Вожди́зм — политика, направленная на утверждение одного человека в роли непререкаемого руководителя. Для вождизма характерна личная преданность одному человеку — вождю, признанному идейному руководителю в жёстко централизованных структурах (государстве, партии).
Древнейшей известной формой вождизма является греческая тирания, как она описана в «Политике» Аристотеля.
Особенное развитие вождизм получил после Первой мировой войны, чему существуют различные противоречивые теоретические объяснения. Вождизм сопутствовал многим тоталитарным и некоторым авторитарным обществам с различной идеологией и политической организацией — в первую очередь, в социалистических и фашистских государствах. Практически вождистскими были режимы каудилизма (от «предводитель») диктаторов Испании и ряда стран Латинской Америки.
В политической и художественной литературе получили распространение выражения вроде «Вожди марксизма», «Вожди нацизма», «Вожди социал-демократии» и т. п. Но научными терминами эти выражения не стали.
В 1968-м каждая маленькая студенческая группка создавала свою коммунистическую партию и провозглашала себя «авангардом рабочего класса». В конце 70-х у нас в ФРГ и Западном Берлине было более 170 «коммунистических» и «марксистско-ленинских» партий и организаций. Для их вождей главное было — быть вождями. Они не сумели отбросить мелкобуржуазное отношение к миру. Они чувствовали себя выше масс. И это отпугивало многих людей прогрессивных взглядов.
Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, в теории отвергает вождизм, ограничивая «роль личности в истории», что проистекало из марксистского принципа равенства. Однако некоторые учёные считают вождизм естественным следствием ленинизма. Например, русский философ Н. Бердяев считал, что «Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью».
После Октябрьской революции 1917 года в Советской России и СССР стали использоваться во множественном и единственном числе титулы «вожди революции», «вожди пролетариата» и просто «вожди» применительно к В. И. Ленину и Л. Д. Троцкому (последний также именовался «вождём Красной армии», а Г. Е. Зиновьев — «вождём Коминтерна»). После оппозиции и отстранения от власти Троцкого до 1929 года было распространено множественное выражение «вожди партии» по отношению к лидерам партии, а также схожие титулы в единственном числе (например, «ленинградским вождём» называли С. М. Кирова, «вождём Украины» — С. В. Косиора). С обретением всей полноты власти И. В. Сталиным эти выражения практически исчезли, так как в полноценно вождистском обществе вождь может быть только один, которым и был объявлен Сталин во время его пребывания у власти в СССР, когда государственно-партийная система стала сталинизмом. При расцвете его культа личности титулы «Великий вождь», «Великий вождь и учитель», «Вождь мирового протетариата» по отношению к Сталину часто использовались в официальных публицистике и риторике.
В Третьем Рейхе вождизм (Führerprinzip) был одним из постулатов нацистской идеологии. Уже в 1921 году А. Гитлер провозгласил «фюрерство» законом нацистской партии. Абсолютная ответственность вождя и его помощников заменит «безответственность парламентаризма», говорил Гитлер. На «принципе фюрерства» основывалась повседневная деятельность многих национал-социалистических организаций. Гитлера называли «Великим вождём империи», а чаще просто вождём — фюрером.
В фашистской Италии при Муссолини с 1922 по 1945 годы также был распространён принцип вождизма. Муссолини именовался вождём (дуче).
В Бразилии во время «революции»-переворота 1930 года и далее в эру Варгаса диктатор Жетулиу Варгас именовался «верховным вождём революции».
Президент-диктатор Доминиканы Рафаэль Трухильо именовался «боссом» и среди прочих проявлений культа личности переименовал в свою честь столицу и провинцию страны.
Установившего авторитарный режим президента предвоенной независимой Латвии Карлиса Ульманиса официально именовали вождём народа и отцом нации.
Авторитарный президент предвоенной независимой Литвы Антанас Сметона именовался вождём нации.
Диктатор предвоенной Греции Иоаннис Метаксас именовался вождём (архигос).
В Испании пришедший к власти ещё в начале Второй мировой войны диктатор-каудильо Франко возглавлял близкий к вождистому режим каудилизма до 1975 года.
В сателлитной Третьему Рейху Хорватии диктатор Анте Павелич именовался как поглавник, то есть вождь.
В также бывшей сателлитом для нацистской Германии Словакии президент Йозеф Тисо именовался водчей — вождём.
Во время Второй мировой войны возглавлявший коллаборационистское правительство оккупированной Третьим Рейхом Норвегии премьер-министр Квислинг именовался как «фёрер», то есть фюрер-вождь.
После отказа от монархии, ставшей формальностью ещё при вождизме Миклоша Хорти, в ходе устроенного нацистской Германией переворота 1944 года последним правителем фашистской Венгрии с официальным титулом «вождь нации» (а также «фюрер венгерского народа») ненадолго (полгода) стал премьер-министр Ференц Салаши.
Премьер-министр и фактический правитель-диктатор союзной Третьему Рейху Румынии Ион Антонеску именовался как кондукэтор, то есть вождь.
В авторитарной социалистической Румынии времён культа личности Николае Чаушеску среди разнообразных эпитетов вновь использовалось в том числе и слово кондукэтор — вождь.
Лидер авторитарного Гоминьдановского Китая Чан Кайши носил титул лингсуи, что близко к понятию вождь.
Основатель КНР и маоизма Мао Цзэдун именуется «великим кормчим», то есть вождём.
Ким Чен Ир в рамках созданной его отцом идеологии чучхе теоретически обосновал вождизм и рассматривал взаимосвязь партии и вождя: «Вождь, партия и массы — это единый комплекс, делящий общую судьбу, горе и радость. Они тесно сплочены между собой единой мыслью и волею, чувством морального долга и в этом гарантия непобедимости дела социализма. Мы должны еще теснее сплачивать весь народ вокруг партии и вождя, непрерывно укреплять силу единомыслия и сплоченности вождя, партии и масс». Основателя КНДР Ким Ир Сена среди прочих подобных титулов называют «Великим вождём», а его сына Ким Чен Ира — «Великим руководителем» и просто «Вождём».
В социалистической Албании вождём, верховным товарищем, великим учителем много десятилетий именовали Энвера Ходжу.
Первого премьер-министра независимого Пакистана Лиакат Али Хана называли каид-и миллат — «отец нации».
С провозглашения социалистической Кубы именуется вождём Фидель Кастро, а также «вождями революции» — он, его брат Рауль и Че Гевара.
В постреволюционной Индонезии президент Сукарно именовался также «великим вождём революции» и бунг-карно, то есть вождём народа.
Среди присвоенных «карманным» парламентом многочисленных титулов пожизненного президента-диктатора Гаити Франсуа Дювалье было «верховный вождь революции».
Среди титулов президента-диктатора Парагвая Альфредо Стресснера были «великий вождь» и «единый вождь».
Президент авторитарного режима в Панаме Омар Торрихос именовался в том числе как «верховный вождь панамской революции».
Главу авторитарного режима на Филиппинах президента-диктатора Фердинанда Маркоса часто называли «вождём нации».
Объявлявшийся пожизненным первый президент Гана Кваме Нкрума установил вождистский авторитарный режим на базе разработанной им теории коншиенсистского социализма.
Глава почти трёхдесятилетнего диктаторского режима Малави «пожизненный президент» Хастингс Банда установил культ личности.
Жан-Бедель Бокасса сначала стал полновластным диктатором-президентом Центральноафриканской Республики с именованием себя в СМИ всевозможными пышными титулами, а позже провозгласил себя императором.
Установивший 32-летний жёсткий авторитарный режим и культ личности президент-диктатор Заира Мобуту Сесе Секо официально именовался «отцом народа», «спасителем нации» и прочими пышными титулами.
Премьер-министр Ирака в 1958—1963 гг Абдель Керим Касем именовался как «аз-заи́м» — по-арабски вождь.
Диктатор Саддам Хусейн, в 1979—2003 гг одновременно президент и премьер-министр Ирака, генеральный секретарь правящей партии Баас, председатель Совета революционного командования, маршал, в иракских СМИ назывался также вождём. Создал культ личности, который подразумевал открытие прижизненных памятников, изучение его биографии в школах и т. д.
Одним из официальных титулов руководителя Ливийской Джамахирии Муаммара Каддафи был «братский вождь и руководитель революции».
Эксцентричный президент-диктатор Уганды Иди Амин установил режим личной власти и присвоил ряд не только национальных, но и зарубежных правительственных титулов.
Президент социалистической Эфиопии Менгисту Хайле Мариам первое время даже не создавал правящую партию, опасаясь угрозы режиму своей личной власти и руководимому им «красному террору».
Первый президент просоветского Афганистана Нур Мохаммад Тараки почти срау же после революции стал именоваться «великим вождём» и «великим мыслителем», однако очень быстро утратил поддержку как революционных сил, так и СССР, и был свергнут.
В постсоветском авторитарном Туркменистане среди официальных титулов Сапармурата Ниязова, помимо главного титула туркменбаши (глава туркмен), был сердар, то есть вождь.
В Казахстане официальным титулом Нурсултана Назарбаева является «елбасы» (лидер нации). Елбасы не может быть задержан, арестован, привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния. За порчу изображений первого президента — лидера нации, публичные оскорбления и искажения фактов его биографии вводится уголовная ответственность.
Западные СМИ, а также некоторые отечественные политологи и критики Россию времён Владимира Путина (особенно после формирования системы с доминирующей партией власти и возвращения на третий срок президентства) нередко называют вождистской страной, а Путина — российским вождём[2].
Вождизм.