U-156 | ||
---|---|---|
|
||
Перевозка пленных с Лаконии с U-156 на U-507 (на заднем плане) | ||
История корабля | ||
Государство флага | Германия | |
Спуск на воду | 21 мая 1941 | |
Выведен из состава флота | 8 марта 1943 | |
Современный статус | потоплена авиацией | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | Большая океанская ДПЛ | |
Обозначение проекта | IXC | |
Скорость (надводная) | 18,2 узлов | |
Скорость (подводная) | 7,3 узлов | |
Предельная глубина погружения | 230 метров (расчетная) | |
Экипаж | 48 (по штату 1941 года) | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 1 120 тонн | |
Водоизмещение подводное | 1 232 тонн | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 76,76 метра | |
Ширина корпуса наиб. | 6,76 метра | |
Высота | 9,4 метра | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 4,7 метров | |
Силовая установка | ||
Дизель-электрическая («MAN» 2х2200 л.с./э.д. 2х500 л.с.) | ||
Вооружение | ||
Артиллерия | 105-мм орудие L/45 (110 снарядов) | |
Торпедно- минное вооружение |
6 ТА калибра 533 мм, 22 торпеды, до 44 мин TMA | |
ПВО | 1 37-мм и 1 20-мм зенитных автомата | |
Категория на Викискладе |
U-156 — подводная лодка типа IXC кригсмарине времен Второй мировой войны. Заложена 11 октября 1940 года на верфи «Dechimag A.G. Weser» в Бремене под строительным номером 998. Спущена на воду 21 мая 1941, вошла в строй 21 ноября 1941 года.
Погибла при выполнении боевого задания 8 марта 1943 года.
Командиром лодки на протяжении всей её службы был капитан-лейтенант (позднее корветенкапитан) Вернер Хартенштайн (1908 года рождения)).
4 сентября 1941 года — 31 декабря 1941 года — в составе 4-й флотилии (подготовка экипажа). 1 января 1942 года и до последних дней — в составе 2-й флотилии.
Выполнила 5 боевых походов.
Потопила 20 судов общей грузовместимостью 97 504 брт. Повредила 3 судна (18 811 брт) и один военный корабль (1 190 тонн).
Во время выполнения первого похода 16 февраля 1942 года из-за несчастного случая (забыли вынуть предохранительную пробку) произошёл взрыв снаряда в стволе орудия. Погиб один матрос, а артиллерийский офицер потерял ногу. Разрушенную часть ствола удалили и лодка продолжила боевое патрулирование.
Выйдя 15 августа 1942 года из Лорьяна (Франция) в очередное патрулирование (в составе отряда «Пфайль»), 12 сентября в квадрате ЕТ 7721 (сетка кригсмарине) ПЛ встретила войсковой транспорт «Лакония» (англ. Laconia), следовавший из Суэца в Великобританию.
На борту находились 2 789 человек: 136 членов экипажа, около 80 гражданских, приблизительно 268 британских военнослужащих, свыше 1 800 итальянских пленных и 160 польских тюремщиков.
В 11:37 наблюдатель ПЛ доложил, что видит дым. На мостик поднялся капитан. Лодка увеличила скорость и легла курсом на перехват.
К 15 часам класс корабля был идентифицирован и было принято решение об атаке (из надводного положения в темное время суток). Был произведен залп из торпедных аппаратов № 1 и № 3 с интервалом в 20 секунд.
В 22:07 судно поразила первая торпеда, через несколько секунд — вторая.
В 22:22 с борта судна дали радио открытым текстом об атаке подводной лодки и о бедственном положении.
В 23:25 судно затонуло в точке с координатами 04°34" N 11°25" W.
Видя плачевное положение экипажа «Лаконии», капитан ПЛ принял решение оказать помощь, и, уже проводя спасательную операцию, запросил разрешения штаба. Понимая, что собственными силами не справиться, 13 сентября в 06:00 капитан на волне 25 метров передал радиограмму следующего содержания:
На помощь поспешили ПЛ: кригсмарине U-506 и U-507, итальянская «Каппеллини» («Cappellini» капитан 1-го ранга Марко Реведин). На его призыв также откликнулось правительство Виши, выслав к месту трагедии сторожевой корабль «Аннамит» (капитан 3-го ранга Кемар) и крейсер «Глуар».
14 сентября ПЛ приняла на борт свыше 400 человек. Затем около половины из них были снова высажены в лодки и на плоты. Всего в океане теперь плавало 22 спасательных шлюпки и плота, на которых нашли временное спасение примерно полторы тысячи человек. В воде больше не оставалось ни одного потерпевшего.
15 сентября U-156 дождалась пришедших на помощь U-506 и U-507, на борт которых была передана часть спасенных с «Лаконии». На борту U-156 оставалось 55 итальянцев и 55 англичан, в том числе 5 женщин.
16 сентября в 11:25 над ПЛ пролетел первый самолет с опознавательными знаками ВВС США (B-24 Либерейтор (англ. Liberator)). Менее чем через полчаса — другой. При их появлении над рубкой ПЛ был поднят большой (2х2 метра) флаг Красного Креста.
12:32 лейтенант Джеймс Д. Харден (англ. James D. Harden), пилот Либерейтора, выполняя приказ своего командования и отчетливо понимая ситуацию, пройдя над лодкой на высоте менее 80 метров, сбросил бомбы, в результате чего оборвались буксирные тросы спасательных шлюпок. Затем бомбометание продолжилось. Одна из бомб попала точно в шлюпку — погибли все в ней находившиеся. После следующего захода бомба разорвалась точно под центральным постом субмарины, на мостик поступили доклады о появлении течи. Капитан отдал распоряжение надеть спасательные пояса и высаживать всех спасенных с «Лаконии» в шлюпки.
В 13:11 U-156 передала сигнал бедствия, но к 13:45 наиболее серьёзные повреждения удалось устранить и лодка погрузилась. Всплыв, в 23:04 командир ПЛ доложил о случившимся по радио в штаб.
17 сентября в 12:22, U-507 также подверглась атаке.
Заклинен зенитный перископ, командирский перископ не поворачивается, вышли из строя семь элементов батарей, сорван фланец магистрали водяного охлаждения дизеля, сломан радиопеленгатор, отказали гидроакустические станции.
Узнав о помощи союзников, командующий подводными силами кригсмарине отдал печально известный приказ Тритон Нуль.
Из союзнического состава экипажа «Лаконии» погибло менее 20 человек, а из более 1 800 итальянцев спаслось только 450 (всего спаслись 1 111 человек).
В 13:15 8 марта 1943 года погибла от атаки самолета ВМС США («Каталина»), восточнее острова Барбадос. Весь экипаж (53 человека) погиб.
(O)
Лакония (лайнер).