Касим Салиаскарович Девлеткильдеев | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
д. Кугуль (Марьино) Новоселовской вол. Уфимской губернии, Российская империя |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Жанр: |
пейзаж, портрет, графика |
Учёба: |
Центральное художественно-промышленное училище барона Штиглица, г. Санкт-Петербург |
Стиль: | |
Известные работы: |
«Портрет Мажита Гафури», «Пушкин среди башкир», "Девочка-башкирка в голубом". |
Девлеткильдеев Касим Салиаскарович (1887—1947) — башкирский, советский живописец, член Союза Художников СССР, основоположник изобразительного искусства в Башкортостане, считается первым башкирским художником.
Содержание |
Девлеткильдеев Касим Салиаскарович[1] родился в 1887 году в деревне Кугуль (Марьино) Новоселовской волости Уфимской губернии (Благоварский район Башкортостана) в дворянской семье из рода татарских князей Девлеткильдеевых.[2] В автобиографии сам Девлеткильдеев указал, что отец по национальности татарин, мать — башкирка. Отец умер, когда мальчику исполнилось 7 лет. Художественным воспитанием мальчика занимался его дядя. Касим много рисовал, копировал картины из журналов, очень любил рисовать цветы.
После смерти отца до 15-16 лет он жил в Уфе у брата, который работал народным учителем, учился в гимназии. Графические искусства и черчение в гимназии преподавал Александр Андреевич Соколов. Он предложил Касиму заниматься живописью дополнительно, учил его рисовать и убеждал его не бросать рисование.
После окончания гимназии Касим сдал экзамены в Казанской учительской школе на звание народного учителя. Он поддерживал семью, в которой кроме матери было ещё две сестры – Котлазаман и Бахрамхаят, давал частные уроки.
В 1907 году в Санкт-Петербурге Девлеткильдеев поступил в рисовальную школу при Центральном училище технического рисования барона Штиглица. За один год Девлеткильдеев сдал программу 4-х отделений училища.
В 1908 году он поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л.Штиглица (позже - это Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной). Учителями были: академик исторической живописи А.Н.Новоскольцев, академик пейзажной живописи К.Я.Крыжицкий, профессор Н.А.Кошелев, график и живописец Г.М.Манизер, профессор В.Е.Савинский, граверный класс вел В.В.Матэ.
Первые его работы в училище - зарисовки элементов орнамента, декора гобеленов, образцы деревянной резьбы, книжные виньетки, «Гипсовые цветы», «Греческие вазы». Материально поддерживало Уфимское студенческое землячество, в дальнейшем он получал стипендию. В 1914 году он окончил училище с педагогическим и декоративным уклоном по классу стенной живописи, затем работал преподавателем графических искусств в Серпуховском коммерческом училище, в Санкт-Петербурге преподавал в фабричной школе при резиновой мануфактуре «Треугольник», брал уроки в частных художественных мастерских.
В 1916 году Девлеткильдеев поступил в Академию художеств в Санкт-Петербург, но через полгода из-за слабого здоровье и по семейным обстоятельствам вернулся в Уфу.
В Уфе в 1917 году Девлеткильдеев вступил в Уфимский художественный кружок, членами которого были художники Ю.Ю. Блюменталь, П.М.Лебедев, Б.А.Васильев, А.Э.Тюлькин, М.Н.Елгаштина, Д.Д.Бурлюк. Вокруг кружка в Уфе сплотились художники, ставшие основоположниками изобразительного искусства Башкортостана.
В 1919—1921 гг. в Уфе был организуется целый ряд художественных студий. В здании бывшего коммерческого училища (ныне здание Авиационного техникума) был открыт рабочий клуб им. В.И.Ленина с художественной студией, создателем и педагогом которой был Девлеткильдеев. Одновременно он преподавал графические искусства на первых мусульманских постоянных педагогических курсах.
В 1921 году, как сотрудник Наробраза по делам музеев и охране памятников искусства и старины. он принимает участие в экспедиции по Туркестану. Основная цель поездки — собрать экспонаты для создания музея Народов Востока.
В 1924 году Наркомпрос Башкирии утвердил положение об организации художественно-технической студии коллектива художников: К.С. Девлеткильдеева, А.П.Лежнева, И.Н. Самарина, А.Э.Тюлькина, Г.П.Черкашенинова. В дальнейшем эта студия переросла в художественное отделение Башкирского техникума искусств. В этом учебном заведении Девлеткильдеев преподавал долгие годы (с 1936 года "Театрально-художественное училище" (УУИ)).
Девлеткильдеев воспитал целую плеяду художников, которые долгие годы определяли высокий уровень изобразительного искусства Башкортостана. Его учениками были Г.Имашева[3], Г.Мустафин, Р.Ишбулатов, Р.Гумеров, Р.Усманов, В.Андреев.
Девлеткильдеев работал также в Пролетарском художественном музее, который был основан в Уфе в 1919 году. Здесь Девлеткильдеев читал лекции, был экскурсоводом, организовал раздел башкирского декоративно-прикладного искусства. Для сбора экспонатов музея с другими художниками он предпринимает экспедиции по районам Башкирии – Белорецкий, Аргаяшский, где по крупицам собирали предметы быта башкир. Эти экспедиции вдохновили его на создание ряда картин, которые стали классикой башкирской художественной школы, таких как «Деревня Ново-Усманово» (б., гуашь, акв.), «Тубинский рудник» (б., акв.), «Общий вид Баймакского завода» (б., акв.).
Работал Девлеткильдеев преимущественно в технике акварели.
C 1937 года Девлеткильдеев – член Союза Художников СССР.
В годы войны Девлеткильдеев работает в комиссии по приему и размещению экспонатов, эвакуированных из художественных музеев Украины, продолжает писать картины : «За Родину» (1942), «Хлеб фронту». В военном госпитале он писал портреты бойцов Башкирской кавалерийской дивизии.
В это время ему жилось очень тяжело. Пришлось даже продать свою коллекцию фарфора, которую он собирал долгие годы. После войны, уже совсем больным, он продолжал рисовать. Скончался Девлеткильдеев в 1947 году. Похоронен на татарском кладбище в Уфе. На могиле установлен памятник, выполненный скульптором Г.И. Мухаметшиным.
На доме по адресу: г. Уфа, ул. К.Маркса, где жил художник, установлена мемориальных доска Девлеткильдееву Касиму Салиаскаровичу - первому профессиональному художнику Башкортостана.
Республиканская художественная гимназия-интернат в Уфе носит имя К. А. Девлеткильдеева
Основная тема работ Девлеткильдеева - быт башкир: «Крыльцо башкирской избы» (1928, б., акв.), «Девушка-башкирка»(1928, б., акв.), «Девушка-башкирка в голубом» [4](1928, б., акв.), «Башкир Ибрагим» (1928, б., уголь), «Башкир-охотник»[5] (1928, б., акв.), «Переход войск Салавата к Пугачеву» (1936).
Акварели Девлеткильдеев носят лирический характер с национальным. колоритом.
В 1937 написал он ряд картин в технике масляной живописи: «Портрет Мажита Гафури», «Портрет артиста Мингажева», «Пушкин среди башкир».
Картины К.С. Девлеткильдеева хранятся в Башкирском Государственном музее имени М. В. Нестерова в Уфе, в частных коллекциях.
Девлеткильдеев Касим Салиаскарович считается одним из первых татарских художников[6].
Героиней картины Девлеткильдеевв «Девочка - башкирка в голубом» была Марьям Юмагуловна Мустафина, мать пятерых детей, жительница поселка Бриштамак Белорецкого района Башкортостана.
Девлеткильдеев, Касим Салиаскарович.