: Республика, 1994. — 542с.
  • Мервская метрополия
  • Л. Н. Гумилёв. Несторианство и Древняя Русь
  • Несторианство и христологические споры
  • Ольга Мерёкина. Несторианство в Китае.
  • Список статей Н. Н. Селезнёва по теме АЦВ — сайт РГГУ

Несториане.

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52