Бронево́й по́езд (сокращённо бронепо́езд, БП) — бронированный и/или вооружённый подвижной железнодорожный состав (поезд), предназначенный для ведения боевых действий в полосе железной дороги, броневое вооружение танковых (автобронетанковых) войск (броневых сил).
Бронепоезда широко применялись в вооружённых конфликтах первой половины XX века, особенно в странах, обладавших развитой сетью железных дорог.
В состав классической схемы бронепоезда входят: бронированный локомотив (бронепаровоз или бронетепловоз), так называемый «чёрный» паровоз, несколько броневагонов (броневых площадок) со стрелковым, артиллерийским, ракетным или зенитным вооружением (чаще всего, вооружение комбинируется), от двух до четырёх контрольных платформ (платформ прикрытия), иногда — платформы с десантом. Иногда могут использоваться вагоны, имеющие не бронирование, а блиндирование, или платформы, имеющие бруствер, выложенный мешками из песка. Немецкие бронепоезда времён Второй мировой войны (Panzerzug) обычно оборудовались также одной-двумя платформами с танками (как правило — трофейными французскими) для поддержки десанта.
В период Второй мировой войны строились также бронепоезда для прикрытия важных стратегических объектов в тылу (крупных железнодорожных мостов, важных оборонных и нефтеперерабатывающих заводов), вне зоны боевых действий, но в зоне досягаемости авиации противника. Такие бронепоезда имели бронепаровоз и платформы с зенитным вооружением. Броневагонов и контрольных платформ такие бронепоезда обычно не имели.
Бронепоезда следует отличать от моторизованных броневых вагонов и броневых дрезин, которые могут как входить в состав бронепоезда (формирования), так и действовать самостоятельно.
Теоретический проект бронировки и вооружения поезда появился во Франции ещё в период Реставрации в 1826 году, то есть сразу же после постройки первой железной дороги в Англии. Практически же эта идея была осуществлена в австрийской армии в 1848 году при осаде венграми Вены.
Впервые пушки были поставлены на железнодорожные платформы во время Гражданской в США (1861−1865), в 1861 году в армии Северных штатов командиром 19-го Иллинойсского волонтёрского полка , полковником И. В. Турчаниновым (Джон Бэзил Турчин). Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался. В 1864 году на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км.
В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 году во время франко-прусской войны 1870−1871 гг. при осаде Парижа прусской армией, которой удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.
В 1884 году французский инженер Мужен разработал проект бронированного вагона с пушками — это был прообраз бронепоезда. Но ширина колеи (1435 мм) была для него недостаточной, он мог двигаться лишь по специально построенной колее.
Настоящие бронепоезда впервые стали широко использовать в англо-бурской войне 1899−1902 гг. Буры применяли партизанскую тактику, нарушая снабжение английской армии, и для защиты коммуникаций английская армия стала создавать вооружённые и защищённые бронёй гарнизоны на колёсах.
Впоследствии боевые поезда применялись в войнах: Первой мировой, Гражданской в России, Второй мировой войнах и в более поздних вооружённых конфликтах.
К началу Первой мировой войны несколько бронепоездов простейшей конструкции имелось на вооружении армий большинства европейских государств. После начала войны, создание новых бронепоездов было начато в Германии, Австро-Венгрии, России, Франции, Италии. На фронтах применяли и отдельные подвижные единицы — броневые дрезины.
К 1913 году инженером К. Б. Кромом и полковником М.В. Колобовым были разработаны два вида бронепоездов. По Высочайшему повелению Императора Николая II начата постройка бронепоездов.
К началу 1915 года были построены и приняты на вооружение Русской императорской армии 5 бронепоездов и приданы железнодорожным частям.
4 бронепоезда были предназначены для высшего руководства, являясь передвижными пунктами управления.
По состоянию на середину 1917 года, в русской армии имелось 7 бронепоездов.[3]
На фото внизу — типовой бронепоезд Кавказской Армии, 1915 год. Согласно проекту состоял из двух бронеплощадок и полу-бронированного паровоза. Вооружение — две горных пушки 76,2 мм образца 1904 года и 8 пулеметов, команда — 4 офицера и 70 стрелков, толщина брони 12−16 мм. Всего было построено 4 поезда этого типа.[4]
Русский броневой поезд Кавказской армии[4] (возможно, типа «Хунхуз»[источник не указан 679 дней]), 1915
Французский блиндированный поезд с тяжёлыми орудиями, 1916
В России «бум бронепоездов» пришёлся на Гражданскую войну. Это было вызвано её спецификой, такой, как фактическое отсутствие чётких линий фронтов, большое количество иррегулярных войск и острая борьба за железные дороги как основное средство для быстрой переброски войск, боеприпасов, хлеба.
Бронепоездные части находились в составе практически всех воюющих сторон. Помимо Красной Армии, были они и в составе белогвардейской Добровольческой Армии (позднее в Вооружённых силах Юга России (ВСЮР)) генерала Деникина, чехословацкого корпуса (б/п «Orlik»), армии Украинской Народной Республики (б/п «Слава Украины», «Сечевик») и др.
Широкое боевое применение бронепоездов во время Гражданской войны наглядно показало их главную слабость. Бронепоезд являлся большой, громоздкой мишенью, уязвимой для артиллерийского (а позднее — и воздушного) удара. Кроме того, он опасно зависел от железнодорожной линии. Для его обездвижения было достаточно разрушить полотно спереди и сзади.
Поэтому для восстановления разрушенных путей бронепоезда имели в своём составе платформы с путевыми материалами: рельсами, шпалами, креплениями. Темп восстановления пути солдатами бронепоездов был довольно высок: в среднем 40 м/ч пути и примерно 1 м/ч моста на небольших реках. Поэтому разрушение путей лишь на небольшое время задерживало движение бронепоездов.
Подробнее о бронепоездх Белого движения, в т.ч., об их участии в боевых действиях /в проекте/ см. статью Бронепоезда Белого движения.
Название | Тип б/п | Состоял на вооружении | Регион действия | Армия | Примечание | |
---|---|---|---|---|---|---|
Дата и место постройки/ формирования | Дата и место снятия с вооружения |
|||||
1-й отдельный легкий бронепоезд | л | 1920, начало февраля, Батайск | 1920, 13(26) марта станция Тоннельная | Ю | ВСЮР | Командир — штабс-капитан Вознесенский. Сформирован из трофейных большевистских поездов. Участвовал в боях с февраля 1920 года. Оставлен при эвакуации Добровольческой армии из Новороссийска. |
1-й отдельный тяжелый бронепоезд | т | 1919, 6 декабря, в районе Луганска | 1920, март, близ Новороссийска | Ю | ВСЮР | Командир — полковник Истомин. Сформирован из 7-й и 8-й батарей морской тяжелой артиллерии Донской армии. Брошен при эвакуации Добровольческой армии. |
2-й отдельный тяжелый бронепоезд | т | 1919, 6 декабря, в районе Царицына | 1920, февраль, у станции Тихорецкая | Ю | ВСЮР | Командиры — полковник Шмидт (до декабря 1919 года), полковник Положенцев. Сформирован из 12-й и 13-й батарей морской тяжелой артиллерии Донской армии. Погиб в бою. |
Адмирал Колчак | л | 1919 | 1920, 19 февраля, у станции Холмогорская | С, СЗ | СА, СЗА | Командир — капитан 1-го ранга Олюнин. Команда — из морских офицеров. Захвачен большевиками во время боя.[5]
|
Адмирал Непенин | л | 1919 | С | СА | Командир — капитан 2-го ранга Леман. Команда — из морских офицеров. | |
Адмирал Эссен | л | СЗ | СЗА | |||
Апшеронец | л | Ю | Участвовал в боях против горцев в районе Грозного на Северном Кавказе | |||
Атаман (бронепоезд) | л | В | ДвА | Бронепоезд атамана Семёнова. | ||
Атаман Богаевский (бронепоезд) | л | Ю | ДА | Ранее именовался «Иван Кольцо». Входил в состав 4-го бронепоездного дивизиона и 1-го броневого железнодорожного полка. | ||
Атаман Каледин (бронепоезд) | л | у станции Раковка | Ю | ДА | Осенью 1919 года участвовал в боях под Царицыном. Входил в состав 1-го бронепоездного дивизиона и 2-го броневого железнодорожного полка. Погиб в бою.
|
|
Атаман Назаров (бронепоезд) | л | Ю | ДА | |||
Атаман Орлов (бронепоезд) | л | Ю | ДА | |||
Атаман Платов (бронепоезд) | л | Ю | ДА | |||
Атаман Самсонов (бронепоезд) | л | Ю | ДА | |||
Атаманец (бронепоезд) | л | Ю | ДА | |||
Баян (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Белозерец (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Богатырь (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Бронепоезд N3 | т | Ю | ВСЮР | |||
Брянский (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Бузулук (бронепоезд) | л | Ю | ДА | |||
Великая Россия (бронепоезд) | л | Ю | АВ | |||
Витязь (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Витязь (бронепоезд Дальневосточной армии) | В | ДвА | ||||
Волжанин (бронепоезд) | л | В | ДвА | |||
Волк (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР, АВ | |||
Воин (бронепоезд) | л | Ю | АВ | |||
Вперед за Родину (бронепоезд ВСЮР) | л | Ю | ВСЮР | |||
Всадник (бронепоезд) | л | В | ДвА | |||
Гвардеец I | л | Ю | ВСЮР | |||
Гвардеец II | л | Ю | ВСЮР | |||
Генерал Алексеев (лёгкий бронепоезд ВСЮР) | л | Ю | ВСЮР | |||
Генерал Алексеев (бронепоезд) | л | Ю | АВ | |||
Генерал Бакланов (бронепоезд Донской армии) | л | Ю | ДА | |||
Генерал Гускельщиков (бронепоезд) | л | Ю | ДА | |||
Генерал Дроздовский (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР |
|
||
Генерал Духонин (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Генерал Корнилов (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Генерал Мамонтов (бронепоезд) | л | Ю | ДА | |||
Генерал Марков (бронепоезд) | л | 17.06.1919, Джанкой | .01.1920, у станции Тирасполь (по др. свед. при отходе от Екатеринослава в Крым) |
Ю | ВСЮР | Оставлен при отходе.
|
Генерал Скобелев (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Генерал Черняев (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Генерал Шифнер-Маркевич (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Генерал Шкуро (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | Бывший б/п красных «Товарищ Ворошилов»
|
||
Гроза (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Грозный (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР, АВ |
|
||
Грозный (бронепоезд Дальневосточной армии) | л | В | ДвА | |||
Гром Победы (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Гундоровец (бронепоезд) | л | Ю | ДА | |||
Дмитрий Донской (бронепоезд ВСЮР) | л | Ю | ВСЮР | |||
Дмитрий Донской (бронепоезд Дальневосточной армии) | л | В | ДвА | |||
Доблесть Витязя (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Доброволец (бронепоезд ВСЮР) | л | Ю | ВСЮР | |||
Донской Баян (бронепоезд) | л | Ю | ДА | |||
Дроздовец (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР, АВ |
|
||
Единая Россия (бронепоезд) | т | Ю | ВСЮР, АВ |
|
||
Единение России (бронепоезд) | л | В | ДвА |
|
||
Ермак (бронепоезд) | л | Ю | ДА |
|
||
За Русь Святую (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Забайкалец (бронепоезд) | л | В | ДвА | |||
Илья Муромец (бронепоезд) | л | Ю | ДА | |||
Иоанн Калита (бронепоезд) | т | Ю | ВСЮР |
|
||
Иоанн Калита (бронепоезд ВСЮР) | т | Ю | АВ | |||
Кавалерист (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Кавказец (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Казак Землянухин (бронепоезд) | л | Ю | ДА | |||
Казак (бронепоезд ВСЮР) | л | Ю | ВСЮР | |||
Казак (бронепоезд) | л | В | ДвА | |||
Калмыковец (бронепоезд) | В | |||||
Каппелевец | л | В | ДвА | |||
Князь Пожарский (бронепоезд) | т | Ю | ВСЮР |
|
||
Князь Суворов (бронепоезд) | л | Ю | ДА | |||
Коршун (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Кубанской железнодорожной сотни № 4 (бронепоезд) | т | Ю | ВСЮР |
|
||
Митякинец (бронепоезд) | л | Ю | ДА | |||
Могучий (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Москва (бронепоезд ВСЮР) | л | Ю | ВСЮР | |||
Москва (бронепоезд) | т | Ю | ВСЮР, АВ | |||
Мстислав Удалой (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
На Москву | т | 1919, конец, Новороссийск (в боях с 5 января 1920) |
1920, 12−13 марта, Новороссийск | Ю | ВСЮР | Расформирован и оставлен при эвакуации из Новороссийска на подъездных путях к городу. |
Непобедимый (бронепоезд) | т | Ю | ВСЮР | |||
Новороссия (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Орел (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Орлик (бронепоезд) | л | В | ДвА, белочехи | Слева: платформа импровизированного бронепоезда чехословацкого корпуса «Орлик», вооруженная 12-ю пулемётами. Пензенская группировка чехословаков. Уфа, июнь 1918. Справа: «Орлик», 1920. |
||
Отважный (бронепоезд) | л | В | ДвА | |||
Офицер (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР, АВ |
|
||
Партизан полковник Чернецов | л | Ю | ДА | |||
Пластун (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Повелитель (бронепоезд) | л | В | ДвА | |||
Полковник Гаевский (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Полковник Запольский (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Псковитянин | л | СЗ | СЗА | |||
Раздорец (бронепоезд) | л | Ю | ДА | |||
Резвый (бронепоезд) | л | В | ДвА | |||
Святой Георгий Победоносец (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Севастополец (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР, АВ | |||
Семёновец (бронепоезд) | л | В | ДвА | Командир — генерал Н.Ф. Богомолец
|
||
Сибиряк (бронепоезд) | В |
|
||||
Слава Кубани (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Слава Офицеру (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Сокол (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Солдат (бронепоезд) | т | Ю | ВСЮР, АВ | |||
Справедливый (бронепоезд) | л | В | ДвА | |||
Станичник (бронепоезд) | л | В | ДвА | |||
Степной (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Студент (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Талабчанин | л | СЗ | СЗА | |||
Терец (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Ураган (бронепоезд) | л | Ю | ВСЮР | |||
Хопер (бронепоезд) | л | Ю | ДА | |||
Храбрый (бронепоезд) | л | В | ДвА |
Часть бронепоездов достались РККА от Русской Императорской армии, при этом было развёрнуто и серийное производство новых. Кроме того, вплоть до 1919 года сохранялось массовое изготовление «суррогатных» бронепоездов, собираемых из подручных материалов из обычных пассажирских вагонов в отсутствие всяких чертежей; такой «бронепоезд» мог быть собран буквально за сутки.
По состоянию на 1 октября 1920 года, в Красной Армии имелось 103 бронепоезда и бронелетучки.
К концу Гражданской войны в ведении Центрального совета броневых частей (Центробронь) РККА находилось 122 полноценных бронепоезда.
К 1928 году количество бронепоездов было сокращено до 34.[10]
Тем не менее, РККА в межвоенный период не отказалась от планов по дальнейшему техническому развитию бронепоездов.
В межвоенное время в СССР продолжали строиться как бронепоезда, так и отдельные броневагоны, бронеплощадки и бронедрезины.
Ниже приведены фотографии двухосной бронеплатформы № 911—045 (тара 22 т.), изготовленной на базе платформы, построенной Харьковским заводом в 1935 г. Во время Великой отечественной войны бронеплатформы, оснащённые зенитными пушками или пулемётами использовались для защиты поездов от нападений вражеской авиации.
На вооружении формирований автобронетанковых войск РККА состояли следующие типы (модели) броневых поездов:
Тяжёлый экономический кризис в послевоенной Германии и положения Версальского договора привели к тому, что к началу 1920-х годов все ранее имевшиеся немецкие бронепоезда были разобраны на металл.
Однако, в 1929−1930 гг. в Веймарской республике были созданы «поезда защиты линий», которые предназначались для защиты железнодорожных путей. «Бронепоезд» этого типа состоял из легкобронированного локомотива серии 57 или 93 (прусские серийные паровозы G10 и T14) и нескольких вагонов, сдвоенные стены которых были залиты цементным раствором. К 1937 году в Третьем рейхе числилось около 22-х «поездов защиты линий».
В 30-х годах германское военное командование считало приоритетным разработку авиации и танков, а проектирование новых бронепоездов оказалось ненужным. Лишь накануне начала Второй мировой войны в июле-августе 1939 года произошёл сдвиг, и было принято решение о создании семи новых бронепоездов. Однако, времени на создание настоящих бронепоездов не хватило. Тогда был найден компромисс: использовать «поезда защиты линий» и чехословацкие трофейные бронепоезда. Однако, эффективность этих бронепоездов была весьма невысокой — неудачное расположение 75-мм орудий (которые были установлены не в башнях, а в казематах) существенно ограничивало их сектора обстрела. Но, несмотря на недостатки, эти бронепоезда эксплуатировали вплоть до 1944 года, кроме разобранного в 1940 году бронепоезда № 5 (который неоднократно модернизировался и ремонтировался).
По многим причинам критика бронепоездов оправдалась, благодаря провальным захватам железнодорожных мостов Дирчау в Польше и Арнхейм в Голландии. Во время войны немцы в основном использовали бронепоезда для охраны и патрулирования долины реки Рейн. Перед началом вторжения союзников во Францию и страны Бенилюкса в строй были введены три бронепоезда — № 23, 24 и 25, конструкция которых в основном была похожа на чешские образцы. Орудия были установлены в казематах, а на поезде № 24 и вовсе на открытых площадках, которых от обстрела прикрывали лишь бронещитки. Все эти новые бронепоезда были сняты с вооружения ещё до конца 1940 года.
Трофейные польские бронепоезда поступили на вооружение вермахта в середине 1940 года, получив номера 21 и 22. В отличие от остальных имеющихся образцов, они представляли собой могучие боевые единицы. Бронепоезд № 21 был вооружён тремя 75-мм орудиями, а № 22 — двумя 100-мм, которые располагались на вращающихся башнях. Оба эти поезда принимали активное участие в боях на территории Франции и Балканского ТВД, после чего были направлены к границе СССР. Некоторые бронепоезда были переброшены вермахтом на север для обороны побережья Норвегии и Дании.
К осени 1940 года, автобронетанковые войска РККА, согласно приказу НКО СССР № 0283 от 24 октября 1940 года, в результате всех организационно-штатных преобразований в вооружённых силах СССР, имели в своём составе отдельный батальон броневых дрезин и отдельный дивизион броневых поездов.
Во время Великой Отечественной войны бронепоезда и железнодорожная артиллерия (к бронепоездам не относилась) оставались на вооружении. После начала войны был построен ряд новых бронепоездов, развёрнуты железнодорожные батареи противовоздушной обороны. Бронепоездные части сыграли определённую роль в Великой Отечественной войне, в первую очередь, в охране железнодорожных коммуникаций оперативного тыла.
На советско-германском фронте бронепоезда использовали обе воюющие стороны. С советской стороны в годы войны действовало около 200 бронепоездов.
Бронепоезда имели мощное вооружение: пушки и зенитную артиллерию. Борьба с авиацией стала важным элементом участия бронепоездов в боевых действиях. Условия службы солдат на бронепоездах были довольно суровыми. Вот требования одной из инструкций: «Солдат бронепоезда должен иметь крепкое сложение при небольшом росте, хорошо развитую мышечную систему, нормальные слух и зрение, крепкие нервы и твёрдость характера»[источник не указан 739 дней]. И это не случайно — во время боя в броневой орудийной башне солдат находился в условиях духоты из-за паровозного дыма и пороховых газов. Летом было жарко, зимой — холодно; теснота, звон ударов пуль и осколков, а нередко рядом убитые и раненые — таково «поле боя» солдат бронепоездов.
Разработка плана вторжения в СССР поставила перед железнодорожниками проблему, с которой им не приходилось сталкиваться ранее — ширина колеи стран Европы составляла 1435 мм, в СССР — 1524 мм, из-за чего использование бронепоездов на территории СССР не представлялось возможным без инженерных изменений. 28 мая 1941 года командованием сухопутных войск Германии был подписан приказ о создании новых бронепоездов (№ 26-31) с расчётом на более широкую колею. Но так же, как перед Польской кампанией, вермахт запоздал с принятием решения, и поэтому создать настоящие бронепоезда немцы не успевали (вагоны и платформы были обшиты обычной сталью). В спешке разработчики решили включить в состав бронепоездов платформы с трофейными французскими танками Сомуа S-35 (в бронепоезда № 30 и № 31 по одной платформе, № 26, 27 и 29 по две, а № 28 получил три). На платформы были приварены листы из лёгкой брони, которые прикрывали лишь ходовую часть танков. Кроме этих импровизированных платформ какой-либо другой артиллерии бронепоезда не имели. Локомотивы, которым предстояло вести бронепоезда, были паровозами серии 57(G10) , кроме одного тепловоза WR-550D , который тянул бронепоезд № 28. Все локомотивы (также имелись резервные тепловозы WR-550D) были переделаны для использования на ширину колеи СССР, при этом бронировалась только кабина. К началу вторжения в СССР все бронепоезда были распределены и приписаны к определённым частям и направлениям наступления.
Учитывая, что бронепоезда создавались в спешке, их использование было не особенно продуктивным. Численность экипажа бронепоезда обычно соответствовала роте. Набор производился на добровольной основе из представителей разных родов войск (железнодорожники, инженеры, разведчики, санитары, сапёры, пехота, артиллерия и т. д.). Также имелся технический состав, который предоставлялся рейхсминистерством транспорта: в него входили железнодорожный инспектор (заместитель командира по технической части), 2 машиниста, 3 кочегара, 2 путейца, 2 техника (по локомотивному хозяйству и вагонник). Полностью укомплектованный оборудованием и экипажем бронепоезд переходил в подчинение сухопутных войск . К началу вторжения в СССР личный состав бронепоездов составлял около 2000 человек. Однако, особой заинтересованности в использовании бронепоездов командование не проявляло, а управление германских железных дорог вообще старалось вооружением не заниматься. Таким образом, боевое применение бронепоездов давало слабый эффект, а их существование как боевых единиц было подвешено в воздухе.
В августе 1941 года приказом командования сухопутных сил бронепоезда были включены в состав механизированных частей (к ним относились танки и мотопехота). Приказ также предусматривал создание специального отдела, который отвечал за боевое применение и эксплуатацию бронепоездов (отдел успешно функционировал до конца марта 1945 года). Руководство отделом было доверено подполковнику (позже полковнику) Эгону фон Ольшевски. Именно благодаря энергии и таланту этого человека бронепоезда начали свою модернизацию. Непосредственный эффект от использования появился в 1942 году. Своей эволюцией немцы также обязаны богатому опыту русских в вопросе применения бронепоездов. На модернизацию поездов сильно повлияло появление трофейной русской техники (в том числе, большого количества бронепоездов). В состав германских бронепоездов были включены советские бронепаровозы и броневагоны (вооружённые 2-мя и 4-мя орудиями калибра 76,2-мм). Для модернизации были использованы трофейные орудийные башни советских танков и бронеавтомобилей. В артиллерийский арсенал немцы также включили пушки 45-мм калибра и миномёты. Наиболее удачные модели бронепоездов получали собственные имена: «Блюхер», «Берлин», «Макс», «Штеттин» и т. д. Но при наличии уже настоящих бронепоездов в строю всё ещё оставались экземпляры, защита которых состояла из мешков с песком и брёвен. В результате было принято решение разделить имеющиеся единицы на фронтовые поезда и вновь сформированные «поезда защиты линий», которые использовались для обеспечения безопасности в тылу и уничтожения партизан.
С середины 1942 года немецкие фронтовые бронепоезда переродились в настоящие боевые единицы. В основном это произошло благодаря модернизированным советским трофейным составам, но стали появляться также немецкие варианты бронированных платформ («Kommandowagen», «Panzerlok BR57», «Geschuetzwagen» и т. д.). Но в то же время в 1942−1943 годах в строй вошло только две новые единицы. С 1942 года бронепоезда, окончательно переведённые на широкую колею, сменили места дислокации (депо приписки) из Польши и Восточной Германии на оккупированные территории Советского Союза. В среднем, на боевом дежурстве находилось до десяти бронепоездов (в подчинении группы армий «Север» и «Юг» по 3−4 в группе армий «Центр»). Однако, нет подробной информации об их боевом применении. Из-за постоянной смены места дислокации также не удаётся подтвердить их участие в определённых операциях. Одно известно точно: чем активнее разворачивалась деятельность партизан, тем больше бронепоездов появлялось в данной области. Уничтожение партизан и патрулирование железных дорог стала едва ли не основной задачей бронепоездов. Важность бронепоездов командование сухопутных войск осознало в конце 1941 года, но эффект от этого появился только на следующий год. В апреле 1942 года, по распоряжению командования, отделом вышеупомянутого полковника фон Ольшевски был организован департамент, отвечавший за все вопросы, связанные со строительством, ремонтом, комплектацией и эксплуатацией бронепоездов, который расположился близ Варшавы. Налаженная впоследствии[когда?] концепция использования поездов была настолько отлично продумана, что практически не менялась до самого конца войны.
Вышеупомянутый департамент тут же[когда?] начал производство и разработку. Появился новый артиллерийский вагон, на крыше которого установили десятигранную вращающуюся башню, позволявшую вести огонь в любом направлении. В состав бронепоезда входило до двух таких платформ (обычно до и после локомотива), а вооружение состояло из 100-мм гаубицы le.F.H.14/19(p). Потом появился новый командирский и пехотный вагон. Также была разработана новая зенитно-артиллерийская платформа вооружённая одной 76,2-мм пушкой F.K.295(r) и одной счетверённой 20-мм зенитной установкой. К 1943 году модернизированные бронепоезда одновременно насчитывали до четырёх 76,2-мм и четырёх 100-мм орудия. Толщина брони составляла 15 — 33 мм и прикрывала всю боковую и ходовую части вагонов и паровоза. Кроме того, для паровоза была разработана новая схема бронирования, которая предполагала минимальное количество выступов и углов, а крепилась на определённом расстоянии от самого локомотива. В дальнейшем бронепоезда нового образца, получившие серийный номер BP-42 и ВР-44 (или ВР042 и ВР044), действовали не только против пехоты, но и против танков. На образцах серии ВР-44, рассчитанных именно на борьбу с танками, было установлено по две дополнительной 75-мм пушки от танков Pz.Kpfw IV (в голове и конце бронепоезда). В то же время, не были забыты старые менее бронированные поезда: для них была разработана новая платформа для крепления танка, которая позволяла быстро сгрузить технику (чаще всего, чешские танки Pz.Kpfw 38(t)) и применять её вместе с пехотой или для разведки. Были созданы также платформы с бронеавтомобилями (по два Панар 38(f)(Р-2004) на один бронепоезд), которые резко повысили боевой потенциал бронепоездов, так как установка железнодорожных колёсных пар на бронеавтомобиль занимала не более десяти минут.
Хотя впоследствии[когда?] для локальных военных операций (в основном против партизан), немцы разработали новую концепцию — бронированные и вооружённые самоходные дрезины. Дрезины были способны действовать как самостоятельно, так и в составе бронепоездов. В германской армии для подобных боевых единиц были введены термины «le.Sp» и «s.Sp» (лёгкий и тяжёлый разведывательный вагон «Spähwagen»). Дрезины оснащались двигателем воздушного охлаждения Штейр мощностью 76 л.с., который обеспечивал максимальную скорость 70 км/ч. Вооружены они были четырьмя пулемётами, а экипаж состоял из шести человек. Некоторое количество бронедрезин были вооружены пушками 7,62 см FK 295/I (r) или орудием от танка Pz.Kpfw IV Ausf.H (при этом на платформу монтировалась вращающаяся башня). Защита дрезины состояла из брони 14,5 мм, а масса достигала восьми тонн. Лёгкий (тыловой или разведывательный) бронепоезд мог состоять из десяти подобных дрезин. Их использование было весьма широким на оккупированной территории СССР и Балканского полуострова.
С конца 1942 по конец 1944 года стандартный фронтовой тяжёлый бронепоезд (штатный состав) выглядел следующим образом: один командирский вагон (штаб, радисты, санитары), один пехотный вагон (два пулемёта), два усиленных пехотных вагона (до шести пулемётов и два 80-мм миномёта), один сапёрный вагон (до трёх пулемётов и огнемёт), один тактический артиллерийский вагон (два пулемёта), четыре пушечных вагона (по одной башне от танков Pz.Kpfw III Ausf.N или Pz.Kpfw IV, также использовались 80-мм и 120-мм миномёты), два зенитных вагона (по одной 20-мм счетверённых установки, плюс одна спаренная 37-мм зенитная пушка). В конце состава присоединяли бронедрезины и платформы с танками (Pz.Kpfw 38(t) и бронеавтомобилями Панар 38(f)). Так же, как и бронедрезины, каждая платформа состава обладала мотором Штейр мощностью 76 л. с. и весила в среднем до 18 тонн (при такой массе вагона двигатель мог развивать скорость не больше 40 км/ч). Вывод из строя локомотива не тормозил весь поезд, так как при совокупности всех силовых установок, состав мог поддерживать оптимальную скорость в 50−60 км/ч (позднее на платформах монтировали 8-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания мощностью 180 л. с., он в свою очередь разгонялся до 60 км/ч). Средняя толщина брони состава была равна 20 мм. Экипаж бронепоезда (технический и командирский состав) состоял из 21 человека, плюс 30−35 пехотинцев. Автономность похода тяжёлого бронепоезда составляла до 700 км.
К концу 1944 года все имевшиеся бронепоезда имели хотя бы одну артиллерийскую платформу с советскими 76,2-мм или польскими 100-мм орудиями (иногда устанавливались гаубицы 10,5 см модели 18М), а также один броневагон из серии ВР-42. Новые технические данные бронепоездов позволяли их использование в операциях любого масштаба — от крупных до локальных.
С 1943 по 1944 год в распоряжении вермахта имелось около 70 бронепоездов разнообразной комплектации, основная часть находилась на восточном фронте (около 30 тяжёлых и 10 разведывательных бронепоездов), оставшиеся несли боевое дежурство на территории Балкан, Франции, Италии и Норвегии. С последующим отступлением германской армии с территории СССР бронепоезда стали активно использоваться в качестве средств мобильной обороны. Зачастую несколько бронепоездов держали отдельные участки фронта, притом в самый критический момент. Неоднократно им успешно удавалось удерживать оборону, противостоя не только пехотным, но и танковым частям (февраль 1943 года, оборона линии Дебальцево — Штеровка). С появлением в апреле 1943 года генерал-инспектора бронетанковых войск произошло переподчинение бронепоездов. При том, что, с одной стороны, командование оставалось в руках Генерального штаба сухопутных войск, оснащение, изготовление и подготовка экипажа перешло в руки Панцерваффе (бронетанковых войск). Но вышеупомянутому полковнику фон Ольшевски вновь удалось проявить свой талант и сохранить своего рода независимость, полностью переподчинив свой департамент практически без изменений (фон Ольшевски сохранил свой пост и департамент вплоть до 31 марта 1945 года). Ему также удалось получить высокий приоритет в планах развития Панцерваффе (сразу за развитием «Тигров» и «Пантер»). Кроме того, в конце 1943 года был наконец достроен завод «Линке-Хоффман» по изготовлению бронепоездов, который создавался как основной и был расположен в пригороде Бреслау.
Однако, в 1944 году вследствие ухудшения общего положения на фронтах наметился острый кризис для бронепоездов. Планы разработки и ремонта упирались в острую нехватку стали и прочих ресурсов. Множество бронепоездов страдали из-за успешной деятельности партизанских отрядов (некоторые из которых по численности зачастую можно было приравнивать к официальным войсковым частям). Крушение фронтов и успешное противодействие советских войск бронепоездам (учитывая опыт Красной армии в использовании бронепоездов) приводили к большим потерям и зачастую к уничтожению целых составов. Летом 1944 года из-за приближения фронта к Польше немцам пришлось перевести департамент фон Ольшевского в Миловице, (в северной Богемии). Несмотря на все сложности, удавалось поддерживать постоянную боеготовность почти 30 бронепоездов, которые с середины 1944 года снова действовали не как автономные боевые единицы, а в составе групп армий. Была также разработана тактика группового использования бронепоездов, что не только увеличивало их живучесть (повреждённый состав мог быть отбуксирован исправным), но и увеличивало ударный коэффициент боевого соединения.
Однако, зачастую командования групп армий использовали бронепоезда тактически неграмотно, что неоднократно приводило к их гибели. Весной 1944 года для гибкости командования были сконструированы два штабных-ремонтных бронепоезда. Командование бронепоездами было разделено на северное и южное. К ноябрю 1944 года почти все бронепоезда были сконцентрированы на Восточном фронте (северное направление) и на Балканах (южное направление). Соответственно, на севере против войск СССР действовали тяжёлые бронепоезда, а на юге против партизан действовали разведывательные и дрезинные составы. Но дальнейшее удержание фронта путём использования бронепоездов как «пожарных команд» не представлялось более возможным. Так же, как и Вермахт, вышеупомянутый департамент не мог более возмещать потери и осуществлять ремонт. В начале февраля 1945 года из оставшихся действующих тяжёлых бронепоездов была сформирована последняя оперативная группа (под командованием полковника фон Тюркхейма), основной задачей которой было удержание Берлинского направления. В состав группы вошли 4 бронепоезда и последний новый образец, модернизированный состав «Берлин», который был вооружён башнями от танков «Пантера».
По последним документам из Миловиц несколько бронепоездов были направлены на юго-запад Венгрии. Последний приказ верховного командования, относящийся к бронепоездам, согласно которому формировался экипаж и проводились срочные ремонтные работы, датирован 5 апреля 1945 года. Известно также, что с февраля 1945 года один из тяжёлых бронепоездов использовался командованием Панцерваффе на линии реки Одер как мобильный штаб. Учитывая условия того хаоса, который царил на Восточном фронте в последние месяцы войны, судьба большинства составов теряется. Несколько бронепоездов 9 мая 1945 года застало в Австрии, их экипажи сдались в плен союзникам.
До 1953 года бронепоезда несли службу на Западной Украине по патрулированию железнодорожных магистралей в связи с частым нападением отрядов УПА на объекты железных дорог.
Однако, бурное развитие танковых войск и военной авиации, произошедшее во время Второй мировой войны, резко снизило значение бронепоездов. Постановлением Совета Министров СССР от 4 февраля 1958 года дальнейшая разработка железнодорожных артиллерийских систем была прекращена. К концу пятидесятых годов на вооружении СССР не осталось ни одного бронепоезда.
В 1970-х гг. в связи с напряженными отношениями СССР и КНР на Харьковском заводе тяжёлого машиностроения были созданы 4 (по другим сведениям, 5) бронепоезда БП-1, которые поступили в состав войск Забайкальского и Дальневосточного военных округов и некоторое время курсировали вдоль советско-китайской границы для обороны Транссибирской магистрали. Основной боевой единицей БП-1 стали «бронелетучки» БТЛ-1 в составе пары открытых 55-тонных платформ с танками Т-62 и бронетранспортёрами БТР-40жд. Помимо танка на каждой из платформ устанавливался бронированный короб для размещения мотострелкового отделения со штатным вооружением. В составе поезда, в зависимости от выполняемой задачи, предусматривалось иметь до пяти таких бронеединиц[11][12], а также бронеплощадку и один броневагон.
После улучшения советско-китайских отношений эти бронепоезда были переведены в резерв. Там они находились до начала 1990 года.
В 1990 году было решено использовать бронепоезда в операции по подавлению народного восстания в Баку. Однако, 24 января 1990 года город был взят под контроль частями Советской армии и бронепоезда использовались для охраны узловых станций и сопровождения составов с войсками и грузами, а затем были возвращены обратно, в места постоянной дислокации[2].
Там они продолжали стоять на площадках хранения, пока не поступил приказ бронепоезда расформировать, а материальную часть передать внутренним войскам. После этого бронепоезд БП-1 в полном составе прибыл по назначению в зону конфликта в Нагорном Карабахе для охраны железнодорожного полотна и сопровождения народнохозяйственных грузов по железной дороге. После выполнения боевой задачи бронепоезд вернулся на свою базу.
Богатый опыт, накопленный в области постройки и применения бронепоездов, позволил СССР добавить к своей ядерной триаде также ядерные силы железнодорожного базирования — боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК), оснащённые ракетами РС-22 (по терминологии НАТО СС-24 «Скальпель»), которые встали на боевое дежурство в составе Ракетных войск стратегического назначения 1987 году. БЖРК к броневым поездам не относились, но полушутливо назывались «бронепоездами».
К их преимуществам относятся возможность ухода от удара за счёт использовании развитой сети железных дорог, и крайняя трудность отслеживания со спутников. Одним из основных требований Соединённых Штатов в 1980-е годы стало полное расформирование БЖРК в рамках общего сокращения ядерных вооружений. Сами Соединённые Штаты аналогов БЖРК не имеют.
Во время первой чеченской войны силами подразделений железнодорожных войск стали оборудовать импровизированные бронепоезда, служившие для прикрытия ремонтно-восстановительных бригад на линии Назрань—Грозный. По документам такие поезда именовались «спецпоездами», им присваивались тактические номера СП-1 и т. д. Первый такой специальный поезд в декабре 1994 года привел в Моздок генерал железнодорожных войск Н. Кошман. Он состоял из нескольких платформ, загруженных ремкомплектом для восстановления железнодорожных путей и мостовых переправ, а также двух БМП на платформах для обороны. Кроме того, эти две платформы имели укрытия из мешков с песком и шпал, с огневыми точками для пулеметов и автоматических гранатометов.
Во время второй чеченской войны такие спецпоезда были применены вновь и использовались, в том числе, для прикрытия движения железнодорожных составов (как пассажирских, так и с боевой техникой и личным составом). Если в начале контртеррористической операции их было только два, то к 2004 году их количество увеличилось до четырёх. Они имели не только тактические номера СП-1, СП-2, СП-3 и т. д., но и имена — «Дон», «Амур», «Терек», «Байкал», «Казбек». Им поручали инженерную разведку железнодорожных маршрутов, разминирование устанавливаемых фугасов и других минно-взрывных «сюрпризов», боевое охранение и сопровождение воинских эшелонов. Сотрудники ОМОНа «Ястреб» Волго-Вятского ГУВД на транспорте сами построили спецпоезд «Козьма Минин». Омоновцы сами собрали его из того, что нашлось на близлежащих станциях — нескольких платформ и старых вагонов.
В январе 2009 года спецпоезда «Амур», «Терек», «Байкал» были выведены из Чеченской республики, и законсервированы на Северной базе ГСМ в Георгиевске Ставропольского края[1].
В 2009 году в прессе появилась информация о том, что два бронепоезда железнодорожных войск Минобороны РФ могут быть вновь привлечены к обеспечению безопасности на Северном Кавказе[13].
По состоянию на 2011 год в России состоят на вооружении спецпоезда «Байкал» и «Амур». Их планируется снять с вооружения к 2015 году[14]. В 2013 году бронепоезд внутренних войск МВД «Козьма Минин» дооборудуют для службы на Северном Кавказе[15].
Во время конфликта на востоке Украины представителями самопровозглашенной ДНР предпринимались попытки создания собственных импровизированных бронепоездов из обычных товарных вагонов. В частности, такой бронепоезд был уничтожен украинской авиацией в Славянске 5 мая 2014 года[16].
Паровоз бронепоезда Железняков на стоянке в Севастополе
Бронепоезд Железняков("Зелёный призрак") в Севастополе 1942 год.
Советский мотоброневагон времён ВОВ действовавший на Ленинградском фронте.
Бронепоезд в Викисловаре? | |
Категории поездов | |
---|---|
Очередные | |
Внеочередные | |
По особым требованиям | |
Устаревшие категории |
Бронепоезд.