Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Чудаков, Евгений Алексеевич

Евгений Алексеевич Чудаков
Дата рождения:

20 августа (1 сентября) 1890(1890-09-01)

Место рождения:

село Сергиевское,
Тульская губерния,
Российская империя

Дата смерти:

19 сентября 1953(1953-09-19) (63 года)

Место смерти:

Москва, РСФСР, СССР

Страна:

 Российская империя,  СССР

Альма-матер:

МВТУ

Награды и премии


Евге́ний Алексе́евич Чудако́в (20 августа (1 сентября) 1890 — 19 сентября 1953) — русский советский учёный, специалист в области машиноведения и автомобильной техники, академик АН СССР (1939, чл.-корр. 1933).

Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1943, 1951).

Содержание

Биография

Е. А. Чудаков родился 20 августа (1 сентября1890 года в селе Сергиевском (ныне Тульская область). Первое начальное образование получил в селе. Окончил четырехклассное училище. Сдав за среднюю школу экзамены экстерном, он поступает на механическое отделение Московского высшего технического училища.

Он хорошо учится и работает на заводе механиком, окончив училище по специальности «Двигатели внутреннего сгорания», после окончания был отправлен в Англию для приемки автомобилей и мотоциклов. Шла Первая мировая война и России нужна была техника и поэтому он там пробыл два года. Вернулся специалистом по автомобильной технике и с этих пор до самой смерти занимался развитием автомобилизма.

В то время в России был всего один автомобильный завод, который собирал их из импортных деталей. Он внёс предложение в ВСНХ РСФСР создать научно-исследовательскую базу по автомобилестроению. Предложение было принято, вскоре он со своими учениками создал теорию автомобиля, а затем они разработали теорию устойчивости и управляемости автомобиля. Е. А. Чудаков внёс большой вклад в разработку расчета автомобиля: механизм сцепления на нагрев, расчёт тормозов на нагрев, расчёт карданного механизма и зубчатого зацепления, обеспечивающего минимальный износ шестерён.

Е. А. Чудаков стал критически рассматривать состояние всего машиностроения в государстве и просил создать институт, который мог бы объединить все отрасли машиностроения: теория машин и механизмов, износ деталей, конструирование и расчёт деталей машин, технологию машиностроения.

С 1918 года он стал преподавать (читал лекции по автомобильным дисциплинам) и при этом обращал большое внимание на практические знания и навыки.

Он ввёл звуковой кинокурс по автомобилю, который открывал огромные возможности наглядного пособия тепловых и механических процессов.

Был председателем всесоюзного совета научных инженерно-технических обществ, председателем редакционного совета энциклопедического справочника «Машиностроение», членом главной редакции БСЭ, депутатом Моссовета. Участвовал в комиссиях, осуществлявших экспертизу конкретных вопросов автомобилестроения, например автомобиля ЗиС-101.

С 1936 по 1938 год — заведующий кафедрой «Автомобили» (после реорганизации — «Автомобили и тракторы») Московского автомобильно-дорожного института.[1] В 1939 году был избран действительным членом АН СССР.

Вице-президент АН СССР в 1939—1942 годах.

Сын Е. А. Чудакова — известный физик Александр Евгеньевич Чудаков

Награды и премии

Во время Великой Отечественной войны передал присуждённую ему Сталинскую премию в Фонд обороны:

МОСКВА, КРЕМЛЬ, ТОВАРИЩУ ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ
Дорогой Иосиф Виссарионович !
Сердечно благодарю Правительство за высокую оценку моей работы и присуждение мне премии Вашего имени. Буду и впредь отдавать все свои силы на развитие советской науки и на борьбу с немецким фашизмом.
Присуждённую мне премию в сумме 100 000 рублей прошу передать на строительство танковой колонны «За передовую науку»
Желаю Вам крепкого здоровья и бодрости на многие годы.

Преданный Вам академик Е. А. ЧУДАКОВ

Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Евгений Алексеевич, за заботу о бронетанковых силах Красной Армии.
И. СТАЛИН

Газета «Известия», 2 апреля 1943 года

Библиография

  • Испытание автомобиля и его механизмов. М., 1935
  • Автомобиль. М., 1935
  • Влияние боковой эластичности колес на движение автомобиля. М.-Л., 1947
  • Влияние тангенциальной эластичности колес на боковую устойчивость автомобиля. М., 1947
  • Расчет автомобиля. М., 1947
  • Влияние боковой эластичности колес на устойчивость автомобиля против заноса. М., 1948
  • Качение автомобильного колеса. М.-Л., 1948
  • Теория автомобиля. М., 1950
  • Циркуляция паразитной мощности в механизмах бездифференциального автомобиля. М., 1950
  • Боковая устойчивость автомобиля при торможении. М.,1952
  • Советский автомобиль. М., 1952. (совм.с Я. Э. Малаховским)
  • Атлас конструкций советских автомобилей. ч. 1-5. М., 1948—1954
  • Транспортный газовый двигатель с внутренним смесеобразованием. М., 1954
  • Избранные труды. т.1-2. М., 1961

О нём

  • Евгений Алексеевич Чудаков (К 50-летию со дня рождения). «Изв. АН СССР». ОТН № 9, 1940
  • Клименко Л. Борец за прогресс советского автостроения. (К 50-летию со дня рождения и 25-летию научно-педагогической деятельности акад. Е. А. Чудакова.) «Машиностроение», № 208. 1940
  • Зимелев Г. В. и Хрущов М. М. Краткая характеристика научной, педагогической, инженерной и общественной деятельности (Е. А. Чудакова). В кн. «Евгений Алексеевич Чудаков (Материалы и библиографии ученых СССР).» М., 1947
  • Одинг И. А., Зимелев Г. В., Хрущов М. М., Гольд Б. В. Евгений Алексеевич Чудаков. В кн. «Вопросы машиноведения. Сб.ст. посвященный шестидесятилетию акад. Е. А. Чудакова». М., 1950
  • Гольд Б. В., Петров В. А. Академик Евгений Алексеевич Чудаков. В кн.: Е. А. Чудаков. «Избранные труды». Т.1. М., 1961
  • Алексеев Ю. Г. Евгений Чудаков.  — М.:Моск. рабочий, 1983

Примечания

  1. Сайт кафедры «Автомобили» МАДГТУ.

Ссылки

Чудаков, Евгений Алексеевич.

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52