Мегрелы мегр. მარგალეფი, груз. მეგრელები |
|
Мегрелы в традиционной одежде |
|
Современный ареал расселения и численность | |
---|---|
Всего: 400 000 |
|
Язык | |
Религия | |
Входит в |
Мегре́лы (мегр. მარგალეფი, марга́льепи; груз. მეგრელები: мегреле́би, абх.: а́гырқәа) — народность мегрело-занской (колхидской) группы картвельской языковой семьи[10][1][11][12][13]; часто как субэтническая группа грузинского народа.[14][нет в источнике] [15][уточнить][16]. Говорят на мегрельском языке, входящем в отдельную от грузинского языка мегрело-занскую языковую группу картвельской языковой семьи.[1][13]. . До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года)[17], последующие переписи (также и актуальная) причисляют их к грузинам. К настоящему времени мегрелы подверглись значительной грузинизации: кроме родного языка большинство владеет также грузинским языком, обладает двойным самосознанием, ассоциирует себя с грузинским этносом, проявляет лояльность Грузинскому государству, разделяя его политические и социальные доктрины. Однако процесс ассимиляции далеко не завершён, и мегрелы и в настоящее время сохраняют этническую обособленность от грузин[18].
Содержание |
Мегрелы являются коренным народом исторического региона Мегрелия[19] в Западной Грузии.
В Мегрелии характерны поселения усадебного типа, поэтому такие сёла растягиваются на несколько километров.
Проживают в крае Самегрело и Земо-Сванети на северо-западе Грузии, а также на востоке Абхазии[7]
(Гальский и Ткварчельский районы) и в столице Грузии — Тбилиси.
Живут также в составе грузинских диаспор в США, странах Европы и России.
На юге от мегрелов живут гурийцы, на востоке имеретинцы, на севере сваны, а на северо-западе — абхазы.
Мегрелы издавна живут в соседстве с грузинами и в настоящее время составляют с ними единую культурную и национальную общность, несмотря на различия, в особенности, языковые. Мегрельский язык сохраняет твёрдые позиции в быту. Этнокультурные и бытовые традиции в значительной мере сохраняют преемственность со своими историческими формами, существенно отличающимися от собственно грузинских, и при этом обнаруживают ряд параллелей с соседней абхазской этнокультурной средой. Многие авторы свидетельствуют о значительных этнопсихологических и поведенческих отличиях мегрелов от жителей Картли, Кахетии и других регионов[18].
Мегрелы — все прирожденные всадники — носили бурку и головной убор башлык — кабалахи, завязывая его по разному. Мужская одежда состояла из чохи, пояса с кинжалом, сапоги мягкие черкески.
В бою они отличались невиданной смелостью и доблестью. В основном мегрельские войска состояли из кавалерии мегрелов одетых в панцири. Сверху чёрная чоха с закатанными рукавами, под панцирем чёрная шёлковая рубаха (ахалохи). Ниже широкие шаровары и облегающие ногу высокие чёрные сапоги. На голове башлык или папаха. Под ним видна кольчатая бармица от шлема. …Пришли до трёх тысяч свирепых мегрельских горцев, полностью снаряжённых и вооружённых, закованных в стальные панцири и с обнажёнными руками, верхом на своих скакунах.- Так описывает Эвлия Челеби вооружение грузинских войск (там были войска со всей Грузии) подошедших крепости Гонио в 1647 году. Вооружены саблями и пистолетами.
Женщины одевали длинные платья, расширяющиеся к низу, с глубоким вырезом на груди, под ним специальный парчовый или вышитый нагрудник, пояс домотканый, широкий и длинный, рукава платья длинные с разрезом, свободно свисающие от спины. Внизу одета рубаха с гладкими узкими рукавами. Манжеты вышиты национальным узором. На голове косынка — «тавсапари» — завязывается особо.
Мужская национальная одежда представляет собой длинную чёрную чоху (черкеска), к поясу прикреплен кама (кинжал), головной убор — башлак-кабалах (башлык). Иногда, в опасных и конфликтных ситуациях либо в очень жаркую погоду, лицо (до глаз) укрыто повязкой. Традиционно хорошее владение навыками верховой езды. Характерен острый ум. Как многие кавказцы, мегрелы уважают и стараются придерживаться адатов, законов предков, передавая их в устной форме из поколения в поколение. Среди мегрелов широко распространена любовь к пению, а многие из напевов очень мелодичны (записаны с приложением нот X. Гроздовым в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», XVIII, 1894); песни исполняются под аккомпанемент грузинского народного инструмента чонгури или общего для Передней Азии инструмента — кеманча, называемого здесь понтийской лирой. Реже играют на разновидности армянского дудука — дудуки, гануне или на зурне. Мегрелы являются народом Востока, поэтому в культуре и быту мегрелов также проявляются восточные элементы такие, как ковроделие. Известные песни: «Асечонгури», «Ашочела», «Дидоунана», «Цира», «Мапшалия», «Кириалеса», «Джансуло» и др. Помимо песен на мегрельском языке, мегрелы издавна исполняют песни и на грузинском языке. Это такие песни, как «Джейран», «Дибиди (Ар минда мэ ром)», «Чеми танджули цховреба» и др. Мегрельская музыка переняла традиции соседей и покорявших стран, но сохранила и свои. Кроме песен, народное творчество мегрелов нашло выражение в сказках; некоторые из них в переводе на русский записаны Ш. Ломинадзе.
Наиболее известные блюда мегрелов — аджика, гоми, кукурузные лепешки и хачапури.
В позднем Средневековье мегрелы пользовались относительной самостоятельностью от Имеретинских царей (княжество Мегрелия) и имели собственную династию владетельных князей (Дадиани). В 1803 году владетель Мегрельского княжества вступил в российское подданство. С 1857 года введено российское управление. Упразднено княжество было в 1867 году и вошло в состав Российской империи (Кутаисская губерния)[20]. Князья Дадиани (светлейшие князья Мингрельские) впоследствии стали частью российского дворянства (после ликвидации княжества в 1867).
Религия — православие; верующие мегрелы относятся к Грузинской православной церкви. Впервые христианство в землях Мегрелии появилось в I веке н. э., в качестве государственной религии — IV век, однако до VI века мегрелы сочетали православие с языческими (зороастрийскими или митраическими) элементами верований. Древние мегрелы относились к этносу колхов и, согласно Геродоту, совершали обрезание.
Мегре́льский язы́к (самоназвание მარგალურ ნინა, margalur nina) — язык мегрелов, один из картвельских языков северо-западной Грузии. Примерное число говорящих — 550 тысяч человек. Из других картвельских языков ближе всего к распространённому в Турции лазскому, вместе с которым они образуют занскую группу. Время разделения этих языков можно определить лексикостатистически: они имеют 57 % совпадений в 100-словном базовом списке, что по формуле Сводеша-Старостина соответствует VIII веку до н. э.. Мегрельский язык использует письменность на основе грузинского алфавита, попытки ввести кириллицу предпринимались в 1860х годах. Составителем первой мегрельской грамматики был русский педагог Михаил Завадский. В мегрельском выделяется 9 падежей. В синтаксисе сильнее признаки номинативного строя по сравнению с грузинским. Фонемный инвентарь языка характеризуется сравнительным богатством консонантизма при умеренном развитии вокализма. Всего здесь 29 согласных фонем, 2 гласно-согласных, 5 гласных и 1 полугласная. Настоящие долгие гласные и истинные дифтонги отсутствуют.
По некоторым сведениям мегрельский и сванский языки происходят из одного общего прото-грузинского языка. Мегрельский, вероятнее всего, откололся от древне-картвельского языка в 700 году до н. э. В результате многовекового воздействия со стороны грузинского языка, обусловленные им структурные изменения затрагивают все уровни языковой структуры. В фонетике — это укрепление позиции фонемы Q; в морфологии — появление целого ряда алломорфов аффиксальных морфем (напр., e- для пассива); в синтаксисе — развитие сложноподчиненного предложения; в лексике — значительное пополнение словарного состава.
Мегрелы, как и большая часть народов, проживающих на восточном побережье Чёрного моря, относятся к средиземноморской расе европеоидной большой расы, в частности, по одной из классификаций, к понтийскому (восточно-средиземноморскому) подтипу большой европеоидной расы[21][22][23]; по другой классификации — к переднеазиатскому антропологическому типу, который по последней классификации включает в себя в том числе такие варианты, как восточногрузинский, южногрузинский, кавкасионский, причерноморский (к нему и относятся прибрежные мегрелы) и западногрузинский, к которому относятся непричерноморские мегрелы (причём два последних варианта по последней классификации отличаются от классических переднеазиатских форм рядом признаков, который сближает их с понтийским типом).[24]
Б. А. Куфтин в своих работах отстаивал положение о единой цепи, непрерывности развития культуры на территории Грузии (Южного Кавказа), чем отвергал мысль о сплошной замене здесь населения в древности.[25]
По мнению академика М. Г. Абдушелишвили, современное грузинское население является потомком древнейшего населения Западного Закавказья, так как формировалось без существенного внешнего воздействия путём развития местных антропологических типов.[24]
Основными окончаниями мегрельских фамилий являются: «ия/ая/ава/уа/ири/ори» (Мания, Закарая, Симония, Жвания, Чочия, Нармания, Гвалия, Берия, Сичинава, Гегечкори, Папаскири, Стуруа, Тодуа).
Мегрелы.