Скотти, Джованни Батиста (Иван Карлович) | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Подданство: | |
Жанр: | |
Стиль: |
Ско́тти Джова́нни Бати́ста (в России называли Иваном Карловичем) (1776 или 1777—1830) — известный художник XIX века, автор интерьеров Таврического дворца, Елагина дворца, Михайловского дворца, Зимнего дворца и др. в Санкт-Петербурге[1]. Последняя работа — эскизы барельефов пьедестала Александровской колонны. После его смерти работу завершал живописец Ф. П. Брюллов[2]
«Он взялся за дело с воодушевлением и в короткий срок опустошил дворец так, словно по его анфиладам пронёсся смерч. Свиньин не терпел художественного стиля россиевской эпохи и торопился разделаться со всем, что было ему не по вкусу. Часто он брал у плотника топор и азартно, с плеча рубил плафонную живопись лучшего художника-декоратора первой трети XIX века Джованни Батиста Скотти и его товарищей. Содранные со стен ковры, шторы, дорогие обивочные ткани выбрасывали из окон прямо во двор. Все, кому не лень, растаскивали бесценное убранство дворца — люстры, бра, канделябры, мебель, всевозможные украшения. В этом разгроме участвовали и наследники Михаила Павловича, раздосадованные необходимостью покинуть привычные апартаменты. То, что они не могли вывести, с удовольствием ломали, разбивали статуи, составленные на время ремонта в дворцовом манеже. Уцелела лишь часто обстановки и обширной библиотеки»[3]
Мастер монументально-декоративной живописи классицизма. Учился у отца, Карла Скотти, вместе с которым работал в Санкт-Петербурге. С начала 19 в. начинает работать самостоятельно. Или с братом, Доменико Скотти.
С 1799 сотрудничал с крупнейшими столичными зодчими. В 1803-08 выполнил декоративные пейзажные панно для дворца в Павловске.
1817 Роспись церкви Александра Невского при Аничковом Дворце[4]
Расцвет его творчества приходится на 1820-30-е года. Стиль Скотти развивался от ампирной строгости и монохромности к красочности и усложненности эклектики.
а также частных домов (дома Ильина, 1807; Дворца Бобринских[5], 1825) и общественных зданий: Гл. Адмиралтейства (1810-е гг.), Колонного зала Горного института (1823-24), Министерства иностранных дел (1828).
Похоронен на Волковском Лютеранском кладбище. Могила не сохранена.
Содержание |
Отец
Карл Скотти — художник-декоратор, монументалист, в 1786 приехал в Россию из Северной Италии с двумя сыновьями. Наставник Доменико Жилярди[6]. Им расписан плафон Михайловского замка[7], плафон «Пресвятая Троица» в куполе над алтарём Храма Михаила Архангела при Главном военно-техническом управлении[8]; интерьеры Павловского дворца и др.
Брат
Доменико (Дементий Карлович) Скотти (ок. 1780 — ок. 1826) — художник, писал картины. Автор коллекции двенадцати главных побед русских над французами (1813), выгравированных и изданных Соломоном Карделли (2-е изд., М. 1879).[9]. Выполнял росписи в Храмах (в частности, его живопись — в интерьере Храма Странноприимного дома[10][11]; усадьбах — плафон и интерьеры усадьбы Люблино[12].
Дети
Скотти, Джованни Батиста.