Альбигойцы (лат. Albigenses, фр. Albigeois), Церковь Альби — заимствованное от города Альби в Тарнском департаменте Франции название распространенного в Южной Европе религиозного течения «добрых людей» (катаров).
Содержание |
Термин «альбигойцы» превалировал во французской историографии XVII—XIX столетий для обозначения тех, кого современные историки сегодня называют «катарами». Фактически, это слово имеет «французское» происхождение. Оно стало популярным благодаря романисту Клоду Форьелю, опубликовавшему в 1837 г. окситанскую поэму «Песнь об альбигойском крестовом походе» (Canzo) XIII века. Употребление этого термина может быть ограничено событиями крестового похода 1209 года. В первые годы XIII столетия он является чужим для Лангедока и представляет собой взгляд на еретиков с точки зрения цистерцианцев, а также хронистов крестового похода. Возможно, своим происхождением это слово обязано тому, что катарская Церковь региона Альби была самой старшей из всех окситанских Церквей, а её проповедники впервые открыто дискутировали с католическими прелатами на диспуте в Ломбере в Альбижуа в 1165 году. Констанция Французская, отвергнутая супруга Раймунда V Тулузского, присутствовала на этом диспуте по дороге во Францию, и при дворе своего брата, короля Людовика VII, говорила о «еретиках-альбигойцах» (то есть, еретиках из Альбижуа)[1].
Термин «альбигойцы», употреблявшийся до современной эпохи, в конце концов был заменён термином «катары» во второй половине ХХ столетия[2].
Религиозное течение альбигойцев ((фр. L'Eglise d'amour) — Церкви Любви) усвоило религиозные принципы и антропологию гностиков, мистических учений Грааля, широко распространенное на территории Лангедока, Ода, Прованса, Арагона, севера Италии и др., имело среди приверженцев верующих различных вероисповеданий, в том числе католиков, а также последователей различных гностических религиозных толков и сект. Основатели этого направления появились ещё в начале XI-го столетия и считались эмигрировавшими с территории Восточной Европы и Ближнего Востока. Согласно отдельным исследованиям славянских историков и богословов, существует мнение о преемстве альбигойцев от болгарского течения богомилов, малоазийских павликиан и общих их скифско-славянских предшественников, так называемых «андреевцев» (исповедовавших своим основателем апостола Андрея Первозванного). Они проповедовали апостольское христианство и вели простую, строго нравственную и уединённую жизнь. Поэтому их называли сначала «добрыми людьми» (фр. les bons hommes), но «людьми тёмными» (фр. hommes obscurs), a после первого преследования их со стороны официальной церкви Рима, (отлучение и «предание сатане», произнесенное на соборе в Тулузе, созванном папой Каликстом II (1119), было в 1139 г. подтверждено Иннокентием II.) На соборе, созванном лодевским епископом в Ломбе близ Альбы в 1176 г., «тулузские еретики» открыто высказывались насчет своего учения. Несмотря на то, они впоследствии подверглись сильному преследованию и обвинениям — в дуализме (следствие подозрения причастности к древнему учению персидского пророка Мани), отвержении католического учения о Пресвятой Троице, таинств храмового причащения и церковного брака, отрицании первородного греха, образа карающего за грехи Бога, доктрины смерти и искупления и т. п.
Наконец, папа Иннокентий III в 1209 г. возбудил крестовый поход против Церкви Любви, ближайшим поводом к которому послужило умерщвление во дворце графа Раймунда VI (сторонника катаров) его оруженосцем папского легата в Тулузе и инквизитора Петра де Кастельно, на которого возложено было поручение истреблять инакомыслящих и еретиков. Действительной же причиной было желание отнять и присвоить владения графа Тулузского и его союзников, а также расширение влияния папской власти и католической веры в Окситании и прилегающих районах. Никакой пользы в глазах общественности не принесло позорное наказание и бичевание, претерпленное графом Раймундом от легата Милона, и полученная им от папы абсолюция. Папскому престолу пришлось применить силу вассалов-крестоносцев. Были объявлены обязательные сборы в Альбигойский крестовый поход. Легаты — Арнольд, аббат Сито и Милон — взяли приступом главный город его племянника Рожера — Безье и приказали умертвить 20000 его жителей без различия вероисповедания. Крестоносцы были в замешательстве, найдя в городе единоверцев и не видя различия между ними и еретиками. «Убивайте их всех! — воскликнул Арнольд, ссылаясь на слова наместника Святого Петра — Господь узнает Своих!». Не лучше обошёлся Симон де Монфор, фанатичный вассал Рима, официально предводительствовавший крестоносцами в осаде городов и расправах под руководством легатов, над благородными «предателями веры», из которых граф Рожер Безьерский погиб в темнице, а король Педро II Арагонский был убит в сражении при Мюре в 1213 г. Завоеванные земли папа подарил графу Монфору в награду за его услуги, но Симону не пришлось спокойно владеть этим подарком. При очередной осаде Тулузы (1218) он был убит брошенным из осажденной крепости камнем пращи, а его сына Амори Раймунд VI и (по смерти последнего в 1222) сын его Раймунд VII принудили возвратить завоеванную землю. Раймунд VII защищал отцовское наследие против легатов Рима и нападений вассалов французского короля Людовика VIII, — умершего после завоевания Авиньона в благословленном папой Иннокентием III очередном походе против еретиков 1226 г.
Когда с обеих сторон пало сотни тысяч человек и были опустошены местности Прованса и Верхнего Лангедока, в 1229 г. был заключен мир, по которому Раймунд только за большое денежное вознаграждение освободился от церковного отлучения, уступил Людовику IX Нарбонну вместе с многими владениями и назначил своего зятя, брата Людовика, наследником всех остальных своих земель. Папа присудил эти провинции королю французскому, чтобы усилить его преданность папскому престолу и сделать его тем податливее к приему папских инквизиторов, которые, в основном доминиканцы, возводили упорствовавших в своих верованиях альбигойцев на костер или пытались возвратить в лоно католической церкви посредством тяжких епитимий. Часть альбигойцев укрылось в пограничных землях Арагона, бежали на Восток (множество осело в Боснии и Хорватии) или ассимилировались в среде различных монашеских орденов и рыцарских союзов. Но, тем не менее, ещё в начале XIV столетия инквизиция усердно работала в этих местах, в чём можно убедиться из сочинения инквизитора Бернарда Гвидона (1321) «Practica contra infectos labe heretice pravitatis».
В учении альбигойцев главной темой являлась тема превосходящей любви «Небесного Доброго Отца», ради которой, по мнению верующих, был послан на землю Сын Божий Иисус Христос, «Масличное дерево», «Жених Брачного Чертога». Альбигойцы называли это проявление божественной любви по имени города «Альби», что соответствовало по значению широко используемому и воспеваемому миннезингерами и провансальскими трубадурами термина «минне» (вышняя любовь).
Ереси в христианстве | ||
---|---|---|
Гностические ереси | Докетизм · Николаиты · Адамиты · Павликиане · Богомилы · Катары · Альбигойцы · Вальденсы · Лолларды | |
Тринитарные ереси | Тритеизм · Монархианcтво (Адопционизм · Модализм · Савеллианство) · Арианство · Аномеи · Македонианство · Агноиты | |
Христологические ереси | Аполлинаризм · Монофизитство · Автардокетство · Агноиты · Монофелитство · Несторианство | |
Экклезиологические ереси | Монтанизм · Донатизм · Старокатолицизм · Филетизм · Седевакантизм | |
Прочие ереси | Хилиазм · Псилантропизм · Пелагианство · Оригенизм · Иконоборчество · Ересь жидовствующих · Стригольники · Янсенизм |
Альбигойство.