Мирза Мальком-хан | |
Образование: | армянская школа Парижа, и Парижский политехнический колледж |
---|---|
Учёная степень: | кандидат физико-математического факультета, естественного отделения, диссертация по экономической статистике |
Рождение: | 1833 год Новая Джальфа, Иран |
Смерть: | 1908 год Лозанна, Швейцария |
Мирза Мальком-хан (псевд. Назем од-Доуле) (1833, Новая Джульфа — 1908, Лозанна) — иранский просветитель-реформатор, основоположник иранской драматургии, публицист и дипломат. Сторонник иранского масонства, активный участник Иранской конституционной революции. Будучи сторонником социального дарвинизма желал развития Ирану по принципу смоделированному на ценностях просвещения, а также настаивал на возвращении к «персидскому» наследию.
Мирза Мальком-хан — родился в 1833 году в Новой Джульфе (район Исфахана, куда были переселены Шахом Абассом армяне Джуги) в армянской семье. В десятилетнем возрасте был отправлен в Париж, где с 1843 по 1851 год окончил армянскую школу Самуэля Мурадяна, а затем политехнический колледж. Именно здесь в Европе мировоззренческой основой для всей деятельности Мальком-хана послужило восприятие им западноевропейской культуры, которая позже проявилась в его масонстве[1]. После своего обучения он возвращается в Персию, где был принят на государственную службу[2] и был назначен переводчиком в иранское посольстве в Стамбуле. С 1852 года Мальком-хан пять лет преподавал в политехническом университете Дар-уль-Фунун в Тегеране. В 1857 году он был отправлен в Париж на дипломатическую службу[3]. В 1856-57 в составе иранской делегации в Париже участвовал в заключении мирного договора с Великобританией. По возвращению в 1858 году в Иран составил проект реформ по европейскому образцу, идею о которых пропагандировал в созданном им обществе «Дом забвения». В 1862 году общество по указанию шаха было разгромлено, а Мальком-хан арестован и выслан из страны. Чуть позже он вернулся в страну и получил пост советника в иранском посольстве в Стамбуле, там же в 1861 году Мирза Мальком-хан издал три сатирические пьесы на социально-политическую тему: «Приключение Ашраф-хана, губернатора Арабистана», «Методы управления Заман-хана из Боруджерда» и «Шахкули- мирза отправляется в паломничество в Кербелу». Таким образом издав эти пьесы Мальком-хан стал основоположником иранской драматургии, хотя его работы предназначались больше для чтения и в театрах никогда не ставились.[4]
С 1863 года Мальком-хан с особым увлечением начинает работать над проектом реформы арабской письменности[1], в частности, он добивался минимального упрощения персидского письма: введения особых букв для обозначения всех гласных персидского языка и раздельного начертания каждой буквы. Считая реформу алфавита — двигателем прогресса Мальком-хан говорил :
Я бился, над этим вопросом более 20 лет, живя в мусульманских странах; я 20 лет искал, что исламские народы смогут двигаться вперед по пути прогресса лишь после того, как они решаться приспособить свой алфавит к современной европейской технике[5] |
Однако нововведения натолкнулись на яростное сопротивление реакционного мусульманского духовенства[5] Проект реформатора так и не был реализован, однако сам Мальком-хан на основе предложенной им облегченной графики издал несколько книг.[1]
Часто Мальком-хан высказывал мысль о насильственном свержении гнета в Иране, при этом в своих произведениях он не развил ее.[6] Наиболее значительными из первых работ Мальком-хана являются «Книга о человечности», «Источник прогресса», «Шейх и вазир», «Книжечка о скрытом». В них ставятся проблемы: человек и общество, роль науки и просвещения.[1] Он изображает иранское крестьянство, в пьесе «Рассказ о поездке шах-Кули Мирзы в Кербелу» Мальком-хан пытается раскрыть тему народа, которая находит свою углубленную разработку у Зейн-оль-Абедина Марагеи[7] При этом его отношение к народу было двойственным: он подчеркивал свое уважение к народу, но в то же время считал что тот не созрел для участия в управлении государства и законодательной деятельности.[8]
В 1871 году был назначен на должность советник иранского премьер-министра. В конце 70-х и в 80-х годов XIX века являлся дипломатическим представителем Ирана в различных европейских странах. В 1889 году Мальком-хан был отстранён от государственной службы, однако спустя несколько месяцев был назначен посланником в Рим. С 1890 года проживал в Лондоне, где свыше 3-х лет издавал газету «Канун» («Закон»; вышло 42 номера), сыгравшую заметную роль в развитии обществ, мысли в Иране. Газета нелегально доставлялась в Иран и, несмотря на преследования властями ее читателей, получала распространение. В статьях, опубликованных на страницах газеты, а также в литературно-критических и политических трактатах Мальком-хан выступал за установление конституционного строя в Иране, требовал проведения реформ, направленных на устранение экономической и культурной отсталости страны. Идеи Мальком-хана, так же как и простой и ясный язык его произведений, оказали большое влияние на развитие новой персидской, публицистики и литературы.
Весьма возможным является, что его изучение французского языка имело последствием также и чтение произведений классиков эпохи Просвещения XVIII в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — рационализм,критически рассматривающий вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой же эпохи были более обеспокоены разрешением насущных вопросов религиозно-морального аспекта, что наделило его таким самобытным религиозным видением, которое он счел наиболее приемлемым и привлекательным для себя в данный момент истории человечества и в данном окружении. Также имеются сведения, что он был некоторым образом связан с Франкмасонством; многие иранцы в начале сего столетия имели весьма неясное представление о Франкмасонстве, полагая, что оно является заменой религии и выход за ее рамки. Возможно, он сталкивался с Франкмасонством,находясь в Британской Индии, посещая Ложи[9].
Мировоззренческой основой для всей деятельности Маль- ком-хана послужило восприятие им западноевропейской культуры, что проявилось, например, в его «масонстве» ….С 1863 года Мальком-хан с особым увлечением начинает работать над проектом реформы арабской письменности, по поводу чего неоднократно, и при встречах и в письмах, советовался с М.-Ф. Ахундовым, который также придавал значение этой реформе и сувлечением содействовал ее разработке. Проект не был реализован, однако сам Мальком-хан на основе предложенной им облегченной графики издал несколько книг, в том числе «Гюлистан» Саади. Наиболее значительными из первых работ Мальком-хана являются «Книга о человечности», «Источник прогресса», «Шейх и вазир», «Книжечка о скрытом». В них ставятся проблемы: человек и общество, роль науки и просвещения
В десятилетнем возрасте был отправлен в Париж, где окончил армянскую школу, а затем политехнический колледж.
В 1861 Мирза Мальком-хан в Стамбуле издал три сатирич. пьесы на социально-политич. текст: «Приключение Ашраф-хана, губернатора Арабистана», «Методы управления Заман-хана из Боруджерда» и «Шахкули- мирза отправляется в паломничество в Кербелу». Мирза Мальком-хан стал основоположником иранской драматургии, хотя его пьесы предназначались больше для чтения (в т-рах никогда не ставились).
Малькомхан, в частности, добивался минимального упрощения персидского письма: введения особых букв для обозначения всех гласных персидского языка и раздельного начертания каждой буквы. Но и эти незначительные нововведения натолкнулись на яростное сопротивление реакционного мусульманского духовенства. "Я бился, — писал Мирза Малькомхан, — над этим вопросом более 20 лет, живя в мусульманских странах; я 20 лет искал, что исламские народы смогут двигаться вперед по пути прогресса лишь после того, как они решаться приспособить свой алфавит к современной европейской технике
ЧЗачастую Мальком-хан высказывал мысль о насильственном свержении гнета в Иране, но в своих произведениях он не развил ее.
В своей пьесе «Рассказ о поездке шах-Кули Мирзы в Кербелу» Мальком- хан пытается изобразить иранское крестьянство. Тема народа, только намеченная в творчестве вышеназванных просветителей, находит свою углубленную разработку у Зейн-оль-Абедина Марагеи (1837/8 — 1910).
Отношение его к народу было двойственным: с одной стороны, он подчеркивал свое уважение к народу, а с другой — не считал его созревшим для участия в управлении государства и законодательной деятельности.
Мирза Мальком-хан.