Битлома́ния (англ. Beatlemania) — термин, возникший в 1960-е годы, описывающий состояние сильной, граничащей с сумасшествием[1], любви к группе The Beatles.
Содержание |
Датой возникновения битломании считается 13 октября 1963 года. В этот день The Beatles выступали в лондонском зале Palladium. Несмотря на то, что концерт транслировался в программе «Воскресный вечер в лондонском „Палладиуме“» (англ. Sunday Night At The London Palladium) на всю страну, тысячи поклонников, преимущественно подростков, заполонили прилегающие к концертному залу улицы в надежде если не попасть на концерт, то хотя бы просто увидеть музыкантов. На протяжении всего концерта в зале стоял оглушительный шум, практически перекрывающий музыку. После концерта, когда музыканты покидали концертный зал, толпа поклонников, находившаяся на улице, в попытке увидеть своих кумиров устроила давку. «Битлы» смогли добраться до машины только в кольце полиции. Через два дня, 15 октября 1963 года в газете The Daily Mirror вышла статья о концерте The Beatles в Челтнеме. В описании поведения поклонников было употреблено слово «битломания». Этот термин был подхвачен другими СМИ.
Тем не менее, как явление битломания появилась раньше. Уже в ходе весенних и летних концертов 1963 года The Beatles поклонники и особенно поклонницы сопровождали их выступление оглушительным визгом и криками, бросались на сцену, рыдали и падали в обморок.
После того, как The Beatles в феврале 1964 года приехали с гастролями в США, стало очевидно, что битломания шагнула за океан. Вскоре битломанией были охвачены и другие страны, включая СССР.
Несмотря на то, что «Битлз» сами никогда не посещали и не выступали в Советском Союзе, а отзывы в СМИ о группе и распространение их музыки подвергались ограничениям и цензуре, ввиду господства коммунистической идеологии, не терпящей иных кумиров, даже в СССР процветала битловская фан-культура.
Советские поклонники знаменитой четвёрки ввозили и потом переписывали (сперва «Грампластинка#Записи «на костях»», потом на бобинных магнитофонах) записи группы, ловили трансляции песен на «вражеских голосах», издавали «самопальные» журналы, многократно перефотографировали из зарубежных источников фотографии.
Битломания оказала сильное влияние на культуру в целом и на музыку в частности. Многие известные люди в разных странах мира в своё время были «битломанами» и это оказало влияние на их творчество. В их числе Борис Гребенщиков, Курт Кобейн, Боно, Андрей Макаревич, Михаил Боярский[2] и т. д.
Это больше, чем музыка. Я себя считаю человеком, далеким от фанатизма и не подверженным истерии. Но в пору битломании я был абсолютно ненормальным. У меня был алтарь, там стояли, как иконки, пластилиновые божки — «Битлы», и я там молился.
Битломания.