Архиепископ Афанасий | ||
парсуна, конец XVII века | ||
|
||
---|---|---|
18 марта 1682 — 6 сентября 1702 | ||
Преемник: | Парфений (Небоза) | |
Рождение: | 1641 год Тюмень |
|
Смерть: | 6 сентября 1702 Холмогоры |
Архиепи́скоп Афана́сий (в миру — Алексей Артемьевич Любимов; 1641, Тюмень — 6 сентября 1702, Холмогоры) — епископ Русской Церкви, первый епископ Холмогорский и Важский, духовный писатель и полемист.
Содержание |
Родился в Сибири в военной семье. Его мать Пелагея после смерти мужа постриглась в монахини в Тюменском Алексеевском женском монастыре с именем Параскевы, затем являлась игуменьей женского Успенского монастыря в местечке Лявля.
В юности будущий архиерей находился в старообрядческой среде и сам некоторое время принадлежал к старообрядцам. Однако затем пересмотрел свои взгляды и получил образование в Патриаршей школе московского Чудова монастыря, был близок к её главному наставнику Епифанию Славеницкому. Был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонахи Успенского Далматовского монастыря, находившемся на территории будущей Пермской губернии на реке Исети (см. Далматово).
В августе 1679 года основатель монастыря старец Далмат направил его по монастырским делам в Москву, где он был зачислен Патриархом Иоакимом в число крестовых иеромонахов при патриаршем доме для редактирования переводов Священного Писания, активно боролся против старообрядчества.
18 марта 1682 хиротонисан во епископа Холмогорского и Важеского с возведением в сан архиепископа. Ещё до отъезда в свою епархию стал главным оппонентом видного старообрядческого деятеля Никиты Добрынина во время «прений о вере» 5 июля 1682 года в Грановитой палате в присутствии Патриарха Иоакима и царевны Софьи Алексеевны.
В октябре 1682 прибыл в Холмогоры, находился на Холмогорской кафедре до конца жизни, проявил себя энергичным архипастырем. Основал в городе каменный архиерейский дом и Казённый приказ. По его инициативе были построены Холмогорский Спасо-Преображенский собор (годы строительства — 1685—1691) и Успенский женский монастырь, возводились новые каменные храмы, восстанавливались старые. В епархии увеличилось количество приходов. Кроме того, под руководством владыки в Холмогорах были построены сад и ветряная мельница, а в Архангельске и Шенкурске — деревянные архиерейские дворы. Писатель Борис Шергин считал, что
страсть Афанасия строить, переустраивать, обновлять, а главное, украшать дала толчок, стимул бытовым народным художникам и ремесленникам. В течение двадцати одного года буквально день и ночь «без поману» и на Колмогорах, и в Архангельске, и по Двине, и по Пинеге работают «каменные мастера, плотники добрые, искусные умельцы по железу», «мастера кузнечного дела», «добрые мастера столярного художества», «изрядные живописцы малеры». (Эти «малеры» расписывают карбаса и струги, сани и кареты, потолки и двери, крыльца, галереи и переходы.) В великом фаворе у Афанасия были художники-резчики по дереву и, конечно, резчики по кости.
Значительное внимание он уделял борьбе со старообрядчеством, используя в ней различные методы — как просветительские (содействие подготовке образованных священников, организация приходских школ), так и репрессивные. Многие старообрядцы заключались в тюрьму при архиерейском доме в Холмогорах, где их силой заставляли отречься от своих взглядов. Так, епископ Холмогорский Афанасий в своей грамоте настоятелю Соловецкого монастыря прямо предписывал прибегать к пыткам, чтобы вырвать от узников нужное признание — «чистосердечное покаяние»
. Несмотря на жёсткие действия архиепископа, уничтожить старообрядчество на Севере ему не удалось. Владыка стремился повысить нравственный уровень своих прихожан, боролся с пьянством и табакокурением.Архиепископ Афанасий был образованным человеком, в описи его библиотеки содержатся 270 названий книг и 490 отдельных томов, в том числе книги на латинском, греческом и немецком языках, медицинские, исторические, географические, военные сочинения. В его доме имелись «книга атлас», «книга карта морская», «всякие картины и чертежи», «два глобуса на станках», «компас», «двенадцать чертежей да две карты морские». Голландский путешественник Корнелиус де Бруйн называл его человеком «здравого ума и любителем изящной литературы». Владыка основал первую на русском Севере обсерваторию (телескоп вначале находился в одной из келий, а затем на колокольне Спасо-Преображенского собора), образовал при Спасо-Преображенском соборе епархиальный архив, поручил составить новую редакцию «Двинского летописца».
Архиепископ Афанасий принадлежал к числу церковных деятелей, которым симпатизировал царь Пётр I, который трижды посещал его епархию. В 1701 году царь вызвал его на строительство Ново-Двинской крепости, владыка активно содействовал этому делу. Кроме того, архиепископ своими советами помогал воеводе князю Прозоровскому оборонять Архангельск от шведов, после победы над которыми царь пожаловал ему трофеи — три пушки и шведский флаг.
Российский государственный деятель А. А. Матвеев называл его «мужем слова и разума зело довольным». По данным современников, архиепископ Афанасий
пастырь бе изящный, божественного писания довольный сказатель, громогласный, речевист по премногу, остро рассудителен, чина церковного опасно хранитель, в вере на расколы разрушитель, трудолюбив, многа здания созда.
Автор полемических антистарообрядческих сочинений «Цвет духовный» (1682), «Книга о пресуществлении» (1688) и «Щит веры» (1690), медицинского трактата (лечебника) «Реестр дохтурских наук» (включавшего в себя рецепты различных лекарств), богословских трудов «Шестодневец» (содержащий, в частности, астрономические данные и критику астрологии) и «Толкование на Псалтирь», а также грамот.
В 1701 написал труд «Описание трёх путей России в Швецию» (полное название — «Описание трех путей из державы царского величества, и с поморских стран, в Щвецкую землю и до столицы из»), который должен был помочь Петру I во время Северной войны. В этом труде были обобщены знания поморских мореходов, купцов и иностранных путешественников. Существует версия, что он был востребован при подготовке перехода русских войск с двумя фрегатами от Белого моря через Онежское и Ладожское озера летом 1702.
В телевизионном сериале «Россия молодая» (1981) роль архиепископа Афанасия исполнил артист Иван Герасимович Лапиков, создавший образ умного и государственно мыслящего церковного деятеля.
Афанасий (Любимов).