И́споведь, в авраамических религиях — одна из процедур покаяния, заключающаяся в признании в совершенном грехе, включающем раскаяние и предполагает принятие решения в дальнейшем не грешить.
Содержание |
Понятие исповеди часто встречается как в Пятикнижии, так и в других книгах Библии. В Пятикнижии акт исповеди всегда предшествует обряду повинного жертвоприношения, и без него недействительны ни раскаяние, ни жертва.[1]
Библия не предписывает определённую форму исповеди, а содержащиеся в ней формулировки признания в грехах, как правило, отличаются предельной краткостью. Таковы исповедь Каина (Быт.4:13), Моисея (Исх.32:31), Ахана (Нав.7:20), Давида (2Цар.12:13). Исповедь многословна лишь когда ей придаётся поэтическая или молитвенная форма: 38, 51; Езд.9:6–11, 15; Неем.1:6, 7; –35.[1]
В иудаизме термин носит название виддуй (ивр. וִדּוּי). В современном значении впервые появляется в Мишне.[2] Опираясь на библейское предписание «мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех… пусть исповедаются в грехе своём» (Чис.5:6, 7), еврейская Галаха заключает, что несоблюдение любой заповеди должно быть искуплено исповедью и раскаянием.[3]
Формула исповеди, произносившаяся первосвященником в ходе храмовой службы в Йом-Киппур (День Искупления) за себя, свою семью, коэнов и весь народ, сформулирована очень кратко и состоит всего из двух предложений. В первом (собственно исповедь) перечислены три разновидности грехов: извращение [Закона], преступление [его] и прегрешение; во втором испрашивается прощение Бога за них.[4] Формулы личной исповеди, читаемые в литургии на Йом-Киппур[5], очевидно, сложились уже после разрушения Храма и были призваны заменить исповедь, читавшуюся первосвященником.
Исповедь в иудаизме.