Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Катастрофа Ли-2 в Красноярске (1942)

Перейти к: навигация, поиск
Катастрофа в Красноярске

Ли-2, схожий с разбившимся
Общие сведения
Дата

17 ноября 1942 года

Характер

Падение при взлёте

Причина

Вероятно, обледенение и перегруз самолёта

Место

аэропорт Красноярск, Красноярск (РСФСР, СССР)

Воздушное судно
Модель

Ли-2 (ПС-84)

Авиакомпания

Аэрофлот (5-й перегоночный полк КВТ)

Пункт вылета

аэропорт Красноярск, Красноярск (РСФСР, СССР)

Пункт назначения

Киренск (РСФСР, СССР)

Бортовой номер

СССР-Л3965

Дата выпуска

1941 год

Пассажиры

26

Экипаж

4

Погибшие

30 (все)

Катастрофа Ли-2 в Красноярске — авиационная катастрофа, произошедшая во вторник 17 ноября 1942 года в Красноярском аэропорту. Ли-2 действуя на трассе Алсиб (известна также как Красноярская воздушная трасса или КВТ) в составе 5-го перегоночного полка должен был доставить группу военных лётчиков для приёмки новых самолётов. Однако сразу после взлёта самолёт разбился на территории аэродрома, при этом погибли 30 человек (по другим данным — 20 погибших, по числу установленных имён[1]). На тот момент это была вторая крупнейшая авиационная катастрофа на территории России (после катастрофы АНТ-20 в 1935 году, 45 погибших)[2].

Самолёт

Ли-2 (военная версия ПС-84) с заводским номером 1841703 и бортовым СССР-Л3965 (CCCP-L3965) был выпушен в 1941 году. На момент катастрофы эксплуатировался в составе 5-го перегоночного полка Красноярской воздушной трассы[3].

Экипаж

  • Командир (КК) — капитан Барков Дмитрий Александрович[1];
  • Штурман — Есин Петр Петрович[1];
  • Бортмеханик — младший военный техник Дубовицкий Николай Александрович[1];
  • ВСР — Прохватинов Георгий Петрович[1].

Катастрофа

Самолёт действовал на трассе Алсиб (Аляска—Сибирь, Красноярская воздушная трасса), на которой лётчики перегоняли своим ходом из США в СССР самолёты, полученные по ленд-лизу. 16 ноября в Красноярский аэропорт прибыла первая группа перегоняемых с Аляски самолетов американского производства. На следующий день 17 ноября Ли-2 борт Л3965 должен был выполнять полёт из Красноярска в Киренск, а на борту находились 4 члена экипажа и 26 пассажиров — лётные экипажи. Встречаются данные что Киренск был промежуточной посадкой по пути на американскую авиабазу Лэдд enru (Фэрбанкс, Аляска)[3], однако 5-й полк перегонял самолёты только на участке Киренск—Красноярск[4][5].

Из воспоминаний командира 4-го Перегоночного авиаполка Виктора Михайловича Петрова[5]:

Собрались на аэродроме большой группой. Был чудный солнечный прозрачный день. На аэродроме стояло 2 самолета — один Ли-2, который должен был везти эскадрильи летчиков-истребителей в Киренск к месту базирования, и второй самолет — новый американский «Дуглас» Си-47, предназначенный везти мою эскадрилью обратно в Якутск. Первым, погрузив людей, запустил двигатель самолет Ли-2. Поскольку было раннее утро, на аэродроме никаких полетов да и самолетов, кроме наших двух, не было. Ли-2 пошел на взлет прямо со стоянки, развернувшись носом на центр поля. Оторвавшись, машина набрала высоту, развернулась на 180 градусов и легла курсом на восток. Подлетая к нашей стоянке, то есть к тому месту, с которого он только что начал взлет, самолет накренился вправо. Летчики вывели самолет из правого крена, но он перешел резко в левый крен, опустил нос и с высоты метров 200 вертикально врезался в землю, почти точно в то место, откуда только что ушел на взлет.

Это было в 30-40 метрах от нашей стоянки. Машина сразу вспыхнула, ведь в ней была полная заправка — 3100 литров бензина. Полыхала так, что даже у нашего самолета было стоять жарко.

Вот так страшно была омрачена радость первой сдачи самолетов в Красноярск. По непонятным причинам погиб фронтовой летчик командир Ли-2 Барков и унес с собой почти 30 человек. Заместитель Мазурука Фокин остался расследовать катастрофу, а я со своей эскадрильей тут же вылетел в Якутск на Си-47.

Все погибшие (пассажиры и экипаж) были захоронены в Красноярске на Троицком кладбище. На братской могиле впоследствии был установлен памятник[6].

Причины

Вероятными причинами катастрофы были названы обледенение и превышение максимального взлётного веса[3].

Примечания

  1. ↑ Авиационные катастрофы в Красноярском крае при перегоне и переучивании на новую авиатехнику в 1941-1945 г. (рус.). Красноярск-Берлин (2010). Проверено 22 июня 2014.
  2. ASN Aircraft accident PS-84 CCCP-L3965 Krasnoyarsk Airport (KJA) (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 22 июня 2014.
  3. ↑ Катастрофа Ли-2 5-го перегоночного полка Красноярской воздушной трассы в Красноярске (борт СССР-Л3965), 17 ноября 1942 года. (рус.). AirDisaster.ru. Проверено 22 июня 2014.
  4. Lebedev Igor Aviation Lend-Lease to Russia. — Commack, New York: Nova Publishers, 1997. — P. 44—49. — ISBN 1-56072-417-X.
  5. ↑ Ленд-лиз. История трассы Алсиб (Аляска-Сибирь) (рус.). История России (13 марта 2010). Проверено 22 июня 2014.
  6. 17 ноября 1942 г. произошла крупнейшая авиакатастрофа. Самолет Ли-2 разбился на аэродроме Красноярск. (рус.). Блог библиотекарей Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края (14 сентября 2010). Проверено 22 июня 2014.

Катастрофа Ли-2 в Красноярске (1942).

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52