Крушение вертолёта «Чинук» над Эгейским морем — авиационная катастрофа, произошедшая 11 сентября 2004 года в северной части Эгейского моря, близ полуострова Халкидики. В авиакатастрофе погибли 17 человек, находившихся на борту: летевшая на Афон делегация Александрийской православной церкви во главе с Патриархом Александрийским и всей Африки Петром VII и пятеро членов экипажа.
Военный вертолёт греческой армии «Chinook CH-47SD»[1] был закуплен Грецией в США за полгода до трагедии и являлся самый новым из 16 таких же вертолётов, купленных Грецией. Вообще эта техника считалась очень надёжной (до этого внештатная ситуация с греческим «Чинуком» произошла в 1984 году). Вертолеты этого типа к тому же имеют два двигателя и два винта, каждый из которых может обеспечить экстренную посадку в случае неисправности второго[2]. Вертолёт был специально оборудован для перевозки VIP-персон[3]. По словам военных, все четыре пилота были очень хорошими лётчиками и в случае чрезвычайной ситуации могли друг друга заменить. Управлял вертолётом командир подразделения[3].
В 9:30 по местному времни вертолёт вылетел из аэропорта Элевсина близ Афин и взял курс на святую гору Афон. В 10:55 он исчез с экранов радаров[4], когда находился в двенадцати милях к юго-западу от Афона. При этом вертолёт не подавал сигнала бедствия, а погодные условия в районе полёта были практически идеальными.
Согласно обнародованным впоследствии переговорам дежурных радарных станций, после того, как вертолёт пропал с экранов радаров, диспетчер одной из станций слежения подумал, что вертолёт приземлился и приветствовал пилотов по радио, причем не придал значения тому, что на его приветствие не последовало ответа. Вертолёт начали искать лишь после того, как афонские монахи, ожидавшие визита Патриарха Петра, известили власти об опоздании вертолёта[4]. Примерно через полтора часа после катастрофы диспетчеры военных радарных станций обсуждали, куда мог деться вертолёт, и пытались найти экипаж по сотовому телефону[5]. Поисковая операция началась через несколько часов после падения машины в море[6].
В операции поиска, которой руководил министр национальной обороны Греции, участвовали корабли ВМС и береговой охраны Греции, около 10 вертолетов[2].
На следующий день ближе к вечеру южнее местности Халкидики в Эгейском море были обнаружены девять тел погибших и обломки вертолёта, от которого, по словам военных спасателей, «практически ничего не осталось»[3][7].
Вечером 14 сентября рыболовецкое судно обнаружило крупный металлический объект на глубине около 900 метров. К поиску присоединился фрегат греческого ВМФ «Наварин», экипаж которого при помощи сонаров подтвердил обнаружение корпуса вёртолета в нескольких километрах южнее полуострова Халкидики[8].
Греческое правительство заявило, что считает делом чести проведение операции по подъёму машины, несмотря на то, что вертолет находился на дне моря на глубине 900 метров. 2 октября[9] министерством обороны Греции совместно с военным флотом при помощи греческих ученых была начата операция по подъёму обломков вертолёта, завершившаяся 18 октября. По этому поводу министр развития Греции Димитрис Сиуфас[en] сказал: «Государство доказало, что может справиться с этим трудным делом. Кроме того, операция обошлась казне меньше, чем в первоначально рассчитанные 40 миллионов евро»[10].
Поднятые обломки вертолёта были направлены в США на экспертизу[11].
Официальные лица Греции также выразили глубокие соболезнования в связи с трагедией. «Это огромная потеря для православия и для всего греческого народа», — сказал премьер-министр Греции Костас Караманлис, выступая на открытии международной выставки в Салониках.
Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул: «Патриарх Петр был не только самым молодым первоиерархом Православной Церкви, но и деятельным её руководителем. Мы горько оплакиваем эту потерю. С Патриархом меня связывали длительные дружеские отношения, и лишь несколько дней назад я принимал его у себя как гостя. Я глубоко соболезную семьям жертв трагического происшествия от своего лица и от имени Греческой Церкви, и молюсь, чтобы Господь упокоил их души со святыми и ангелами»[12].
Патриарх Константинопольский Варфоломей: «Мы погрузились в скорбь, получив неожиданное известие о гибели Патриарха Петра. От себя лично и от имени Вселенского Патриархата я хочу выразить глубокие соболезнования всем близким жертв этой трагедии»[12].
Патриарх Иерусалимский Ириней: «Как гром среди ясного неба застало нас горькое известие о гибели предстоятеля Александрийской Церкви господина Петра. Неисповедимы пути Господни»[12].
В послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Священному Синоду Александрийской православной церкви говорится: «До глубины души потрясены известием о безвременной трагической кончине Блаженнейшего Папы и Патриарха Петра и сопровождавших его архиереев, клириков и мирян Александрийской Православной Церкви. Эта страшная весть причинила острую боль от сознания невосполнимости этой потери. Ещё недавно, принимая у себя трагически погибших Предстоятеля и собратьев-архиереев, Мы наслаждались дружеским общением. Сегодня же Наш ум отказывается верить, что их уже нет среди нас. Нет слов, могущих выразить меру Нашей горечи, и не было бы предела отчаянию, если бы не спасительная вера наша в Жизнодавца Господа, Который „не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы“ (Лк. 20. 38). К Нему Мы обращаемся в эти скорбные минуты с горячей молитвой и просим даровать новопреставленным блаженное упокоение и вечную память. От лица всей Русской Православной Церкви приносим Наши глубокие соболезнования и сопереживания осиротевшей Александрийской Православной Церкви»[13].
12 сентября премьер-министр Греции Костас Караманлис объявил об отставке командующего греческими ВВС генерал-лейтенанта Панайотиса Папаниколау[7], который, по заявлению премьер-министра, обязан нести личную ответственность за аварию и необеспечение своевременных и должных поисково-спасательных мероприятий[3].
В связи с трагедией, греческое правительство накануне трёхдневный траур[3].
Согласно заключению, опубликовнному в 2007 году, вертолёт потерял давление во второй гидравлической системе, лопасти первоначально ударили одна другую, а затем и корпус вертолёта, вызвав его падение. Экипаж, согласно заключению, несёт ответственность за несоблюдение процедуры полёта, изготовитель несёт ответственность за дефектные материалы[14].
Заключение о причинах падения многим показалось недостаточным и противоречивым. В прессе писали, что вертолёт упал в результате взрыва. Фирма изготовитель (Boeing) отказалась предоставить информацию о испытанях машины[15].
|
Крушение вертолёта «Чинук» (2004).