Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу | |
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Стэнли Кубрик |
Автор сценария |
Стэнли Кубрик, Питер Джордж, Терри Саузерн |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Hawk Films по заказу Columbia Pictures |
Длительность |
93 мин. |
Бюджет |
1,8 млн $ |
Сборы |
9,16 млн $ |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0057012 |
«До́ктор Стре́йнджлав, или Как я переста́л боя́ться и полюби́л бо́мбу» (англ. «Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb»)[К 1] — кинофильм 1964 года режиссёра Стэнли Кубрика, вышедший в разгар Холодной войны, немногим более года после Карибского кризиса как антимилитаристская сатира на военные программы правительства США того времени и гонку вооружений в целом. Снят по мотивам триллера Питера Джоржа "Красная тревога", впервые опубликованного в 1958 году, в котором отражена обстановка всеобщего страха перед ядерным апокалипсисом. Картина рассказывает о одержимом американском генерале Джеке Д. Риппере (другой вариант перевода — Джек Потрошиллинг), который на почве антикоммунистической паранойи, в обход высшего командования США и Президента, начинает ядерную атаку на СССР и последующих событиях. Кубрик переосмыслил первоисточник, сделав чёрную комедию. Главные роли исполнили Питер Селлерс, Джордж К. Скотт, Стерлинг Хэйден, Кинан Уинн и Слим Пикенз, причём Селлерс сыграл сразу троих главных персонажей.
В 1989 году включён в Национальный реестр фильмов США как "культурно значимый". Занимает третье место в списке лучших комедий по версии Американского института киноискусства. В списке лучших фильмов по версии IMDb стоит выше остальных фильмов Кубрика.
Содержание |
Согласно официальной позиции ВВС США, существующие меры безопасности предотвратили бы события, изображённые в фильме. Также необходимо отметить, что любое сходство между героями картины и живыми или умершими людьми является случайным.
Командующий американской военно-воздушной базы бригадный генерал Джек Д. Риппер (по созвучию с Джеком Потрошителем: англ. Jack D. Ripper — Jack-The-Ripper) (Стерлинг Хэйден) , руководствуясь «планом R» — чрезвычайным военным планом, позволяющим высшему офицерскому составу отдавать приказы ядерного возмездия в случае уничтожения командования в Вашингтоне (включая самого президента) советской обезглавливающей атакой, — начинает массированную атаку на Советский Союз бомбардировщиками B-52, несущими ядерное оружие. Риппер приказывает конфисковать все радиоприёмники на базе, но один из офицеров, боязливый капитан Британских ВВС Лайонел Мандрейк (Питер Селлерс), узнаёт об афере, услышав по радио музыку вместо сигналов гражданской обороны. Он просит Риппера — единственного человека, знающего код отзыва самолётов — отозвать самолеты пока не поздно, однако, тщетно: генерал, намекая на возможное использование оружия, запирается вместе с Мандрейком в своём кабинете.
Между тем на борту одного из самолётов под командыванием майора из Техаса Дж.Т. Конга по кличке «Кинг» (Слим Пикенс) экипаж выражает озабоченность по поводу того, насколько серьёзна ситуация. Получив код подтверждения действовать согласно «плану R», экипаж блокирует радиосвязь, и бомбардировщик направляется атаковать СССР.
Единственная женщина в фильме — "секретарша" Тёрджидсона (Трейси Рид, мелькавшая на развороте журнала Playboy), олицетворяет собой связь между сексом и войной, а также традиционное отношение к женщинам мужчин, участвующих в войне.
В это же самое время в Пентагоне, в "Военной Комнате", собирается чрезвычайное совещание, на котором присутствуют президент США Мёркин Маффли (Питер Селлерс), генерал «Бак» Тёрджидсон (Джордж К. Скотт) и другие высшие чины. Президент решает, что войны нужно избежать любым способом, однако генерал Тёрджидсон призывает использовать ситуацию и разделаться с СССР раз и навсегда, считая, что первый удар американцев уничтожит 90 % советских ракет ещё до того, как ракетные войска СССР смогут ответить, остальные же ракеты убъют "лишь десять, двадцать миллионов".
Маффли категорически отказывается от чего-либо подобного, а вместо этого срочно приглашает советского посла Алексея де Садецкого (аллюзия на маркиза де Сада) (Питер Булл). Президент, который не в состоянии отозвать собственные самолёты, связывается по "Горячей линии" с советским премьером Дмитрием Кисовым и, сообщив о «небольшой неприятности» с ядерной атакой, предлагает ему сбить самолёты, но тот бросает трубку. Советский посол Алексей Садецкий сообщает президенту США, что в СССР построена управляемая ЭВМ Машина судного дня, которая автоматически сработает и посредством взрыва «кобальт-ториевой» бомбы уничтожит всю жизнь на планете за десять месяцев, если хотя бы одна атомная бомба взорвётся на советской территории. Присутствующий на совещании эксперт по стратегии, прикованный к инвалидному креслу доктор Стрейнджлав (третья роль Питера Селлерса), поясняет, как удобно и эффективно такое устройство, и что в случае его активизации противодействовать ему невозможно.
Одновременно начинается штурм военной базы, на которой засел генерал Риппер.[К 2] Персонал базы отчаянно сопротивляется, так как Риппер заранее «предупредил» своих подопечных, что прибывшие американские войска «на самом деле» являются переодетыми русскими. Когда база уже взята штурмом, Риппер кончает жизнь самоубийством, так и не выдав секретный код. Разбирая бумаги своего сумасбродного начальника, Мандрейк находит намёки на то, каким должен быть код отзыва. Тем не менее, его арестовывают (как «предводителя мятежа извращенцев» против Риппера), и он долго упрашивает полковника «Бэт» Гуано (Кинан Уинн), чтобы тот разрешил ему сообщить код («POE») в Вашингтон. Так как телефонная линия оборвана, Мандрейку приходится звонить с телефона-автомата, для чего он использует монеты из автомата с «Кока-колой». «Бэт» Гуано пытается противодействовать незаконному взлому автомата, считая частную собственность неприкосновенной, предупреждает помощника генерала о том, что ему придется судиться с компанией Кока-кола.
В это время советская ПВО пытается сбить замеченные на радаре американские самолёты. Несколько бомбардировщиков было сбито, самолет под командованием Дж. Т. Конга получает серьёзные повреждения, у него полностью уничтожены средства связи и утекает горючее. Когда приходит код доступа, оставшиеся самолёты возвращаются на базы, и только самолёт майора Конга, не получивший сигнал отбоя, продолжает упорно прорываться к запасной цели. Он движется ниже зоны видимости советских радаров, поэтому советско-американские усилия остановить его терпят неудачу.
Самолёт майора Конга из-за утечки топлива не может добраться ни до главной (вымышленной базы Лапута, отсылка на летающий остров из романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»), ни до второстепенной цели (реально существовавшей ракетной базы у города Борщёв Тернопольской обл.) его полёта, и его экипаж решает нанести удар по ближайшему советскому военному объекту. Достигнув цели, он пытается сбросить бомбы, но бомболюки заклинивает. Майор Конг лично спускается к бомбам, оседлав одну из них подобно ковбою, чинит механизм сброса и вместе с бомбой радостно улетает вниз, на советскую военную базу в Котласе. Поднимается облако ядерного взрыва.
В "Военной комнате" доктор Стрейнджлав с энтузиазмом рекомендует президенту собрать несколько сотен тысяч «лучших представителей человеческой расы» в подземных убежищах, отобранных в пропорции «десять женщин на одного мужчину», чтобы они могли там беспрепятственно и усиленно размножаться, а через несколько десятилетий вернулись на очищенную от прочей жизни поверхность Земли.
Доктор чудесным образом встаёт с инвалидного кресла, делает пару шагов и радостно восклицает: «Мой фюрер, я могу ходить!». Прямой монтажной склейкой под лирическую песню времён Второй мировой войны «We'll Meet Again» один за другим по всей планете взрываются ядерные заряды.
Актёр | Роль |
---|---|
Питер Селлерс | Доктор Стрейнджлав, Президент Мёркин Маффли, Лайонел Мандрейк |
Джордж К. Скотт | Генерал "Бак" Тёрджидсон |
Стерлинг Хэйден | Генерал Джек Д. Риппер |
Кинан Уинн | Полковник "Бэт" Гуано |
Слим Пикенз | Майор Дж. Т. "Кинг" Конг |
Питер Булл | Алексей де Садецкий |
Джеймс Эрл Джонс | Лейтенант Лотар Зогг |
Трейси Рид | Мисс Скотт |
Шейн Риммер | Капитан "Туз" Оуэнс |
Полагая, что кассовый успех столь рискованному проекту может принести только участие Селлерса, Columbia Pictures настояла отвести ему в фильме сразу несколько ролей, как это было сделано в фильме 1959 года Рёв мыши или в Лолите.[2] Кубрик принял требование, принимая во внимание, что «такое грубое и гротескное положение является непременным условием для коммерческого успеха».[3][4]
В итоге Селлерс играет только три из четырёх ролей, написанных для него. Он должен был сыграть майора авиации Дж. Т. «Кинг» Конга, командира бомбордировщика B-52 Stratofortress, но с самого начала Селлерс неохотно смотрел на эту роль. Он почувствовал, что его нагрузка будет слишком велика, и волновался, что не сможет должным образом изобразить техасский акцент персонажа. Кубрик попросил сценариста фильма Терри Саузерна, выросшего в Техасе, записать на кассету голос Конга с должным говором.[5] Прослушивание кассеты Саутерна помогло Селлерсу говорить с правильным акцентом, и тогда начались съёмки сцен в самолёте. Но совсем скоро Селлерс подвернул лодыжку и не смог работать в тесной кабине.[4][3]
Селлерс импровизировал большую часть диалогов с Кубриком перед съёмками, чтобы придуманные реплики входили в окончательный вариант сценария: метод известный как Retroscripting.[6]
По словам кинокритика Александра Уокера, автора биографий о Селлерсе и Кубрике, роль Лайонела Мандрейка (англ. Mandrake — мандрагора) была самой простой для Селлерса, в силу его опыта службы в ВВС Великобритании в годы Второй мировой войны.[6] Существует также некоторое сходство персонажа с другом Селлерса комиком Терри-Томасом и полковником Британских ВВС, асом Дугласом Бадером.
Для правдоподопного исполнения этого персонажа, фамилия которого созвучна со словом "глушитель" (англ. Muffley — "muffler"), Селлерс сгладил свой английский акцент, сделав его похожим на говор американца Среднего Запада. Он черпал вдохновение для роли из образа Эдлая Стивенсона,[6] бывшего губернатора штата Иллинойс, кандидата на пост Президента США от демократов в 1952 и 1956 годах, постоянного представителя США при ООН во время Карибского кризиса.
Во время съёмок фильма Селлерс сыграл симптомы простуды, чтобы подчеркнуть слабость характера своего персонажа. Это вызвало смех среди съёмочной группы, погубив несколько дублей. В итоге Кубрик решил отказаться от этой детали, чувствуя, что Президент США должен выглядеть серьёзным,[6] так что Маффли получился вполне строгим, хотя в некоторых сценах показана небольшая слабость Президента.
Главный герой фильма (между прочим, которого не было в книге)[7] — эксентричный немецкий учёный, некогда работавший на Третий рейх и после Второй Мировой войны переселившийся в США. Когда генерал Тёрджидсон спрашивает о "странной" фамилии Стрейнджлава (англ. — "странная любовь"), мистер Стейнис говорит, что это не немецкая фамилия: до принятия американского гражданства он был Мерквюрдихелибе (нем. — Merkwürdigliebe), не объясняя, что перевод тот же самый — "странная любовь". Прототипом для Стрейнджлава послужили такие люди как: стратег корпорации RAND Герман Кан, математик и один из ведущих разработчиков Манхэттенского проекта Джон фон Нейман, немецкий учёный Вернер фон Браун, "отец термоядерного оружия" Эдвард Теллер, а также Доктор Земпф — герой предыдущего фильма Кубрика Лолита, сыгранный тем же Селлерсом.[8][9] На акцент повлиял автро-американский фотограф Уиджи, работавший на Кубрика в качестве специального консультанта по фотографическим эффектам.[10] Существует также распространённое мнение о том, что прототипом для персонажа послужил Генри Киссинджер, однако Кубрик и Селлерс отрицали это.[11] В действительности Киссинджер стал советником Президента лишь в 1969 году.
Внешний вид Стрейнджлава перекликается с безумным изобретателем Ротвангом из кинофильма Фрица Ланга 1927 года Метрополис (фильм, 1927): чёрная перчатка на одной руке и взъерошенные волосы.[12] Чёрную перчатку Стрейнджлава предложил Кубрик, но Селлерс заставил перчатку жить собственной жизнью.[13] По словам кинокритика Александра Уокера, тот факт, что рука Доктора, то сама по себе вскидывалась в нацистском приветствии, то начинала душить своего обладателя, говорит о апраксии, или синдроме чужой руки (после премьеры фильма распространено именование «Синдром доктора Стрейнджлава»).
Биограф Терри Саузерна, Ли Хилл, заявлял, что сразу после того, как Селлерс сломал ногу, роль была предложена Джону Уэйну, но тот немедленно отказался.[14] Также на эту роль рассматривался Дэн Блоккер — популярный в то время телевизионный актёр, но по словам Саузерна, агент Блоккера отверг сценарий как "слишком коммуняцкий" (англ. — "too pinko" — в США в годы Холодной войны: человек, испытывающий симпатии к коммунизму).[15] В итоге роль получил Слим Пикенз, с уже установившемся амплуа ковбоя, тем более, что он уже работал с Кубриком во время съёмок Одноглазых валетов — фильмом, режиссёром которого Кубрик был на стадии подготовки.[14]
Биограф Кубрика Джон Бакстер в документальном фильме "Inside the Making of Dr. Strangelove" рассказывал:
Как оказалось, Пикенз никогда не покидал пределов США. Он торопился получить свой паспорт. Когда он приехал на съёмочную площадку, кто-то сказал: "Боже, он приехал в [ковбойском] костюме!", не понимая, что он всегда так одет...в ковбойской шляпе, куртке с бахромой и ковбойскими ботинками — именно так он говорил.Оригинальный текст (англ.)As it turns out, Slim Pickens had never left the United States. He had to hurry and get his first passport. He arrived on the set, and somebody said, "Gosh, he's arrived in costume!," not realizing that that's how he always dressed ... with the cowboy hat and the fringed jacket and the cowboy boots — and that he wasn't putting on the character — that's the way he talked.
Во время съёмок Кубрик и Скотт придерживались разных мнений относительно некоторых сцен,[16] так что нередки были и скандалы. После окончания работы Скотт поклялся больше не иметь дело с Кубриком.[17] Несмотря на это Скотт, сам являвшийся опытным игроком, безмерно уважал режиссёра за его мастерство игры в шахматы, в которые они часто играли на съёмочной площадке.[16]
После возвращения из Великобритании в США после съёмок «Лолиты» Кубрика стала всё больше занимать тема ядерной войны.[18] К 1963 году он собрал около восьмидесяти книг о ядерной стратегии.[19] В это время Аластар Бучан, президент Международного института стратегических исследований, рекомендует ему книгу Питера Джорджа "Красная угроза".[20] Роман, получивший высокую оценку математика в области теории игр и будущего лауреата Нобелевской премии по экономике Томаса Шеллинга,[21] так впечатлил Кубрика, что он немедленно купил права на экранизацию.[4]
В сотрудничестве с Джорджем, режиссёр начинает писать сценарий на основе книги. На раннем этапе работы с Кубриком обсуждал проект его давний приятель Джеймс Б. Хэррис, который считал, что анархический юмор в фильме будет ошибкой.[22] Вскоре они полюбовно приняли решение рассторгнуть деловой союз.[23] С самого начала Кубрик находил неприемлимым бескомпромиссно серьёзный тон романа.[24] «Мы начали валять дурака, — вспоминал Хэррис. — "А что, если они проголадаются, позвонят в закусочную, и в командный пункт придёт официант в фартуке и будет спрашивать, кому какой сэндвич?" И все, конечно, стали ржать»[25] После принятия решения делать комедию, Кубрик пригласил на съёмки в качестве соавтора Терри Саузерна, автора сатирической новеллы "Волшебный христианин" — книги, которую Кубрику подарил Питер Селлерс[26][К 3] Во время работы Кубрик и Джордж проводили краткие консультации с Томасом Шеллингом, а позже, с Германом Каном.[27]
Среди рабочих названий картины были "Доктор Судный день, или Как начать Третью мировую войну, даже не пытаясь" (англ. Dr. Doomsday or: How to Start World War III Without Even Trying), а также "Секретное использование урана и чудесной бомбы доктором Стрейнджлавом" (англ. Dr. Strangelove's Secret Uses of Uranus, and Wonderful Bomb).[28] Название, получившееся в итоге, пародирует название книги Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить».
Фильм снимали в Shepperton Studios в пригороде Лондона[29], так как у Питера Селлерса в это время был длительный бракоразводный процесс, и по его настоянию фильм снимали в Англии.[30] Декорации занимали три основных павильона: Военная комната в Пентагоне, борт бомбардировщика B-52 Stratofortress и кабинет Риппера,[26] а для съёмок военной базы использовалось здание студии.
Над дизайном Военной Комнаты работал Кен Адам, художник-постановщик нескольких фильмов о Джеймсе Бонде (в это время он закончил постановку Доктора Ноу). Получилась огромное, в духе экспрессионизма,[31] помещение (40 м. в длину, 30 м. в ширину, а высота потолков составила 11 м.[4]), что свидетельствует о бомбоубежище с треугольной формой (по мнению Кубрика, такой вид бункера был наиболее устойчивый к взрывам). С одной стороны Комнаты находились гигантские стратегические карты, отражающиеся в блестящем чёрном полу, в центре — большой круглый стол, освещённый сверху лампами, напоминая стол для игры в покер. Кубрик настаивал на том, чтобы покрыть его зелёным сукном для усиления "впечатления, что они играют" за судьбы мира,[32] однако такое остроумное решение вряд ли было заметно в чёрно-белом фильме.
В связи с отсутствием сотрудничества со стороны Пентагона в создании фильма, дизайнеры были вынуждены, в меру своих возможностей, реконструировать внутренности бомбардировщика по авиационным журналам.[31] Всё было воспроизведене настолько точно, что в ВВС опасались того, что создатели фильма раздобыли секретную информацию о бомбардировщике прибегнув к шпионажу.[31]
В некоторых кадрах, показывающих полёт бомбардировщика над полярными льдами по пути в Россию (модель на фоне заранее отснятого видео), на снегу видна тень от самолета B-17, с которого велась съемка заднего плана.[33]
Во время съёмок Кубрик узнал, что параллельно с его проектом снимается другой фильм с идентичной тематикой, однако более мрачный и реалистичный, — «Система безопасности» Сидни Люмета, поэтому он опасался за кассовые сборы, особенно если его фильм вышел бы на экраны вторым. Кубрика беспокоило больше всего, что в главных ролях фильма Люмета, снявшего к тому времени 12 разгневанных мужчин, были актёры первой величины — Генри Фонда в роли Президента США и Уолтер Маттау в роли его советника, профессора Гротшиля. Роман 1962 года Юджина Бёрдика и Харви Уилера "Система безопасности", по которому и сняли одноимённый фильм, настолько был похож на "Красную угрозу", что Питер Джордж подал на создателей в суд по обвинению в плагиате, однако дело было урегулировано во внесудебном порядке.[34] В конце концов картина "Система безопасности" вышла на восемь месяцев позже "Стрейнджлава", получив положительные отзывы критиков, однако, не принеся создателям большой прибыли.
В конце фильма, показывающим начавшуюся ядерную войну, использовались документальные кадры атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, испытания ядерной бомбы Тринити, операции "Перекрёстки" на атолле Бикини, операции "Песчаник", операции "Redwing" и операции "Плющ". В некоторых кадрах явно видны военные корабли, использовавшиеся в качестве цели, среди них тяжёлый немецкий крейсер "Принц Ойген". Идея использовать песню "We'll Meet Again" под кадры апокалипсиса принадлежит другу Питера Селлерса Спайку Миллигану.
Первоначально фильм заканчивался сценой, в которой все находящиеся в Военной Комнате, устраивают битву с тортами, однако она не попала в финальный монтаж. В интервью 1969 года Кубрик объяснял: "Я решил, что это фарс, который не уместен по сравнению с сатирическим характером остальной части фильма."[30] Александр Уокер отметил, что "кремовые пироги летали так обильно, что люди потеряли отчётливые черты, и вы не определили бы кто где находится".[6] Эти кадры сохранились в архивах Британского института кино.[35]
Первый предпремьерный показ фильма был назначен на 22 ноября 1963 года — день убийства Кеннеди, сама премьера — на декабрь, однако релиз перенесли на конец января 1964 года, поскольку было решено, что публика до этого будет не в настроении для такого фильма. Также в сцене, когда майор Конг проверяет содержимое неприкосновенного запаса, он первоначально говорил: "Чёрт, парень с таким снаряжением может неплохо провести уикенд в Далласе!", однако Даллас — это город, в котором убили Президента, поэтому сцену передублировали на "Вегас", хотя оригинальная реплика остаётся в некоторых иностранных вариантах дубляжа, например, в французской. Также одной из возможных причин, по которой убрали сцену с битвой на тортах, является момент, когда Тёрджидсон восклицает по поводу торта, попавшего в Президента: "Господа! Наш бравый президент был поражён в расцвете сил!" Редактор Энтони Харви утверждал, что "осталась бы [сцена], Columbia Pictures была бы в ужасе, считая это оскорблением Президента и его семьи."[36]
"Доктор Стрейнджлав" высмеивает важнейшее положение SAC Command Post, демонстрируя жесткий контроль над ядерным оружием.[43]
Премьера фильма состоялась 29 января 1964 года.[44] «Стрейнджлав» лидировал в американском прокате семнадцать недель подряд и вызвал бурные дискуссии среди журнадистов и интеллектуалов.[45] Полин Кейл утверждала, что фильм "открыл новую эпоху в кинематографе", "высмеяв всё и вся" и "скрыв свою либеральную направленность". Она посчитала фильм опасным, поскольку в нём "не объясняется, как взять ситуацию под контроль".[46]
Картина регулярно входит во всевозможные списки лучших комедий в истории кино. В 2000 году читатели британского журнала Total Film поставили фильм на 24 место в списке величайших комедийных фильмов всех времен и народов. На Rotten Tomatoes, основываясь на 60 обзорах, "Стрейнджлав" получил 100% свежести,[47] а сайте Metacritic он имеет средний балл 96.[48] Также журнал Empire поставил фильм на 26 место в списке величайших фильмов всех времён. Роджер Эберт включил картину в свой список Великих Фильмов,[49] сказав что "возможно, это лучшая политическая сатира века." В 2002 году при опросе журналом Sight & Sound режиссёров, "Стрейнджлав" был поставлен на пятое место в списке величайших фильмов.[50] Через год после выхода фильма на экраны американский писатель-фантаст Филип Дик написал роман «Доктор Бладмани, или Как мы жили после бомбы» (англ. Dr. Bloodmoney, or How We Got Along After the Bomb), сюжет и название которого были навеяны лентой Кубрика: безрадостный мир 1970-х годов, живущий после ядерной войны. По мнению некоторых ветеранов Стратегического авиационного командования США, именно «Стрейнджлав» наиболее точно отражает реалии этой организации[51]. В мультсериале «Симпсоны» есть множество отсылок к фильму, а именно в эпизодах: Homer the Vigilante, Sideshow Bob’s Last Gleaming[52], Treehouse of Horror VIII, Wild Barts Can’t Be Broken, название фильма пародируется в эпизоде $pringfield (Or, How I Learned to Stop Worrying and Love Legalized Gambling).[53]
Список наград и номинаций приведён в соответствии с данными IMDb.[54]
Награды и номинации | ||||
---|---|---|---|---|
Награда | Категория | Номинант | Результат | |
Британская академия | Лучший фильм | Стэнли Кубрик | Победа | |
Лучший британский фильм | Стэнли Кубрик | Победа | ||
Лучший актёр | Питер Селлерс | Номинация | ||
Лучший иностранный актёр | Стерлинг Хэйден | Номинация | ||
Лучший британский сценарий | Стэнли Кубрик, Терри Саузерн, Питер Джордж | Номинация | ||
Награда Объединённых Наций | Стэнли Кубрик | Победа | ||
Лучшая работа художника-постановщика для британского фильма
(Чёрно-белый фильм) |
Кен Адам | Победа | ||
Оскар | ||||
Лучший фильм | Стэнли Кубрик | Номинация | ||
Лучшая режиссёрская работа | Стэнли Кубрик | Номинация | ||
Лучшая мужская роль | Питер Селлерс | Номинация | ||
Лучший адаптированный сценарий | Стэнли Кубрик, Терри Саузерн, Питер Джордж | Номинация |
Фильмы Стэнли Кубрика | |
---|---|
Полнометражные | Страх и вожделение (1953) • Поцелуй убийцы (1955) • Убийство (1956) • Тропы славы (1957) • Спартак (1960) • Лолита (1962) • Доктор Стрейнджлав (1964) • Космическая одиссея 2001 года (1968) • Заводной апельсин (1971) • Барри Линдон (1975) • Сияние (1980) • Цельнометаллическая оболочка (1987) • С широко закрытыми глазами (1999) |
Короткометражные | День схватки (1951) • Летающий падре (1951) • Морские наездники (1953) |
Другие проекты | Одноглазые валеты (1961) • Искусственный разум (2001) |
См. также | Стэнли Кубрик: Жизнь в кино (2001) • Быть Стэнли Кубриком (2005) • Ящики Стэнли Кубрика (2008) |