Ветхозаветные пророчества о Христе — в христианском богословии — пророчества о приходе Мессии, содержащиеся в текстах Ветхого Завета и исполнившиеся в Иисусе Христе.
С точки зрения христианского богословия пророчества указывают время его прихода, место, обстоятельства рождения, родословную, жизнь и служение, миссию, смерть за грехи людей и воскресение из мёртвых.
Описание исполнений этих пророчеств находится в Новом Завете, книге, рассказывающей о жизни и служении Иисуса Христа, содержащей также многочисленные цитирования ветхозаветних пророчеств как самим Иисусом Христом, так и евангелистами, указывающими на их исполнение.
Мессианские пророчества содержатся во многих книгах Ветхого Завета — в текстах Пятикнижия Моисея, в книгах библейских пророков, в исторических книгах, в притчах Соломона и в книге Псалмов.
Традиция воспринимать ряд конкретных текстов в качестве мессианских пророчеств вырабатывалась иудейскими толкователями Танаха в течение долгого периода и к моменту прихода Иисуса насчитывала уже несколько столетий, включая в себя представления как о личности Мессии, так и о его целях. Тем не менее, хотя Новый Завет описывает приход к вере в Иисуса множества религиозных иудеев того времени, в настоящее время иудаизм не признаёт Иисуса Христа в качестве Месcии и считает большинство пророчеств еще не исполненными (см. Мессия).
Епископ Александр (Милеант) в своем сочинении, посвященном пророчествам, пишет[1]: «Целью ветхозаветных пророчеств было подготовить евреев, а через них и все человечество, к пришествию Спасителя мира, чтобы во время Его пришествия, Его могли бы узнать и в Него поверить. Однако, задача пророков была трудная по нескольким причинам. Во-первых, Мессия, должен был быть не только великим человеком, но одновременно и Богом, или — Богочеловеком. Поэтому пророкам предстояла задача раскрыть Божественную природу Мессии, но в такой форме, чтобы не дать повода к многобожию (…) Во-вторых, пророки должны были показать, что дело Мессии будет состоять не только во внешнем улучшении жизненных условий: в упразднении болезней, смерти, бедности, социального неравенства, преступлений и так далее. Но цель его пришествия в мир — в первую очередь помочь людям избавиться от внутренних зол — греха и страстей — и показать путь к Богу. (…) Поэтому Мессии предстояло начать дело спасения людей с уничтожения зла в самом его корне — в душе человека».
Так, Мессия должен быть потомком Авраама, Исаака и Иакова. Происходить из колена Иудина (Быт.49:10). Быть «корнем Иессея» и потомком Давида (ЗЦар 2:4)[2].
Тот, которого происхождение от дней вечных и кто должен быть Владыкою в Израиле, должен родиться в Вифлееме (Мих.5:2).
Вера в то, что Мессия должен родиться от девы, основана на тексте Книги пророка Исайи (Ис.7:14). Об этом же предсказывает текст Быт.3:15, согласно которому будущий победитель дьявола родится без семени мужчины. Это пророчество в христианской традиции условно называют «первоевангелием» — первым евангелием, первой благой вестью.
В Книге пророка Иеремии говорится: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» (Ис.7:14). Но Ангел приказал Иосифу назвать Мессию вовсе не именем Еммануил: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф.1:20-21). В данном случае слово «нарекут» в пророчестве рассматривалось как предсказание о том, кем будет наречен Мессия во время своей жизни, а не о том, какое имя было дано ему при рождении. В данном случае богословами проводится аналогия с первым исполнением этого пророчества в книге пророка Исаии (Ис. 8:3). Было предсказано, что сын будет наречен именем Еммануил (Ис.7:14), но пророку Бог сказал назвать своего сына другим именем (Ис. 8:3). Само же имя Еммануил было упомянуто в следующих словах пророчества: «и распростертие крыльев её будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!» (Ис. 8:8). Подобным образом имя Еммануил в христианском богословии связывалось с тем, что суть имени Иисус подразумевает присутствие Бога с нами. Имя Еммануил также связывалось с богочеловеческой природой Христа и отзывами людей о присутствии Бога в деятельности Иисуса: «И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.» (Лук.7:16,17)
Текст Быт.49:10 указывает на то, что Мессия должен прийти до утраты самоуправления и законодательства древней Иудеей[3].
В книге пророка Даниила (Дан.9:25) указан год прихода Мессии, исчисляя от указа о восстановлении Иерусалима (указ Артаксеркса Неемии, 444 г. до н. э. Неем.2:1-8). В последующих двух стихах предсказывается разрушение Иерусалима и Храма после смерти Мессии. Христиане считают, что это пророчество исполнилось в 70 году н. э., когда Иерусалим и Храм были разрушены войсками римского военачальника Тита, таким образом Мессия должен был прийти до этого разрушения. Произведённые расчёты[4] указывают на 30 марта (10 нисана) 33 года — на дату торжественного въезда Иисуса в Иерусалим.
Мессия должен быть оценён в 30 серебряных монет, которые будут брошены на пол Храма (Зах.11:12-13). В Евангелии от Матфея говорится: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: „и взяли тридцать сребренников, цену Оценённого, Которого оценили сыны Израиля.“» (Мф.27:9). Пророк Иеремия упоминает только 7 сиклей серебра и 10 сребреников (Иер.32:9); возможно, в сумме они и составляли 30 сребреников. Но основное упоминание находится в Книге пророка Захарии (Зах.11:13).
Вера в то, что Мессия должен пострадать, опирается на ряд пророчеств. В этой связи наиболее известна 53 глава Книги пророка Исайи, которая содержит описание отвержения, страданий и смерти Мессии. Страдания Мессии описывают также пророк Захария (Зах.12:10) и израильский царь Давид (21:17) предсказывая, что Мессия будет пронзён.
Жертвоприношение Исаака Авраамом рассматривается в раннехристианской доктрине как предсказание мученичества Христа. Еще иудейскими толкователями обещание Бога Аврааму «И благословятся в Семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:1) после этого эпизода рассматривалось как мессианское пророчество. «Семя» толковалось как «потомок», то есть Иисус Христос[1]. По мнению Отцов Церкви Иисус сам указал на эту историю как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8:56). Это мнение содержится уже в трудах Иринея Лионского[5] (II век), Григория Богослова[6] (IV век) и развивается последующими богословами. Ими сравнивается послушание Исаака воли Авраама и Иисуса воли Бога Отца, несение Исааком дров на гору называется прообразом несения Иисусом Креста, а его путь на гору — крестным путём на Голгофу.
Христиане считают, что пророчества о распятии Христа меж двух разбойников сделал пророк Исайя в цикле своих пророчеств о пришествии Мессии:
Кроме того, рассказ Иоанна о распятии включает фразу: «Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин.19:32-33), что является исполнением пророчества из Псалмов: «Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» (33:21).
Христианская традиция связывает два библейских пророчества с указанием на погребение Иисуса Христа:
Вера в то, что Мессия воскреснет из мёртвых, основывается на Псалме 15, а также на завершающих стихах 53 главы Книги пророка Исайи, которые описывают жизнь Мессии после казни (15:10), (Ис.53:10,12).
Ветхозаветные пророчества о Христе антиномичны: темы страдающего Мессии и грядущего во славе Царя часто сменяют одна другую. Наиболее отчётливо это выражено в пророчестве Исаии (Ис.53):
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его…Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились…Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. … когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. |
Воскресением Христа из мёртвых разрешается и другая антиномия: Мессия есть обычный человек и бессмертный Бог: 2, 44, 109, 9:6, Иер.23:5, Мих.5:2, Мал.3:1. Пророчества о вечном Царстве Израиля понимаются как возглавление Христом, пребывающим после Вознесения в вечности, Церкви в земной истории, а также как предсказания о Втором пришествии: Быт.49:1, 2Цар.7:13, 131:11, Дан.7:13-14.
В день Пятидесятницы ап. Пётр в первой проповеди христианской Церкви говорил о пророчествах в псалмах Давида (Деян.2:22-36):
Иисуса Назорея…вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. |
Типологическое толкование Библии рассматривает исторические события Ветхого Завета как прообразы событий Нового Завета, так по словам св. ап. Павла, ветхозаветный закон был «детоводителем ко Христу» и «тенью будущих благ» (Гал.3:24; Евр.10:1). События ветхозаветной Пасхи — Исхода евреев из Египта представляет наиболее ёмкие прообразы Воскресения Христа, в частности:
В качестве прообраза Своего будущего воскресения Христос говорит, что «не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы-пророка ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40). Вообще, до страданий, Христос пророчествовал ученикам о Своей будущей смерти и воскресении трижды, но апостолы не понимали смысла сказанного.
Оправдание от грехов связано с познанием Мессии (Ис.53:11).
Пророчества о «дне Господнем» (дне Яхве) в христианской традиции также связываются со Вторым пришествием.
Перед ними потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? (Иоил.2:10-11)
|
В ветхозаветных книгах, как считают теологи христианства и иудаизма, можно насчитать несколько сотен[1] (более 450)[7] пророчеств о Мессии и о его благодатном Царстве. Наиболее популярные из них перечислены.
Текст | Толкование |
---|---|
«и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15) | проклятие Богом Сатаны: потомок Евы в будущем поразит дьявола, но тот причинит ему физические страдания; предсказывается искупление Христом первородного греха. Наиболее древнее пророчество[1]. |
«Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:3) | обещание Бога потомкам Авраама. |
«И благословятся в Семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт.22:1) | Бог хвалит Авраама за послушание во время Жертвоприношения Исаака. Слово «Семя» в оригинале стоит в единственном числе, то есть речь идет об определенном Потомке, от которого благословение распространится на всех людей. При этом Авраам, готовый пожертвовать сыном, становился параллелью Бога-Отца и Иисуса[1]. |
«Молодой Лев Иуда, с добычи, сын мой поднимается. Преклонился Он, лег, как лев и как львица: кто поднимет Его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка Своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы Своей. Моет в вине одежду Свою и в крови гроздей винограда одеяние Свое» (Быт.49:9—11) | предсказание происхождения Иисуса из рода Иуды — благословение Иаковом своих 12 сыновей. Колено Иуды будет иметь своих собственных правителей («скипетр») и законодателей до тех пор, пока не придет Мессия, называемый тут Примирителем — то есть время пришествия Примирителя тут приурочено к времени, когда потомки Иуды утратят свою политическую независимость. Лев символизирует Мессию, его сон — смерть, виноград, омывающий одежды — кровь, осел — Вход в Иерусалим[1]. |
Текст | Толкование |
---|---|
(Ис.12:40—50) | предсказание Пасхи |
Текст | Толкование |
---|---|
«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис.24:17) | предсказание пророка Валаама, смотрящего с горы на еврейский народ, о «Потомке» этого народа, который именуется «звездой» и «жезлом». Валаам предсказывает поражение пригласивших его князей Моава и потомков Сифа, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии. «Звезда» из текста также повлияла на сюжет Вифлиемской звезды[1]. |
Текст | Толкование |
---|---|
«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (18:17—19) | предсказание Бога Моисею на смертном одре о грядущем пророке[1]. |
Текст | Толкование |
---|---|
«Я утвержу престол Царства Его на веки» (2Цар.7:13). | Бог обещает Давиду устами пророка Нафана устроить в лице его потомка вечное Царство[1]. Будучи царем и пророком, а также в известной мере священником, царь Давид также сам является прообразом (предуказанием), примером величайшего Царя, Пророка и Первосвященника — Христа, потомка Давида[1]. |
Текст | Толкование |
---|---|
«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов.19:25—27) | предсказание Иова об Искупителе |
Текст | Толкование | НЗ |
---|---|---|
«Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» (и т. д.) (2:) | Предсказание о Царстве Мессии. Давид предсказывает вражду и восстание против Мессии со стороны его врагов. Впервые говорится, что Мессия будет Сыном Божьим. Поскольку Давид является прообразом Христа, часто то, что он пишет в первом лице, как бы о себе относится не к Давиду, а к Христу[1]. | |
(8:1—9) | Предсказание о страданиях Христа, также[1] о славе Мессии | |
«…Всегда видел Я пред Собою Господа, ибо Он одесную, не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце Мое и возвеселился язык Мой. Даже и плоть Моя упокоится в уповании. Ибо Ты не оставишь души Моей в аде и не дашь Святому Твоему видеть тление. Ты укажешь Мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (15:7—11) | Предсказание о страданиях, смерти и воскресении. Христос не увидит тление[1] | |
(17) | Предсказание о пришествии Мессии[1]. | |
(19-20) | Предсказание о Царстве Мессии[1]. | |
«Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения. (…) Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: „он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему“. Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты — Бог мой. Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне; избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою; спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, [избавь] меня. Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя. Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля, ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему. О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его. Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки! Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами. Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей. Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек: придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь» (21:2—32) | Предсказание о Страстях, смерти и воскресении. № 2 дословно совпадает с Словами Иисуса на кресте. «Он уповал на Бога — пусть избавит его» — буквально было повторено иудейскими первосвященниками и книжниками у Матфея. № 39 — указывание на недостаточность ветхозаветных жертв для искупления (прощения) человеческих грехов и свидетельство о предстоящих страданиях Мессии[1]. | Мк 15:29, Лк 23:33, Мф 27:35, Мф 27:43 |
(30) | Предсказание о страданиях, смерти и воскресении[1]. | |
(39) | Предсказание о страданиях, смерти и воскресении[1]. | |
(40) | Предсказание о страданиях, смерти и воскресении, о предательстве Иуды[1]. | |
(44) | Предсказание о Царстве Мессии, также предсказание о Невесте. Также Давид пишет о божестве — Мессии, причем выявляя разницу между Лицами в Боге (между Богом помазывающим и Богом помазанны)м, данное пророчество подводило фундамент для веры в Триипостасного[1]. | |
(49) | Предсказание о пришествии Мессии[1]. | |
(54) | Предсказание о предательстве Иуды[1]. | |
(65) | Предсказание о Царстве Мессии, страданиях, смерти и воскресении[1]. | |
(67) | Предсказание о пришествии Мессии и о вознесении его на небо[1]. | |
(68) | Предсказание о страданиях, смерти и воскресении[1]. | |
«…И поклонятся Ему все цари, все народы будут служить Ему. Ибо Он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника… Будет имя Его благословенно вовек. Доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его, и благословятся в Нем все племена земные, все народы ублажат Его…» (и т. д.) (71) | Предсказание о Царстве Мессии. Гимн хвалы Мессии[1] | |
«Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему, ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же; Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его. Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего; ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его: „не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое. Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой“» (94) | Предсказание о наследовании праведниками вечного покоя, также о том, что Мессия будет неузнан[1]. | |
(95-97) | Предсказание о пришествии Мессии, о Страшном Суде (пс. 96)[1]. | |
(98) | Предсказание о страданиях, смерти и воскресении[1]. | |
(108) | Предсказание о предательстве Иуды[1]. | |
«Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит [землю] трупами, сокрушит голову в земле обширной. Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу» (109:1—7) | Предсказание о Царстве Мессии, также о священстве Мессии: онвыступает не только как Жертва, но и Священник, приносящий жертву Богу самого себя. Сообщается несколько и новых сведений, например, рождение Мессии изображается как предвечное событие. Долгожитель Мелхиседек рассматривается как параллель Христа — вечного священника. Слова «из чрева» означают, что Сын Божий имеет одно существо с Богом Отцом.[1]. | |
«Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших» (117:22—23) | Предсказание, что Христос («камень») — основание Церкви[1]. | Мт. 21:42 |
«Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: „от плода чрева твоего посажу на престоле твоем“» (131:11) | Предсказание о вечном Царстве Мессии[1]. |
Текст | Толкование |
---|---|
«Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?» (Прит.30:4) | предсказание о Сыне |
Текст | Толкование | НЗ |
---|---|---|
«слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис.6:9—10) | Предсказание того, что Мессия не будет узнан и понят евреями[1]. | |
«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14) | предсказание Исайи о рождении Христа от Девы. Сказано это царю Ахазу с целью заверить егов том, что он и его дом не будут истреблены Сирийским и Израильским царями. Один из потомков Ахаза будет обещанным Мессией[1]. | |
«…Разумейте народы и покоритесь: Ибо с нами Бог… Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут Имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира…» (и т. д.) (Ис.8) | Исаия пишет, что народ Божий не должен бояться козней своих врагов, потому что замыслы их не осуществятся[1]. | |
«Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее — возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий, на живущих в стране тени смертной воссияет свет» (Ис.9:1—2) | Предсказание о проповеди Мессии в северной части св. Земли, в пределах колен Завулона и Неффалима, которую называли Галилеей[1]. | Мт. 4:16 |
«Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис.9:6—7) | предсказание о Богочеловеке[1]. | |
«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия…» (и т. д.) (Ис.11:1—5) | предсказание о справедливом судии. «Отрасль» — другое именование Мессии у Исайи. Онпредсказывает о помазании Христа семью дарами Святого Духа, то есть всей полнотой благодати Духа, что осуществилось в день Крещения[1]. | |
«Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис.28:16) | Пророчество о Царстве Мессии, который именуется «Камнем» — основанием Царства[1]. | |
«Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки» (Ис.35:5—6) | Пророчество об исцелениях Христом[1]. | |
«Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд, не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине…» (и т. д.) (Ис.42:1—9) | пророчество о судии над народами, о делах Христа и его качествах, в особенности, о его милосердии и кротости[1] | |
«… мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли. Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя» (Ис.49:5—7) | пророчество об обращении язычников — Мессия будет не только для евреев[1]. | |
«Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего… Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои — поражающим, лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне, поэтому Я не стыжусь» (Ис.50:4—1) | пророчество о Страстях[1] | |
«Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих!» (Ис.52:13—14) | пророчество о страдающем рабе | |
«[Господи!] Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис.53:1—12) | пророчество об агнце божьем, Страстях Христовых и о воскрешении[1] | |
«Возвеселись неплодная, нерождающая, воскликни и возгласи немучившаяся родами, потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа… ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города»(Ис.54:1-5) | Пророчество о распространении среди язычников[1]. | Гал. 4:27 |
«Преклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменная милость, обещанная Давиду» (Ис.55:2) | Пророчество о новом завете[1]. | |
«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих» (Ис.61:1—2) | Пророчество о великом терпении Христа и снисхождении к немощи человеческой, цели его пришествия — исцелить душевные недуги людей[1]. |
Текст | Толкование |
---|---|
«…Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: „Господь оправдание наше!“…» (и т. д.) (Иер.23) | Мессия называется Богом[1] |
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: „познайте Господа“, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер.31:31—34) | пророчество о новом Завете — союзе между человеком и Богом, вместо старого, заключенного с Ноем[1]. |
Текст | Толкование |
---|---|
«А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их» (Иез.37:24) | Пророчество о вечном Царстве[1] |
Текст | Толкование | НЗ |
---|---|---|
«Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины. И возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан.9:24—27) | Предсказание о времени пришествия Мессии — со времени издания указа о восстановлении Иерусалима (после вавилонского пленения) следует начать исчисление года пришествия Мессии и утверждения Нового Завета. Для народа иудейского и для святого города определено семьдесят седьмин (70 х 7 = 490 лет), пока не придет Святой святых (Христос). Он изгладит беззакония, принесет вечную правду и исполнит все пророчества. Началом этих седьмин будет издание указа о новой постройке Иерусалима и храма, окончанием — повторное разорение обоих. Порядок таков: в продолжении 1-х 7 седьмин (то есть 49-ти лет) будет возобновлен Иерусалим и храм. Потом, к концу последующих 62 седьмин (то есть 434 лет) придет Христос, но он пострадает и будет предан смерти. В течение последней седьмины будет утвержден Новый Завет, и в половине этой седьмины прекратятся обычные жертвоприношения в иерусалимском храме, а во святилище будет мерзость запустения. Тогда придет народ, управляемый вождем, который разрушит святой город и Храм[1]. | Мат. 24:15 |
«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». (Дан.7:13—14) | пророчество о вечном Царстве, о Страшном Суде, указание на человеческую природу[1] | |
Текст | Толкование | НЗ |
---|---|---|
«В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны. Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его» (Ос.6:1—2) | упоминание о воскресении через 3 дня[1]. | 1 Кор. 15:4 |
Текст | Толкование |
---|---|
«И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу [в] [стране] плач, как о единственном сыне, и конец ее будет — как горький день» (Амос.8:9—10) | пророчество о тьме во время казни[1] |
Текст | Толкование |
---|---|
«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2) | пророчество о месте рождения. Мессия называется Богом, единосущным[1]. |
Текст | Толкование |
---|---|
«Еще раз, и это будет скоро, — Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, — и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей (храм) славою, говорит Господь Саваоф… Слава сего последнего Храма будет больше, нежели прежнего» (Агг.2:6-7) | Пророчество о пришествии Мессии во время Второго Храма[1]. |
Текст | Толкование |
---|---|
«И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему… Вот, Я привожу раба Моего, Отрасль. Ибо вот тот камень, Который Я полагаю перед Иисусом, на этом одном камне — семь очей, вот я вырежу на нем начертание его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грехи земли сей в один день… и воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце… В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (Зах.3) | Описывается видение великого иерея Иисуса, одетого сначала в окровавленные, а потом в светлые ризы, что символизировало нравственное состояние народа: сначала греховное, а потом — праведное. Также раскрывается тайна искупления. Согласно пророчеству, очищение грехов народа произойдет в один день — то есть для этого потребуется только единичная Жертва[1]. |
«Вот муж — имя Ему Отрасль, Он произрастет из Своего корня и создаст Храм Господень, Будет и священником на престоле Своем» (Зах.6:12) | Пророчество о пришествии Мессии во время Второго Храма[1]. |
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной… Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли. А что до тебя, ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих из рва, в котором нет воды» (Зах.9:9-11) | пророчество о въезде в Иерусалим на осляти — то есть о том, что Христос принесет мир, так как ослица — символ мира[1] |
«И возьму жезл Мой — благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами. И он уничтожен будет в тот день, и тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа. И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах.11:10—13) | пророчество о тридцати сребренниках[1] |
«И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:9—10) | пророчество о крестных страданиях Мессии, о пронзении его копьем и о раскаянии народа[1] |
«…И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь» (и т. д.) (Зах.14:1—9) | пророчество о тьме в час Распятия[1] |
Текст | Толкование |
---|---|
«Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние. И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:1—5) | пророчество об Иоанне Предтече. Мессия называется Богом[1]. |
Текст | Толкование | НЗ |
---|---|---|
«Сей Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар.3:36—38) | Указание на пришествие[1]. | Откр. 4-5 |
Изображения пророков, предсказавших события Нового Завета, были распространены. Древнейшие изображения относятся к VI в. (мозаики церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне), но формирование иконографии относится к периоду более позднему — к XI—XII вв. «К этому времени относятся все знаменитые памятники, в которых можно найти изображение пророков, говоривших в назидание, увещание и утешение (1 Кор. 14:3) — мозаики и фрески Осиос Лукас в Фокиде (1030—1040 гг.), Софийского собора в Киеве (того же времени); мозаики монастыря Неа Мони на о. Хиос и церкви Успения Богородицы в Нике (середина XI в.), каппадокийские мозаики храмов Эльмали Килисе и Каранлик Килисе в Гереме, мозаики собора монастыря Дафни в окрестностях Афин, росписи монастыря Велюса в Македонии (конец XI в.), мозаики собора Сан Марко в Венеции (начало XII в.), мозаики собора в Монреале (Сицилия, XII в.) и другие»[8].
Мотив сбывшихся ветхозаветных пророчеств часто включался в произведения на новозаветную тематику.
Надписи на свитках в изображениях пророков в иконописи:
Ветхозаветные пророчества о Христе.