Игорь Станиславович Воробьёв (р. 1965) — российский композитор, музыковед.
Биографическая справка
Родился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Окончил Ленинградское Хоровое училище имени М. И. Глинки (1983), Ленинградскую консерваторию (1990) и ассистентуру-стажировку при кафедре композиции (1992). Дипломант Всероссийского конкурса студентов-композиторов (1988) и Смотра молодых композиторов Ленинграда (1989). Член Союза композиторов Санкт-Петербурга.
С 1994 преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Кандидат искусствоведения (1998), доцент (2006). С 1992 — директор Международного фестиваля искусств «От Авангарда до наших дней».
Характеристика музыки
Музыка Игоря Воробьева обладает свойством разговаривать со слушателем. В наши дни это встречается нечасто. Композитор не «предъявляет» звуковые объекты, не «исследует возможности» той или иной техники. Его музыка говорит — так, как говорит толковый и осмысленный собеседник. То увлеченный мыслью, то сомневающийся, то погруженный в себя.[1]
Реквием И. Воробьева написан для необычного состава: сопрано, смешанный хор, духовые, ударные, фортепиано и шесть контрабасов (специально для ансамбля контрабасистов QuattroBass+) [2]
Оконченный в 2008 году Реквием Игоря Воробьева, представителя петербургской композиторской школы, можно отнести к традиционному направлению, к духовной, «охранительной» линии современной музыкальной культуры, переосмысливающей канонические жанры в модусе «nova musica sacra». В данном сочинении своеобразно переплелись традиции западной и русской музыки.[3]
Музыковедческие труды (книги и основные статьи)
Главная область научных интересов И. Воробьёва — история русского Авангарда первой трети XX века.
- Нотация в музыке ХХ века. Программа курса. СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория, 2004 (2-е изд. СПбГК, 2006).
- Связь времен // Con anima. Воспоминания. Статьи. Материалы. К 100-летию Б. А. Арапова. СПб., 2006.
- Пушкинская тема в романсах Б. А. Арапова // Con anima. Воспоминания. Статьи. Материалы. К 100-летию Б. А. Арапова. СПб., 2006.
- Об Игоре Рогалеве — композиторе и не только // Musicus. № 4 (13), 2008.
- Симфоническая антиутопия как осознанная необходимость (историко-культурный контекст Первой симфонии Г. Н. Попова). // Musicus. № 4 (17), 2009.
- «Новорелигиозная» миссия тоталитарного искусства на примере кантатно-ораториального творчества советских композиторов 1930-1950-х годов // Вестник РАМ имени Гнесиных. № 2, 2011.[4]
- «Большой стиль» эпохи тоталитаризма в СССР и пролетарское искусство (Музыкальные и немузыкальные параллели) // Альманах современной науки и образования. № 6 (13), часть 1, «Грамота». Тамбов, 2008.
- The Avant-garde as a prototype of totalitarian art (sketches towards the history of the musical and non-musical Avant-garde) // Principles of Music Composing/ 8-я Международная музыкально-теоретическая конференция. Вильнюс, 2008.
- The Simphonic Anti-utopia as a Conscious Necessity. (Certain Features of Soviet Symphonic Composition of the 1920s and Early 1930s on the Example of Gavriil Popov’s First Symphony)// Principles of Music Composing/ 9-я Международная музыкально-теоретическая конференция. Вильнюс, 2009.
- The «New Religious» Mission of Totalitarisn Art in the Example of the Cantata and Oratorio Genres in the Works of Soviet Composers of the 1930s-1950s// Principles of Music Composing: Sacred Music/ 10-я Международная музыкально-теоретическая конференция. Вильнюс, 2010.
Основные музыкальные произведения
Музыкальный театр
- «Елизавета Бам», камерная опера по одноименной пьесе Даниила Хармса в 1 акте, 3 сценах (1990),
- «Дон Гуан», балет в одном акте, 11 сценах. (1999—2002). Либретто А.Полубенцева,
- «Ассоль», балет по А.Грину в 1 акте, 7 сценах на собственное либретто (2003—2004),
- «Контрабас и флейта», оперные сценки по А. П. Чехову на собственное либретто (2011).
Симфонические сочинения, концерты, кантатно-ораториальные произведения
- Камерная симфония в 2 частях (1992),
- Три ретроспективы (1993) для симфонического оркестра,
- «Каменный гость», сюита из балета (2000),
- «Ассоль», сюита из балета (2004),
- Концертино для флейты и струнного оркестра (1989),
- Концерт для контрабаса с оркестром (2002),
- Концерт для фортепиано с оркестром (2005-06) Партитура,
- «Уголок земли», кантата для чтеца, солистов и хора a’cappella на стихи А. С. Пушкина (2005),
- «Магнификат», для сопрано, меццо-сопрано и хора a’cappella (2007),
- «Реквием» для сопрано, духовых, ударных, фортепиано и шести контрабасов (2008),
- «Stabat Mater», для сопрано, меццо-сопрано, женского хора, флейты, ударных, арфы, фортепиано, органа и контрабасов (2010).
Камерно-инструментальные, вокальные произведения
- Три сонаты для фортепиано,
- сочинения для скрипки, альта, виолончели, контрабаса с фортепиано,
- струнный квартет (2002),
- вокальные циклы на стихи Б.Пастернака, В.Набокова, С.Есенина, Г.Иванова; В.Сосноры; русских поэтов XIX века; А.Тарковского,
- «Пять романсов и вокализ памяти В.Гаврилина» для голоса, кларнета и фортепиано на стихи советских поэтов (2008-09, ред. для меццо-сопрано, кларнета и фортепиано — 2010).
Хоровые произведения
- Три хора a cappella (1987),
- «Прощание», концерт для хора a cappella, чтеца и солистов на стихи А. С. Пушкина, тексты писем Пушкина к жене и дуэльных документов (1988—2001),
- «Из древнеармянской поэзии», концерт для женского хора a cappella на стихи Маштоца, Хоренаци и Сюнеци (1988),
- Три фрагмента из «Всенощного бдения» (1993),
- «Кристалл любви…», концерт для хора на стихи Е.Евтушенко, А.Пушкина, П.Ронсара, Ф.Тютчева, А.Блока и В.Сосноры (1994—2000),
- Три молитвы на канонические тексты (1996),
- Ave Maria, хоровая поэма (1998),
- Missa brevis для хора a’cappella (2001-02).
Литературные работы: стихи, эссе
Ссылки
Примечания