Захиритский мазхаб — мусульманская правовая школа Дауда бен Али аль-Исфахани по прозвищу аз-Захири[1].
Согласно Ибн ан-Надиму, Дауд бен Али был первым факихом, кто в правовой практике опирался исключительно на «внешнее», буквальное понимание Корана и сунны, отрицая всякую возможность видеть в текстах скрытый смысл (аль-батын) и толковать их аллегорически или рационально[1]. В вопросах методологии права (усуль фикх) захиритские факихи были противниками использования логико-рационалистических приёмов (ар-рай, истихсан, истисхаб и др.). Позже было допущено применение в очень ограниченных пределах кияса и иджма[1].
Этот мазхаб был широко распространён в мусульманском мире в X—XIII веках. Представители его имелись как на востоке халифата (в частности, в Хорасане), так и на западе (в Андалусии жил захиритский богослов Ибн Хазм). В XII веке при Альмохадах захиритский мазхаб был признан официальной правовой школой. После XV века захириты постепенно исчезли[1].
Это заготовка статьи об исламе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Шариат и фикх | ||
---|---|---|
Источники шариата | Коран • Сунна • Иджма (догмат) • Кыяс (аналогия) • Адат (обычай) • Таклид (подражание) • Иджтихад (интерпретация) • Истихсан | |
Правовые школы | Ханафитская • Маликитская • Шафиитская • Ханбалитская • Джафаритская • Исмаилитская • Зейдитская • Ибадитская • Захиритская | |
Виды наказаний | Дийя (компенсация) • Кисас (месть) • Раджм (побивание камнями) • Тазир (осуждение) • Хадд | |
Бида (новшество) • Грехи • Далиль (довод) • Кафара (искупление) • Манхадж (методология) • Фетва • Авторитеты в области шариата |
Захиритский мазхаб.