Харрис, Артур | |
Sir Arthur Travers Harris, 1st Baronet | |
Прозвище |
бомбардировщик Харрис (Bomber Harris), мясник Харрис (Butcher Harris) |
---|---|
Дата рождения | |
Место рождения | |
Дата смерти | |
Место смерти |
Хенли-он-Тэмз, графство Оксфордшир, Англия |
Принадлежность | |
Род войск | |
Годы службы | |
Звание | |
Сражения/войны |
|
Награды и премии |
рыцарь Большого креста Ордена Бани (1945) |
В отставке |
управляющий South African Marine Corporation |
Харрис, сэр Артур Траверс Харрис, 1-й баронет Харрис (англ. Sir Arthur Travers Harris, 1st Baronet, также известен как Бомбардировщик Харрис (англ. Bomber Harris); 13 апреля 1892 — 5 апреля 1984) — британский военный деятель. Маршал Королевских ВВС (1 января 1946), глава бомбардировочного командования Королевских ВВС в период Второй мировой войны. Наиболее известен как идеолог «стратегических бомбардировок» немецких городов, целью которых было физическое уничтожение и деморализация гражданского населения, уничтожение исторического и культурного наследия враждебного государства.
Содержание |
Родился в графстве Глостершир. В 16 лет уехал в Родезию (ныне Зимбабве). В 1914 году принял участие в боевых действиях против Германии в немецкой колонии Германская Юго-Западная Африка (ныне Намибия). В 1915 году вернулся в Англию, поступил на службу в ВВС, был командиром эскадрильи. После войны остался служить в сформированных Королевских ВВС. Проходил службу в Индии, Ираке, Сирии, Иране.
Во время Второй мировой войны был назначен командующим британской стратегической авиацией (Bomber Command)[1]. Харрис придерживался стратегии проведения «ковровых бомбардировок» немецких городов, постепенно добиваясь выделения новых бомбардировщиков.
Первый «рейд тысячи бомбардировщиков» состоялся 30—31 мая 1942 года, когда 1047 самолётов вылетело атаковать Кёльн (602 «Веллингтона», 131 «Галифакс», 88 «Стирлингов», 79 «Хэмпденов», 73 «Ланкастера», 46 «Манчестеров» и 28 «Уитли»). До города долетело около 900 самолётов. Тактика «потока бомбардировщиков» (bomber stream) позволяла подавить сопротивление немецких истребителей «линии Каммхубера».
Удары авиации были направлены против немецких рабочих и их жилья с целью парализовать промышленность Германии. Харрис говорил: «нашей главной целью является моральный дух вражеского населения, прежде всего промышленных рабочих». По его мнению, массированными бомбовыми ударами можно было вывести Германию из войны. Хотя данный план не разделялся всеми военными, было решено, что бомбардировки — единственное средство нанесения прямых ударов по Германии в условиях, когда СССР настойчиво просил об оказании ему поддержки.
Одной из наиболее неоднозначно оцениваемых операций бомбардировочного командования британских ВВС является бомбардировка Дрездена 13—14 февраля 1945 года. Тогда в результате воздушной атаки в городе образовался «огненный смерч», при этом погибло не менее 25-35 тысяч гражданских лиц (часто называются цифры в 135 тысяч и более погибших).
После войны методы бомбардировочной авиации и сам Харрис подвергались критике. Харрис был единственным из военачальников, который не получил пэрство, и в 1948 году был вынужден уехать в Южную Африку. Харрис умер в 1984 году, он никогда не выражал сожаления по поводу бомбардировок немецких городов. В феврале 1945 года по этому поводу он написал:
Атаки на города, как и всякий другой акт войны, нетерпимы до тех пор, пока они не оправданы стратегически. Но они стратегически оправданы, поскольку имеют своей целью приблизить конец войны и сохранить жизни солдат союзников… Лично я не считаю, что все оставшиеся в Германии города стоят жизни одного британского гренадёра…
— [2]
В 1992 году ветеранская организация Bomber Harris Trust установила ему памятник в Лондоне, невзирая на протесты Германии и значительной части британской общественности. Вскоре после установки памятника на нем начали появляться граффити, для борьбы с авторами которых было установлено круглосуточное полицейское дежурство[3][4][5].
Артур Харрис.