Молитвенный коврик, саджада (араб. سجادة — саджжа́дат, мусалла, бисат, хасир, хумра, перс. جانماز — джай-намаз, тат. намазлык) — коврик для намаза, на котором чаще всего изображена ниша с остриём свода, обращеного в сторону киблы.
Содержание |
Арабское слово «саджжада» имеет тот же корень, что и слово «масджид» (мечеть). Молитвенные коврики являются для мусульманина практически самостоятельным местом отправления культа и предназначены прежде всего для защита молящегося от грязи (наджисы). Некоторые мусульмане придают саджаде особое религиозное значение и с помощью коврика как бы отделяются от внешнего мира[1]. Использование коврика при совершении молитвы не является обязательным, а её чрезмерное использование (например в мечети поверх ковров) порицается некоторыми исламскими богословами[2].
В тех случаях, когда мусульманин вынужден ехать на одном верховом животном с женщиной полагалось класть коврик на предназначенное для мужчины седло. Благочестивые люди посещая дом христианина предпочитали садится на саджады, оставаясь тем самым на «своей территории». В суфизме молитвенный коврик считается духовным троном, который передается по наследству от основателя тариката (суфийского братства) его руководителям.
Размер коврика ограничен площадью, позволяющей совершать земные поклоны (суджуд). Ширина обычного коврика колеблется от 0,4 до 0,6 метров, а длина от 1 до 1,5 метра.
В качестве саджады могут быть использованы шкуры чистых животных (овца, корова и др.), листья (пальмы и др.), предметы одежды (куртка, халат и др.), ткань, бумага без нанесенных на ней типографских знаков (обои) и т.п..
Термина саджада нет в Коране, однако в канонических сборниках хадисов сохранились упоминания о хумрах, которые предназначались в первую очередь для защиты лица от жары либо холода земли[3]. Практика, связанная с повсеместным использованием молитвенных ковриков не существовала в ранее время истории ислама и появилась примерно в X—XI вв..
В суфизме существует ряд мистических интерпретаций связанных с термином саджада.
Изготовление молитвенных ковриков является одним из традиционных направлений прикладного искусства мусульманских народов[6].
Намаз | ||
---|---|---|
Обязательные молитвы | Пятикратная молитва (фаджр · зухр · аср · магриб · иша) · Джума · Праздничная молитва · Джаназа | |
Желательные молитвы | Духа · Истиска · Истихара · Кусуф · Вуду · Тасбих · Ратибат · Таравих · Тахаджуд · Тахияту ль-масджид · Хаджат · Хусуф · Витр | |
Формы совершения молитв | Индивидуальная · Коллективная молитва (джамаат) · Сокращённая молитва (каср) · Молитва страха (Хауф) | |
Основные элементы намаза | Ракаат · Такбир · Кираат (стояние) · Руку (поясной поклон) · Кыям (стояние) · Суджуд (земной поклон) · Кугуд (сидение) | |
Условия для намаза | Тахарат (очищение): Гусль (купание) , Вуду (омовение) · Аврат · Кибла · Время намаза · Азан · Икамат · Ният | |
Дуа читаемые в намазе | Аль-Фатиха · Ваджахту · Кунут · Ташаххуд · Салават (молитва) · Таслим | |
Зикр читаемый после намаза | Аят аль-Курсий · Субханаллах · Альхамдулиллах · Аллаху Акбар | |
Категория · Портал · Имам · Муэдзин · Хутба · Коврик |
Молитвенный коврик.