Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

К-8 (подводная лодка)

К-8
История корабля
Государство флага  СССР
Порт приписки пос. Гремиха
Спуск на воду 31 мая 1959 года
Выведен из состава флота 13 февраля 1971 года
Современный статус затонула
в Бискайском заливе
Основные характеристики
Тип корабля ПЛАТ
Обозначение проекта 627А «Кит»
Разработчик проекта СКБ № 143
Классификация НАТО «November»
Скорость (надводная) 15,5 узлов
Скорость (подводная) 30 узлов
Рабочая глубина погружения 300 м
Экипаж 104 человека
Размеры
Длина наибольшая (по КВЛ) 107,4 м
Ширина корпуса наиб. 7,96 м
Средняя осадка (по КВЛ) 5,65 м
Силовая установка
Атомная, двухвальная, типа ВМА, модификации с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
8 носовых ТА калибра 533 мм, 20 торпед, в обычной комплектации — 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн.

К-8 — советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит». Вступила в состав Северного флота 31 августа 1960 года. Погибла в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года.

Содержание

История строительства

Заложена в цехе судостроительного завода № 402 в Молотовске как крейсерская подводная лодка 9 сентября 1957 года.

2 марта 1958 года зачислена в списки ВМФ СССР.

Спущена на воду 31 мая 1959 года.

Радиационные аварии

13 октября 1960 года, через полтора месяца после принятия подводной лодки на вооружение, в Баренцевом море произошла авария: в одном из реакторов разорвалась труба контура охлаждения, в результате чего произошла утечка теплоносителя. Экипаж был вынужден перейти на резервную систему охлаждения, чтобы предотвратить расплав активной зоны реактора. Тем не менее, произошёл выброс радиоактивного газа, в результате которого у троих членов экипажа были выявлены видимые признаки острой лучевой болезни, многие члены экипажа получили дозы от 1,8 до 2 Зиверт (180…200 бэр). В дальнейшем, до капитального ремонта, связанного с заменой парогенератора на заводе «Звёздочка» в августе 1966 года — июле 1968 года, подобные разрывы имели место ещё дважды:

  • 1 июня 1961 года, во время отработки задач боевой подготовки. Один человек комиссован с острой формой лучевой болезни. Часть личного состава получила различные дозы облучения.
  • 8 октября 1961 года, во время отработки атаки группы кораблей на первенство ВМФ, вновь открылась течь из парогенератора.

Подобные аварии были связаны с большой протяжённостью трубопроводов контуров реактора и часто происходили на атомных подводных лодках первого поколения.

Гибель

Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море подводная лодка была направлена в район Северной Атлантики для принятия участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов СССР. Её задачей было обозначение подводных сил «противника», прорывающихся к берегам Советского Союза. Начало учений планировалось на 14 апреля, окончание — к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина — 22 апреля 1970 года. Вечером 8 апреля 1970 года, когда подлодка находилась севернее Азорских островов, при всплытии «К-8» с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту (ЦП) АПЛ. В течение минуты по сигналу аварийной тревоги в ЦП прибыло всё командование лодки и её командир, начавший руководство борьбой за живучесть корабля. Одновременно поступил доклад о пожаре в 7-м отсеке, где горела регенерация. Ещё через пять минут лодка всплыла в надводное положение. Далее пожар стал распространяться по воздуховодам. На боевом посту погиб весь состав первой смены главной энергетической установки (ГЭУ) АПЛ: инженер-капитан 3-го ранга В. Г. Хаславский, инженер-капитан-лейтенант А. С. Чудинов, инженер-капитан-лейтенант А. В. Поликарпов и старшие инженер-лейтенанты Г. В. Шостаковский и Г. Н. Чугунов. Видя, что пламя вот-вот ворвётся в пост ГЭУ, офицеры наглухо задраили двери, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы[1]. Расчёт ГЭУ ценой своих жизней сделал главное — предотвратил возможность теплового взрыва.

Много людей скопилось в восьмом отсеке. Их выводили через верхний люк. Концентрация окиси углерода в отсеке была уже смертельной. И хотя товарищи пытались спасать вынесенных, из шестнадцати, бывших в восьмом отсеке, спасти не удалось никого.

После аварийного всплытия бо́льшая часть экипажа была спасена при участии болгарского теплохода «Авиор», позже переименован «Хаджи Димитр»[2]. В условиях 8-балльного шторма на борту лодки продолжала борьбу за живучесть боевая смена из 21 человека во главе с капитаном второго ранга В. Б. Бессоновым. Корабль потерял остойчивость и в течение короткого времени затонул. Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота[3].

В настоящее время АПЛ с четырьмя ядерными торпедами на борту покоится на глубине порядка 4680 м в 490 км северо-западнее Испании[4].

Расследование

На подошедшей к месту трагедии плавбазе «Волга» оставшиеся в живых члены экипажа были доставлены в Североморск, где уже работала Правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы. На однотипной АПЛ «К-181» спасённые члены экипажа для восстановления ситуации полностью проиграли весь ход событий на «К-8», что существенно помогло понять ход развития аварии.

Вывод членов комиссии был единодушным — командир действовал грамотно, правильно, решительно. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, капитану 2-го ранга Бессонову Всеволоду Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Всю команду — и погибших, и живых — представили к государственным наградам: офицеров и мичманов, а также всех погибших, независимо от воинского звания, — наградили орденом Красной Звезды, оставшихся в живых матросов — медалью Ушакова.

Память

Именами командира «К-8» В. Б. Бессонова и корабельного врача А. М. Соловья, отдавшего свой дыхательный аппарат прооперированному им незадолго до пожара старшине Юрию Ильченко, названы улицы посёлка Гремиха. Имя В. Б. Бессонова присвоено средней школе № 1 г. Льгова Курской области.

Наличие ядерного оружия

До сих пор ведутся споры о наличии и количестве ядерных боеприпасов на борту лодки. В частности, существует версия Марио Скарамеллы, о наличии на борту в момент катастрофы 24 боеголовок с расщепляющимися материалами, и что 10 января 1970 года лодка положила на дно Неаполитанского залива 20 ядерных торпед в качестве управляемых мин против 6 флота США. По заявлениям Скарамеллы в 2004 году бывшие советские официальные лица подтвердили эту теорию, однако существование торпед подвергается обоснованному сомнению.[5]

Примечания

  1. [1]
  2. Народно дело: Българи спасили екипажа на съветска атомна подводница
  3. Книга памяти К-8
  4.  (англ.)Man-made and Natural Radioactivity in Environmental Pollution and Radiochronology by Richard Tykva and Dieter Berg, ISBN 1-4020-1860-6, 2004, стр. 136
  5. Soviet Navy 'left 20 nuclear warheads in bay of Naples', The Independent (19 марта 2005). Проверено 6 декабря 2009.

См. также

Ссылки

  • podlodka.info // Гибель ПЛ «К-8» проекта 627А Северного флота
  • deepstorm.ru // К-8 проект 627А
  • sexik.narod.ru// Гибель К-8
  • Болгары спасли экипаж советской атомной подводной лодки — на болгарском языке, газета «Народное дело»

Литература

  • Шигин В. В. Бискайский реквием. (документальная повесть)
  • Norman Polmar and J.K. Moore (2004). 'Cold War Submarines: The Design and Construction of U.S. and Soviet Submarines'. Washington, DC: Potamac Books, Inc. ISBN 1-57488-530-8.

К-8 (подводная лодка).

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52