Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Павловский парк

Павловский парк
Тип

пейзажный парк

Дата основания

1777

Архитектор

Чарльз Камерон,
Пьетро Гонзаго,
Винченцо Бренна
и другие

Местонахождение

г. Павловск

Проезд

электропоезд с Витебского вокзала до станции «Павловск»

Площадь

около 600 га

Сайт

http://www.pavlovskmuseum.ru/

Павловский парк на Викискладе


Павловский паркпейзажный парк в составе Государственного музея-заповедника «Павловск». Находится в городе Павловске в Санкт-Петербурге. Площадь около 600 га.

Композиция парка включает 7 ландшафтных районов: Придворцовый, Долина реки Славянки, Большая звезда с долиной прудов, Старая Сильвия, Новая Сильвия, Парадное поле и Белая Берёза. Украшением парка служат павильоны классического характера: Храм Дружбы, Колоннада Аполлона, Вольер, Холодная баня, Круглый зал, Розовый павильон; пасторального: Молочня, Пиль-башня; мемориальные: Памятник родителям, Мавзолей супругу-благодетелю, мосты над Славянкой, мраморная и бронзовая скульптура. Коллекция русской бронзовой скульптуры входит составной частью в ансамбль Старой Сильвии. Дворцовые помещения и парковые павильоны строились и оформлялись с учётом окружающего ландшафта.

Содержание

Физико-географическая характеристика парка

Рельеф и геологическое строение

Парк расположен на Приневской низменности, на склоне Балтийско-Ладожского уступа, в долине реки Славянки. В палеозое 300—400 миллионов лет назад вся эта территория была покрыта морем. Осадочные отложения того времени — песчаники, пески, глины, известняки — покрывают мощной толщей (свыше 200 метров) кристаллический фундамент, состоящий из гранитов, гнейсов и диабазов. Современный рельеф образовался в результате деятельности ледникового покрова (последнее, Валдайское оледенение, было 12 тысяч лет назад). После отступания ледника образовалось Литториновое море, уровень которого был на 7—9 м выше современного. 4 тысячи лет назад море отступило и образовалась долина реки Невы. Долина сложена озёрно-ледниковыми и постледниковыми отложениями. В районе Павловска ордовикские известняки выступают на поверхность из-под покрывающих их четвертичных отложений. Последние 2,5 тысячи лет рельеф почти не менялся[1].

Почвы, растительный и животный мир

Висконтьев мост через Славянку
в Павловском парке. Сентябрь 2006
Ручная белка в Павловском парке

До основания парка территория была покрыта хвойными лесами (сосновые и еловые) с примесью широколиственных пород и низинными болотами. Преобладают поверхностно-подзолистые в сочетании с торфяно-подзолисто-глеевыми почвами. В результате интенсивной хозяйственной деятельности людей естественный ландшафт повсеместно уступил место культурному[2].

В 19781983 годах в парке насчитывалось 361 тысяч деревьев, представленных 54 видами: 16 видов елей, сосны, лиственницы, пихты, два вида берёз, два вида ив, два вида лип, дубы, вязы, ольха серая, осины, рябины, черёмуха обыкновенная, 88 видов кустарников, из них преобладающие виды — акация жёлтая, спиреи, дёрен белый, ивы кустарниковые. По наблюдениям 1978 года, был зарегистрирован 71 вид птиц, принадлежащих к 28 семействам и 9 отрядам. Из млекопитающих обитают белки, зайцы-беляки, ласки, горностаи, кроты, бурозубки, ежи, рыжие полёвки, ондатры. Зимой в парк заходят лисицы, кабаны и лоси. Из земноводных в парке можно увидеть травяную лягушку, жабу обыкновенную. Из рептилий — живородящую ящерицу, насекомых — 87 видов, относящихся к 46 семействам[3].

История

Возникновение парка

На месте современного Павловска ещё в XIII веке новгородцами была построена деревянная крепость, названная ими «Городок на Славянке». Эти земли входили в Водскую пятину Новгородской земли.

В середине XVIII века здесь существовали деревни Линна (фин. linna — город, крепость, по находившейся рядом шведской крепости на месте теперешней улицы Работницы) и Сеппеля (фин. seppelae — кузница, на месте теперешних Оранжерей)[4]. В окрестностях деревень любила охотиться Екатерина II, наезжавшая сюда со свитой из Царского Села. Два деревянных домика с названиями «Крик» (сгорел во время оккупации) и «Крак» (разобран в 1929 году), выстроенные в лесу на берегах Славянки, служили для кратковременных остановок во время охоты.

12 декабря 1777 года 362 десятины земли по берегам Славянки, с лесными угодьями, пашнями, двумя небольшими деревнями со крестьянами Екатерина II пожаловала своему сыну, будущему императору Павлу. Эта дата считается датой основания Павловского села[5].

В 1778 году построены два небольших усадебных дома: для Павла Петровича — Паульлюст (нем. Paullust — Павлова утеха) и его супруги Марии Фёдоровны — Мариенталь (нем. Marientahl — Марьина долина). Около усадеб разбиты небольшие садики с цветниками, от них проложены первые дорожки будущего парка. К 1 января 1780 года число постоянных жителей села составляло всего 54 человека[6]. В 1780 году архитектору Ч. Камерону было поручено построить новый дворец. В 1786 году на месте «Паульлюст» Камерон возвёл обширный Павловский дворец.

В 1788 году Павел, который предпочитал в качестве резиденции Гатчину, подарил село Павловское своей жене Марии Федоровне[7].

Императорская резиденция

12 ноября 1796 года, через неделю после своего вступления на престол, новый император издал указ о переименовании села в город Павловск. Начинается расширение и украшения Павловского дворца под руководством архитектора В. Бренны. Во дворце начали проходить большие приёмы. Контролировало всю жизнь Павловска Городское правление, учреждённое 3 июня 1797 года, во главе с главноуправляющим[4].

После смерти императора в Павловске проживает вдова Мария Фёдоровна, при которой дворец и парк (управляемый Иваном Андреевичем Вейнманом ботанический сад) достигают расцвета. Однако со смертью императрицы в 1828 году начинается закат Павловска, как императорской резиденции. Он переходит к младшему брату Николая I великому князю Михаилу Павловичу[8].

Некоторое время до Отечественной войны 1812 года военным комендантом Павловска был П. И. Багратион. В честь окончания войны в парке, в Розовом павильоне были устроены торжества.

Павловский музыкальный вокзал

В 1836 году между Павловском и Царским Селом проложена первая в России железная дорога на конной, а затем и на паровой тяге для увеселительных бесплатных поездок. Для приёма поездов прямо в парке, в район Большой звезды построен Павловский Воксал, который со второй половине XIX века становится местом музыкальных концертов, на которых дирижировал сам Иоганн Штраус. 30 октября 1837 года первый поезд доставил пассажиров из Санкт-Петербурга. Удобная транспортная связь со столицей способствовала быстрому и значительному расширению города и превращению его в модный дачный пригород[4].

При Михаиле Павловиче прибавились: здание театра, близ вокзала, Магнитная и Метеорологическая обсерватория, картинная галерея и библиотека. Константиновская обсерватория находилась на окраине города близ шоссе в Федоровский посад, она специально занималась наблюдением магнитных и метеорологических явлений[9].

Вид из парка на Дворец.
Цветная фотолитография. 1905

В 1849 году Павловск переходит во владение ко второму сыну Николая I — Великому князю Константину Николаевичу. При нём перед дворцом, в центре Парадного плаца, в 1872 году был установлен Памятник Павлу I, работы скульптора И. П. Витали.

После кончины Великого князя Константина Николаевича в 1892 году Павловск перешёл во владение к его сыну Великому князю Константину Константиновичу. Он умер в Павловске в своём кабинете 2 июня 1915 года и был отпет в дворцовой церкви. Хозяином дворца стал старший сын Константина Константиновича Иоанн Константинович[10].

Советское время

В 1918 дворец и парк национализированы, планировалось обустройство музея, однако с 1926 дворец превращён в склад, коллекции разграблены. Только перед войной на правительственном уровне принимается решение о создании музея, но уже летом 1941 сотрудники музея занимаются спасением музейных коллекций.

Павловский дворец. В центре
памятник императору Павлу I. 2006

К сентябрю 1941 года большая часть коллекций вывезена или спрятана в тайниках. С 17 сентября 1941 года по 24 января 1944 года Павловск находился в зоне фашистской оккупации. Во время войны дворец и парк сильно пострадали. Фашисты разграбили все, что сотрудники музея не смогли вывезти или спрятать, разрушили павильоны, взорвали мосты, вырубили более 70 тысяч деревьев, а отступая, сожгли дворец (пожар продолжался 24—26 января 1944 года)[11].

В 19461973 годах реставраторам под руководством Анатолия Трескина пришлось произвести поистине гигантскую работу. В Павловске была создана настоящая школа отечественной музейной реставрации. В 1957 году открыты для посетителей первые залы восстановленного Павловского дворца. В 1978 году Павловск стал первым возрождённым из руин дворцово-музейным комплексом пригородов Ленинграда. Реставрационные работы идут до сих пор[7].

Современный период

В 1989 году Павловск был внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО (протокол ICOMO № 540—007[12] от 1990 ).

На сегодняшний день в городе более 42 объектов находятся под опекой Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и архитектуры. Ежегодно Павловск посещают полтора миллиона туристов[6].

Центральный (Придворцовый) район

Территории, прилегающие ко дворцу, выполнены в регулярном стиле с четким рисунком дорог, клумб, стрижеными деревьями и кустарниками. У дворца, между южным корпусом и рекой, располагается Собственный сад, разбитый Ч. Камероном и Ф. Виолье в 1801—1803. Он расположен под окнами «личных комнат» императрицы. Садик неразрывно связан с дворцовыми помещениями, балконами, террасами и лестницами. Устроен в характере небольших французско-голландских садов, с чёткой геометрической планировкой, цветочными партерами, напоминающими красочные ковры. Стриженые липы, пирамидальные тополя, мраморные статуи, бюсты и вазы.

Павильон Вольер

Центральная аллея подходит к Павильону трёх граций (1800, архитектор Ч. Камерон, скульптор П. Трискорни). Павильон имеет вид стройного 16-колонного античного портика ионического ордена. В 1803 году в павильоне установлена группа «Три грации», изваянной из одной глыбы мрамора[13].

Тройная липовая аллея — ведёт от дворца к Парадному полю.

К югу по ходу — Павильон Вольер, построенный в 1782 году классическом стиле архитектором Ч. Камероном. Высокий центральный зал, увенчанный куполом, соединён крытыми дорическими колоннадами с боковыми помещениями. Карниз и купол были расписаны Иоганном Рудольфом и Иваном Ивановым под руководством В. Бренна. В Вольере была установлена привезенная из Италии статуя Флоры, в галереях жили экзотические птицы. В 1818 году Мария Фёдоровна выпустила на волю птиц, и Вольер стал цветочной оранжереей. В 1863 году перед Вольером был вырыт пруд со статуей Венеры Каллипиги в центре. В 1871 году в интерьере Вольера появились арабесковые росписи. Вольер пострадал во время войны и был отреставрирован в 1968 году как парковый павильон.

Павильон Росси

Далее по аллее — Павильон Росси, построенный в 1913 году архитектором К. К. Шмидтом по неосуществленному проекту Карла Росси 1816 года. Павильон представляет собой полукруглую беседку с колоннами и полукуполом. В центр помещен памятник императрице Марии Фёдоровне, отлитый в 1914 году скульптором В. Беклемишевым[14].

По аллее к северу — Молочный домик, (построенный в конце 1782 года архитектором Ч. Камероном) в подражание альпийских сельских построек. Его стены были сложены из булыжного камня, крыша – из соломы. Внутри было три комнаты. В одной держали коров редких пород, во второй – комната для гостей, в третей производилась переработка молока. К концу 18 века значительно увеличилось поголовье коров, возникла необходимость в строительстве Фермы на новых территориях парка и Молочня превратилась в парковый павильон.

Долина реки Славянки

Колоннада Аполлона
Храм Дружбы
Пиль-башня

Парк в районе долины реки Славянки был преобразован по проекту Ч. Камерона в пейзажном стиле.

В 1782—1783 году на берегу Славянки по проекту Ч. Камерона была возведена Колоннада Аполлона - святилище греческого бога Солнца и покровителя искусств в виде двойного кольца дорических колонн с копией статуи Аполлона Бельведерского посередине.

Павильон «Храм дружбы (1780—1782) был задуман Павлом Петровичем и Марией Фёдоровной, как ответный дар Екатерине II за павловские земли. Архитектор Ч. Камерон спроектировал храм-ротонду, охваченную кольцом каннелированных колонн дорического ордена и поставленную на полуострове, образованном излучиной реки. Первоначально в Храме находилась большая мраморная статуя Екатерины II, но в 1791 году её подарили графу И.Г.Чернышеву и в 1792 году установили алебастровую фигуру императрицы в образе Цереры. Храм Дружбы предполагалось использовать для завтраков и ужинов в парке, поэтому на противоположном берегу Славянки была построена кухня в виде сельского домика (разобрана в начале XIX века).

Напротив «Храма дружбы», около Круглого озера, в 1786—1787 годах был сооружен искусственный водопад Большой Каскад по проекту Ч. Камерона. В 1792 году В. Бренна надстроил над ним декорацию в виде стены с балюстрадой и вазами. Каскад перестал действовать в 1850 году из-за разрушения водопровода.

На границе с Новой Сильвии находится Пиль-башня — павильон, созданный на месте Пильной мельницы в 1797 году архитектором В. Бренна. Круглая постройка с соломенной крышей была расписана художником-декоратором П. Гонзаго. По чугунной лестнице можно было подняться в комнату второго этажа, где любила бывать Мария Фёдоровна.

Холодная баня и Мост кентавров

В 1799 году между Колоннадой Аполлона и Храмом дружбы появился павильон «Холодная ванна», или Холодная баня — летняя мыльня, служившая местом закаливания Павла I, построенная Ч. Камероном в виде ротонды с куполом, в которой находился Круглый зал с бассейном и фонтаном, и примыкающей к ней прямоугольной раздевальней. Павильон отделен от Большого дворца мостом Кентавров (1799, архитектор В. Бренна) с мраморными фигурами кентавров, отлитыми с римских скульптур II века. Рядом с этим местом в 1787 году Мария Фёдоровна положила начало Семейной рощи, где по случаю важных семейных событий сажали дерево, привязывая к нему табличку. Все таблички были сняты после революции 1917 года.

Старая Сильвия

Памятник родителям. фото 2005 г.

Район Старой Сильвии на Двенадцати дорожках спроектирован в начале 1790-х годов архитектором В. Бренной. Центром композиции является площадка со статуей Аполлона Бельведерского. От неё расходится двенадцать дорожек, между которыми находятся двенадцать скульптур: Венера Каллипиги (или Прекраснобедрая, богиня любви и красоты), Флора (богиня цветов), Меркурий (вестник богов), Евтерпа (муза лирической поэзии), Мельпомена (муза трагедии), Талия (муза комедии), Терпсихора (муза танца), Эрато (муза любовной поэзии), Полигимния (муза гимнов и красноречия), Каллиопа (муза эпической поэзии и песнопений), Клио (муза истории) и Урания (муза астрономии). Каждая из Двенадцати дорожек заканчивается павильоном или скульптурой, связанной со статуей центральной площадки.

Перспективу одной из 12 дорожек замыкает Памятник родителям, построенный в 1786 году архитектором Ч. Камероном. Изначально это был павильон памяти сестры Марии Федоровны — Фредерики. Но в течение нескольких лет умирают ещё несколько родственников императрицы: её сестра Елизавета, брат герцог Карл, её отец герцог Вюртембергский Фридрих Евгений, а затем и её мать, герцогиня Фредерика-София-Доротея. В 1807 году русскому скульптору И. П. Мартосу была заказана мраморная скульптурная композиция и павильон превратился в Памятник родителям[15].

Новая Сильвия

Мавзолей супругу-благодетелю

Этот район был создан в 1799—1800 годах архитектором В. Бренной), сохранившим характер обширного густого леса.

С 1806 по 1819 годы в этом уединенном районе велось строительство памятника-мавзолея в память о Павле I. В конкурсе на лучший проект победил архитектор Ж. Ф. Тома де Томон). Мавзолей супругу-благодетелю имеет вид греческого античного храма из четырёх дорических колонн красного гранита, стоящих на гранитном подиуме и поддерживающих фронтон с надписью: «Супругу-Благодетелю». Внутри храма находится скульптурный монумент, созданный И. П. Мартосом и изображающий царственную женщину, оплакивающую урну с прахом. На пьедестале изображено семейство императора Александра I.

В Новой Сильвии, на границе парка была установлена Колонна Конец света, созданная в 1783 году архитектором Ч. Камероном). Это ионическая колонна из розового олонецкого мрамора[16].

Колонна "Конец света"

Большая Звезда

Круглый зал

В проектировании района Большой Звезды (или «Нового сада») архитектор В. Бренна использовал примененную в районе Старая Сильвия систему расходящихся от центральной площадки дорожек-лучей, каждая из которых имела свое название: дорожка Красного Солнца, Богатого поля, Зелёной женщины, Славянская, Старого Шале, Красного молодца, Дружеская, Грибная, Молодого жениха, Красного бугра, Водопроводная. Район предназначался для прогулок на лошадях.

На центральной площадке в 1799—1800 годах архитектор В. Бренна строит Круглый зал (или «Музыкальный салон») — прямоугольный павильон с портиками на боковых фасадах и апсидами на торцах Он служил для музыкальных и танцевальных вечеров. В восточной части района в 1798 году было вырыто несколько прудов, в том числе Венерин пруд с Островом любви (или «Обвороженный остров»), созданным П. Гонзаго[17].

Во время прокладки железной дороги Санкт-Петербург - Павловск (1836-1837 гг.), Великий Князь Михаил Павлович разрешил проложить железнодорожную ветку по району Большой Звезды до прудов и объявил конкурс на строительство здания Вокзала. Победил проект архитектора А. И. Штакеншнейдера с рестораном и концертным залом. Торжественное открытие Музыкального вокзала (Курзала) состоялось 22 мая 1838 г. В его концертном зале дирижировал Иоганн Штраус (выступал здесь около 10 лет), пел Фёдор Шаляпин, танцевала Матильда Кшесинская, выступали композиторы — Бортнянский, Глинка, Бородин, Лядов, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Чайковский, Лист, Шуман,Глазунов, Прокофьев, великие исполнители своего времени — виолончелист Сэрвэ, скрипачи Винявский и Изаи и многие другие. Здание вокзала было уничтожено во время Великой Отечественной войны.[18]

Парадное поле

Парадное поле, или Парадное место возникло в конце Тройной Липовой аллее по проекту В. Бренна. Оно предназначалось для военных манёвров, проводимых Павла I. После его смерти этот живописный район был превращен в парк в 1803—1813 годах мастером П. Гонзаго.

Здесь появился пруд, в центре которого насыпан остров, названный Островом княгини Ливен, в честь подруги Марии Фёдоровны и воспитательницы великих княжен.

Розовый павильон

На границе между Парадным полем и Белой Березой находится одно из самых поэтических сооружений Павловского парка - Розовый павильон (1811—1812, архитектор А. Н. Воронихин) — лёгкое деревянное здание с колонными портиками, увенчанное небольшим куполом, окружённое кустами редчайших сортов роз. В 1814 году по проекту К. Росси к нему пристраивается Танцевальный зал. В начале XIX века Розовый павильон воспринимался как новый центр всего садово-паркового комплекса. Здесь собирались тогда гости Павловска, в числе которых было немало деятелей культуры — поэтов, писателей, художников, артистов.

Белая Берёза

(1801—1828, художник-декоратор П. Гонзаго) — лесной массив (250 га) сформированный в новом стиле русского пейзажного парка, парка равнины и скромной северной природы.

Павловский парк в искусстве

В начале XIX века в Павловске побывали Н. Карамзин, В. Жуковский, Н. Гнедич, И. Крылов и оставили свои впечатления. В. Жуковский был первым русским автором, который в стихах воспел Павловск (элегия «Славянка», 1815; «Подробный отчет о луне», 1820), его особенную, им верно угаданную красоту. А. Ахматова описала Павловский парк в своём стихотворении 1915 года «Все мне видится Павловск холмистый»[19].

В Павловском парке снимались кинофильмы «Прощание с Петербургом» (1971), «Синяя птица» (1976), «Ларец Марии Медичи» (1980) и другие.

Примечания

  1. Даринский А. В. География Ленинграда. — Л.: Лениздат, 1982. — С. 12-18.
  2. Даринский А. В. География Ленинграда. — Л.: Лениздат, 1982. — С. 45-49.
  3. Павловский парк
  4. 1 2 3 Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга. — СПб.: Информационно-издательское агентство ЛИК, 2002.
  5. Кучумов А. М. Павловск. Путеводитель по дворцу-музею и парку. — Л.: Лениздат, 1970.
  6. ↑ Журнал «Адреса»
  7. 1 2 В. Шварц. Пригороды Ленинграда. — Л.-М.: Искусство, 1967.
  8. Официальный Сайт ГМЗ «Павловск»
  9. Памятная книжка С.-Петербургской губернии. — СПб., 1905.
  10. ГМЗ «Павловск». История
  11. Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  12. Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments  (англ.). UNESCO World Heritage Centre. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 28 августа 2009.
  13. Павловск
  14. Павильон Росси : Павильоны : Парк : ГМЗ "Павловск"
  15. Несин В., Сауткина Г. Павловск Императорский и Великокняжеский 1777—1917. — Санкт-Петербург, 1996 г.
  16. www.ilovepetersburg.ru
  17. Павловск
  18. Павловск
  19. Павловск в искусстве

Литература

  • Беланина В. А. Павловский парк. Гос. музей-заповедник «Павловск». — Л., 1988.
  • БСЭ
  • Зеленова А. И. Павловский парк. — Л.: Лениздат, 1964.
  • Конашевич В. М. Павловский парк. - Л., 1925 г.
  • Кучумов А. М. Павловск. Дворец и парк. - Л., 1976 г.
  • Масси С. Павловск. Жизнь русского дворца. - СПб., 1993 г.
  • Несин В., Сауткина Г. Павловск Императорский и Великокняжеский 1777-1917. - Санкт-Петербург, 1996 г.
  • Талепоровский В. Н. Павловский парк — СПб., 1923 г.
    • Талепоровский В. Н. Павловский парк. СПб.: Коло, 2010.
  • Третьяков Н. С. Павловск. Дворец и парк. ГМЗ «Павловск» — СПб.: «Арт-Палас», 2005 г.
  • Шварц В. Павловск. Дворцово-парковый ансамбль 18-19 веков. — Л.: Искусство, 1980 г.

См. также

Ссылки

  • Виртуальный тур по Павловску
  • Сферическая панорама Павловск: Чугунный мостик
  • Государственный музей-заповедник «Павловск» — официальный сайт
  • Дворец в Павловске // rusarh.ru
  • Павловский дворец
  • Фотографии Павловского парка // photocity.ru
  • Государственный музей-заповедник «Павловск» // gardener.ru
  • Районы Павловского парка на сайте wikimapia.org


Павловский парк.

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52