Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Кшесинская

Матильда Кшесинская
Имя при рождении:

Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кржезинская

Род деятельности:

балерина, балетный педагог

Дата рождения:

19 (31) августа 1872(1872-08-31)

Место рождения:

дер. Лигово, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя

Гражданство:

Франция

Подданство:

 Российская империя

Дата смерти:

6 декабря 1971(1971-12-06) (99 лет)

Место смерти:

Париж

Отец:

Адам-Феликс Кшесинский

Мать:

Юлия Доминская

Супруг:

великий князь Андрей Владимирович

Дети:

светлейший князь Владимир Андреевич Романовский-Красинский (1902—1974)

Матильда Кшесинская на Викискладе

Мати́льда Фе́ликсовна Кшеси́нская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кржезинская; 19 [31] августа 1872, Лигово (под Петербургом) — 6 декабря 1971, Париж) — известная русская балерина и педагог, известная также своими интимными отношениями с августейшими особами Российской империи.

Содержание

Биография

Родилась в семье артистов балета Мариинского театра: дочь российского поляка Феликса Кшесинского (1823—1905) и Юлии Доминской (вдовы балетного танцовщика Леде, от первого брака у неё было пять детей). Сестра балерины Юлии Кшесинской («Кшесинская 1-я»; в замужестве Зедделер) и Иосифа Кшесинского (1868—1942) — танцовщика, балетмейстера, постановщика, заслуженного артиста РСФСР (1927)[1].

Артистическая карьера

В 1890 году окончила Императорское театральное училище, где её педагогами были Лев Иванов, Христиан Иогансон и Екатерина Вазем. После окончания школы была принята в балетную труппу Мариинского театра, где поначалу танцевала как Кшесинская 2-я (Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия). Танцевала на императорской сцене с 1890 по 1917 год. В начале своей карьеры испытала сильное влияние искусства Вирджинии Цукки:

У меня было даже сомнение в правильности выбранной мной карьеры. Не знаю, к чему это привело бы, если бы появление на нашей сцене Цукки сразу не изменило бы моего настроения, открыв мне смысл и значение нашего искусства.

— Матильда Кшесинская. Воспоминания.[2]

Танцевала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова: фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноимённом балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке». После отъезда в Италию Карлотты Брианца, к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица». 18 ноября 1892 года, в день 50-го представления балета, балерина записала в своём дневнике:

Приехал в театр Чайковский, и его попросили на сцену (и даже я его провела на сцену), чтобы поднести ему венок…

— Цит. по: Ю. А. Бахрушин. Балеты Чайковского и их сценическая история. [3]

В 1896 получила статус прима-балерины императорских театров (вероятно, во многом благодаря своим связям при дворе, так как главный балетмейстер Петипа не поддерживал её выдвижение на самый верх балетной иерархии).

Чтобы дополнить мягкую пластику и выразительные руки, свойственные русской балетной школе, отчётливой и виртуозной техникой ног, которой в совершенстве владела итальянская школа, начиная с 1898 года брала частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Первая среди русских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте подряд — трюк, которым до этого русскую публику удивляли только итальянки, в частности, Эмма Бессон и Пьерина Леньяни. Неудивительно, что возвращая в репертуар свои популярные балеты, Мариус Петипа при их возобновлении зачастую видоизменял хореографический текст главных партий в расчёте на физические способности балерины и её сильную технику.

Хотя имя Кшесинской часто занимало первые строчки афиш, её имя не связано с постановками великих балетов из списка классического балетного наследия. Специально для неё было поставлено лишь несколько спектаклей, и все они не оставили особого следа в истории русского балета. В «Пробуждении Флоры», показанном в 1894 году в Петергофе специально по случаю бракосочетания вел. кн. Ксении Александровны и вел. кн. Александра Михайловича, и затем оставшемся в репертуаре театра, ей была отведена главная партия богини Флоры. Для бенефиса балерины в Эрмитажном театре в 1900 году Мариусом Петипа были поставлены «Арлекинада» и «Времена года». В 1900 году балетмейстер возобновил специально для неё балет «Баядерка», исчезнувший со сцены после ухода Вазем. Также Кшесинская была главной исполнительницой в двух провальных постановках — балете Дочь Микадо Льва Иванова и последней работе Петипа «Волшебное зеркало», где балетмейстер поставил для неё и Сергея Легата великолепный pas d’action, в котором окружение прима-балерины и премьера составляли такие солисты как Анна Павлова, Юлия Седова, Михаил Фокин и Михаил Обухов.

Участвовала в летних спектаклях Красносельского театра, где, например, в 1900 году танцевала полонез с Ольгой Преображенской, Александром Ширяевым и другими артистами и классическое pas de deux Льва Иванова с Николаем Легатом.

Балерина утверждала, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно её приглашал в свои спектакли Михаил Фокин («Эвника», 1907; «Бабочки», 1912; «Эрос», 1915). Творческой индивидуальности Кшесинской была свойственна глубокая драматическая проработка ролей (Аспиччия, Эсмеральда).

Кшесинская всячески противодействовала приглашению в труппу иностранных балерин, интриговала против Леньяни (которая, тем не менее, протанцевала в театре 8 лет, до 1901 года). При ней стала сходить на нет практика приглашения знаменитых гастролёрш. Балерина славилась умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции. Некоторым образом именно она послужила причиной ухода из театра князя Волконского: отказавшись восстанавливать для Кшесинской старинный балет «Катарина, дочь разбойника», он был вынужден подать в отставку с поста директора Императорских театров.

Эмиграция

В 1929 году открыла собственную балетную студию в Париже.

В эмиграции при участии своего супруга написала, мемуары, первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке. Первое российское издание на русском языке осуществилось лишь в 1992 году.

Частная жизнь

В 18921894 годах[4] была любовницей цесаревича Николая Александровича (будущего Николая II); их отношения прекратились после помолвки цесаревича с Алисой Гессенской в апреле 1894 года.

Позже была любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. 18 июня 1902 года в Стрельне родился сын Владимир, получивший по Высочайшему указу от 15 октября 1911 года фамилию «Красинский» (по семейному преданию, Кржезинские происходили от графов Красинских), отчество «Сергеевич» и потомственное дворянство.

17 (30) января 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына (тот стал Владимиром Андреевичем).

30 ноября 1926 года Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года — светлейших князей Романовских-Красинских.

Смерть

Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Репертуар

(*) — первая исполнительница

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

Сочинения

  • Кшесинская М. Воспоминания. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. — 414 с. — (Ballets Russes). — 25 000 экз. — ISBN 5-87334-066-8
  • Matilda Kshessinskaya. Dancing in Petersburg. — L., 1960, 1973.  (англ.)
  • S.A.S. la Princesse Romanovsky-Krassinsky. Souvenirs de la Kschessinska : Prima ballerina du Théâtre impérial de Saint-Pétersbourg (Reliure inconnue). — P., 1960.  (фр.)

Память

Беллетристика

Матильда Кшесинская является персонажем следующих литературных произведений:

  • В. С. Пикуль. Нечистая сила. Политический роман. — Фрунзе: Кыргызстан, 1991.
  • Борис Акунин. Коронация. — М.: Захаров, 2002.
  • Геннадий Седов. Мадам Семнадцать. Матильда Кшесинская и Николай Романов. — М.: Текст, 2006. — ISBN 5-7516-0568-3
  • Т. Бронзова. Матильда. Любовь и танец. — Бослен, 2013

См. также

Примечания

  1. Описание фонда 134 центрального театрально музея имени Бахрушина
  2. М. Ф. Кшесинская. Воспоминания. М., 1992., стр 26.
  3. Ю. А. Бахрушин. Балеты Чайковского и их сценическая история. В сб.: «Чайковский и театр», стр. 115
  4. Кшесинская М. Воспоминания. — М., 1992. — С. 35—37.

Литература

  • Arnold L. Haskell. Diaghileff. His artistic and private life. — N. Y., 1935.
  • С. М. Волконский. Мои воспоминания. М.: «Искусство», 1992. — В 2-х тт.
  • Т. П. Карсавина. Театральная улица. М.: Центрполиграф, 2004.
  • В. М. Красовская. Русский балетный театр второй половины XIX века, «Искусство», 1963.
  • В. М. Красовская. Русский балетный театр начала XX века. «Искусство».
  • Рецензии на выступления студии Кшесинской в газете «Последние Новости» — см.полное собрание в: Revue des études slaves, Paris, LXIV/4, 1992, pp.735—772

Ссылки

  • The Ballerina Gallery
  • Матильда Кшесинская на Библиографическом ресурсе «Чтобы помнили».


Кшесинская.

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52