Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Куначество

Куначество — старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным отношениям, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту[1].

По форме и по сути куначество есть дальнейшее развитие обычая кавказского гостеприимства, которое по смыслу есть форма исскуственного родства, побратимства.

Аналогичные по смыслу обычаи существовали у черногорцев, арабов и др[1].

Куначество — способствовало разрушению межэтнических барьеров, способстовало налаживанию дружбы соседних и других народов, из которой в дальнейшем произростало торговое и иное сотрудничество разных плёмен, народов[2].

Безусловно - куначество способствовало и повышению безопасности межэтнических контактов, так как обычай обязывал кунаков обеспечивать полную безопасность друг друга, как безопасность родных братьев. Об этом например — Ф. А. Щербина, писал так[3] : «Обычай куначества свято соблюдался черкесами. Взять кунака из сакли черкеса можно было, лишь перешагнувши через труп хозяина сакли.»

Куначеские отношения обычно устанавливались с первых взаимных симпатий между хозяином дома и гостем и оформлялись обменом клятвами, обменом ценными и дорогими подарками и несложными ритуальными формальностями, к примеру выпивали молоко или вино из одной чаши, в которую бросали золотые монеты и т.п[2].

Куначеские отношения длились на протяжении веков, так как куначество передавалась по наследству, кунаки и их дети оказывали друг другу взимопомощь во всех важнейших делах. Известны случаи когда кунак заменял детям умерших родителей и опекал их до самого взросления[2].

Куначеские отношения у кавказских народов встречаются и в настоящее время, причём охватывают и представителей других народов, казаков и т. д.[2].

Содержание

Время возникновения обычая

Время возникновения этого обычая относят к седой старине, но точный период пока неустановлен. Одним из самых ранних исторических свидетельств о существовании на Кавказе обычая Куначества может служить свидетельство генуэзца Джорджио Интериано, который в конце 15 века много лет прожил на Кавказе и по возвращению домой в 1502 году издал книгу в которой сообщалось следующее[4] :

«Вообще у них в обычае гостеприимно и с величайшим радушием принимать всякого. Хозяина и гостя они называют „конак“, что значит по-латински hospite. По уходе гостя хозяин провожает конака-чужестранца до другого гостеприимного крова, охраняет его и, если потребуется, то отдает за него жизнь как самый преданный друг. И хотя, как было сказано, грабеж в здешней стране — такое обычное явление, что на этом деле, казалось бы, заработать им и не грех, однако конакам своим они обычно остаются верны и дома и вне дома и относятся к ним с величайшим радушием.»

Отличия от гостеприимства

Наиболее значимые отличия от гостеприимства следующие[5]:

  • обычай гостеприимства запрещал хозяину интересоваться личными или иными делами (проблемами) гостя, а куначество наоборот обязывало кунака активно интересоваться и знать всё что беспокоит его друга-кунака, чтобы своевременно оказать помощь.
  • обычай гостеприимства обязывал хозяина обеспечивать защиту гостя лишь в пределах собственых владений, а кунак отвечал за безопасность друга-кунака где бы он ни был, более того обязывал даже мстить за обиду или смерть друга-кунака.

Происхождения названия

Точное происхождение названия пока не установлено. По одной версии - слово "кунак" - происходит от чеченского "къонах" (благородный человек). По другой версии - слово "кунак" - происходит от тюркского (башкирского) "конак" (гость)[6]. Практически у каждого кавказского народа есть своя "прекрасная" версия происхождения этого слова.

Примечания

  1. ↑ БСЭ. ст. Куначество
  2. ↑ Ш. Б. Ахмадов(доктор исторических наук, профессор). Куначество как одна из форм развития межэтнических связей на Кавказе в XVIII—XIX вв.
  3. Ф. А. Щербина."Казачьи герои и сподвижники"
  4. Джорджио Интериано. БЫТ И СТРАНА ЗИХОВ, ИМЕНУЕМЫХ ЧЕРКЕСАМИ
  5. К. У. Унежев. Феномен адыгской (черкесской) культуры
  6. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974.

Куначество.

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52