Роман Полански | |
Roman Polański | |
Роман Полански в 2007 году |
|
Имя при рождении: |
Раймунд Роман Либлинг |
---|---|
Дата рождения: |
18 августа 1933 (79 лет) |
Место рождения: | |
Профессия: | |
Карьера: |
1953 — наст. время |
Награды: |
«Оскар» (2002) |
IMDb: |
ID 0000591 |
Рома́н Пола́нски (Пола́нский, англ. Roman Polanski; более точная транскрипция — Поля́ньский, польск. Polański, имя при рождении Ра́ймунд Ро́ман Ли́блинг, польск. Rajmund Roman Liebling); 18 августа 1933, Париж, Франция) — один из крупнейших кинематографистов послевоенного времени, уроженец Парижа еврейского происхождения, выросший в Польше и работавший преимущественно в Великобритании (1963—1967), США (1968—1976) и Франции (после 1976).
Обладатель важнейших наград в кинематографе: «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, «Золотого льва» Венецианского фестиваля за достижения в течение карьеры, «Оскара», «Сезара», «Золотого глобуса» и премии BAFTA за лучшую режиссуру, а также «Феликса» за вклад в развитие кино.[1]
Содержание |
Роман Полански родился во Франции, в Париже 18 августа 1933 года в еврейской семье. Когда ему было три года, его родители вернулись в Польшу. Во время немецкой оккупации мать погибла в Освенциме, отцу удалось выжить в Маутхаузене. Мальчика укрывали польские семьи. Он вспоминает, что фашисты использовали его как мишень на стрельбах. Пережив Вторую мировую войну и уцелев в краковском гетто, Полански нашёл себя в искусстве. В 1945 году он сумел отыскать отца, который направил его учиться в техническую школу, однако вскоре Роман начинает работать на детском телевидении, играет в радиопостановках и в театре: исполняет заглавную роль в постановке популярной повести Валентина Катаева «Сын полка» (1948, Варшавский Театр юного зрителя).
Молодость Романа Поланского пришлась на социалистический период в истории Польши. В 1953 году двадцатилетний актёр впервые снимается в кино; в 1955 году получает роль в фильме «Поколение» Анджея Вайды, — Вайда помогает поступить в Киношколу в Лодзи.
«В то время, когда мир стоит на пороге новой индустриальной революции, советская система настолько централизована и тоталитарна, что она душит все инновации. Когда она сгниет изнутри, империя рухнет. Полагаю, что извечная Россия с её экспансионистскими традициями продолжит существовать, тогда как моя страна направит свои стопы в сторону Запада. Но даже и тогда об неё время от времени будут вытирать ноги».
Одной из режиссёрских работ Поланского была короткометражка «Убийство» (1957): некто заходит в комнату и убивает спящего человека. Фильм ужасов длился две минуты. Другой его студенческий фильм «Двое мужчин со шкафом» (1958) получил 5 международных премий, включая бронзовую медаль Всемирной выставки в Брюсселе. Полански окончил киношколу в Лодзи в 1959 году.
В 1959 году Полански женился на актрисе Барбаре Квятковской, с которой прожил в браке до 1962 года. В том же году Полански снял свой первый полнометражный фильм «Нож в воде», прохладно принятый в ПНР, но произведший сенсацию на иностранных фестивалях и номинировашийся на «Оскар» как лучший иностранный фильм.
После съёмок фильма Полански переехал во Францию, где познакомился с Жераром Браком. Вместе они написали сценарии фильмов «Отвращение» (получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале) и «Тупик» (получил «Золотого медведя»). Эти два фильма были сняты в Англии, где режиссёр жил с 1964 по 1968 годы.
В 1968 году, после женитьбы на американской актрисе Шэрон Тэйт, которую он встретил на съёмках своего первого цветного фильма «Бесстрашные охотники на вампиров», он перебрался в США. Дебютировал в Голливуде картиной «Ребёнок Розмари» (1968), ставшей заметной вехой в истории кинематографа. Главную роль в фильме сыграла Миа Фэрроу.
Успех Поланского в Голливуде был омрачён убийством его беременной жены и троих друзей в 1969 году членами группировки Чарльза Мэнсона. После убийства Полански на несколько лет уехал в Европу. Эта трагедия сильно повлияла на всё его дальнейшее творчество.
В 1974 году Полански возвращается в США, где снимает фильм по сценарию Роберта Тауна «Китайский квартал», в котором главные роли исполнили Джек Николсон и Фэй Данауэй. Фильм удостоился «Золотого глобуса» за режиссуру и был выдвинут на «Оскар» в 11 номинациях (почти во всех номинациях его обыграл «Крёстный отец 2»).
Внешние изображения | |
---|---|
Саманта Геймер в возрасте 13 лет[3] |
В 1977 году Полански был обвинен в изнасиловании тринадцатилетней девочки Саманты Геймер (в то время известной как Саманта Гейли) в доме актёра Джека Николсона в Лос-Анджелесе. Фотомодель Геймер, которую Полански пригласил якобы для съемки для французского издания Vogue, вспоминала, что Полански дал ей шампанское и наркотик «Кваалюд» (метаквалон)[4], после чего принудил её к оральному и анальному сексу[5][6]. После ареста и предъявления обвинений Полански признал себя виновным в сексуальных отношениях с малолетней, чтобы посредством соглашения о признании вины смягчить обвинения[7], поскольку первоначально он обвинялся в изнасиловании ребёнка в возрасте до 14 лет с использованием алкоголя и наркотических веществ[8]. До вынесения приговора и по условию соглашения между прокуратурой и адвокатами режиссёра Полански согласился на прохождение психиатрического обследования в течение трёх месяцев в госпитале для преступников при калифорнийской тюрьме города Чино. По возвращении из тюрьмы Полански был уведомлен адвокатом, что судья, рассматривавший его дело, сообщил ему, что он изменил свою позицию и не намерен соглашаться с рекомендацией прокуратуры о вынесении Полански условного приговора без лишения свободы. Это стало нарушением договора, достигнутого адвокатами режиссёра с прокуратурой и ранее одобренного этим же судьёй, и 1 февраля 1978 года, непосредственно перед вынесением приговора, Полански бежал из США в Великобританию (в Лондон), а затем, чтобы избежать экстрадиции, во Францию[9].
Впоследствии в печати всплыли и другие обвинения. Например, британская актриса Шарлотта Льюис заявила, что режиссёр силой овладел ею в парижском доме во время съёмок фильма «Пираты» в 1982 году, когда ей было 16 лет[10][11].
Последующие фильмы режиссёр снимал в Европе, преимущественно во Франции.
В 1979 году вышла картина «Тэсс», за которую в 1981 Полански был номинирован на «Оскар», а также получил премию «Сезар». Эту картину Полански посвятил своей убитой жене Шэрон Тэйт. Исполнительница главной роли немецкая актриса Настасья Кински стала любовницей Полански в 15 лет[12][13][14]. Ранее, в 1976 году она снялась в фотосессии для французского журнала «Vogue», приглашённым редактором которого был Полански[15][16].
В 1989 году третьей по счёту женой Поланского стала французская актриса и модель Эммануэль Сенье; она родила ему двоих детей. Полански снял её в своих фильмах «Неистовый», «Девятые врата» и «Горькая луна».
В 1999 году Роман Полански снял мистический триллер «Девятые врата», в котором главную роль сыграл Джонни Депп.
В 2002 году режиссёр обратился к лично выстраданной теме холокоста, — снял фильм «Пианист». Жюри во главе с Дэвидом Линчем присудило картине «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, а сыгравший главную роль Эдриен Броуди стал самым молодым обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль.
В сентябре 2009 года Роман Полански прибыл в Швейцарию, чтобы получить награду за свою режиссёрскую деятельность. Организаторы кинофестиваля в Цюрихе заявили, что кинорежиссёр 26 сентября 2009 года был арестован полицией по ордеру, выданному в США и датированному 1978 годом, а также на основании международного ордера на арест 2005 года. Поскольку Полански признал вину и скрылся от суда, согласно американским законам, принцип давности на него не распространяется[17].
Несколько десятков известных кинематографистов подписали обращение в поддержку Полански. В их числе Вуди Аллен, Дэвид Линч, Мартин Скорсезе, Вим Вендерс, Даррен Аронофски, Терри Гиллиам, Педро Альмодовар и др.[18][19] Известные актрисы Фанни Ардан и Моника Беллуччи тоже выразили свое сожаление по поводу ареста Полански. За режиссёра также вступился Никита Михалков[20]. Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер отказался помиловать режиссёра[21]. Апелляционный суд Лос-Анджелеса также отказался закрыть дело Полански[22].
Во время нахождения режиссёра под арестом на Берлинском кинофестивале состоялась премьера его нового фильма «Призрак»; фильм был удостоен «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру. 12 июля 2010 года власти Швейцарии отказали американскому правительству в экстрадиции Полански в США и освободили режиссёра из-под домашнего ареста.
«Ты должен удовлетворить аудиторию, но оставить её слегка голодной, чтобы ей хотелось ещё. Сегодня фильмы пытаются объяснить абсолютно всё, и к концу это становится скучно».
Практически все фильмы Поланского, снятые после «Бала вампиров», основаны на литературных первоисточниках.
Многие из его картин (особенно «классического» периода, заканчивающегося «Жильцом») погружают зрителя в ощущения психологической изоляции и паранойи. Герои «комнатной трилогии» («Отвращение», «Ребёнок Розмари», «Жилец») неумолимо спускаются в пучину безумия, мир этих фильмов отфильтрован сознанием психически нездорового протагониста, концовкам присущ элемент неопределённости, интерпретация оставлена на усмотрение зрителя.
Полански — один из самых пессимистичных режиссёров. Главный герой его фильма, как правило, сталкивается с угрозой подвергнуться моральному, а иногда и физическому насилию со стороны сил иррациональных, демонических, не доступных его пониманию[24][25]. При этом эти силы в большинстве случаев побеждают; иногда дело заканчивается тем, что протагонист теряет рассудок.
Зло у Поланского может принимать самые разные формы:
Полански принадлежит к числу самых влиятельных кинематографистов послевоенного времени. Например, его лента «Ребёнок Розмари» (1969) породила моду 1970-х на мистические фильмы ужасов («Изгоняющий дьявола», «Омен», «Сияние»). «Отвращение» стало ориентиром для адептов сюрреалистической образности и тонко психологизированных концовок. «Китайский квартал» предвосхитил расцвет жанра нео-нуар в 1990-е годы. Фильм братьев Коэнов «Бартон Финк» (которому каннское жюри во главе с Поланским присудило «Золотую пальмовую ветвь») по признанию его создателей, — оммаж в честь Поланского времён «комнатной трилогии»[26]. И если Лодзь формировал абсурдизм молодого Поланского, то присудивший режиссёру Золотую пальмовую ветвь («Пианист», 2002) Дэвид Линч в весьма зрелом возрасте отдал должное этому городу, сняв здесь свою «Внутреннюю империю» (2006).
В 1997 году Полански отказался от идеи переработать для экрана «Мастера и Маргариту» и приступил к давно задуманной экранизации повести Достоевского «Двойник»[27]. Однако на съёмочной площадке выяснилось, что режиссёр добавил сцену, в которой главный герой в исполнении Джона Траволты должен был появиться обнажённым[28]. Траволта наотрез отказался продолжить съёмки и без объяснения с режиссёром уехал из Парижа, оставив в недоумении 250 человек на съёмочной площадке[29]. Полански впоследствии прокомментировал этот эпизод: «Столько народу вложили огромные усилия в этот проект, и тут совершенно внезапно всё разваливается на части. Пьер Гуффруа, который давно работает со мной в качестве художника-постановщика, плакал, когда пришлось демонтировать декорации… Как может Траволта, получающий за фильм зарплату в 20 млн $, вести себя столь глупым образом?»[2] С осуждением действий Траволты выступили и другие режиссёры, в частности, Дэвид Линч[30].
В 2007 году широко анонсировалось начало съёмок фильма по роману Роберта Харриса — «Помпеи». Главные роли должны были исполнить Орландо Блум и Скарлетт Йоханссон[31] . Однако работа над картиной была отложена на неопределённый срок, — при том, что права на фильм уже купили дистрибьюторы из 35 стран[32][33].
Фильмы Романа Поланского | |
---|---|
1960-е | Нож в воде (1962) • Отвращение (1965) • Тупик (1966) • Бал вампиров (1967) • Ребёнок Розмари (1968) |
1970-е | Макбет (1971) • Что? (1972) • Китайский квартал (1974) • Жилец (1976) • Тэсс (1979) |
1980-е | Пираты (1986) • Неистовый (1988) |
1990-е | Горькая луна (1992) • Смерть и девушка (1994) • Девятые врата (1999) |
2000-е | Пианист (2002) • Оливер Твист (2005) |
2010-е | Призрак (2010) • Резня (2011) |
Короткометражные | Велосипед (1955) • Зубастая улыбка (1957) • Разгоняем танцульку (1957) • Убийство (1957) • Два мужика со шкафом (1958) • Лампа (1959) • Когда падают ангелы (1959) • Толстый и худой (1961) • Млекопитающие (1962) • У каждого своё кино (2007) |
Премия «Оскар» за лучшую режиссуру | |
---|---|
Рон Ховард (2001) · Роман Полански (2002) · Питер Джексон (2003) · Клинт Иствуд (2004) · Энг Ли (2005) · Мартин Скорсезе (2006) · Братья Коэн (2007) · Дэнни Бойл (2008) · Кэтрин Бигелоу (2009) · Том Хупер (2010) · Мишель Хазанавичус (2011) Полный список · (1928—1940) · (1941—1960) · (1961—1980) · (1981—2000) · (2001 — настоящее время) |
Премия «Золотой глобус» за лучшую режиссёрскую работу | |
---|---|
Стэнли Крамер (1961) · Дэвид Лин (1962) · Элиа Казан (1963) · Джордж Кьюкор (1964) · Дэвид Лин (1965) · Фред Циннеманн (1966) · Майк Николс (1967) · Пол Ньюман (1968) · Чарльз Джэррот (1969) · Артур Хиллер (1970) · Уильям Фридкин (1971) · Фрэнсис Форд Коппола (1972) · Уильям Фридкин (1973) · Роман Полански (1974) · Милош Форман (1975) · Сидни Люмет (1976) · Герберт Росс (1977) · Майкл Чимино (1978) · Фрэнсис Форд Коппола (1979) · Роберт Редфорд (1980) Полный список · (1943—1960) · (1961—1980) · (1981—2000) · (2001 — настоящее время) |
Полански, Роман.