Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Афанасий (Любимов)

Архиепископ Афанасий
парсуна, конец XVII века
1-й Архиепископ Холмогорский и Важский
18 марта 1682 — 6 сентября 1702
Преемник: Парфений (Небоза)
 
Рождение: 1641 год(1641)
Тюмень
Смерть: 6 сентября 1702(1702-09-06)
Холмогоры

Архиепи́скоп Афана́сий (в миру — Алексей Артемьевич Любимов; 1641, Тюмень — 6 сентября 1702, Холмогоры) — епископ Русской Церкви, первый епископ Холмогорский и Важский, духовный писатель и полемист.

Содержание

Семья

Родился в Сибири в военной семье. Его мать Пелагея после смерти мужа постриглась в монахини в Тюменском Алексеевском женском монастыре с именем Параскевы, затем являлась игуменьей женского Успенского монастыря в местечке Лявля.

Начало деятельности

В юности будущий архиерей находился в старообрядческой среде и сам некоторое время принадлежал к старообрядцам. Однако затем пересмотрел свои взгляды и получил образование в Патриаршей школе московского Чудова монастыря, был близок к её главному наставнику Епифанию Славеницкому. Был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонахи Успенского Далматовского монастыря, находившемся на территории будущей Пермской губернии на реке Исети (см. Далматово).

В августе 1679 года основатель монастыря старец Далмат направил его по монастырским делам в Москву, где он был зачислен Патриархом Иоакимом в число крестовых иеромонахов при патриаршем доме для редактирования переводов Священного Писания, активно боролся против старообрядчества.

Епископ

Панагия, переделанная из украшения турецкой чалмы, была пожалована царевной Софьей архиепископу Холмогорскому и Важскому Афанасию

18 марта 1682 хиротонисан во епископа Холмогорского и Важеского с возведением в сан архиепископа. Ещё до отъезда в свою епархию стал главным оппонентом видного старообрядческого деятеля Никиты Добрынина во время «прений о вере» 5 июля 1682 года в Грановитой палате в присутствии Патриарха Иоакима и царевны Софьи Алексеевны.

В октябре 1682 прибыл в Холмогоры, находился на Холмогорской кафедре до конца жизни, проявил себя энергичным архипастырем. Основал в городе каменный архиерейский дом и Казённый приказ. По его инициативе были построены Холмогорский Спасо-Преображенский собор (годы строительства — 16851691) и Успенский женский монастырь, возводились новые каменные храмы, восстанавливались старые. В епархии увеличилось количество приходов. Кроме того, под руководством владыки в Холмогорах были построены сад и ветряная мельница, а в Архангельске и Шенкурске — деревянные архиерейские дворы. Писатель Борис Шергин считал, что

страсть Афанасия строить, переустраивать, обновлять, а главное, украшать дала толчок, стимул бытовым народным художникам и ремесленникам. В течение двадцати одного года буквально день и ночь «без поману» и на Колмогорах, и в Архангельске, и по Двине, и по Пинеге работают «каменные мастера, плотники добрые, искусные умельцы по железу», «мастера кузнечного дела», «добрые мастера столярного художества», «изрядные живописцы малеры». (Эти «малеры» расписывают карбаса и струги, сани и кареты, потолки и двери, крыльца, галереи и переходы.) В великом фаворе у Афанасия были художники-резчики по дереву и, конечно, резчики по кости.

Значительное внимание он уделял борьбе со старообрядчеством, используя в ней различные методы — как просветительские (содействие подготовке образованных священников, организация приходских школ), так и репрессивные. Многие старообрядцы заключались в тюрьму при архиерейском доме в Холмогорах, где их силой заставляли отречься от своих взглядов. Так, епископ Холмогорский Афанасий в своей грамоте настоятелю Соловецкого монастыря прямо предписывал прибегать к пыткам, чтобы вырвать от узников нужное признание — «чистосердечное покаяние»[источник не указан 457 дней]. Несмотря на жёсткие действия архиепископа, уничтожить старообрядчество на Севере ему не удалось. Владыка стремился повысить нравственный уровень своих прихожан, боролся с пьянством и табакокурением.

Архиепископ Афанасий был образованным человеком, в описи его библиотеки содержатся 270 названий книг и 490 отдельных томов, в том числе книги на латинском, греческом и немецком языках, медицинские, исторические, географические, военные сочинения. В его доме имелись «книга атлас», «книга карта морская», «всякие картины и чертежи», «два глобуса на станках», «компас», «двенадцать чертежей да две карты морские». Голландский путешественник Корнелиус де Бруйн называл его человеком «здравого ума и любителем изящной литературы». Владыка основал первую на русском Севере обсерваторию (телескоп вначале находился в одной из келий, а затем на колокольне Спасо-Преображенского собора), образовал при Спасо-Преображенском соборе епархиальный архив, поручил составить новую редакцию «Двинского летописца».

Такой вид центр Холмогор приобрёл при архиепископе Афанасии

Архиепископ Афанасий принадлежал к числу церковных деятелей, которым симпатизировал царь Пётр I, который трижды посещал его епархию. В 1701 году царь вызвал его на строительство Ново-Двинской крепости, владыка активно содействовал этому делу. Кроме того, архиепископ своими советами помогал воеводе князю Прозоровскому оборонять Архангельск от шведов, после победы над которыми царь пожаловал ему трофеи — три пушки и шведский флаг.

Российский государственный деятель А. А. Матвеев называл его «мужем слова и разума зело довольным». По данным современников, архиепископ Афанасий

пастырь бе изящный, божественного писания довольный сказатель, громогласный, речевист по премногу, остро рассудителен, чина церковного опасно хранитель, в вере на расколы разрушитель, трудолюбив, многа здания созда.

Литературная деятельность

Автор полемических антистарообрядческих сочинений «Цвет духовный» (1682), «Книга о пресуществлении» (1688) и «Щит веры» (1690), медицинского трактата (лечебника) «Реестр дохтурских наук» (включавшего в себя рецепты различных лекарств), богословских трудов «Шестодневец» (содержащий, в частности, астрономические данные и критику астрологии) и «Толкование на Псалтирь», а также грамот.

В 1701 написал труд «Описание трёх путей России в Швецию» (полное название — «Описание трех путей из державы царского величества, и с поморских стран, в Щвецкую землю и до столицы из»), который должен был помочь Петру I во время Северной войны. В этом труде были обобщены знания поморских мореходов, купцов и иностранных путешественников. Существует версия, что он был востребован при подготовке перехода русских войск с двумя фрегатами от Белого моря через Онежское и Ладожское озера летом 1702.

Образ в кинематографе

В телевизионном сериале «Россия молодая» (1981) роль архиепископа Афанасия исполнил артист Иван Герасимович Лапиков, создавший образ умного и государственно мыслящего церковного деятеля.

Библиография

  • Булатов В. Н.Муж слова и разума. Афанасий — первый архиепископ Холмогорский и Важский/ В. Н. Булатов; Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — Архангельск: Изд. центр ПГУ им. М. В. Ломоносова, 2002. — 247 c.
  • Верюжский В. М. Афанасий, архиепископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет её существования. СПб., 1908.
  • Панич Т. В. Литературное творчество Афанасия Холмогорского. «Естественнонаучные» сочинения. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996.

Примечания

Ссылки

Афанасий (Любимов).

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52