Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Мирза Мальком-хан

Мирза Мальком-хан
 
Образование: армянская школа Парижа, и Парижский политехнический колледж
Учёная степень: кандидат физико-математического факультета, естественного отделения, диссертация по экономической статистике
Рождение: 1833 год(1833)
Новая Джальфа, Иран
Смерть: 1908 год(1908)
Лозанна, Швейцария

Мирза Мальком-хан (псевд. Назем од-Доуле) (1833(1833), Новая Джульфа — 1908, Лозанна) — иранский просветитель-реформатор, основоположник иранской драматургии, публицист и дипломат. Сторонник иранского масонства, активный участник Иранской конституционной революции. Будучи сторонником социального дарвинизма желал развития Ирану по принципу смоделированному на ценностях просвещения, а также настаивал на возвращении к «персидскому» наследию.

Биография

Мирза Мальком-хан — родился в 1833 году в Новой Джульфе (район Исфахана, куда были переселены Шахом Абассом армяне Джуги) в армянской семье. В десятилетнем возрасте был отправлен в Париж, где с 1843 по 1851 год окончил армянскую школу Самуэля Мурадяна, а затем политехнический колледж. Именно здесь в Европе мировоззренческой основой для всей деятельности Мальком-хана послужило восприятие им западноевропейской культуры, которая позже проявилась в его масонстве[1]. После своего обучения он возвращается в Персию, где был принят на государственную службу[2] и был назначен переводчиком в иранское посольстве в Стамбуле. С 1852 года Мальком-хан пять лет преподавал в политехническом университете Дар-уль-Фунун в Тегеране. В 1857 году он был отправлен в Париж на дипломатическую службу[3]. В 1856-57 в составе иранской делегации в Париже участвовал в заключении мирного договора с Великобританией. По возвращению в 1858 году в Иран составил проект реформ по европейскому образцу, идею о которых пропагандировал в созданном им обществе «Дом забвения». В 1862 году общество по указанию шаха было разгромлено, а Мальком-хан арестован и выслан из страны. Чуть позже он вернулся в страну и получил пост советника в иранском посольстве в Стамбуле, там же в 1861 году Мирза Мальком-хан издал три сатирические пьесы на социально-политическую тему: «Приключение Ашраф-хана, губернатора Арабистана», «Методы управления Заман-хана из Боруджерда» и «Шахкули- мирза отправляется в паломничество в Кербелу». Таким образом издав эти пьесы Мальком-хан стал основоположником иранской драматургии, хотя его работы предназначались больше для чтения и в театрах никогда не ставились.[4]

С 1863 года Мальком-хан с особым увлечением начинает работать над проектом реформы арабской письменности[1], в частности, он добивался минимального упрощения персидского письма: введения особых букв для обозначения всех гласных персидского языка и раздельного начертания каждой буквы. Считая реформу алфавита — двигателем прогресса Мальком-хан говорил :

Я бился, над этим вопросом более 20 лет, живя в мусульманских странах; я 20 лет искал, что исламские народы смогут двигаться вперед по пути прогресса лишь после того, как они решаться приспособить свой алфавит к современной европейской технике[5]

Однако нововведения натолкнулись на яростное сопротивление реакционного мусульманского духовенства[5] Проект реформатора так и не был реализован, однако сам Мальком-хан на основе предложенной им облегченной графики издал несколько книг.[1]

Часто Мальком-хан высказывал мысль о насильственном свержении гнета в Иране, при этом в своих произведениях он не развил ее.[6] Наиболее значительными из первых работ Мальком-хана являются «Книга о человечности», «Источник прогресса», «Шейх и вазир», «Книжечка о скрытом». В них ставятся проблемы: человек и общество, роль науки и просвещения.[1] Он изображает иранское крестьянство, в пьесе «Рассказ о поездке шах-Кули Мирзы в Кербелу» Мальком-хан пытается раскрыть тему народа, которая находит свою углубленную разработку у Зейн-оль-Абедина Марагеи[7] При этом его отношение к народу было двойственным: он подчеркивал свое уважение к народу, но в то же время считал что тот не созрел для участия в управлении государства и законодательной деятельности.[8]

В 1871 году был назначен на должность советник иранского премьер-министра. В конце 70-х и в 80-х годов XIX века являлся дипломатическим представителем Ирана в различных европейских странах. В 1889 году Мальком-хан был отстранён от государственной службы, однако спустя несколько месяцев был назначен посланником в Рим. С 1890 года проживал в Лондоне, где свыше 3-х лет издавал газету «Канун» («Закон»; вышло 42 номера), сыгравшую заметную роль в развитии обществ, мысли в Иране. Газета нелегально доставлялась в Иран и, несмотря на преследования властями ее читателей, получала распространение. В статьях, опубликованных на страницах газеты, а также в литературно-критических и политических трактатах Мальком-хан выступал за установление конституционного строя в Иране, требовал проведения реформ, направленных на устранение экономической и культурной отсталости страны. Идеи Мальком-хана, так же как и простой и ясный язык его произведений, оказали большое влияние на развитие новой персидской, публицистики и литературы.

Просветительская деятельность и философские идеи.

Весьма возможным является, что его изучение французского языка имело последствием также и чтение произведений классиков эпохи Просвещения XVIII в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — рационализм,критически рассматривающий вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой же эпохи были более обеспокоены разрешением насущных вопросов религиозно-морального аспекта, что наделило его таким самобытным религиозным видением, которое он счел наиболее приемлемым и привлекательным для себя в данный момент истории человечества и в данном окружении. Также имеются сведения, что он был некоторым образом связан с Франкмасонством; многие иранцы в начале сего столетия имели весьма неясное представление о Франкмасонстве, полагая, что оно является заменой религии и выход за ее рамки. Возможно, он сталкивался с Франкмасонством,находясь в Британской Индии, посещая Ложи[9].

примечания

  1. 1 2 3 4 Н. Усманов, И. Брагинский // Литература Востока в новое время // Изд-во Моск. ун-та, 1975 стр 227(705)

    Мировоззренческой основой для всей деятельности Маль- ком-хана послужило восприятие им западноевропейской культуры, что проявилось, например, в его «масонстве» ….С 1863 года Мальком-хан с особым увлечением начинает работать над проектом реформы арабской письменности, по поводу чего неоднократно, и при встречах и в письмах, советовался с М.-Ф. Ахундовым, который также придавал значение этой реформе и сувлечением содействовал ее разработке. Проект не был реализован, однако сам Мальком-хан на основе предложенной им облегченной графики издал несколько книг, в том числе «Гюлистан» Саади. Наиболее значительными из первых работ Мальком-хана являются «Книга о человечности», «Источник прогресса», «Шейх и вазир», «Книжечка о скрытом». В них ставятся проблемы: человек и общество, роль науки и просвещения

  2. Завен Арабаджян//Иран: Власть, реформы, революции (XIX—XX вв.) //Наука. Гл. ред. вост. лит, 1991 ISBN 5020175684, 9785020175686 стр 18(125)

    В десятилетнем возрасте был отправлен в Париж, где окончил армянскую школу, а затем политехнический колледж.

  3. Nikki R. Keddie, with a section by Yann Richard, Modern Iran: Roots and Results of Revolution (Yale University Press, New Haven, 2006), ISBN 0-300-12105-9. pp. 431-32.
  4. С.Мокульский, П.Марков // Театральная энциклопедия // Гос. науч. изд-во "Сов. энциклопедия, ", 1961 г. Том 4 стр 319

    В 1861 Мирза Мальком-хан в Стамбуле издал три сатирич. пьесы на социально-политич. текст: «Приключение Ашраф-хана, губернатора Арабистана», «Методы управления Заман-хана из Боруджерда» и «Шахкули- мирза отправляется в паломничество в Кербелу». Мирза Мальком-хан стал основоположником иранской драматургии, хотя его пьесы предназначались больше для чтения (в т-рах никогда не ставились).

  5. 1 2 М. Исаев // Сто тридцать равноправных: о языках народов СССР // Изд-во «Наука», 1970 стр 14(191)

    Малькомхан, в частности, добивался минимального упрощения персидского письма: введения особых букв для обозначения всех гласных персидского языка и раздельного начертания каждой буквы. Но и эти незначительные нововведения натолкнулись на яростное сопротивление реакционного мусульманского духовенства. "Я бился, — писал Мирза Малькомхан, — над этим вопросом более 20 лет, живя в мусульманских странах; я 20 лет искал, что исламские народы смогут двигаться вперед по пути прогресса лишь после того, как они решаться приспособить свой алфавит к современной европейской технике

  6. Иосиф Брагинский. Институт востоковедения (Академия наук СССР) // Просветительство в литературах Востока // «Наука», Глав. ред. восточной лит-ры, 1973 стр 78(317)

    ЧЗачастую Мальком-хан высказывал мысль о насильственном свержении гнета в Иране, но в своих произведениях он не развил ее.

  7. Bulletin of the Academy of Sciences of the Georgian SSR //Изд-во Академии наук Грузинской ССР, 1981 Том 103 стр 213

    В своей пьесе «Рассказ о поездке шах-Кули Мирзы в Кербелу» Мальком- хан пытается изобразить иранское крестьянство. Тема народа, только намеченная в творчестве вышеназванных просветителей, находит свою углубленную разработку у Зейн-оль-Абедина Марагеи (1837/8 — 1910).

  8. Ш. Бади //Городские средние слои Ирана // Наука, 1977

    Отношение его к народу было двойственным: с одной стороны, он подчеркивал свое уважение к народу, а с другой — не считал его созревшим для участия в управлении государства и законодательной деятельности.

  9. Хамид Альгар "Мирза Мальком-хан. Биографическое исследование иранского модернизма", издательство "University of California Press", 1973, ISBN 0-520-02217-3. См. раздел "Введение"

Мирза Мальком-хан.

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52