Архитектура эпохи национал-социализма (нем. Architektur im Nationalsozialismus) демонстрирует господствующие архитектурные стили, методы строительства и городского планирования, применявшиеся в Германии в период господства в ней национал-социалистической идеологии (1933-45 гг.). Определённое влияние архитектура эпохи национал-социализма оказала и на строительные проекты в послевоенной Германии.
Содержание |
Вожди национал-социалистической Германии, а также работавшие под их руководством архитекторы и планировщики пытались создать особый, национал-социалистический стиль архитектуры, опираясь на неоклассический европейский стиль и национальные германские традиции. В то же время для использования в узких рамках рассматривались также и достижения современных течений в архитектуре. Особое значение имела необходимость считаться с личными взглядами А.Гитлера на зодчество. Категорически отвергалась архитектура модернизма, в том числе и немецкий стиль Баухаус. Представители Баухауса подвергались преследованиям, сам же стиль был заклеймён в нацистской прессе как «культурно-большевистский», «бездушный» и «ненемецкий».
С развитием в Германии периода 1933—1935 годов «патриотического» движения Тингшпиль с созданием и оформлением мест проведения Тинг-торжеств отдельные элементы псевдо-древнегерманского стиля (в орнаменте и пр.) проникают и в официальную, в том числе и в СС-архитектуру (при строительстве CС-Орденсбургов). При планировании и разбивке парковых территорий в Германии 30-х годов как правило учитывались вопросы, связанные с сохранением природного ландшафта и охраной животного/растительного мира. Ведущим представителем в этой области являлся парковый архитектор Элвин Зайферт.
Ведущий представитель школы «Архитектура защиты Отечества» (Heimatschutzarchitektur), одной из разновидностей модернистской архитектуры, Пауль Шульце-Наумбург, начиная с 1935 года подвергается критике со стороны Гитлера. Ведущим архитектором Третьего Рейха был признан Альберт Шпеер, последователь неоклассической традиции, в то же время не отвергавший и отдельных модернистских влияний. Как в городском строительстве, так и в технологическо-производственной архитектуре национал-социалистами ценились в первую очередь рациональность и функциональность постройки как первый и главный признак технического прогресса в архитектуре. В то же время в Германии 30-х — 1-й пол. 40-х годов ХХ века не предъявлялось жёстких требований и не осуществлялось диктата «как обязательно надо строить». Государственные органы, распределявшие заказы на проектирование и строительство, просто не замечали специалистов, отходивших от требований, предъявлявшихся генеральной линией. В то же время для сооружения частных зданий и выполнения некоторых индустриальных проектов допускались и архитекторы, строившие в стиле международного модерна. Распределение архитектурных стилей по областям строительства в основном выглядело так:
Архитектор комплекса партийных съездов НСДАП в Нюрнберге Альберт Шпеер сформулировал «Теорию ценности развалин». Суть ее сводилась к тому, что развалины монументов прошлого должны пробуждать героическое вдохновение. Для убедительности он сделал макет трибуны Цеппелинфельда, которая пробыла в заброшенности несколько поколений и поросла плющом. Данный макет он предъявил Гитлеру и изложил свою теорию. Гитлер счел соображения Шпеера логичными и приказал в дальнейшем осуществлять важнейшие стройки государства с учетом «Закона развалин»[1].
Будучи художником с задатками архитектора, А.Гитлер оценивал достижения каждой эпохи в том числе и достижениями её архитектуры. О значении последней фюрер высказался на Первой Архитектурно-художественной выставке в Доме немецкого искусства в Мюнхене 22 января 1938 года:
«Если народы внутренне переживают времена своего величия, то выражают они эти переживания и отражают их также во внешний мир. В этом случае их слово прочнее просто сказанного. ЭТО СЛОВО ИЗ КАМНЯ».
Такое отношение Гитлера к зодчеству, его Слово из Камня пропагандируется в Германии в том числе и при помощи кинематографа. В течение 15 лет фюрер желает перестроить всю страну и оказывает личное влияние на осуществление многих проектов. Любимыми его архитекторами были Пауль Людвиг Троост, а после смерти последнего — Людвиг Руфф, затем Альберт Шпеер и Герман Гислер. Перед началом Второй мировой войны и по мере перехода инициативы в ней к союзникам, в нацистской архитектуре всё сильнее утверждается гигантомания в строительстве зданий, возводятся широчайшие лестницы, проектируются длинные и прямые проспекты (так называемые «оси (Achse)»), создаются циклопические планы, не привязанные к использованию для каких-либо целей — такие как радикальная перестройка Берлина, переходящего в новую столицу Третьего рейха «Германия», и спроектированное мегаздание Зал Народа (Volkshalle) в ней. Осуществление этих проектов требовало совершенно анормальных расходов как денежных средств, так и металла (крайне необходимого в военной промышленности), строительных материалов и камня (свозившихся со всей Европы), рабочей силы (нехватка в которой компенсировалась пригнанными из оккупированных стран работниками).
Согласно некоторым свидетельствам, А.Гитлер видел в бомбардировках союзниками немецких городов положительный момент, так как они, разрушая старые здания, освобождали место для новых, задуманных фюрером, мегасооружений. В то же время строительная политика Рейха не ограничивалась исключительно территорией Германии, но и распространялась на захваченные территории, в первую очередь на Генерал-губернаторство. Всю Европу должна была покрыть сверхширококолейная железнодорожная сеть Breitspurbahn. Отдельной программой, поддерживаемой рейхсфюрером СС Г.Гиммлером, была идея создания в Восточной Европе немецких военных поселений, заселённых фермерами-солдатами и соединённых между собой транспортной сетью, для чего, например, был предусмотрен железнодорожный мост через Керченский пролив. Начиная с 1935 года Гиммлер также занимался реконструкцией замка Вевельсбург близ Падерборна и созданием в нём культового центра будущего Ордена СС (архитектором проводимых в Вевельсбурге работ был Герман Бартельс).
Полное преобразование немецких городов «в духе национал-социализма», возведение или окончание строительства различных «культовых центров» и мегасооружений было нарушено обстоятельствами Второй мировой войны и поражением Германии в ней в 1945 году.
Зал партийных конгрессов, Нюрнберг
Трибуна Цеппелинфельд, Нюрнберг
Ворота КЦ Бухенвальд
Академия воспитания юношества, Брауншвейг
Дом немецкого искусства, Мюнхен
Фюрербау, Мюнхен
Прора
Тинг-центр, Гейдельберг
Военная архитектура, Атлантический вал
Портал «Нацистская Германия» | |
Проект «Фашизм» |
Нацизм | |
---|---|
Организации | Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (NSDAP) · Штурмовые отряды (SA) · Schutzstaffel (SS) · Гитлерюгенд (HJ) · Национал-социалистическое имперское объединение гимнастики (NSRL) |
История | Ранняя хронология · Приход Адольфа Гитлера к власти · Перевооружение · Третий рейх · Ночь длинных ножей · Съезды НСДАП · Территория съездов НСДАП в Нюрнберге · Хрустальная ночь · Холокост · Нюрнбергский процесс · Бывшие нацисты |
Идеология и религия | Гляйхшальтунг · «Домой в Рейх» · «Жизненное пространство на Востоке» · «Миф двадцатого века» · «Моя борьба» · План «Ост» · Политические взгляды Гитлера · Программа «25 пунктов» · Религия в нацистской Германии · Нацистский оккультизм · Кинематограф Третьего рейха · Нацистская архитектура · Столица мира Германия · Зал Народа |
Расовая политика | «Кровь и почва» · Нацистская евгеника · Нацистская медицина · Нацистская расовая политика · Нюрнбергский процесс · Нюрнбергский процесс над врачами · Эксперименты нацистов над людьми · Окончательное решение еврейского вопроса |
За пределами Германии |
Австрийский национал-социализм · Американская нацистская партия · Венгерская национал-социалистическая партия · Германо-американский союз · Канадская национал-социалистическая единая партия · Национал-социалистическая лига (Великобритания) · Национал-социалистическая рабочая партия Дании · Национал-социалистический блок (Швеция) · Национал-социалистическое движение (Нидерланды) · Национал-социалистическая партия Новой Зеландии · Национал-социалистическое движение (США) · Национальное движение Швейцарии · Национальное единение (Норвегия) · НСДАП/AO (1972) · Оссевабрандваг (ЮАР) · Скрещённые стрелы (Венгрия) · Усташи (Независимое государство Хорватия) · Новая Швабия (Антарктида) |
Списки | Список идеологов нацизма · Список книг об Адольфе Гитлере · Список лидеров и должностных лиц нацистской партии · Список речей Адольфа Гитлера · Список сотрудников СС |
Связанные темы | Stormfront · Национал-социалистический блэк-метал · Неонацизм · Ультраправые · Фёлькише бевегунг · Эзотерический нацизм · Язык нацистской Германии · Дневники Гитлера · Золото НСДАП |
Портал «Нацистская Германия» • Портал «Фашизм» |
Архитектура эпохи национал-социализма в Германии.