Деловойтуризм, также деловые путешествия, деловые поездки — это поездки (командировки) сотрудников различных организаций с деловыми целями.
Деловой туризм объединяет индустрию корпоративных путешествий (англ.сorporate travel industry) и индустрию встреч (MICE). Деловой туризм включает собственно деловые поездки (командировки) бизнесменов и предпринимателей, конгрессно-выставочный и интенсив-туризм, проведение событийных мероприятий.
По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), за 2010 год объём деловых поездок во всем мире составил 819 млрд $. Это на 1,8 % меньше, чем годом ранее. К 2020 году WTTC прогнозирует цифру в 1,589 трлн $, что означает ежегодный рост на 4,3 %. Этот же источник оценивает рынок частных путешествий в этом году в 3,111 трлн $. Прогноз на 2020 год — 5,793 трлн $ с ежегодным ростом на 4,1 %.
По данным Международной ассоциации делового туризма (Global Business Travel Association; GBTA), по состоянию на 2014 год мировым лидером рынка делового туризма являются США, но к 2015 году их может обогнать Китай, чей рынок достигнет объёмов в 309 млрд $[1].
WTTC прогнозирует, что российский рынок деловых поездок в 2020 году составит 18,4 млрд $ при ежегодном росте на 5,9 %. Объём рынка частных поездок в 2010 году оценивался в 50,5 млрд $. Прогноз на 2020 год — 122,8 млрд $ при ежегодном росте на 4,3 %.
По данным Ассоциации бизнес-туризма России, в 2012 году объём рынка бизнес-тревел в России составил 440 млрд рублей, а уже в 2013 году этот показатель достиг 471 млрд рублей (13,7 млрд $)[2].
Цели совершения деловых поездок
К основным целям совершения деловых путешествий относится:
Проведение встреч и переговоров с партнёрами;
Проведение совещаний с руководством и коллегами, представителей филиалов и дочерних структур;
Инспекция работы представительств и филиалов;
Установление и налаживание деловых контактов;
Посещение профессиональных мероприятий (выставок, конференций и т. д.);
На рубеже XX и XXI веков в международной индустрии делового туризма наблюдается высокая глобализация и концентрация бизнеса — 90 % всего мирового рынка делового туризма обеспечивают только 10 % игроков. И хотя в каждой крупной европейской стране насчитывается достаточно много компаний, работающих в сфере деловых поездок и корпоративных мероприятий (TMC), безоговорочных лидеров в Европе, Азии и Америке всего пять. В «большую пятерку» входят American Express, Carlson Wagonlit Travel, Kuoni Group, Hogg Robinson Group и BCD Holdings[3]. Эти компании характеризуются многомиллиардными оборотами, глобальными филиальными сетями, обширной географией деятельности, охватывающей несколько десятков стран.
American Express — компания основана в 1850 году как турагентство. В настоящее время ведёт бизнес по четырём основным направлениям: банковские карты, дорожные чеки, финансовый сервис, деловой и индивидуальный туризм[3].
Kuoni Group — образована в 1906 году. Среди инноваций компании — принцип персональной заботы о каждом клиенте, понятие туров «олл инклюзив», продажа билетов на поезда и страховых полисов от несчастных случаев в поездке непосредственно в агентстве. В настоящий момент — шестая компания делового туризма в мире по объёмам продаж[3].
Hogg Robinson Group — компания, основанная в 1845 году, первоначально занималась страхованием и торговлей, позже стала оказывать и туристические услуги. Позиции HRG особенно сильны в странах Западной Европы. Например, годовой оборот входящей в группу британской BTI UK превышает 1,8 млрд $, а число совершаемых за год сделок — 3,4 млн $[3].
На российском рынке представлено несколько крупных международных TMC, есть и местные агентства делового туризма, с 2004 года существует Ассоциации бизнес-туризма (АБТ), объединяющая компании делового туризма России[5]. Также существуют крупные игроки, не входящие в ассоциации и холдинги, такие как Континент Экспресс, ТМС, Бизнес Тревел Бюро, Городской центр бронирования и туризма, Демлинк и другие.
Пример корпоративного мероприятия (инсентива) — езда на картах
Индустрия встреч MICE является одним из двух секторов делового туризма наряду с корпоративной трэвел индустрией. Аббревиатуру образуют первые буквы английских слов: M — Meetings (Встречи), I — Incentives (Инсентив, поощрительные поездки), C — Conferences (Конференции), E — Exhibitions (Выставки). MICE формируется на базе индустрии гостеприимства и творческих индустрий, хотя охватывает в рамках своей деятельности все отрасли мировой экономики. В MICE-индустрии работают специалисты, занятые в научной и технической сферах, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечения. Также отрасль привлекает обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе, и прежде всего, туристическом, в области финансов, юриспруденции.
К основным задачам в MICE-индустрии относится организация отраслевого и межотраслевого сотрудничества на городском, региональном, межрегиональном и международном уровне. В то же время индустрия включает широкий спектр различных видов деятельности - от распространения и продвижения информации, разработки развлекательной программы или содержания до технического обеспечения встречи.
Выставочный бизнес в деловом туризме
В мире ежегодно проходит большое количество крупных и средних профессиональных выставок туриндустрии, а также узкоспециализированных семинаров и совещаний. В сфере делового туризма крупнейшими выставками являются IMEX и EIBTM. Они предназначены для профессионалов туристического бизнеса, чьи интересы лежат в сфере организации международных конгрессов, встреч, конференций, проведения масштабных событий и оказании услуг в сфере инсентив-туризма.
IMEX Frankfurt — ежегодная международная выставка в области поощрительных путешествий и конгресс-менеджмента. Проводится во Франкфурте-на-Майне. Проводится с 2003 года. IMEX стала первой в Германии выставкой, чья тематика целиком и полностью посвящена инсентив-туризму и конгресс-менеджементу. В ней принимают участие представители делового туризма из 150 стран. Отличительной особенностью выставки IMEX во Франкфурте является большое число так называемых «профессиональных покупателей» (Hosted Buyers), представляющих, как правило, менеджмент корпораций. Они приглашаются на выставку для организации встреч с потенциальными партнёрами[6].
EIBTM проводится в Барселоне ежегодно с 1988 года — это ведущий туристический форум, тематикой которого традиционно является организация конференций, семинаров и деловых встреч, корпоративного туризма и специальных мероприятий. Проведение Организаторами выставки программы «Профессиональный покупатель» направлено на установление прямых деловых контактов и расширение сотрудничества между компаниями, специализирующимися на данном направлении. С 2011 года стали проводиться региональные выставки на ту же тематику: в Китае (CIBTM), Персидском заливе (Дубай, GIBTM), Индии (IBTM India), Америке (AIBTM), Африке (IBTM Africa)[7]
Beaverstock, Jonathan; Derudder, Ben; Faulconbridge & Witlox (2012), «International Business Travel in the Global Economy», Ashgate Publishing, ISBN 9781409488439
Business Travel & Tourism, by John Swarbrooke and Susan Horner, 2001
Davidson, Rob & Cope, Beulah (2003), «Business Travel: Conferences, Incentive Travel, Exhibitions, Corporate Hospitality, and Corporate Travel», Pearson Education, ISBN 9780582404441
Freeman, R.E. Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman. 1984.
Гасиев М. Основы делового туризма и индустрии MICE в России и за рубежом: сравнение и тенденции.// Деловой туризм и индустрия MICE в России и за рубежом: основы, понятия и тенденции (практический опыт). М. 2004.
Папирян Г.А. ГЛАВА 4. Деловой туризм // Маркетинг в туризме. — Москва: Финансы и статистика. — 160 с.
Холден Найджел Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. М. 2005.
Примечания
GBTA: Китай может обогнать США по объему рынка делового туризма (рус.). buyingbusinesstravel.com.ru (2 апреля 2014). Проверено 10 июня 2014.
Рынок делового туризма растет (рус.). Российская газета (25 февраля 2014). Проверено 10 июня 2014.
↑ 2012 Business Travel Survey: Travel Management Company Channel Delivers More Bang
Get to know us (англ.). Официальный сайт BCD (2013 год). Проверено 10 июня 2014.
Десять московских отелей аттестованы как отели, удобные для деловых туристов (рус.). РИА Новости (11 апреля 2012). Проверено 19 февраля 2014.