Моша́в (ивр. מוֹשָׁב — букв. «поселение»; мн. ч. מוֹשָׁבִים — мошави́м) — вид сельских населённых пунктов в Израиле.
В своей классической форме мошав представляет собой сельскохозяйственную общину, действующую на кооперативных началах в снабженческо-сбытовой сфере при частичном или полном обобществлении труда и собственности на средства производства, но, как правило, при сохранении индивидуального землепользования членов мошава в виде аренды отдельных земельных наделов и осуществлении принципов индивидуального потребления (в отличие от коллективного потребления, свойственного кибуцу).
На сегодняшний день в Израиле[1] существует более 400 (по некоторым оценкам, около 450[2]) мошавов.
Основными видами мошавов являются «моша́в овди́м» (ивр. מוֹשָׁב עוֹבְדִים, буквально «поселение трудящихся») и «моша́в шитуфи́» (ивр. מוֹשָׁב שִׁיתּוּפִי, буквально «кооперативное поселение»)[3].
Сравнение разных форм хозяйства:
Тип поселения | Снабжение и сбыт | Производство | Потребление |
---|---|---|---|
Мошав овдим | кооперативные | частное | частное |
Мошав шитуфи | кооперативные | кооперативное | частное |
Кибуц | кооперативные | кооперативное | кооперативное |
Официальным определением «мошава овдим» является «сельскохозяйственный кооператив, представляющий собой отдельное поселение, в цели которого входят организация поселенческой деятельности его членов, поддержание кооперации в снабжении, сбыте и взаимопомощи и управление общественной жизнью поселения в соответствии с уставом кооператива»[4].
Классическая форма «мошава овдим» предполагает индивидуальное землепользование членами мошава при соблюдении следующих принципов:
Подавляющее большинство мошавов в Израиле[5] относятся к типу «мошав овдим».
Со временем большинство мошавов так или иначе отошли от основополагающих принципов, и на сегодняшний день бо́льшая часть жителей мошавов не занимается сельскохозяйственной деятельностью (см. далее: раздел «Социальные и экономические перемены в мошавах»). При этом аграрный сектор большинства мошавов во многом основывается на наёмной работе[6].
Официальным определением «мошава шитуфи» является «поселенческий кооператив, представляющий собой отдельное поселение, объединённый на основе собственности кооператива на средства производства, процесс сбыта и общественное имущество, на основе обобществления в процессе производства и воспитания и на основе равенства в потреблении[…]»[7].
Мошав шитуфи является по сути переходной формой хозяйства между «мошавом овдим» и кибуцем. В классической форме мошав шитуфи основан на полном обобществлении труда и коллективной собственности на землю и средства производства вместо предоставления членам мошава отдельных земельных наделов. С другой стороны в подобном мошаве (в отличие от кибуца) сохраняется разделение в потреблении, и семьи членов в праве распоряжаться своим бытом и доходами по своему усмотрению. Классическая модель предполагает при этом, что члены мошава будут получать равные доходы, вычисляемые в соответствии с размером их семей.
Идеологам мошавного движения были хорошо известны существующие на тот момент формы еврейских сельскохозяйственных поселений в Палестине: мошава́ (множественное число: мошавот) — сельскохозяйственная колония времен Первой алии, основанная на наёмном труде — и кибуц — сельскохозяйственная коммуна времён Второй алии. Не принимая ни одну из этих форм, основатели мошавов пытались создать модель поселения, в котором самостоятельная сельскохозяйственная работа методом семейного подряда будет совмещена с общественной жизнью поселения, исходя из принципа равенства членов поселения, но и уважая их индивидуальные выборы[8].
Идея сельскохозяйственной кооперации в виде основания мошавов, включая главные принципы деятельности мошава — национальная собственность на землю[9], самостоятельная сельскохозяйственная работа[10], семейный подряд, взаимопомощь и снабженческо-сбытовая кооперация — была впервые чётко сформулирована в 1919 году в брошюре Элиэзера Липы Йоффе «Об основании поселений трудящихся» (ивр. ליסוד מושבי עובדים Ле-йису́д мошве́й овди́м). Идея также получила развитие в работах агронома Ицхака Эльазари-Волкани (Вилькански), описавшего хозяйственную модель управления подобных поселений[11].
Идея создания «мошавов шитуфи» родилась в поиске синтеза между классической моделью мошава, подчёркивающей индивидуальную деятельность членов, и моделью кибуца, делающей ударение на коммунный образ жизни и потребления. Идея зародилась в середине 30-х годов в среде членов организации «Ха-Коцер», многие из которых проживали в то время в кибуцах, но искали альтернативу кибуцному образу жизни, не оставлявшему места индивидуальному семейному быту.
Практическое воплощение идеи основания мошавов стало возможным после окончания Первой мировой войны, при обновлении активной поселенческой деятельности Всемирной сионистской организации в Палестине[12].
Первыми мошавами стали Нахалаль (ивр. נהלל Наһала́ль) и Кфар-Йехезкель (ивр. כפר יחזקאל), основанные в 1921 году на землях, купленных Йехошуа Ханкиным (ивр. יהושע חנקין) в Изреельской долине. До конца 20-х годов там же были основаны дополнительные восемь мошавов.
В 1930-е годы мошавы стали основываться и в других частях Палестины: в первую очередь на прибрежной равнине, включая долину Хефер, но также в Иудейских горах и на юге Палестины. В начале 1930-х годов была также предпринята программа «Поселение тысячи» (ивр. התיישבות האלף hитъяшву́т ha-э́леф), направленная на заселение тысячи еврейских семей в новых сельскохозяйственных поселениях[13].
Многие мошавы были основаны также в рамках операции «Хома у-мигдаль» во второй половине 1930-х годов[14][15].
В эти же годы были основаны и первые «мошавы шитуфи»: Кфар-Хитим (ивр. כפר חיטים) в конце 1936 года и Моледет (ивр. מולדת) в 1937 году[16].
После окончания Второй мировой войны ветеранами войны, выходцами из «Еврейской бригады» и других британских военных подразделений, были основаны дополнительные мошавы. По окончании британского мандата в Палестине в 1948 году в Палестине было 58 мошавов[13].
После основания Государства Израиль мошав стал одним из основных способов расселения вновь прибывших волн репатриации в Израиль. Направление волн репатриантов на сельскохозяйственное поселение в мошавы было предназначено для одновременного достижения нескольких целей: быстрая интеграция новоприбывших в обществе и в трудовом секторе, увеличение производства сельскохозяйственной продукции для удовлетворения нужд резко возрастающего населения страны и рассредоточение населённых пунктов для заселения максимальной площади территории страны.
В 1960-е стали появляться также мошавы достаточно узкой направленности такие, как Амирим, основанный вегетарианцами.
К 1975 году в Израиле уже существовало 350 мошавов (из них 326 типа «мошав овдим»), в которых проживало около 132 800 человек (из общего населения 493 100 человек, проживавших на тот момент в 788 поселениях сельского сектора Израиля)[17].
Темп основания новых мошавов резко снизился, начиная с 1980-х годов. На сегодняшний день[когда?] в Израиле[1] существует более более 400 (по некоторым оценкам около 450 мошавов[2]).
Процесс основания новых мошавов породил необходимость в существовании органа, оказывающего мошавам поддержку, начиная с формирования групп для заселения новых мошавов[18] и заканчивая профессиональным, кредитным и прочим сопровождением деятельности мошавов. Это привело к основанию организации «Тнуат ха-мошавим» (ивр. תנועת המושבים Мошавное движение) в 1925 году[19]. В рамках организации, в которую на сегодняшний день входят 254 мошава[20], предоставляются различные услуги мошавам, вошедшим в организацию, в том числе финансовая поддержка мошавов и их членов, профессиональная консультация, организация взаимопомощи между мошавами, предоставление ссуд, организация совместного снабжения и сбыта, постройка общих сельскохозяйственных сооружений, развитие общественной и культурной жизни в мошавах и т. п.[21]
Следующие по размеру подобные организации — «Ха-иху́д ха-хаклаи́» (ивр. האיחוד החקלאי)[22] и «Ха-поэ́ль ха-мизрахи́» (ивр. הפועל המזרחי)[23]) — объединили около 130 дополнительных мошавов. Существуют также другие, менее крупные организации, объединяющие бо́льшую часть остальных мошавов (или в некоторых случаях мошавы и другие типы поселений), как, например, «Мишке́й Херу́т Бейта́р» (ивр. משקי חרות בית"ר), «Ха-ове́д ха-цийони́» (ивр. העובד הציוני), «Поале́й агуда́т исраэ́ль» (ивр. העובד הציוני), «Хитъахдут ха-икарим» (ивр. התאחדות האיכרים).
С начала действия мошавов центральный профсоюз трудящихся «Гистадрут»[24] также пытался вовлечь мошавы в сферу своего влияния. Несмотря на первичное неприятие этой идеи, мошавы подчинились сначала организации «Сельскохозяйственный центр» (ивр. המרכז החקלאי һа-мерка́з һа-хаклаи́)[25], а после основания Государства Израиль формально подчинились и «Гистадруту», передав своё имущество в управление центрального кооператива «Нир шитуфи»[26].
Дополнительное сопровождение деятельности мошавов оказывают региональные советы, а также государственные органы, как, например, Министерство сельского хозяйства и сельского развития Израиля[27], Управление землями Израиля и т. д.
Уже в 1940-х годах, а в особенности вскоре после основания Государства Израиль в 1948 году, мошавное движение претерпело значительные идеологические изменения. В то время как мошавы, основанные до того периода, заселялись в первую очередь идеологически настроенными поселенцами Второй и Третьей алии, готовыми идти на лишения ради воплощения идей сельскохозяйственной кооперации и идеалов сионизма, дальнейшие волны репатриации были менее идеологически настроены, а после Второй мировой войны состояли (кроме небольших остатков уцелевшего после Холокоста европейского еврейства) из евреев-выходцев из исламских стран, которым были чужды социалистические чаяния их предшественников[28].
Основание государства, породившее значительный административный, военный, обслуживающий и промышленный сектор, повлекло также снижение профессионального престижа и экономической привлекательности сельскохозяйственных профессий[29].
При этом поддержка сельскохозяйственной кооперации оставалось приоритетным направлением внутренней политики Израиля в период власти партии «Мапай», остававшейся у власти от основания государства до 1977 года.
С конца 1970-х годов в израильской экономике усилились тенденции либерализации экономики и постепенной приватизации государственного имущества и имущества «Гистадрута». В 1980-х годах экономику Израиля также постиг тяжёлый экономический кризис. Кризис особенно тяжело ударил по аграрному сектору, поставив многие сельскохозяйственные кооперативы на грань банкротства. Социальные процессы в израильском обществе, связанные с постепенным отходом от идеалов социализма, равенства и первопроходчества, также глубоко повлияли на дальнейшую судьбу сельскохозяйственных кооперативов в Израиле[30].
С целью облегчить положение мошавов и их членов вследствие экономического кризиса Управление землями Израиля было вынуждено ввести исключения из правил о неделимости мошавных наделов и позволить мошавам добиваться продвижения планов застройки новых жилищных районов в мошаве для передачи участков в аренду новым жителям, не являющимся членами мошава. Также во многих случаях было разрешено использование сельскохозяйственных угодий для иных целей, как то торговля, промышленность и т. п. Хоть этот процесс и помог в улучшении финансового положения мошавов, он нанёс ущерб общинному характеру мошавной жизни[31].
Восстановление аграрного сектора после экономического кризиса сопровождалось ускорением процессов либерализации, включившим уменьшение государственных субсидий и стимулирование повышения конкурентоспособности[32].
Новое население мошавов — выходцы из городов, продолжающие работу в городах — было более заинтересовано в направлении ресурсов мошава и региональных советов на улучшение качества жизни и уровня муниципальных услуг, нежели чем на развитие хозяйства мошава[33].
В результате всех этих явлений к началу XXI века большинство жителей мошавов в Израиле уже не занимались напрямую сельским хозяйством. Многие из них нашли работу вне мошавов, продолжая проживать в мошавах, другие основали в мошавах предприятия, заводы и туристические проекты[34].
Как и другие кооперативы в Израиле, мошав осуществляют свою административную деятельность в соответствии с Указом о кооперативах 1933 года (ивр. פקודת האגודות השיתופיות)[35], подзаконными актами, изданными на основании Указа, и уставом мошава, утверждённым при учреждении кооператива[36].
Общее собрание членов мошава избирает, как правило, «совет» или «совет села» (ивр. מועצת הכפר)[37], который в свою очередь избирает комитет мошава (ивр. הוועד), представляющий собой центральный административный орган мошава[38]. Комитет может также назначать комиссии для исполнения полномочий комитета в различных сферах деятельности мошава[39].
Регистратор кооперативов (ивр. רשם האגודות השיתופיות) в Министерстве трудоустройства обладает полномочиями надзора и вмешательства в деятельность органов мошава, начиная с утверждения учреждения кооператива[40] и вплоть до роспуска комитета и назначения внешнего комитета для управления мошавом[41] или ликвидации мошава[42]. Также, в случаях, предусмотренных уставом мошава, Регистратор организует проведение арбитражных разбирательств по делам мошавов и их членов[43].
Так как мошав представляет собой отдельное поселение, входящее в большинстве случаев в состав регионального совета (ивр. מועצה אזורית) (муниципального образования, состоящего из нескольких населённых пунктов), комитет мошава, помимо своих полномочий в соответствии с кооперативным правом, получает также полномочия «местного комитета» (ивр. ועד מקומי) — местного органа власти в соответствии с муниципальным правом[44].
Земельные участки в мошаве принято делить на три категории: надел Алеф (ивр. 'נחלה א) (участок, на котором расположен дом члена мошава), надел Бет (ивр. 'נחלה ב) (сельскохозяйственный надел члена мошава) и надел Гимель (ивр. 'נחלה ג) (общий сельскохозяйственный надел мошава).
На сегодняшний день существуют три основных модели распределения прав на землю среди членов мошавов:
Так как при осуществлении первой модели права членов мошава на землю весьма ограничены[49], на сегодняшний день мошавы ведут борьбу за осуществление третьей модели контрактных отношений[33].
Правопреемником члена мошава в отношении земельного надела становится «сын-продолжатель» (ивр. בן ממשיך) — один из детей (или внуков) хозяина надела, получающий надел в соответствии с безвозвратным обязательством хозяина надела или в наследство[50].
В случае утверждения плана жилищной застройки на территории мошава, предназначенной для передачи в аренду жильцам, не являющимся членами мошава, а также в случае увеличения размеров существующих участков для заселения дополнительными семьями (ивр. הרחבה), новый жилец, по получении рекомендации мошава, заключает с Управлением землями Израиля трёхлетний договор о застройке своего участка (ивр. הסכם פיתוח), и в случае успешного завершения строительства становится прямым арендатором участка[51].
В рамках реформы в управлении землями, находящимися в государственной собственности, предпринятой в 2009 году, арендаторы участков в мошаве, предназначенных для жилья, смогут получить эти участки в полную собственность при согласии мошава[52].
Населённые пункты | |
---|---|
Типы населённых пунктов в РФ (реестр типов ОКТМО): |
Арбан | Аул | Выселок | Город | Дачный посёлок | Деревня | Заимка | Кишлак | Местечко | Погост | Посёлок | Посёлок городского типа | Посёлок при станции | Починок | Рабочий посёлок | Село | Слобода | Станица | Улус | Усадьба | Хутор |
Смотри также: | Агломерация | Город-спутник | Кибуц | Коммуна | Коттеджный посёлок | Кутан | Мегалополис | Мошав | Мыза | Посад | Предместье | Пригород | Рядок | Сельцо | Фольварк |
Израиль в темах | ||
---|---|---|
История | ||
Символы |
Герб • Флаг • Гимн • Звезда Давида • Менора |
|
Политика | ||
Вооружённые силы и спецслужбы |
||
Административное деление |
||
География |
Климат • Флора • Фауна • Недра • Национальные парки • Заповедники • Водные ресурсы |
|
Население |
Израильтяне • Языки (иврит • арабский • русский • идиш) • Религия • Наука • Спорт • Образование • Здравоохранение • Профсоюзы |
|
Экономика |
Валюта • Банковская система • Промышленность • Сельское хозяйство (кибуц • мошав) • Туризм • Транспорт • Торговля |
|
Связь и СМИ | ||
Культура |
Всемирное наследие • Музыка • Литература • Кинематограф • Архитектура • Скульптура • Кухня • Праздники • Музеи • Памятники |
|
Арабо-израильский конфликт |
||
Портал «Израиль» • Проект «Израиль» |
Мошав.