А-20 | |
---|---|
Классификация | легкий танк |
Боевая масса, т | 18,0 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Годы производства | 1939 |
Количество выпущенных, шт. | 1 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5660 |
Ширина корпуса, мм | 2550 |
Высота, мм | 2411 |
Клиренс, мм | 428 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная поверхностно закалённая |
Лоб корпуса, мм/град. | 25 / 57° |
Борт корпуса, мм/град. | 25 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 16 / 47° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 16 / 45° |
Днище, мм | 10 |
Крыша корпуса, мм | 10 |
Борт башни, мм/град. | 25 / 25° |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 45-мм |
Тип пушки | нарезная |
Боекомплект пушки | 152 |
Прицелы | телескопический и перископический |
Пулемёты | 2 × 7,62-мм х ДТ |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском В-2 |
Мощность двигателя, л. с. | 500 |
Скорость по шоссе, км/ч | 80 |
Запас хода по шоссе, км | 400 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 350 |
Тип подвески | подвеска Кристи |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,6—0,61 |
Преодолеваемый подъём, град. | 39 |
Преодолеваемый брод, м | 1,5 |
А-20 — советский лёгкий колёсно-гусеничный танк. Единственный опытный образец был показан в сентябре 1939 года вместе с А-32 на полигоне в Кубинке руководству НКО и членам правительства. После чего предпочтение было отдано А-32, который пошёл в серию под обозначением Т-34.
Содержание |
В сентябре 1938 года по итогам рассмотрения макета танка БТ-20 комиссией АБТУ РККА под председательством Я. Л. Сквировского было принято решение об изготовлении трёх танков (один колёсно-гусеничный и два гусеничных) и одного бронекорпуса для испытаний обстрелом (впоследствии А-32). Таким образом, дальнейшая работа в КБ-24 над проектом гусенично-колёсного танка БТ-20 была прекращена, а все усилия конструкторов были направлены на разработку двух новых танков — А-20 и А-32.
После введения буквенных индексов для машиностроительных производств в 30-х гг. правительством СССР, эти индексы стали использоваться в наименовании изделий изготовленных на этих производствах. Индекс «А» был присвоен Харьковскому паровозостроительному заводу. «А-20» — изделие разработанное и изготовленное ХПЗ[1].
Ведущий инженер — А. А. Морозов, главный конструктор — М. И. Кошкин.
К началу 1939 года КБ-24 выполнило рабочие чертежи по А-20 и начало проектирование А-20Г (Г — гусеничный), которому впоследствии было присвоено обозначение — танк А-32. В феврале на очередном заседании Комитета Обороны было принято решение об изготовлении опытных образцов обоих танков и выделении на это средств.
При этом по одной из версий военные, желавшие получить «кавалерийский» танк, настаивали на постройке только колёсно-гусеничного А-20, и лишь настойчивость руководителя КБ-24 М. И. Кошкина убедила комиссию в необходимости и возможности постройки обоих танков. По другой версии, требование о постройке только А-20 основывалось на том, что в жёсткие сроки, конструкторы могут не справиться с постройкой двух машин, а средства и время будут потрачены напрасно.
Тем не менее, в мае 1939 года оба танка были изготовлены и начались их ходовые испытания. По результатам испытаний А-20 показал несколько лучшую подвижность при движении на колёсах, но уступил А-32 в проходимости, кроме того возможности ходовой части А-20 не позволяли усилить бронезащиту и вооружение, тогда как на А-32 уже стояла 76-мм пушка Л-10, а толщина брони была больше на 5—10 мм и было возможно её дальнейшее увеличение.
В сентябре 1939 года после показа А-20 и А-32 на полигоне в Кубинке руководству НКО и членам правительства было принято решение об увеличении толщины брони А-32 до 45 мм, после чего начались ходовые испытания танка А-32, догруженного балластом (при этом на танке была установлена башня от А-20 с 45-мм пушкой). 19 декабря на заседании комитета обороны, по результатам испытаний А-32, было принято постановление № 443, которое предписывало:
КОМИТЕТ ОБОРОНЫ при СНК Союза ССР
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Принять на вооружение РККА:
- …
- Танк Т-32 — гусеничный, с дизель-мотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсреднемашпрома, со следующими изменениями:
- а) увеличить толщину основных бронелистов до 45 мм;
- б) улучшить обзорность из танка;
- в) установить на танк Т-32 следующее вооружение:
- 1) пушку Ф-32 калибра 76 мм, спаренную с пулемётом калибра 7,62 мм;
- 2) отдельный пулемёт у радиста — калибра 7,62 мм;
- 3) отдельный пулемёт калибра 7,62 мм;
- 4) зенитный пулемёт калибра 7,62 мм.
- Присвоить указанному танку название Т-34.
К марту 1940 года ХПЗ должен был построить два танка и закончить их заводские испытания, общий план выпуска на 1940 год устанавливался в 200 машин, с 1942 СТЗ и ХПЗ должны были полностью перейти на выпуск Т-34 с планом 2000 танков в год.
Броневая защита А-20 была противопульной и защищала экипаж от 12,7-мм пуль крупнокалиберного пулемёта. Конструкция корпуса разработана М.И.Таршиновым.
Это заготовка статьи о бронетехнике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
А-20 (танк).