Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Мелодия (рекорд-компания)

«Мелодия»
Основан 1964
Основатели Министерство культуры СССР
Статус действующая
Жанр классика, эстрада, джаз, фольклор, литература
Страна  СССР Россия
Местонахождение Москва
Официальный сайт melody.su

«Мелодия» — советская и российская фирма звукозаписи, старейшая в России компания звуковой индустрии[1]. Основана в 1964 году, как Всесоюзная фирма грампластинок. Объединила основные фабрики грампластинок и звукозаписывающие студии, существовавшие на тот момент в СССР, и стала государственной организацией по производству, хранению и распространению звукозаписей[2].

С момента основания и до конца 1980-х годов фирма «Мелодия» являлась единственной в стране государственной организацией по массовому производству и распространению фонограмм. Записи «Мелодии», экспортировавшиеся более чем в 90 стран, получили мировое признание и неоднократно отмечались призами и международными премиями, выпускались известными иностранными компаниями[3]. В свою очередь, «Мелодия» издавала записи по лицензии зарубежных фирм. К началу 1990-х годов фирма входила в шестерку крупнейших мировых звукозаписывающих компаний[4].

Главной продукцией «Мелодии» в 1960–1980-х годах были грампластинки. В начале 1970-х годов был освоен выпуск фонограмм на магнитной лентекомпакт-кассетах, а к 1990 году на лазерном носителе — компакт-дисках. Всего, до 1991 года было издано примерно 49 тысяч наименований[5]. «Мелодия» обладает правами на все фонографические записи, сделанные ей, кроме лицензионных или защищённых авторским правом.

В 1990-х годах, в процессе демонополизации, часть структур «Мелодии» была упразднена, часть получила самостоятельность[1]. C 1993 года фирма представляет собой федеральное государственное унитарное предприятие «Фирма Мелодия» (ФГУП «Фирма Мелодия»)[6]. По определению директора ФГУП «Фирма Мелодия» Андрея Трошина, на 2006 год «Мелодия» являлась европейским лейблом среднего размера[7].

«Мелодия» занимается лицензированием, изданием, тиражированием и распространением фонограмм на компакт-дисках. Издания включают в себя записи классической музыки, эстрады, народного творчества, литературные записи — преимущественно, из архива Всесоюзной фирмы «Мелодия». Записи из архивов постепенно оцифровываются и каталогизируются. Также издаются видеодиски. В 2013 году «Мелодии» была присуждена премия ICMA в номинации «Лучшая историческая запись»[8].

Содержание

История

23 апреля 1964 года вышло постановление Совмина СССР, согласно которому студии грамзаписи и заводы грампластинок переходили в подчинение Министерства культуры[9][10]. Последующим постановлением Министерства культуры от 11 мая 1964 года была создана Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия»[11].

Дом главного управления «Мелодии» c 1964 года.
Фото 1957 года

«Мелодия» объединила всесоюзную и периферийные студии грамзаписи, заводы по производству грампластинок, оптовые торговые базы [1], Дома грампластинок, и стала осуществлять централизованное руководство творческими и промышленными предприятиями и организациями, находящимися в её ведении. Первым генеральным директором был назначен Николай Иванович Мохов[12], первым заместителем — Борис Давидович Владимирский[13]. Главное управление располагалось в Москве на Тверском бульваре, дом 24.

Центральной студией «Мелодии» стала Всесоюзная студия грамзаписи (ВСГ). В ней определялись планы записей, отбирался репертуар и исполнители. Записи, сделанные студией и поступавшие из периферийных студий, апробировались приглашёнными специалистами и проверялись на техническая пригодность. ВСГ монопольно изготовляла эталоны записей на специальных дисках[14] и (до 1978 года) никелевые оригиналы грампластинок для заводов страны, подготавливала и издавала каталоги грампластинок, аннотации к записям, ежеквартальные бюллетени новых записей[15]. Грамзаписи, сделанные ВСГ и некоторыми другими студиями «Мелодии» неоднократно получали гран-при Французской академии грамзаписи им. Ш. Кро и другие международные премии[16].

В первый год существования фирмы, на Апрелевском заводе, крупнейшем в составе «Мелодии», был освоен выпуск гибких грампластинок. Эти пластинки были просты в изготовлении и более доступны по цене, чем обычные. Гибкие пластинки изготовлялись для звукового журнала «Кругозор», выходившего ежемесячно с 1964 года, «Клуб и художественная самодеятельность», детского журнала «Колобок». На самостоятельных гибких пластинках выпускалась эстрадная музыка, учебные записи. В разные годы, на «Мелодии» выпускались грампластинки следуюших форматов: сингл-миньон (7”, 33 и 45 об/мин), в том числе гибкий (7”, 33 об/мин); гигант, в том числе гибкий (12”, 33 об/мин) и гранд (10”, на 78 и 33 об/мин).

Внешне-торговое объединение «Международная книга» стало представителем «Мелодии» за рубежом. Через «Межкнигу» заключались контракты, экспортировались записи, а начиная с 1973 года, после присоединения СССР ко Всемирной конвенция об авторском праве, стали развиваться лицензионные соглашения.

При посредничестве «Межкниги», в 1965 году был заключён контракт «Мелодии» с немецкой компанией «Ариола-Евродиск» (нем. Ariola-Eurodisc)[17]. В соответствии с договором, фирма «Ариола» получила эксклюзивные права на издание и распространение классической музыки из фонотеки «Мелодии». Успех продаж советских записей в ФРГ стал решающим фактором при подписании американской компанией «Кэпитол» (англ. Capitol) эксклюзивного контракта с «Мелодией» в августе 1966 года. По словам президента Алана Ливингстона, «большая часть материала будет записана в России». При этом он отметил, что качество советской звукозаписи не уступает американскому. К 1970 году, «Кэпитол» планировала выпустить 300 миллионов грампластинок с записями классической музыки из репертуара «Мелодии». Для этого был создан совместный лейбл «Мелодия-Энджел» (рус. Melodiya-Angel)[18][19]. Ожидания от продаж в США оправдались, и позднее, в связи с продажей 250-тысячной пластинки советских записей, «Мелодии» был вручен Золотая диск от «Кэпитол»[16]. В 1968 году подписан контракт с «Эйч-эм-ви» (англ. HMV) и записи из каталога «Мелодии» были выпущены в Великобритании[4].

Записи ВСГ экспортировались во Францию, Нидерланды, Японию и другие страны. Прочные контакты были установлены со странами Восточной Еровпы. В 1966–1976 годах ВСГ получила около 50 международных премий за лучшие записи[20]. По состоянию на 1970 год советские грампластинки экспортировались более чем в 60 стран мира[3]. Материалы о новых изданиях регулярно публиковались в периодической печати: «Музыкальная жизнь», «Советская музыка», «Советская культура» и других.[3]. В 1968 году ВСГ издала первый полный каталог долгоиграющих пластинок «Мелодии» на 33 об/мин (моно и стерео); последний вышел в 1982 году[21].

20 мая 1969 года вышло постановление Совмина РСФСР за № 319, предписывающее размагнитить некоторые «прозападные» записи «Мелодии». В этом же году с поста зместителя генерального директора ушёл Б. Д. Владимирский.

Грампластинки на 78 об/мин постепенно заменялись долгоиграющими. Последний эталон на 78 об/мин был записан 12 ноября 1969 года [22][K 1]. Выпуск таких пластинок продолжался ещё несколько лет. Следуя мировой тенденции, «Мелодия» начала в начале 1970-х годов начала выпуск магнитофонных кассет. Первым, новую продукцию освоил таллинский филиал. В 1971 году им были выпущены первые кассеты. В 1972 году, при поддержке заводов в Баку и Тбилиси, общий тираж кассет «Мелодии» составил 500 тысяч экземпляров. Тогда же планировалось, что в 1973 году будет изготовлено до 3 миллионов магнитофонных кассет[23].

Генеральным директором «Мелодии», на начало 1970-х годов, был Василий Иванович Пахомов. По его словам, в 1972 году издания «Мелодии» были впервые представлены в странах Африки и Латинской Америки[24]. По состоянию на 1973 год, грампластинки и записи экспортировались более чем в 70 стран мира[25]. В 1974 году «Мелодия» провела выставку достижений мировых технологий. Был представлен, в частности, стационарный синтезатор «Синти-100» (англ. Synthi 100), который позже был приобретён и установлен в Москве в 1975-1976 годах[26].

Стремление к расширению и улучшению производства продукции «Мелодии», обозначилось с пуском в Москве нового предприятия. Им стал Московский опытный завод «Грамзапись» (МОЗГ), вступивший в строй в 1978 году. На заводе были научно-исследовательские лаборатории, дизайнерские студии, типография, компьютерный центр. МОЗГ планировал выпускать около 70 миллионов грампластинок в год[27].

Общий годовой тираж «Мелодии», к началу 1970-х годов, составлял около 200 миллионов грампластинок, продукция экспортировалась в 92 страны мира[28]. С октября 1979 года начался выпуск ежеквартального каталога-бюллетеня «Мелодия»[21]. Бюллетень содержал списки новых грампластинок «Мелодии», рассказы об исполнителях, интервью, познавательные статьи, переписку с читателями.

В 1980-е годы был закончен массовый выпуск гибких грампластинок — они стали выпускались меньшими тиражами[K 2]. С 1987 года «Мелодия» и ВСГ перешли на хозрасчёт[29], с 1989 года «Мелодия» начала вести самостоятельную экспортную политику[1]. В том же году были выпущены первые компакт-диски.

К 1991 году, «Фирма Мелодия» располагала 21 предприятием, включая заводы и дома грампластинок[30]. Но тиражи продукции стали постепенно снижаться. Это объяснялось экономической ситуацией в России, сокращением заказов. В начале 1990-х годов директор «Мелодии» Валерий Васильевич Сухорадо подписал договор со звукозаписывающим концерном «Би-эм-джи» (англ. BMG). Директор ФГУП «Фирма Мелодия» на 2006 год Андрей Трошин заявил в интервью, что интерес для «Би-эм-джи» представляла фонотека фирмы. По договору, лицензии на фонограммы и права на дистрибуцию были переданы «Би-эм-джи» в эксклюзивное пользование, что, по его мнению, привело к разрушению всей структуры фирмы «Мелодия». В 2003 году срок действия договора с «Би-эм-джи» истёк[7] (по другим данным, контракт расторгнут). 27 января 2004 года у «Мелодии» появился официальный веб-сайт.

По информации официального сайта, в настоящее время «Мелодия» специализируется в первую очередь на формулировании и продвижении новых направлений деятельности, а также на качественной реставрации и выпуске архивных записей[2] на компакт-дисках. В каталоге фирмы присутствуют популярная эстрадная музыка, классическая музыка, джаз, аудиопродукция для детей (сказки), рок, аудиокниги. Преобладает советская и российская продукция, музыка русских и советских композиторов. 25 апреля 2012 года «Мелодия», предвосхищая празднование своего 50-летия, объявила о намерении начать выпуск архивных записей на виниловых пластинках ограниченным тиражом[31].

Студии грамзаписи

В производстве грампластинок использовались, в основном, фонограммы, записанные в ВСГ и в студиях грамзаписи Москвы, Ленинграда и союзных республик. По состоянию на конец 1965 года, звукозаписывающие (творческие) студии «Мелодии» располагались в Москве, Ленинграде, Риге (с филиалом в Таллине[32]), Вильнюсе[K 3], Ташкенте, Алма-Ате и Тбилиси[33]. Позже в состав «Мелодии» была включена студия в Новосибирске и в некоторых других крупных городах (не позднее 1977 года[34]): звукозаписывающие участки в Киеве (филиал ВСГ[20]) и Ереване.

Студии осуществляли записи только на магнитную ленту, которая затем отправлялась в ВСГ для производства эталона грампластинки[20].

Московские

Здание Всесоюзной студии грамзаписи
с 1960 по 1994 год. Фото 2009 года

Всесоюзная студия грамзаписи (ВСГ) организована 5 ноября 1957 года[10][K 4], располагалась в пристройке Дома звукозаписи[35]. С 1960-го года ВСГ разместилась на улице Станкевича (ныне Вознесенский переулок). Записи делались в специально оборудованном здании бывшей Англиканской церкви, с большим (на первом этаже) и малым (на втором этаже) залами-студиями, многочисленными аппаратами для записи на магнитную плёнку и для переписи на тондиски. Там же размещались специальные аппаратные по монтажу записей, для снятия дублей[15]; реставрационная аппаратная, для восстановления старых записей из архивов и частных коллекций[36]. Имелись аппаратные для записей из Большого зала Московской консерватории и Большого театра. Редакция и управление ВСГ размещалось в пасторском доме при церкви[37].

23 июля 1964 была включена в состав «Мелодии»[K 5] и стала центральной студией фирмы; по выражению редактора Анны Николаевны Качалиной, ВСГ была «рабочей лошадкой “Мелодии”»[38]. С начала 1960-х годов все записи ВСГ производились только в стереозвучании, в 1970-х годах началось освоение квадрофонической записи[15].

Из звукозаписывающей аппаратуры студия располагала, в частности, швейцарским четырёхдорожечным магнитофоном марки «Штудер» (нем. Studer), модель J-87 (1971). Звукорежиссёр студии Рафик Рагимов, рассказывая о работе над первыми альбомами группы «Песняры» в 1979–1980 годах, упоминает 24-дорожечные «Штудер» и «Отари» (англ. Otari), английский пульт «Амек», немецкие микрофоны «Ньюман» (нем. Neu­mann) модели U47[39]

С 1973 года в штате ВСГ работал ансамбль «Мелодия» под руководством Георгия Арамовича Гараняна.

В системе ВСГ работали выездные студии звукозаписи с передвижной аппаратурой для записи в других городах. В 1980-х годах в штате «Мелодии» появилась передвижная студия, изготовленная в Лондоне и демонстрировавшаяся на московской выставки «Связь-80»[K 6]. Все фондовые[K 7] записи на территории страны выполнялись только выездными студиями и специалистами из Москвы, на привезенной аппаратуре. В редких случаях, когда записи для фонда делали местные звукорежиссёры, их работы направлялись в Москву на худсовет, утвержденный руководством центральных студий[40]. Отделение ВСГ находилось в Киеве.

В 1991 году преподобный Тайлер Стрэнд (англ. Rev. Tyler Strand) убедил руководство «Мелодии» разрешить использовать церковь для проведения воскресных служб. В конце 1994 года здание было окончательно передано Англиканской церкви[37][41].

На Кронштадтском бульваре, в 1978 году вступил в строй Московский опытный завод грамзаписи (МОЗГ)[1], проект которого предусматривал помещения для звукозаписывающих студий[27].

Ленинградская

Здание Капеллы, где в 1959 году расположилась аппаратная Ленинградской студии грамзаписи. Фото 2004 года

Ленинградская студия грамзаписи открыта 29 апреля 1959 года[11] на проспекте Карла Маркса (ныне Большой Сампсониевский проспект), дом 57. В том же году была создана аппаратная в здании Академической капеллы[42].

В 1964 году вошла в состав «Мелодии» в качестве самостоятельной структуры[11]. Записи проходили в здании Академической капеллы, а с 1988 года в помещении Лютеранской церкви на Большом проспекте Васильевского острова[43]. Первоначально студия была оборудована аппаратурой, разработанной Ленинградским оптико-механическим объединением, затем чешской аппаратурой фирмы «Тесла» (чеш. Tesla)[44].

На каждый год, редакторский совет студии составлял план и передавал его в Москву. После утверждения делались записи. По состоянию на 1970–1980-е годы, 70% репертуара студии составляла классика. Каждый музыкант имел свою тарифную ставку и на этой основе получал гонорар за запись. Так, дирижер симфонического оркестра получал примерно 400 рублей за одну-две недели работы над грампластинкой[43]. По воспоминаниям Анатолия Васильева, чья группа «Поющие гитары» записалась на Ленинградской студии в 1967 году:

В студии расставляли микрофоны, выходила группа и начинала играть. Если кто-то что-то запарывал, звукорежиссер нажимал на кнопку „стоп“ и все начинали играть по новой, и так по нескольку раз. Платили нам 7 рублей за день записи, а вот что касается денег за проданный тираж, который был многомиллионным, то мы, по-моему, ничего так и не получили[43].

По словам Анатолия Васильева, в те времена существовал негласный закон, по которому на диске-гиганте могли звучать только две собственные композиции, а остальное место отдавалось песням членов Союза композиторов. До конца 1980-х на студии легально могли записываться только члены Союза композиторов. Остальные записывались нелегально, хотя иногда и с ведома администрации, а записи тиражировались на кассетных альбомах[43].

Преемником Ленинградской студии стала, в 1990-х годах, Петербургская студия грамзаписи, которая располагает фоноархивом, созданным за все годы её существования. Архив состоит из более чем 4 500 наименований. В основном, это записи классической музыки. Фонограммы хранятся на аналоговых и цифровых носителях[45]. По состоянию на 2008 год в составе было три тон-ателье и четыре аппаратные[11].

Рижская

Композитор Марген Зариньш, звукорежиссёры Язепс Кулбергс и Александрс Грива в Рижской студии грамзаписи.
Фото 1970-1980-х годов

Студия звукозаписи Рижского завода (латыш. Rīgas skaņu ierakstu studija) была основана в 1958 году[46], с филиалами в Таллине и Вильнюсе.

В 1964 году вошла в состав «Мелодии». Первоначально, записи проводились в помещении Латвийского университета[47]. Затем, студия переехала в здание Реформаторской церкви на Конюшенной улице (ныне улица Марсталю), дом 10, в Старом городе. Музыкальные специалисты утверждали, что помещения с подобной акустикой не было во всей Прибалтике[48]. Рижская студия одной из первых перешла на стереофоническую запись. Первой такой записью стало выступление болгарского хора «Гусла». Студия располагала качественным оборудованием: швейцарскими микрофонами, современными пультами и магнитофонами[49].

В начале 1980 года, журнал «Мелодия» писал, что в аппаратной Рижской студии грамзаписи, находившейся в одном из помещений Домского собора, звукорежиссёр Я. Кулбергс, редактор Х. Саулите и инженер звукозаписи В. Каксис провели записи органной музыки латышского композитора Индулиса Калниня в исполнении органиста П. Сиполниекса. Записи были выпущены на грампластинке «Сувенир рижского Домского собора»[50].

С начала 1970-х редактором студии работал Алдис Эрманбрикс (латыш. Aldis Ermanbriks), ставший, после отделения студии от «Мелодии» в 1992 году, её директором[51].

Таллинская

Хейно Педусаар в Таллинской студии грамзаписи. Фото 1970-х годов

Таллинская студия звукозаписи (эст. Tallinna Heliplaadistuudio) начала работу в апреле 1959 года, как филиал Рижской фабрики грампластинок в здании Министерства культуры Эстонской ССР[52].

В 1964 году вместе с Рижским заводом вошла в состав «Мелодии». С первых дней основания в студии работал бессменный главный редактор Иоанн Ющук (эст. Joann Juštšuk). К 1967 году в штате студии были 8 человек. Повысил качество записей опытный звукорежиссёр и музыкальный исследователь Хейно Педусаар (эст. Heino Pedusaar)[52].

Важной частью культурного наследия студии стала работа над серией записей органной музыки. Инициаторами записи в начале 1970-х годов стали профессор Хуго Лепнурм и органист Рольф Уусвяли (эст. Rolf Uusväli). Заметный вклад в производство серии из более чем 30 грампластинок, сделала звукорежиссёр Энн Томсон (эст. Enn Tomson)[53].

В 1971 году в при студии начато экспериментальное производство компакт-кассет, которое через несколько лет было преобразовано в Таллинский завод музыкальных кассет[54].

Вильнюсская

Вильнюсская студия звукозаписи (лит. Vilniaus plokštelių studijai) основана 12 сентября 1958 года[55] на улице Пионеров (ныне улица Барборос Радвилайтес), дом 8, рядом с Садом молодёжи в Старом городе. Директором студии стал оперный певец Валериёнас Индриконис[K 8], его аннотации использовались на ковертах грампластинок в 1960-х годах. Первые записи делались техниками Вильнюсского радио. С 1961 года на студии работал звукорежиссёр Витаутас Бичюнас (лит. Vytautas Bičiūnas)[56]. Записи Вильнюсской студии издавались на Рижском заводе[57].

В Вильнюсской студии грамзаписи. Фото 1980-х годов

В 1978–1986 годах редактором студии работала известная сегодня как музыковед Рута Скудене (лит. Rūta Skudienė)[58] — составительница сборников литовского джаза[59]. Со временем студия была оснащена современным оборудованием, освоены стерео и многоканальные методы записи — на 1987 год студия располагала 8-канальным микшерным пультом «Штудер» (нем. Studer), 2-канальными магнитофонами «Штудер» A-80 и C37 и 8-канальным «Ампекс» (англ. Ampex) 440В, звуковыми колонками «Танной» (англ. Tannoy). Этой аппаратурой управляли звукорежиссёры Вилюс Кондротас (лит. Vilius Kondrotas), Эугениюс Мотеюнас (лит. Eugenijus Motiejūnas), Римантас Мотеюнас (лит. Rimantas Motiejūnas), В. Эйнорис (лит. V. Einoris), Ю. Моцкявичюс (лит. J. Mockevičius)[60]. За период 1980–1989 годы, «Мелодия» издала 77 наименований грампластинок, записанных в Литве[61].

В 1990 году Вильнюсская студия перестала быть подразделением «Мелодии». Позднее, было зарегистрировано предприятие ЗАО «Вильнюсская студия звукозаписи» (лит. UAB „Vilniaus plokštelių studijai“) по адресу ул. Бирутес, дом 18, где раньше располагался цех звукозаписи Литовской киностудии.

Тбилисская

В 1974–1982 годах в работе Тбилисской студии грамзаписи принимали участие звукорежиссёры Михаил Килосанидзе, Г. Гвишиани, Д. Демуров[62]. Михаил Килосанидзе, представлял, в частности, филармоническую музыку Грузии. Как отмечается в книге 1989 года «„Мелодия“ вчера, сегодня, завтра», «симфонии Г. Канчели, программы дирижера Дж. Кахидзе, Камерного оркестра под управлением Л. Исакадзе, национальная хоровая музыка пользуются большим успехом благодаря точно и тонко продуманной звукорежиссером богатой акустической картине». Записи Михаила Килосанидзе были отмечены в конкурсах на лучшую запись «Мелодии»[63][64].

Алма-атинская

Во времена СССР Алма-атинская студия грамзаписи Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия» располагалась в помещениях «Казахфильма»[65].

Заводы

В состав фирмы «Мелодия» в разные годы входили заводы в Москве, городе Апрелевка Московской области, Ленинграде, Риге, Тбилиси, Ташкенте, Баку, Таллине. В журнале «Биллборд» от 27 ноября 1965 года упоминается также завод в Вильнюсе и проектирующийся завод в городе Умань[33].

Московские

Логотип Всесоюзной студии грамзаписи

В Москве, до 1978 года, относительно небольшое производство по изготовлению грампластинок имела Всесоюзная студия грамзаписи (ВСГ)[38]. Известны гибкие пластинки, гранды, гиганты и цветные гиганты[66] с надписями на этикетке: «Мелодия» и Всесоюзная студия грамзаписи[K 9]. Главным производством ВСГ являлась запись эталонов грампластинок — преобразование магнитной записи на ленте в механическую на лаковом, а с середины 1980-х — на медном диске, и, до 1978 года, также производство никелевых оригиналов гальванопластическим способом.

Затем, в 1978 году, гальванический и прессовый цеха ВСГ были переведены на новый Московский опытный завод грамзаписи (МОЗГ)[1], который разместился на Кронштадтском бульваре, дом 7. Здание было построено по проекту архитектора Валерия Михайлова, дизайн разработан проектным институтом «Гипротеатр» [27]. Таким образом, завод стал изготовлять никелевые оригиналы с эталонов ВСГ, матрицы и печатать сами грампластинки. Планировалось выпускать около 70 миллионов грампластинок в год[27].

К 1987 году на заводе был создан участок, оснащённый современным гальваническим оборудованием, по производству медных дисков. Новые диски отправлялись в ВСГ для записи, а затем на заводе с них делали оригиналы и матрицы[67].

В 1989 году завод приступил к подготовке линии для изготовления компакт-дисков, которая официально вступила в строй в феврале 1990 года[68]. К 1992 году МОЗГ также изготовлял медные диски, а тиражирование и выпуск грампластинок осуществлялось уже на других заводах «Мелодии»[69].

Апрелевский

Один из корпусов Апрелевского завода. Фото 2006 года

Апрелевский завод ведёт своё начало от фабрики «Метрополь Рекордъ», основанной в 1910 году Готлибом Моллем (нем. Gottlieb Moll). Согласно информации из программы «Достояние республики», на Апрелевском заводе уже в начале 1950-х годов началось освоение выпуска виниловых пластинок. В 1952 году были изготовлены первые в стране партии долгоиграющих грампластинок, в 1961 году — первые стереофонические грампластинки[70].

С 1964 года в составе «Мелодии», считался её крупнейшим заводом[3]. Производил грампластинки всех основных форматов: синглы-миньоны, гранды, гиганты; а также гибкие (с 1964 года) и цветные. Выпускал грампластинки на 78, 33 и 45 об/мин, в том числе синглы-миньоны на 45 об/мин на экспорт и по заказу конторы «Союзинвентарь» для музыкальных автоматов «Меломан»[71][K 10]. Грампластинки на 78 об/мин Апрелевский завод выпускал до 1971 года[70]

19 апреля 1971 года завод награждён орденом Ленина. Награда была вручена директору Марии Григорьевне Цвигун[72][K 11]. В 1989 году завод приступил к освоению производства кассет.[70]. На предприятии выходила заводская газета.

Ленинградский

Вывеска Ленинградского завода

Ленинградский завод граммофонных пластинок введён в строй под руководством директора и рационализатора Ю. Х. Цомаева в 1948 году по адресу Цветочная улица, дом 11. Оборудование завода было собрано на базе экспроприированного немецкого граммофонного завода «Темпо» (нем. Tempo)[73]. С августа 1957 года стал называться «Аккорд» и перешёл в подчинение Управления химической промышленности Ленсовнархоза[9]. За год до этого освоен выпуск долгоиграющих грампластинок, в 1962 — стереофонических[42].

11 июля 1964 года завод включён в состав фирмы «Мелодия» под названием «Ленинградский завод грампластинок Всесоюзной фирмы граммофонных пластинок „Мелодия“»[9]. Выпускал пластинки на 78 (гранды) и 33 об/мин (гибкие, синглы-миньоны, гранды, гиганты). В 1972 году завод начал выпуск грампластинок разных цветов[74]. В середине 1980-х печатал, кроме основных заказов, пластинки для польской фирмы «Тонпресс» (польск. Tonpress).

С 1993 года — АООТ (ныне ОАО) «Петерфон»[9].

Рижский

Рижский завод грампластинок (РЗГ) (латыш. Rīgas skaņuplašu fabrika (RSF)) основан в 1950 году на базе фирмы «Беллакорд-Электро» (латыш. Bellacord–Electro), располагался на улице Калнциема, дом 40.

В 1964 году вошёл в состав «Мелодии» под названием «Рижский завод грампластинок Всесоюзной фирмы “Мелодия”» (латыш. Vissavienības skaņuplašu firma Melodija Rīgas fabrika). В 1965 году освоен выпуск долгоиграющих грампластинок, с 1971 года — стереофонических. В 1973 году построен кассетный цех и налажен выпуск компакт-кассет. В 1979 году произведено 10 миллионов грампластинок[75]. В 1981 году завод награждён орденом «Знак Почёта». Продукция реализовывалась в основном в Прибалтике, а также в республиках Советского Союза и за рубежом: в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, США, на Кубе, во Вьетнаме[46].

В 1992 году Рижская фабрика грампластинок была приватизирована звукозаписывающей компанией «Синтез-рекордс» и переименована в RiTonis. В 1999 году объявлена банкротом[47].

Таллинский

В начале 1971 года, постановлением Рижского завода грампластинок, при Таллинской студии звукозаписи основан филиал завода для производства малогабаритных магнитофонов[46] и цех по производству кассет[K 12]. Аппаратура для тиражирования была закуплена у немецкой фирмы «Воллмер» (нем. Vollmer), специалисты которой помогли её установить. В 1971 году в цехе была изготовлена первая в СССР пробная партия в 10 тысяч компакт-кассет[76]. Всего за первый год работы, цех изготовил 200 тысяч кассет. В 1975 году цех стал заводом (эст. Tallinna Helikassetitehas), во многом благодаря Вяйно Верлину, который нашел необходимые помещения на улице Tiivase (ныне Nõmme-Kase), дом 12. На продукции ставилась надпись «Таллинский завод музыкальных кассет».

К 1977 году завод произвел 2,6 миллиона кассет 400 наименований. Первая линия для тиражирования имела относительно небольшую производительность. В 1977 году были закуплена новая техника немецкой фирмы «Асона» (нем. Asona), и за год было выпущено 5 миллионов кассет. Детали для кассет закупались в Германии (лента «БАСФ» (нем. BASF)), Японии, США. Использовалась магнитная лента комбината «Свема». Позже были освоены собственные пресс-формы. Часть кассет выпускалась в режиме стерео. Продукция распространялась в Эстонии и других Союзных республиках, почти половина шла на заводы магнитофонов. В середине 1970-х кассеты таллинского завода экспортировались в Чехословакию, Финляндию, Венгрию, Францию, Ливан, Индонезию, Вьетнам и Сингапур.

Завод, откликаясь на письма с просьбами прислать компакт-кассеты наложенным платежом, по возможности старался эти просьбы удовлетворить. Планировалось создать новый завод с мощностью 5 миллионов кассет в год, со своей студией звукозаписи, концертным залом, и завод лазерных дисков.

После объявления Эстонией независимости, в 1990-х годах производство перешло на импортную ленту, оформление стали печатать на пластиковых футлярах кассет. К 1997 году завод выпускал, в основном, классическую музыку, объёмы производства снизились. Последние кассеты были произведены в Таллине в июне 2005 года[77].

Тбилисский

Тбилисский завод грампластинок выпускал долгоиграющие моно и стерео грампластинки, гибкие пластинки. В начале 1972 года было закуплено американское оборудование на сумму 300 тысяч долларов и налажено производство компонентов магнитофонных кассет[23]. По информации на конец 1981 года, завод производил компоненты компакт-кассет и имел линию тиражирования[78].

Бакинский

Выпуск грампластинок в Баку был освоен ещё до входа в состав «Мелодии» различными предприятиями местной промышленности[79].

Возможно, что основателем фабрики и её первым директором стал Ильдырым Касимов[80]. В составе «Мелодии», завод выпускал грампластинки примерно до 1971 года[81]. Известны долгоиграющие грампластинки Бакинского завода (синглы-миньоны и гранды) на 33 об/мин изготовленные по ГОСТам 1961 и 1968 годов[K 13], с надписью по-русски — Мелодия, или по-азербайджански — Təranə (рус. Мелодия).

В 1972 году на Бакинском заводе «Мелодии» было налажено производство компонентов компакт-кассет[82]. На 1979 год, кассеты Бакинского завода поставлялись во все союзные республики. Так, в выпуске газеты «Бакинский рабочий» за 5 декабря, говорится, что завод отгрузил большую партию своей продукции в Тбилиси и рапортовал о выполнении годового задания; при этом, до конца года завод обязался выпустить дополнительно к плану свыше 150 тысяч кассет[83]. По информации на конец 1981 года, завод производил компоненты и имел линию тиражирования[78]. Кассеты выпускались под маркой «Мелодии» с надписью «Бакинский завод магнитофонных кассет»[84].

Ташкентский

Ташкентский завод грампластинок основан в 1945 году на улице Грампластинок, дом 58. Производство было собрано на базе эвакуированного в 1941 году оборудования Ногинского завода. С 1957 года выпускал долгоиграющие грампластинки.

В 1964 или 1965 году вошёл в состав «Мелодии», в 1969 году заводу присвоено имя народного хафиза Мулла Туйчи Ташмухамедова. С 1972 года освоил выпуск стереофонических грампластинок. По состоянию на 1981 год в составе предприятия было 10 цехов и 9 отделов. На заводе работало 539 ударников соцтруда, 15 бригад коммунистического труда. 12 работников были удостоены правительственных наград. При заводе имелся детский сад и зона отдыха.

В марте 1995 года по адресу предприятия зарегистрировано объединение «Мелодии востока» (узб. «Шарк таронаси»). Товарами производства были грампластинки и конверты. Пластинки печатались с матриц «Мелодии»; издавались, в частности, детские сказки.

Репертуар

По состоянию на 1986 год, издание записи фирмой «Мелодия», начиналось с того, что репертуарная комиссия составляла годовой план записей[14].

При отборе готовых записей, учитывался идеологический момент. Например, при закупке лицензий, в расчёт принималась идеологическая направленность записей, «отсутствие в них порнографических текстов и пропаганды неприемлемых для нас сторон буржуазного образа жизни»[85].

Существовали также критерии отбора репертуара и для самой записи. По словам Юрия Энтина, который с 1962 года работал редактором в ВСГ, в начале 1960-х годов на студии были более свободные нравы, чем на радио или телевидении. Там появлялись, по его выражению, «какие-нибудь „Ландыши“, которые потом критиковались за мещанство»[86].

Решения, принятые комиссией в отношении оформления грампластинок могли быть оспорены в вышестоящих организациях. Так, Ольга Маркина вспоминает, что готовый тираж лицензионного альбома группы «Спейс» (фр. Space) 1983 года, был, после «просмотра в ЦК», изъят из-за обложки, на которой был изображён крест. Полиграфия была заменена и грампластинки заново расфасованы по новым конвертам[87].

По мнению Валерия Колпакова, «считать, что только она (идеология) влияла на всю деятельность фирмы „Мелодия“, будет неправильно… Влияли вполне рыночные товарно-денежные отношения, хотя открыто это никто не признавал и уж тем более не афишировал»[85].

В 1980-е годы начальником отдела по контролю за формированием репертуара — ответственным секретарём художественного совета был поэт-песенник Михаил Зеликович Шабров.

Для грампластинок «Мелодии» существовали следующие группы жанров, от которых зависела государственная цена грампластинки:

0 — гимны, документальные, общественно-политические записи;
1 — симфоническая, оперная, хоровая музыка;
2 — русская народная музыка;
3 — творчество народов СССР;
4 — поэзия, проза, драматургия;
5 — записи для детей;
6 — эстрада, песни советских композиторов;
7 — учебные записи;
8 — музыка народов зарубежных стран (фольклор);
9 — прочие записи (спецзаказы «Кругозор», «Колобок», измерительные записи и др.).

Значительное количество фонограмм в 1960-1980-х годах поступало для «Мелодии» из Государственного дома радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ)[88], телерадиофонда[89][K 14]. Кроме этого, «Мелодия» имела собственный фонд записей.

Лицензирование

Издание фонограмм на лицензионной основе началось в СССР в 1973 году, когда страна присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве. По состоянию на 1982 год, ежегодно подписывались контракты на 30 и более названий, общим тиражом более одного миллиона экземпляров. Лицензии закупались, прежде всего, у тех зарубежных фирм, которые активно работали в своих странах с советскими записями[85].

Лицензирование зарубежных осуществлялось в следующем порядке. «Мелодия» получала от зарубежных фирм или заказывала через каталоги образцы фонограмм. Заказы осуществляло внешнеторговое объединение «Межкнига». Образцы прослушивались и обсуждались специальной комиссией — Советом по лицензиям. В этот Совет входили специалисты фирмы «Мелодия» и Минкульта, музыковеды, композиторы, исполнители, московские филофонисты. После прослушивания и отбора, осуществлялась закупка лицензий[85]. Закупку и заключение договоров с зарубежными фирмами грамзаписи осуществлялось также при посредничестве «Межкниги».

Первоначально, основную долю лицензий составляли записи классической, симфонической, оперной, камерной музыки. Во второй половине 1980-х годов увеличился выпуск грампластинок с записями джаза, эстрады и рок-музыки. В этот период руководство «Мелодии» и худсовет пришли к выводу, что следует закупать меньше лицензий, но более популярных наименований[85].

Всего, до начала 1990-х «Мелодия» выпустила около 450 лицензионных наименований[85] зарубежных фирм: «И-эм-ай» (англ. EMI), «Декка» (англ. Decca), «Дойче граммофон» (нем. Deutsche Grammofon), «Полидор Интернешнл» (англ. Polydor International), «Си-би-эс» (англ. CBS) и других[90].

Производство

После принятия репертуарной комиссией плана, начиналось его осуществление. На Всесоюзной и республиканских студиях выполнялись записи. Кроме артистов, важную роль играли звукорежиссёры — от их квалификации и опыта напрямую зависело качество записи на магнитную плёнку. Обычно делалось несколько вариантов записи, наиболее удачные фрагменты склеивались в одну фонограмму. Готовая фонограмма из склеенных фрагментов переписывалась на целую ленту и передавалась на прослушивание худсоветом. Если запись получала одобрение, ей присваивался номер, который впоследствии становился каталожным (матричным) номером носителя[14].

Грампластинки

С магнитной ленты запись переносилась на лаковый, а с 1986 года и на медный диск — магнитная запись преобразовывалась в механическую. Диски записывались только в центральной студии — Всесоюзной студии грамзаписи, в Москве, где находилось специальное оборудование[14].

После этого, диск обрабатывали по специальным технологиям, и получали эталон, с которого делались никелевые оригиналы, с которых, в свою очередь, можно было изготавливать матрицы и тиражировать грампластинки. До 1978 года процесс изготовления никелевых оригиналов также происходил на ВСГ. Начиная с 1978 года, производство оригиналов осуществлялось на опытным заводе «Грамзапись».

Оформление

Большинство конвертов имели стандартные рисунки и надписи. В 1982 году на ВСГ был введен в строй репродукционный центр, его задача — обеспечивать качественное оформление конвертов для всех заводов фирмы. По словам директора завода «Грамзапись» Анатолия Александровича Мазина, это позволяло выпускать новые пластинки в едином художественном оформлении и значительно сократить сроки их производства — до одного-двух месяцев после решения тиражной комиссии[91].

Тираж

На начало 1970-х года, тиражная комиссия, куда входили музыканты, работники студии, представители торгующих организаций, собиралась раз или два в месяц. На комиссии отчитывались о выполнении плана, и обсуждались дополнительные тиражи. По воспоминаниям Анны Качалиной, на совещании в начале 1970-х годов торгующая организация могла заявить, какая популярная запись им необходима, чтобы выполнить план за квартал[38]. Последующие тиражи грампластинок всецело определялись торгующими организациями. Ежеквартально торгующие организации, учитывая покупательский спрос, формировали заказы заводам грампластинок[91].

В журнале «Наука и жизнь» за 1984 год, директор завода «Грамзапись» Анатолий Александрович Мазин уточняет, что в тиражную комиссию, которая определяла количество экземпляров первых выпусков каждой новинки, входили представители министерства культуры, Союза композиторов, торговли и других заинтересованных организаций[91]. Официальные тиражи первых пластинок устанавливались в зависимости от группы жанра: 1-ая группа (оперная, симфоническая, камерная музыка) — 3–5 тысяч, 2-я группа — 5–10 тысяч, 3-я группа — 1–2 тысячи, 4-я группа — 1–3 тысячи, 5-я группа — 5–10 тысяч. Первые тиражи для песен советских композиторов, авторских записей и эстрадных композиторов составляли 5–10 тысяч, вокально-инструментальных ансамблей — 10–30 тысяч, популярных эстрадных программ (например, «С новым годом», «Для вас, женщины») — до 100 тысяч[91]. Эстрадный музыкальный редактор ВСГ Юлия Сапрыкина, рассказывая о конце 1980-х, сообщила, что первый тираж любой пластинки был 25 тысяч[92].

Тираж во многом зависел от технических возможностей «Мелодии». Так, в 1986 году вышло около 12 миллионов грампластинок изготовленных на основе новой технологии. Суть изобретения состояла в том, что фонограмму переносили не на лаковый, а на медный диск, с которого можно было получить 17 никелевых оригиналов, вместо одного. В итоге возможный тираж увеличивался во много раз. Планировалось, после исчерпания запасов лаковых дисков, полностью перейти на медные[14].

Тиражи лицензионных записей устанавливала специальная комиссия по отбору и закупке. Лицензионные тиражи, в соответствии с договорами, были относительно небольшими, без права повторного тиражирования. Примерный тираж одного лицензионного диска — чуть больше 33 тысяч[85].

Торговля

В состав фирмы «Мелодия» в разные годы входили 18 Домов грампластинки — оптовых предприятий торговли, распределявших грампластинки, катушки магнитных лент, компакт-кассеты по магазинам страны. Несколько Домов грампластинок было в Москве, РСФСР (в Ленинграде, Свердловске и др.), и по одному — в столицах союзных республик [85]. Розничная реализация продукции осуществлялась через сеть государственных магазинов, торговые предприятия потребкооперации, сеть киосков «Союзпечать». Часть продукции региональных заводов реализовывалась через местные торговые точки. Грампластинки можно было заказывать по почте – на 1980 год единственной организацией высылающей грампластинки наложенным платежом была Апрелевская база посылторга. При этом, лицензионные и гибкие пластинки не высылались[93].

Золотой диск

Согласно официальному пресс-релизу фирмы «Мелодия», почётный приз Всесоюзной фирмы грампластинок «Золотой диск» был учреждён Министерством культуры СССР в декабре 1981 года[94]. Целью этой награды было пропаганда и поощрение композиторов, исполнителей, драматургов, а также выражение общественного признания и высокой оценки грамзаписи.

Как рассказал на страницах газеты «Вечерняя Москва» за апрель 1982 года заместитель начальника управления музыкальных учреждений Минкульта В. Н. Ковалев, в отличие от зарубежных фирм, ориентировавшихся на коммерческий успех, при награждении Золотым диском учитывались в первую очередь «идейные и художественные достоинства» грамзаписей и исполнительское мастерство артистов. Этот подход подтвердил чешский певец Карел Готт в 2011 году в одном из своих интервью[95].

Когда я записал свою первую пластинку в Союзе в конце 70-х, она разошлась пятимиллионным тиражом. Представляете, что бы это значило сейчас? Но на «Мелодии» мне платили двести рублей за песню: продается диск или нет — это не имело значения. Мой гонорар оставался неизменным. Шесть лет назад я, например, заработал золотой диск на «Мелодии», но представители компании популярно объяснили мне со сцены Кремлевского дворца, что не могут наградить меня золотым или платиновым диском, потому что это расценивается как маркетинговый ход, а они выше этого.
Валерий Сухорадо вручает Золотой диск Владимиру Мулявину (группа «Песняры»)

Ежегодно, начиная с 1982 года, «Мелодия» называет «золотых призеров». Первым лауреатом стал Центральный музей В. И. Ленина за серию изданий «Лениниана в грамзаписи». По состоянию на 1989 год, Золотым диском были награждены композиторы Андрей Петров, Александра Пахмутова, Тихон Хренников, Алексей Рыбников, Раймонд Паулс, Дмитрий Кабалевский, Родион Щедрин, Георгий Свиридов, Владимир Шаинский.

Золотой диск был вручён дирижёру Евгению Мравинскому за запись 6-ой симфонии П. И. Чайковского, Густаву Эрнесаксу — за записи хоровой музыки, Святославу Рихтеру за запись Концерта № 1. Высшей наградой фирмы «Мелодия» была отмечена Людмила Зыкина за запись народных песен «Степь да степь кругом», «Тонкая рябина», «Вот мчится тройка почтовая», Геннадий Рождественский за грампластинки с записями симфоний П. И. Чайковского, Зейнаб Ханларова за грамзаписи азербайджанских песен и песен народов Востока, Евгению Нестеренко за запись вокального цикла М. П. Мусоргского «Песни и пляски смерти», Елене Образцовой за грампластинку «Романсы П. И. Чайковского», коллектив Государственного академического Большого театра Союза ССР.

Популярная музыка представлена среди призёров певицами Аллой Пугачевой и Софией Ротару, певцом Иосифом Кобзоном, ансамблем «Песняры» — за грампластинки с записями песен советских композиторов[94].

В 1990 году «золотым призером» стал Пол Маккартни. Газета «Комсомольская правда» в выпуске от 11 февраля 1990 года, писала, что по мнению руководства ВТПО «Фирма Мелодия» пластинка «Снова в СССР» может быть занесена в советскую книгу рекордов «ПАРИ» по трем позициям:

— «самый большой тираж грампластинки иностранного исполнителя в СССР» (более 500 тысяч экземпляров);
— «самая дорогая в мире пластинка» (цены у коллекционеров в США достигали 150—200 долларов за экземпляр);
— «самая массовая „экспортная“ продукция „Фирмы Мелодия“».

Фотогалерея

Комментарии

  1. Последние номера матриц грампластинок на 78 об/мин содержат записи Аиды Ведищевой: «Ах, Наташа» (№ 48205) и «Старый сад» (№ 48206).
  2. Судя по звуковому журнала «Клуб и художественная самодеятельность», гибкие пластинки выпускались до начала 1990-х годов.
  3. В советских энциклопедиях вильнюсская студия упоминается как самостоятельная единица, т.е. не указывается, что студия была филиалом Рижского завода.
  4. Приказ Министерства культуры СССР за № 668 от 05.11.1957 об организации Всесоюзной студии грамзаписи.
  5. Приказ по Всесоюзной фирме граммофонных пластинок «Мелодия» Министерства культуры СССР за № 1 от 23.07.1964.
  6. На этой студии подпольно записывались некоторые группы: они ездили следом за студией и работали ночью. Так, к примеру, в 1983 году записались группы Аквариум и Странные игры, а в период с 1987 по 1989 года были записаны альбомы «Блок ада» и «Шестой лесничий» группы Алиса.
  7. Фондовые записи — предназначенные для хранения в государственных фондах. В основном, это записи классической музыки.
  8. В 1964–1986 годах Валериёнас Индриконис работал в Литовском Министерстве культуры.
  9. Всесоюзная студия грамзаписи также печатала грампластинки с логотипом ВСГ на этикетке. Известны синглы-миньоны на 33 и 45 об/мин и гиганты на 33 об/мин.
  10. Известный диапазон матриц грампластинок для автоматов «Меломан»: с 00017831 (1966) по 00028951 (1970)
  11. М. И. Цвигун являлась директором Апрелевского завода с октября 1967 по август 1976 года.
  12. Официально предприятие называлось «Таллинский цех магнитофонных кассет Рижского завода грампластинок».
  13. Наиболее поздняя известная матрица Бакинского завода — 00031458 (1971 год).
  14. В телерадиофонде хранился, в частности, архив Берлинского Дома радио, перевезённый в 1945 году в Москву, с записями классической музыки и эстрады,.

Факты

Примечания

  1. ↑ Мелодия // Энциклопедический справочник «Москва»: В 5 т. / М.: Большая Российская Энциклопедия, 1992
  2. ↑ Фирма «Мелодия» — история компании
  3. ↑ Граммофонная пластинка // Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Главный редактор А. М. Прохоров. — 3-е издание. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 7. Гоголь — Дебит. — 608 с.
  4. 1 2 Hoffman, Frank. Encyclopedia of Recorded Sound. P. 375 CRC Press, 2004 ISBN 0-203-48427-4
  5. Классическая "Мелодия" vremya.ru
  6. ФГУП «Фирма Мелодия» exacom.ru
  7. 1 2 Фирма «Мелодия» — сохраняя прошлое, думая о будущем… // Журнал «Звукорежиссер», 2006.
  8. Мелодия и ритмы ICMA melody.su
  9. ↑ Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Путеводитель. Том 1. 2002
  10. ↑ Упоминание постановления
  11. 1 2 3 4 50 лет Петербургской Мелодии // Audio Format #05 (45) 2008. с. 36
  12. 1964 — история русского рока
  13. Владимирский, Борис Давидович // Большая биографическая энциклопедия. 2009
  14. 1 2 3 4 5 Железный, А. Наш друг — грампластинка. — С. 46—48 — Музычна Украйна. Киев, 1989
  15. ↑ Студия грамзаписи // Музыкальная энциклопедия / Под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973–1982
  16. ↑ Мелодия // Музыкальная энциклопедия / Под редакцией Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973–1982.
  17. Billboard, April 23, 1966
  18. Billboard, August 27, 1966
  19. Billboard, December 24, 1966
  20. ↑ Грамзаписи студия // Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Главный редактор А. М. Прохоров. — 3-е издание. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 7. Гоголь — Дебит. — 608 с.
  21. ↑ «Мелодия» // Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2005. — 461 с.
  22. Грампласттрест и его преемники // Каталог-бюллетень «Мелодия». № 2, 1987.
  23. 1 2 Billboard, December 9, 1972. P. 39
  24. Billboard, Том 84. Billboard Publications, 1972
  25. Мелодия // Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Главный редактор А. М. Прохоров. — 3-е издание. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 15. Ломбард — Мезитол. — 632 с.
  26. Синтезатор EMS SYNTHI 100
  27. 1 2 3 4 Billboard, February 19, 1977
  28. Гуринович, Валерий. Грампластинки // Смена. № 1235, Ноябрь 1978
  29. Театр, Выпуск 7. Министерство культуры, 1987
  30. 28 декабря 1991 года
  31. Мелодия © melody.su
  32. Billboard, June 26, 1982
  33. 1 2 Billboard, November 27, 1965
  34. Billboard, May 21, 1977
  35. Шостакович, Д. Ещё раз о грампластинках. // Правда. 01.06.1960
  36. Огонёк, 19 января 1964 года. С. 22
  37. ↑ History of St Andrew's
  38. ↑ О Высоцком вспоминает Анна Ивановна Качалина
  39. «Песняры» в студии
  40. Из истории российской звукозаписи
  41. Распоряжение Правительства РФ
  42. ↑ Грамзапись. // Энциклопедия Сакнт-Петербург
  43. 1 2 3 4 Кравцов, Р., Карасев И. Ты моя «Мелодия», я твой преданный Орфей. // «Комсомольская правда», № 81. 30.04.2004
  44. История развития техники и технологии звукорежиссуры в России
  45. Петербургская студия грамзаписи
  46. 1 2 3 Enciklopēdija Rīga — P. Jērāns — С. 828 — Galvenā Enciklopēdiju Red., 1988.
  47. ↑ Грампластинки в Риге russkije.lv
  48. Рижские записи на радиостанции Серебряный Дождь
  49. Уголки Старого Города
  50. Каталог-бюллетень Мелодия, № 2 (3), 1980.
  51. Balvu par mūža ieguldījumu Latvijas mūzikas delfi.lv
  52. ↑ Tallinna heliplaadistuudio pärand… postimees.ee
  53. Eesti Heliplaat 110 digira.ee
  54. Eesti Heliplaat digira.ee
  55. Legendinei Vilniaus plokštelių studijai sukanka 45 metai balsas.lt
  56. Šiuolaikinė muzika, garso menas ir medijos Lietuvoje
  57. Студия Грамзаписи Вильнюсская студия грамзаписи discogs.com
  58. Rūta Skudienė
  59. Литовский джаз
  60. Bičiūnas, Vytautas. Muzikos įrašai. — Lietuvių kalba Šviesa, 1988
  61. Lukas Devita. Nuo plokštelės iki plokštelės
  62. Циспери Трио
  63. Козюренко, Ю. Грампластинка: алгебра и гармония // «Химия и жизнь», № 12, 1981.
  64. «Мелодия» вчера, сегодня, завтра. — М.: Всесоюзное творческо-производственное объединение «Фирма Мелодия», 1989. — 156 с.
  65. Үркер: рок по-казахски
  66. Пол Маккартни и ансамбль «Крылья»
  67. Вялова, Э. Медный диск. — «Мелодия» № 1, 1987 — с. 31-32.
  68. Компакт-диск в России
  69. Сухорадо, В. В. Сегодняшний и завтрашний день «Мелодии». Журнал-бюллетень «Мелодия», 1992.
  70. 1 2 3 Брошюра «Сделано в Апрелевке», 1991
  71. «Танцевальные ритмы», Д—00017831-2 records.su
  72. Апрелевцы — Цвигун Мария Григорьевна
  73. Скороходов Г. А. Тайна граммофона: Все неизвестное о пластинках и звездах грамзаписи. — М.: Эксмо: Алгоритм, 2004. — 445 с. — 3100 экз. — ISBN 5-9265-0136-9
  74. Billboard, June 17, 1972
  75. Grugule, Dace. Visam savs laiks, vieta un uzdevums... // Arhīvu dzīve. — Latvijas Arhīvi, 2004.1 — 92 lpp.
  76. Helikassetitehas, mis polnud ainult üks tehas tallinnapostimees.ee
  77. Завод магнитофонных кассет
  78. 1 2 Billboard, October 17, 1981
  79. Фонды производителей местной промышленности СССР rusarchives.ru
  80. Ильдырым Касимов
  81. Бакинский завод. Дискография виниловых и гибких пластинок «Битлз» (12 октября 2007). Архивировано из первоисточника 17 апреля 2013. Проверено 17 апреля 2013.
  82. Billboard, April 20, 1974. — P. 41
  83. Газета «Бакинский рабочий», 5 декабря 1979 года.
  84. Project C-90
  85. ↑ Колпаков, Валерий. Фирма «Мелодия» — немного истории… // Журнал «Звукорежиссер», 2004.
  86. О Владимире Высоцком вспоминает Юрий Сергеевич Энтин
  87. Виниловые джунгли
  88. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969–1978
  89. Позывные тревог и надежд. К 40-летию радиостанции «Маяк». Под редакцией к.и.и. Г.Л. Шевелева. ФГУП «Государственная радиовещательная компания «Маяк», 2004. ISВN 5-475-00022-0
  90. История «Мелодии» melody.su
  91. 1 2 3 4 Мазин. А., Козюренко, Ю. Пластинка сходит с матрицы. // «Наука и жизнь», № 3, 1984.
  92. Альбому Back in USSR исполнилось 20 лет
  93. Журнал-бюллетень Мелодия, № 3, 1980
  94. ↑ Из истории «Мелодии»
  95. Пражский Соловей
  96. Гордон, Ю. Книга про буквы от Аа до Яя. — С. 208 — Москва, 2006.

Литература

  • «Мелодия» вчера, сегодня, завтра. — М.: Всесоюзное творческо-производственное объединение «Фирма Мелодия», 1989. — 156 с.
  • Melodiya: a Soviet Russian L.P. discography / compiled by John R. Bennett; foreword by Boris Semeonoff and Anatoli Zhelezny. — Westport Conn.: Greenwood Press, 1981. — 832 p. — ISBN 0-313-22596-6

Ссылки

  • Официальный сайт www.melody.su
  • Каталог советских пластинок records.su
  • Проект создания каталога «Мелодии» rockdisco.narod.ru

Мелодия (рекорд-компания).

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52