Фаи́на Гео́ргиевна (Григо́рьевна) Ране́вская (урождённая Фаи́на Ги́ршевна Фе́льдман; 15 (27) августа 1896, Таганрог — 19 июля 1984, Москва) — советская актриса театра и кино, народная артистка СССР (1961), трижды лауреат Сталинской премии (1949, 1951, 1951).
Биография
Дом Фаины Раневской в Таганроге
Фаина Раневская в
Баку. 1929 год
В «Книге для записи сочетания браков между евреями на 1889 год» таганрогский раввин Зельцер зарегистрировал брак мещанина местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии Гирша Хаимовича Фельдмана и девицы — лепельской мещанки Витебской губернии Мильки Рафаиловны Заговайловой. Это случилось 26 декабря 1889 года. Гиршу было 26 лет, Мильке — 17.
Через шесть с половиной лет, 27 августа 1896 года, в семье Фельдманов родилась девочка Фанни (Фаина). Помимо неё в семье уже было два старших сына и дочь Белла. В юности Фаина очень завидовала красоте своей сестры, и в будущем всех красивых девушек она называла «фифами».
Окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. Увлекалась театром с 14 лет. Окончив гимназию, посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).
В 1915 году уехала в Москву. Раневская жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла её первая встреча с В. И. Качаловым. Из воспоминаний самой Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой[1].
Однажды осенью молоденькая Фая Фельдман подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась — почему-то публика не проявила должного внимания к новой труппе, но там она однажды совершала прогулку с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской на гору Митридат. По пути на гору решили заглянуть в банк (мать Раневской тайком от отца посылала дочери денежные переводы). Вспоминает Фаина Георгиевна:
Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
— Как грустно, когда они улетают!
— Да ведь Вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!
Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…
Окончив частную театральную школу, затем играла во многих театрах, начиная с провинциальных (Подмосковье, Крым, Ростов-на-Дону, Баку, Архангельск, Смоленск и др.), а затем в московских, включая Камерный театр (1931—1935), центральный театр Красной Армии (1935—1939), театр драмы (ныне им. Маяковского) (1943—1949), театр им. А. С. Пушкина (1955—1963), театр им. Моссовета (1949—1955 и 1963—1984). Её учителем была Павла Леонтьевна Вульф. Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссёром Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах), которые порождало несходство творческих методов: решение ролей, предлагаемое Раневской, было органично скорее театру брехтовского типа. Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности кроется секрет её сугубо личной популярности, независимо от сценической известности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказался зафиксирован в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали емкость и образность, равно как и отсутствие «внутренней цензуры», свобода суждения (напр., в виде присутствия сниженной лексики). Стилистическое чутье позволяло Раневской выступать в жанре пародии, причем не только сценической; известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.
Актриса любила читать Пушкина и, по её собственным воспоминаниям, «у них с Анной Андреевной Ахматовой была общая страсть — Пушкин».[1]
Дебютировала в кино в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка».
Принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»).
Фаина Раневская скончалась 19 июля 1984 году. Похоронена на Новом Донском кладбище[2] в Москве вместе с сестрой Изабеллой. На могиле круглый год можно видеть живые цветы, приносимые почитателями её таланта.
Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.
Образ актрисы выведен в биографических сериалах «Звезда эпохи» (исполнитель Татьяна Васильева) и «Анна Герман» (Елена Бондарева-Репина).
Несмотря на большой круг знакомых, Фаина Георгиевна всегда чувствовала одиночество, от которого не спасал даже преданный пес Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила. Пользуясь доверчивостью и наивностью актрисы, домработницы самым бессовестным образом её обманывали, подло обирая старую женщину.
Интересные факты
- Крылатую фразу из фильма Подкидыш «Муля, не нервируй меня!» придумала Рина Зелёная[3]. Всю оставшуюся жизнь «Муля» преследовал Раневскую: так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю».
- Фаина всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».[1]
- Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ — в то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричала во сне. Тогда она не подойдёт для сотрудничества и предложение будет снято. Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» — воскликнула Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты, можно только догадываться.[4].
- Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, в котором с присущим только ей юмором она сказала Михоэлсу: «Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан». (14 января, 1948 год).
Фильмография
- 1934 — Пышка — Госпожа Луазо
- 1937 — Дума про казака Голоту — Попадья
- 1939 — Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, жена портного
- 1939 — Подкидыш — Ляля
- 1939 — Человек в футляре — жена инспектора гимназии
- 1940 — Любимая девушка — Маня, тётка Добрякова
- 1941 — Мечта — Роза Скороход
- 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина
- 1942 — Александр Пархоменко — тапёрша
- 1943 — Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») — тетушка Адель
- 1943 — Родные берега, новелла «Три гвардейца» — Софья Ивановна, директор музея
- 1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна, мать невесты
- 1945 — Небесный тихоход — профессор медицины
- 1945 — Слон и верёвочка — бабушка
- 1947 — Весна — Маргарита Львовна
- 1947 — Золушка — Мачеха
- 1947 — Рядовой Александр Матросов — военврач
- 1949 — Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот
- 1949 — У них есть Родина — фрау Вурст
- 1958 — Девушка с гитарой — Зоя Павловна Свиристинская
- 1960 — Осторожно, бабушка! — бабушка
- 1960 — Драма (короткометражный) — Мурашкина
- 1963 — Так и будет (телеспектакль)
- 1964 — Лёгкая жизнь — Маргарита Ивановна, «Королева Марго»
- 1964 — Фитиль № 25 — Гадалка в сюжете «Карты не врут»
- 1964 — Фитиль № 33 — гражданка Пискунова в сюжете «Не поеду»
- 1965 — Первый посетитель — старая дама
- 1966 — Сегодня — новый аттракцион — директор цирка
- 1978 — Дальше — тишина (фильм-спектакль) — Люси Купер
- 1980 — Комедия давно минувших дней
Озвучивание мультфильмов
- 1943 — «Сказка о царе Салтане» — сватья баба Бабариха
- 1970 — «Карлсон вернулся» — фрекен Бок
Роли в театре
Награды
Память
- В 1990 году на киностудии «Экран» вышел двухсерийный документальный фильм «Вспоминая Раневскую» (реж. Олег Дорман и Алексей Габрилович).
- На доме, где родилась Фаина Георгиевна Раневская (Таганрог, ул. Фрунзе 10), 29 августа 1986 года была установлена мемориальная доска.
- В Таганроге именем Ф. Г. Раневской названа одна из улиц.
- В Таганроге, рядом с домом, в котором родилась Фаина Георгиевна, 16 мая 2008 года был открыт первый в России памятник Раневской (автор — Давид Бегалов)[6].
- В Таганроге, в доме, в котором родилась Фаина Георгиевна, городские власти планируют открыть музей Фаины Раневской[7][8].
- В мае 2008 года в Таганроге состоялся первый международный театральный фестиваль им. Фаины Раневской «Великая провинция».
- В 2009 году в Таганроге, неподалёку от дома отца Раневской, открылась кофейня «Фрекен Бок» со знаменитыми плюшками в меню. Кофейня оформлена большим количеством фотографий Раневской.
- В Тюмени открыта «Чайная у Раневской» — с полным антуражем и множеством её цитат повсюду. Названия блюд взяты исключительно из фильмов. Также имеется изумительная по своему облику курильня.
- 27 августа 2011 года в честь 115-летия со дня рождения Фаины Раневской поисковик Google обнародовал специальный логотип с изображением актрисы[9].
Литература
- Владимирова М. Великая провинция // Таганрогская правда. — 2008., 18 апреля.
- Скороходов Г. Разговоры с Раневской. — М.: Астрель: АСТ, 1999, 2007. — 411 с. — ISBN 978-5-17-047599-5
- Владимирова М. Котлостроители поставят Раневской памятник // Таганрогская правда. — 2007. — 14 ноября.
- Раневская Ф. Г. Дневники на клочках. — М.: Издательство Фонда русской поэзии при участии альманаха «Петрополь», 1999.
- Щеглов Д. Фаина Раневская. Монолог. — М.: Олимп, Русич, 1998. — (Женщина-Миф).
- Щеглов А. Раневская: Вся жизнь. — М.: Издательство Захаров, 2005. — ISBN 978-5-8159-0860-4.
- Вып. 4. Гейзер М. М. Фаина Раневская. — 2010. — 308 с. — 5000 экз., ил. — ISBN 978-5-235-03290-3
- Вып. 7. Гейзер М. М. Фаина Раневская. — 2-е изд. 2010. — 320 с. — 5000 экз., ил. — ISBN 978-5-235-03372-6
- Фаина Раневская: «Судьба — шлюха» / Авт.-сост. Д. А. Щеглов. — М.: Астрель: АСТ, 2008. — 223 с.
- Шляхов А. Л. Фаина Раневская: Любовь одинокой насмешницы. — М.: АСТ, Астрель, 2012. — 352 с. — (Кумиры. Истории великой любви). — 3000 экз., ISBN 978-5-17-068561-5, ISBN 978-5-271-29220-0
Примечания
- ↑ 1 2 3 Фаина Раневская: «Судьба-шлюха» = (дневник) / автор-составитель Д.Щеглов. — АСТ. — «Астрель», 2004. — 203 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-17-014443-1
- Могилы знаменитостей. Московский некрополь. Фаина Георгиевна Раневская (1896—1984)
- Рина Зелёная. Актрису сделали «народной» за несколько часов до смерти — газета Версия, Игорь Оболенский, 11 апреля 2011
- ↑ А. Щеглов «Раневская» Фрагменты жизни — 1998. —
- ↑ Театр имени Моссовета / Сост. В. М. Школьников. — М.: Искусство, 1985. — 294 с.
- В Таганроге появится памятник Фаине Раневской // Lenta.Ru. — 2008. — 18 апр.
- В родном городе Фаины Раневской до сих пор не создан её музей // Аргументы и Факты на Дону. — 2010. — 9 ноября.
- Армянин нашего времени // Свободная Пресса. — 2009. — 10 июля.
- Holiday and Events – Google style! (англ.). Google.ru (27 августа 2011 года). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 21 октября 2011.
Ссылки
- Фаина Раневская (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Фаина Георгиевна Раневская
- Афоризмы Фаины Раневской
- Жизнь и судьба Фаины Раневской
- Алексей Щеглов Записки «эрзац-внука» // Огонёк. — 1996. — № 52.
- Фаина Раневская