Катастрофа в Красноярске | |
Ли-2, схожий с разбившимся |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
Падение при взлёте |
Причина |
Вероятно, обледенение и перегруз самолёта |
Место | |
Воздушное судно | |
Модель |
Ли-2 (ПС-84) |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Бортовой номер |
СССР-Л3965 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
26 |
Экипаж |
4 |
Погибшие |
30 (все) |
Катастрофа Ли-2 в Красноярске — авиационная катастрофа, произошедшая во вторник 17 ноября 1942 года в Красноярском аэропорту. Ли-2 действуя на трассе Алсиб (известна также как Красноярская воздушная трасса или КВТ) в составе 5-го перегоночного полка должен был доставить группу военных лётчиков для приёмки новых самолётов. Однако сразу после взлёта самолёт разбился на территории аэродрома, при этом погибли 30 человек (по другим данным — 20 погибших, по числу установленных имён[1]). На тот момент это была вторая крупнейшая авиационная катастрофа на территории России (после катастрофы АНТ-20 в 1935 году, 45 погибших)[2].
Ли-2 (военная версия ПС-84) с заводским номером 1841703 и бортовым СССР-Л3965 (CCCP-L3965) был выпушен в 1941 году. На момент катастрофы эксплуатировался в составе 5-го перегоночного полка Красноярской воздушной трассы[3].
Самолёт действовал на трассе Алсиб (Аляска—Сибирь, Красноярская воздушная трасса), на которой лётчики перегоняли своим ходом из США в СССР самолёты, полученные по ленд-лизу. 16 ноября в Красноярский аэропорт прибыла первая группа перегоняемых с Аляски самолетов американского производства. На следующий день 17 ноября Ли-2 борт Л3965 должен был выполнять полёт из Красноярска в Киренск, а на борту находились 4 члена экипажа и 26 пассажиров — лётные экипажи. Встречаются данные что Киренск был промежуточной посадкой по пути на американскую авиабазу Лэдд enru (Фэрбанкс, Аляска)[3], однако 5-й полк перегонял самолёты только на участке Киренск—Красноярск[4][5].
Из воспоминаний командира 4-го Перегоночного авиаполка Виктора Михайловича Петрова[5]:
Собрались на аэродроме большой группой. Был чудный солнечный прозрачный день. На аэродроме стояло 2 самолета — один Ли-2, который должен был везти эскадрильи летчиков-истребителей в Киренск к месту базирования, и второй самолет — новый американский «Дуглас» Си-47, предназначенный везти мою эскадрилью обратно в Якутск. Первым, погрузив людей, запустил двигатель самолет Ли-2. Поскольку было раннее утро, на аэродроме никаких полетов да и самолетов, кроме наших двух, не было. Ли-2 пошел на взлет прямо со стоянки, развернувшись носом на центр поля. Оторвавшись, машина набрала высоту, развернулась на 180 градусов и легла курсом на восток. Подлетая к нашей стоянке, то есть к тому месту, с которого он только что начал взлет, самолет накренился вправо. Летчики вывели самолет из правого крена, но он перешел резко в левый крен, опустил нос и с высоты метров 200 вертикально врезался в землю, почти точно в то место, откуда только что ушел на взлет.
Это было в 30-40 метрах от нашей стоянки. Машина сразу вспыхнула, ведь в ней была полная заправка — 3100 литров бензина. Полыхала так, что даже у нашего самолета было стоять жарко.
Вот так страшно была омрачена радость первой сдачи самолетов в Красноярск. По непонятным причинам погиб фронтовой летчик командир Ли-2 Барков и унес с собой почти 30 человек. Заместитель Мазурука Фокин остался расследовать катастрофу, а я со своей эскадрильей тут же вылетел в Якутск на Си-47.
Все погибшие (пассажиры и экипаж) были захоронены в Красноярске на Троицком кладбище. На братской могиле впоследствии был установлен памятник[6].
Вероятными причинами катастрофы были названы обледенение и превышение максимального взлётного веса[3].
|
Катастрофа Ли-2 в Красноярске (1942).