Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Музыка Японии

Разнообразие направлений музыки в Японии

Японская музыка (яп. 音楽 онгаку?) включает в себя множество жанров, начиная от традиционных и свойственных только самой Японии музыкальных жанров, до множество жанров современной музыки, вокруг которых в стране часто строится самобытная сцена, непохожая на другие страны. Японский музыкальный рынок является вторым в мире по размеру после американского[1]. Термин «музыка» (яп. 音楽 онгаку?) состоит из двух иероглифов: звук (яп. он?) и комфорт, развлечение (яп. гаку?)[2]. Помимо традиционных инструментов и жанров, японская музыка также известна необычными инструментами вроде «поющих колодцев» и «поющих чащ». Другим отличием является то, что традиционная японская музыка основана на интервалах человеческого дыхания, а не математического отчёта[3].

Начиная с 1990-х годов, японская музыка широко известна и популярна на Западе, в первую очередь благодаря своим уникальным жанрам, таким как j-pop, j-rock и visual kei. Часто такая музыка попадает к западному слушателю через саундтреки в японской мультипликации или видеоигр, практически на каждом из разнообразных фестивалей японской культуры, выступают приезжие японские группа и исполнители.

Содержание

История

Зарождение народных музыкальных традиций

Начало формирования музыки по западному образцу

Сумако Мацуи и Итиро Фудзияма, ключевые исполнители первых ростков японской популярной музыки

К концу 1920-х, в стране начинает появляться первая популярная музыка, в большинстве случаев, это было подражание американской эстраде того времени[4]. Жанр получил название «рюкока» (яп. 流行歌 рю:ко:ка?), что буквально означало «популярная песня»[5]. Именно в этом жанре, японские певцы сменили традиционные стили пения, например такие как кобуси, на классические европейские[6]. Рюкока существовал как жанр вплоть до появления j-pop-а в 60-х годах того же века, и к тому времени он уже разделился на два направления, энка и поппусу, соответственно[7].

Первым звонком к появлению будущего жанра, был успех песни под названием Песня Катюши (яп. カチューシャの唄 катю:ся но ута?), написанная композитором Симпэем Накоямой под влиянием романа «Воскресение» Льва Николаевича Толстого. Впервые композиция была исполнена певицей Мацуи Сумако в 1914 году и в то время стала чрезвычайно популярной, было продано более 20 000 пластинок с ней[8]. По мнению некоторых исследователей, это была первая «западная» песня в японской музыке, «гибрид японской народной и западной музыки». Популярность песни дала толчок интереса к западной музыке, и к 1937 году жанр становится самым коммерчески популярным в стране. До этого, ещё в 1934 году формируется японская опера[9].

В это время, друг за другом появляются новые имена на музыкальной сцене Японии, а композиторы всё больше начинают интересоваться иностранными жанрами, среди которых самым популярным тогда был джаз[10]. Первый подобный эксперимент провели гитарист-композитор Масао Кога и певец Итиро Фудзияма. Их хит «Сакэ ва намида ка тамэки ка» (яп. 酒は涙か溜息か?, «сакэ — это слёзы или вздохи») 1931 года становится полным хитом в стране, исполняя её, Фудзияма выступает как крунер, а Кога подыгрывает ему на гитаре[10]. Другая песня Фудзиямы «Ока о коэтэ» (яп. 丘を越えて?, «за холмом») продаётся более чем 600 000 тысячами копий[11]. По иронии судьбы, когда Фудзияма только начинал разрабатывать свою манеру исполнения, это было принято как дурной тон, а сам он отстранён от учёбы, хотя и не исключён, благодаря защите одного из преподавателей[10].

Военная песня

Но всё меняется летом 1937 года, когда NHK начинает вещание программы «Народные песни» (яп. 国民歌謡 кокумин каё:?), дабы бороться с всё большей популярностью иностранных тенденций в японской музыке, но постепенно, это приводит к появлению так называемых «японских военных песен». Этот жанр назывался Гунка (яп. 軍歌?), он появился примерно в середине 19-века, до него в Японской армии не было ни военных песен, ни даже каких то оркестров или хоров. Несмотря на то, что вне страны этим термином называют только военные песни Японии от реставрации Мэйдзи до конца войны, в самой Японии к гунке относят любые военные песни вообще, в том числе иностранные[12].

Во время войны большинство музыкантов были вынуждены писать и исполнять военные песни, за что были подвергнуты критике уже после войны, прежде всего за потакание пропаганде милитаризма властями[13]. В то же время, многие впоследствии раскаивались в этом, к примеру, среди них был композитор Юдзи Косэки, бывший во время войны автором множества военных и патриотических хитов.[14]. После войны военные песни попали под жёсткое табу, они игнорировались даже в рамках изучения истории японской песни.[13], хотя некоторые из них стали гимнами местных право-радикальных организаций, например «Песня для проводов воина на фронт» (яп. 出征兵士を送る歌 Сюссэй хэйси о окуру ута?) стала главной музыкальной темой организаций правого толка уёку дантай[15]. Среди основных причин предъявляемых к данным песням, был их националистический характер[16]. Хотя в 1946 году, NHK восстановил «Народные песни», но уже как программу о исторических песнях, чему только способствовало переформирование программы через некоторое время[13].

Традиционные инструменты

Строй «ё»

Звукоряд строя «ё» от ноты D с добавлением нот (F) & (C)

Звуковой строй «ё» является традиционной и основополагающей для японской традиционной музыки, за исключением гагаку и буддийского пения. В наше время звукоряд «ё» обычен и для народной музыки[17][18]. Так называемый «рюкюский строй», по всей видимости, происходит от строя «ё»[19].

Сямисэн

Сямисэн аккомпанирует традиционному пению
Помощь по воспроизведению

Сямисэн или самисэн (яп. 三味線?, буквально «три струны»), также называемый сангэн (яп. 三絃?, «три струны») — это японский струнный инструмент, на котором играют плектром под названием бати. Сямисэн произошёл от китайского струнного инструмента сансяня (кит. 三弦)[20][21][22][23]. Он попал в Японию через королевство Рюкю в XVI веке, где постепенно превратился в окинавский инструмент сансин (яп. 三線 sanshin?)[20][21][22][23][24]. Считается, что впервые сямисэн появился в Японии, попав в порт Сакай города Осака[22]. Сямисэн — один из самых популярных японских инструментов благодаря своему характерному звучанию, он использовался такими музыкантами как Марти Фридмен, Miyavi и другими.

Кото

Песня «Сакура, сакура» на 13-струнном кото
Помощь по воспроизведению

Кото (яп. ?) — японский национальный струнный инструмент, подобный китайскому гучжэну, вьетнамскому данчаню и корейскому каягыму[25]. Кото произошёл от китайского инструмента под названием гучжэн[26][27], после того как тот попал в Японию из Китая примерно в VII—VIII веке[28]. Несмотря на это, корни как и гучжэна, так и соответственно кото, видны по всей Азии, в том числе в Монголии и Вьетнаме[29].

Фуэ

Фуэ (яп. ?, дословно, «флейта, дудка, свисток») — семейство японских флейт. Фуэ обычно обладают высоким звучанием и изготавливаются из бамбука[30]. Самая популярная фуэ — сякухати. Предок фуэ — китайская свирель «пайсяо»[31]. В V веке флейты появились в Японии[32], распространились в период Нара. Комусо секты Фукэ вскоре стали использовать фуэ для «медитации дуновением»[33]. Современные фуэ могут быть как солирующим, так и оркестровым инструментом.

Тайко

Видео: Taiko roppongi jan 2011 (скачать) (помощь)
Выступление музыкантов с тайко в районе Роппонги, Токио.

Слово тайко (яп. 太鼓?) по-японски значит «барабан». Как и барабаны в других странах, тайко играл роль в военном деле: согласно хроникам Гундзи Ёсю, девять раз по пять ударов означали призыв союзника к вступлению в бой, а девять по три означали начало активного движения и преследования врага. Тайко является одним из самых известных и популярных японских инструментов, в само́й стране и за границей во время фестивалей японской культуры часто проводятся так называемые выступления по принципу «ё-ха-кю» (яп. 序破急 ё ха кю:?), что означает, что скорость исполнения постепенно увеличивается в скорости по мере приближения к финалу.

Под тем же названием известны музыкальные ансамбли барабанщиков, являющиеся национальным символом Японии. Особо популярны они стали в 1970-е годы, когда группы барабанщиков стали выступать на площадках вне Японии. Они выражали дух самураев: дисциплину, высокую физическую и нравственную подготовку, координацию группы и перфекционизм[34].

В отличие от западных практик, визуальная часть представления тайко не менее важна, чем акустическое воздействие. Движения ката составляют неотделимую часть игры на тайко и исходят из обычаев придворных представлений. Ката связывает барабан и барабанщика, создаёт родство между исполнителем и инструментом[35].

Современная музыка

Японская поп-музыка

Выступление королевы японской поп-музыки Аюми Хамасаки в 2008 году.

Современная японская поп-музыка сформировалась примерно в 1990-тых годах, в то же время, появление её корней отмечается ещё в 1960-тых годах, во времена популярности в Японии групп вроде The Beatles[36]. Начавшийся тогда и существующий по ныне жанр заменил так называемую музыку каёкёку (яп. 歌謡曲 каё:кёку?, «лирическая исполняемая музыка»), которая была этапом японской поп-музыки с 1920 по 1980 года, после чего J-Pop стал доминирующей формой жанра[37].

В отличие от предыдущих этапов в развитии японской популярной музыки, джейпоп специально получил название на английский манер[38]. Также из западной музыки были заимствованны элементы, отсутствующие в традиционной японской музыке как таковые[39]. Несмотря на то, что современная музыка постепенно отошла от использования японской пентатоники и традиционных мелодий и ходов, композиции, написанные с применением традиционного пения или мелодий остаются популярными у жителей страны[39]. Постепенно начинают формироваться коллективы так называемого «гуруппу саундо» (яп. グループ・サウンズ?, «Group Sound», «звучание группы») которые находились под влиянием The Beatles и являлись переходным звеном между японской музыкой старого и нового, «западного» типа[39].

Впервые, сам термин J-Pop начал употребляться на радиостанции J-Wave, причём изначально он всегда произносился и записывался на западный манер[37]. В то же время, вокалист поп-группы AAA Мицухиро Хидака считает, что джейпоп изначально является произвольным из жанра евробит, который произошёл от евродиско и имеет огромную популярность в стране[40]. Тем не менее, понятие «J-POP» стало гораздо более общим, настолько, что к нему стали относить наиболее популярные рок-группы 1990-тых годов, а некоторые музыканты стали относить себя к жанру, имея в виду наличие популярных мотивов в творчестве[37]. В 1990 году, Tower Records Japan определил j-pop как термин, объединяющий всю японскую музыку, принадлежащую японским звукозаписывающей индустрии Японии, за исключением независимой музыки (её называют j-indie)[41].

Первоначально, на сцене японской поп музыки доминировали музыканты так называемого стиля Бингу кэй (яп. ビーイング系 Bīingu kei?)[42], к которому относили музыкантов популярного лейбла 90-тых Being Inc.[42][43]. Среди этих исполнителей также была рок-группа B'z. В начале 1990-х набирает популярность молодая J-pop-певица Намиэ Амуро, ставшая музыкальной зведой к 1995—1997 годам. Она положила начало многим популярным элементам моды будущих гяру, например девушки копировали её стиль «мини-юбка + сапоги» и проводили много времени в солярии, чтобы получить такой же загар, как у неё[44][45][46]. В 2009 году она была названа «модной иконой Японии номер 1» по версии журнала Tsutaya Online, причём в голосовании она обошла свою главную соперницу по музыкальному жанру — Аюми Хамасаки[47]. Её поклонников или просто девушек, следующих стилю, прозвали Amuraa[48]. Именно в это время термин Gal начинает активно распространятся и становится модным словом[49], им стали называть молодых девушек, считавших развлечения, секс и дорогую брендовую одежду главными жизненными ценностями[49]. Одновременно с этим гяру-мода популяризируется за Океаном, и внешний вид когяру становится популярным эротическим фетишем[50].

В начале 2000-х годов, инициативу перехватывает лейбл Avex Trax, который делает ставку на сильных исполнителей вроде Аюми Хамасаки[51] и более активную раскрутку своих исполнителей, уверенно доминируя в японской поп-музыке[52]. Среди музыкантов, которые записываются на этом лейбле, такие имена как Gackt, Girl Next Door, AAA, Do As Infinity и другие. По мнению CNN, Avex Group — к которым принадлежит лейбл — уже фактически управляют японской поп-культурой[53].

Японский джаз

По некоторым оценкам, в Японии самое большое количество поклонников джаза в мире[54]. Помимо этого, в самой родине джаза — США — есть жанр «азиатско-американский джаз», основанный на смешении традиционного джаза с японской культурой. Несмотря на первоначальные обвинения во второсортности по отношению к американскому джазу, исходившие от японских и американских критиков, японский джаз смог изменится и завоевать позиции в стране, прежде всего благодаря экспериментам с народными мелодиями[55]. По словам некоторых критиков, японский джаз как музыка передаёт идеалы и атмосферу дзэн-буддизма[56]. На данный момент, центр сцены японского джаза находится в Токио[57], в то же время, многие исполнители приезжают из других городов.

Японская рок-музыка

Рок-метал-сцена Японии обширна. Культовые японские рок-группы, такие как, например, хэви-метал группа The Alfee, собирают аудитории из более чем 100 000 человек[58]. Некоторые группы сделали вклад в мировые жанры, например в новую романтику[59]. Особых успехов достигла группа B'z. В одной только Японии они продали более 79 миллионов дисков[60] и стали первой азиатской группой, которая добилась собственной звезды на Аллее славы в Голливуде[61]. При этом японские металисты с субкультурой visual kei заимствуют друг у друга: они часто выступают на «территории» друг друга и влияют друг на друга в музыкальном плане[62].

Японский метал

Loudness в современном своём составе выступают в Гамбурге, Германия в 2010 году

Пионерами японского метала считаются хард-рок группа Bow Wow, появившаяся в 1975 году[63], и культовая хэви-метал группа Loudness, которая появилась в 1981 году; её лидер и гитарист Акира Такасаки очень известен[64]. Вместе с другой культовой группой Anthem, возглавляемой знаменитым вокалистом Эйдзо Сакамото, эти три группы возглавили молодое японское метал-движение[65][66]. Все они смогли стать хорошо известны на Западе в 80-90 годах, но в то же время их звучание представляло японскую трактовку популярных тогда тенденций в западной металлической музыке. Особенно также следует выделить такую хэви-метал группу как Seikima II, появившуюся в 1982 году и использовавшую стилистику, вдохновлённую группой KISS, вместе с тяжёлым, но мелодичным метал-звучанием[67]. Необычный для Японии тех времён провокационный имидж смог сделать группу одним из самых известных метал-коллективом страны, но вне её Sekima была практически неизвестна. Наибольшую известность получил вокалист группы — Демон Когурэ, после распада группы он начал успешную сольную карьеру и часто упоминался в связи с японской поп-культурой[68][69]. Другими известными японскими группами во время появления жанра были 44 Magnum, Show Ya, SABER TIGER, Earthshaker и более поздняя группа Sex Machineguns.

В это время молодой гитарист hide по приглашению Хаяси Ёсики (яп. 林 佳樹?) стал участником глэм-метал-группы X Japan[70], ставшей в будущем новатором в visual kei[71][72]. Несмотря на то, что коллектив существовал ещё с 1979 года (неофициально), они дебютировали только в 1985 с синглом I'LL KILL YOU (англ.), посвящённому Войне во Вьетнаме[73]. Для того, чтобы выбиться из числа инди-групп и быть не похожими на других, Ёсики и Хидэ первыми начали использовать образ западных глэм-метал-групп, в то время, когда остальные группы использовали стандартный металлический имидж[71][72], а Хидэ был их поклонником. Вскоре группа получила мейджор-статус и стала самой успешной рок-группой Японии[74]. В ответ на вопрос «В чём суть вашего творчества?» Ёсики охарактеризовал его как «Psychedelic Violence — Crime of Visual Shock» («психоделическое насилие, преступление визуального шока»[75]. Этот путь решили повторить и другие японские рок-коллективы. Многие Visual kei-группы 1980-х годов исполняли глэм-метал, а упор делали на гротескный имидж: к их числу относились X Japan и COLOR (англ.)[76]. Вокалист последней, Томми «Динамит», впоследствии в 1986 году основал один из крупнейших лейблов Free-Will[77]. Творчество этих групп, в основном, было похоже на западный (в основном, американский и британский) глэм-метал[72].

С обретением популярности этими группами, японский метал разделился на два основных направления: одно находилось под влиянием глэм-метала, а другое под влиянием преимущественно хэви-метала западного образца[78]. Впоследствии они дадут толчок вижуал кэю и японскому металу как таковому соответственно. Но в начале-середине 90-х годах японская метал-сцена пережила кризис, отчасти вызванный распадом многих ключевых групп и смертью нескольких известных музыкантов, таких как как hide, ушедший из жизни в 1998 году.

Следующий толчок развитию жанра был дан в конце 90-х—начале 2000-х годов, когда начинает формироваться японская школа пауэр-метала благодаря таким группам как Galneryus, Concerto Moon и Versailles, а также сольным работам гитаристов-виртуозов Хидзаки и Такаёси Омура. Все эти группы отличались от западного пауэр-метала более ощутимым элементам неоклассики, упором на виртуозность и общим мощным симфоническим звучанием. В конце 2000-х метал начинает оказывать существенное влияние на группы нео-вижуал кея, принося известность и славу виртуозных и тяжёлых групп таким коллективам как The Gazette, NoGoD, D и Matenrou Opera.

В Японии также существует сцена экстремального метала, некоторым коллективам удаётся пробиться на мировую сцену, в основном это блэк- и мелодик-дэт-группы, такие как Sigh[79][80], Blood Stain Child, Sabbat, а также дрон-метал группа Boris[81]. Помимо них, элементы экстремальной музыки можно заметить у ряда современных вижуал-кей-групп, таких как -OZ- и Deathgaze, которые экспериментируют с грув-металом и металкором, в то же время не выходя за рамки своего жанра.

Вижуал-кэй

Син, вокалист популярной молодой рок-группы ViViD в 2010 году

Visual kei (яп. ヴィジュアル系 Видзюару кэй?, «визуальный стиль», «Визуал кэй») — жанр японской музыки, возникший на базе J-Rock’а[82][83] в результате смешения его с глэм-роком, металом и панк-роком в 1980-х годах[84][85][86][87]. «Visual kei» буквально означает «визуальный стиль». Так называется направление в японской рок-музыке, выделяющееся использованием макияжа, сложных причёсок, ярких костюмов и часто андрогинной эстетики[71][88].

Основателями данного стиля в Японии были такие группы как X Japan, Buck-Tick, Luna Sea, Malice Mizer и другие, большое влияние на них оказали западные глэм-рок-группы[89]. Суть стиля visual kei состоит в том, чтобы донести часть своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: музыка и внешний вид объединяются и несут общий смысл, шокируя и привлекая таким образом слушателей. Центральное место в эстетике Visual kei занимает андрогинный идеал человека[71][85]. С точки зрения японца, женственный мужчина, пользующийся макияжем, не гей, а как раз наоборот — дамский угодник[90][91]. Вокруг visual kei сформировалась субкультура, движущей силой которой явилось ядро фанатов групп этого направления, использовавших имидж любимых музыкантов: в большинстве своём — мужчин, которые, в свою очередь, использовали женские макияж и одежду[92][93][94][95].

Японский ска

Японский ска в основном представляет собой ska третьей волны, смешанный с металом, фанком, фолк-музыкой, панком и/или кантри[96][97]. Самым известным японским ска-коллективом является Tokyo Ska Paradise Orchestra, который был образован в 1980-х годах и добился большой популярности в Европе и США благодаря своей необычности для слушателя этих регионов[98][99]. Другими широко известными группами являются Kemuri, Oreskaband и Beat Crusaders.

Японский нойз

Возникшая в начале 80-х[100] японская нойз-сцена с её абсолютной музыкальной свободой является одним из самых известных современных японских музыкальных жанров. В Японии насчитывается несколько сотен нойз-музыкантов и коллективов, среди них: «Merzbow», Masonna, Aube, «Contagious Orgasm», «Melt-Banana», «Pain Jerk», «KK Null», «Ruins», «C.C.C.C.», «Boredoms», «Killer Bug», «Government Alpha», «Diesel Guitar», «Incapacitants»[101][102].[102][103]. Особое влияние японойз имеет в Америке. Японойз — это очень радикальная субкультура, среди которой, часто можно встретить людей увлекающихся садомазохизмом, скатологией, половой анатомией, пытками, порнографией, футуристами и дадаистами, всевозможных уродствах и патологиях[104], а выступления японойз-музыкантов иногда сопровождаются насилием и заканчиваются погромами[105].

Японский хип-хоп

Несмотря на популярность жанра в Японии, хип-хоп — относительно молодой жанр на японской сцене[106]. Ещё в 80-х существовало заблуждение, что японский язык невозможно рифмовать под тот ритм, что задают американские рэперы[107]. В то же время критики отмечают открытость японской хип-хоп сцены для новых людей и инноваций[108][109]. Обычно историю японского хип-хопа (часто записываемого как J-Hip-hop[110]) начинают от начала 1980-х годов, когда продюсер Хироси Фудзивара вернулся в Японию и основал первый японский хип-хоп-лейбл[111]. Из известных японских хип-хоп коллективов можно назвать группу Teriyaki Boyz, работающий со многими известными иностранными исполнителями; они записали несколько песен для саундтрека фильма Тройной форсаж: Токийский дрифт. В то же время можно отметить существенные элементы хип-хопа у таких японских рок-групп как Maximum the Hormone, SuG и ранних LM.C.

Специфика японской музыкальной индустрии

Самые популярные японские идол-группы: Morning Musume и AKB48. Караоке бокс в Синдзюку

Идолы

В японской поп-культуре идол (яп. アイドル айдору?) — молодая медиа-персона[112], идеал и недосягаемый предмет любви[113] неистовых поклонников[113][114]. Термин подразумевает невинную привлекательность[115], способность вызывать восхищение и влюблять в себя; образ коммерционализирован японскими кастинг-агентствами[112], проводящими конкурсные отборы юношей и девушек. Чистота и непосредственность — качества, которые вызывают обожание японской публики. Существует также мнение, что идолы представляются японцам как сестрёнки, как милые девочки, живущие по соседству[115]. Идолы должны быть идеальными примерами для молодого поколения[112].

Наибольшую известность получили так называемые «идол-группы», самые известные их которых — Morning Musume, обладающие рекордом среди женских исполнителей в чарте Oricon[116] и AKB48[116], которые были внесены в книгу рекордов Гиннесса как самая большая поп-группа в мире[117]. Лидирующие позиции в идол индустрии занимают такие компании как Hello! Project, чьим главным проектом являются Morning Musume и агентство Johnny & Associates занимающиеся идолами-мужчинами, их самых известный проект бой-бэнд Arashi, не уступающий в продажах AKB48[118][119].

Вокалоид

Вокалоид (англ. Vocaloid) — программное обеспечение фирмы Yamaha Corporation, имитирующее поющий голос человека на основе заданной мелодии и текста. Любую программу-Vocaloid можно условно поделить на две части: систему синтеза голоса (пения) и библиотеки исполнителей. Сначала голос певца разбивается на небольшие отрывки и записывается в базу данных. Затем пользователь набирает текст нового произведения, вводит ноты, задаёт ритм, а Vocaloid автоматически формирует песню, подбирая соответствующие тексту фонемы и звуки. Предусмотрена возможность изменения тембра, скорости, частот, наложения различных эффектов[120].

Самым известным продуктом серии стала героиня Мику Хацунэ (яп. 初音ミク Hatsune Miku?), она же была первым вокалоидом[121]. Мику — один из самых популярных персонажей для косплея[122] и коллекционных игрушек[123], она является героем ряда компьютерных игр[124][125]. Голосом Мику выступает японская сэйю Саки Фудзита, она же поёт за Мику на живых концертах, таким образом, 3-D-Мику выступает на концертах как проекция Фудзиты[126]. Поскольку лицензия вокалоида разрешает коммерческое распространение песен, созданных на его основе, то впоследствии появилось множество проектов, использующих голос Мику и других вместо живых вокалистов.

Саундтреки к аниме и играм

Япония широко известна саундтреками к японской мультипликации и компьютерным играм. Такие композиторы как Юдзо Косиро[127]<[128], Такэси Абэ[129] и Рю Умэмото[130], известны своими работами в этом жанре, а также участием в истории развития звука в играх вообще. Особенно известны саундтреки к играм Final Fantasy за авторством Нобуо Уэмацу, они были распроданы по всей Японии тиражом более 100 000 копий[131][132]. Помимо этого, к написанию музыки к играм могут привлекаться известные музыканты, например такие как ViViD, или даже создаваться отдельные группы вроде Crush 40, чей основатель, Дзюн Сэноуэ, является основным композитором игровой серии Sonic the Hedgehog. Также известен музыкант и геймдизайнер Дайсукэ Исиватари, чьи саундтреки к его играм из серии Guilty Gear не менее известны, чем сами игры.

Караоке

Караоке (яп. カラオケ караокэ?, словослияние японского кара 空 «пустой», и о:кэсутора オーケストラ «оркестр»; kaɽaoꜜke)[133] — развлечение, заключающееся в непрофессиональном пении с использованием устройства, позволяющего петь под заранее записанную музыку (фонограмму); также само устройство. Караоке было изобретено японским музыкантом Дайсукэ Иноуэ[134] в городе Кобэ в 1971 году.[135][136]. Первоначально являясь довольно дорогим развлечением, караоке стало популярно во всём мире, в самой Японии даже появились специальные караоке-бары, также периодически новые синглы японских исполнителей выпускаются с возможностью исполнять их в караоке[137].

См. также

  • Ямада, Косаку (1896—1965) — основоположник японской композиторской школы.

Примечания

  1. America's Top Pop Imports. Forbes (26 февраля 2008).(недоступная ссылка) Проверено 23 сентября 2010.
  2. Clewley, pg. 143
  3. CLASSICAL JAPANESE MUSIC: GAGAKU COURT MUSIC, SHAKUHACHI FLUTES, THE KOTO, BIWA AND OTHER TRADITIONAL INSTRUMENTS — Japan | Facts and Details
  4. Whose Master’s Voice?: The Development of Popular Music in Thirteen Cultures. Google Books. via Greenwood Publishing Group. 1997. 160. ISBN 978-0-313-27772-6
  5. Imayō. Архивировано из первоисточника 30 июня 2012. Проверено 6 марта 2009.
  6. 小沢昭一的流行歌・昭和のこころ. Sakuhosha. Архивировано из первоисточника 30 июня 2012. Проверено 28 февраля 2009.
  7. Men and Masculinities in Contemporary Japan. Google Books. via Routledge. 2003. 78. ISBN 978-0-415-24446-6
  8. March 26. FM Aichi. Архивировано из первоисточника 30 июня 2012. Проверено 19 февраля 2009.
  9. 昭和流行歌の幕開け《波浮の港》. JANJAN (23 марта 2006). Проверено 23 января 2009.
  10. ↑ 酒は涙か溜息か―藤山一郎音楽学校停学事件. JANJAN (20 апреля 2006). Проверено 16 января 2009.
  11. April 8: Birthdate of Ichiro Fujiyama. Архивировано из первоисточника 30 июня 2012. Проверено 20 февраля 2009.
  12. Junko Oba To Fight the Losing War, to Remember the Lost War: The Changing Role of Gunka, Japanese War Songs in Richard King Global Goes Local: Popular Culture in Asia, 2002, ISBN 9780774808750, p. 227
  13. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок aikawa не указан текст
  14. Yuji Koseki. Архивировано из первоисточника 30 июня 2012. Проверено 8 февраля 2009.
  15. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок sakuramo не указан текст
  16. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок warend не указан текст
  17. Titon, Jeff Todd (1996). Worlds of Music: An Introduction to the Music of the World’s Peoples, p.372. ISBN 0-02-872612-X.
  18. Chris Hiscock, Marian Metcalfe (1999). New Music Matters 11-14, p.49. ISBN 978-0-435-81091-7.
  19. Minoru Miki, Marty Regan, Philip Flavin (2008). Composing for Japanese instruments, p.2. ISBN 978-1-58046-273-0.
  20. ↑ Encyclopedia of Asian Theatre: A-N. — Greenwood Press, 2007. — P. 445. — ISBN 978-0-313-33530-3
  21. ↑ Kodansha encyclopedia of Japan, Volume 7. — 1983. — P. 77. — ISBN 978-0-87011-627-8
  22. ↑ Traditional Japanese music and musical instruments, Volume 1. — Kodansha International, 2000. — P. 213. — ISBN 978-4-7700-2395-7
  23. ↑ Music from the Tang Court: Some Ancient Connections Explored, Volume 7. — Cambridge: Cambridge University Press, 2006. — P. 33–34. — ISBN 978-0-521-54336-1
  24. Innovating musical tradition in Japan: Negotiating transmission, identity, and creativity in the Sawai Koto School. — ProQuest LCC, 2007. — P. 73. — ISBN 978-0-549-50670-6
  25. Koto. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 18 марта 2008.
  26. Handbook to life in medieval and early modern Japan. — New York: Infobase Publishing, 2006. — P. 266–267. — ISBN 0-8160-5622-6
  27. Encyclopedia Americana, Volume 2. — international. — Minnesota: Americana Corp., 1966. — P. 400.
  28. Japan: Your Passport to a New World of Music. — Alfred Publishing, 2008. — P. 7. — ISBN 978-0-7390-4303-5
  29. (2005) «Hugo's window on the world of Chinese zheng». Chime (European Foundation for Chinese Music Research) 16-17: 242. “Throughout the centuries, the zheng became the parent instrument of the Asian zither family as it spread from China to a number of adjacent countries giving birth to the Japanese koto, the Korean kayagum and the Vietnamese dan tranh.”
  30. Taiko — Japanese Drumming.", Drumdojo Magazine, Ed. Paul Marshall, 2000, retrieved 6 July 2008
  31. Malm, William P. Traditional Japanese Music and Musical Instruments. 1959. Rev. ed. Otowa: Kodansha International, 2000.
  32. Tagliaferro, Linda. «Music and Nature in a Japanese Flute.» New York Times, 10 May 1998 retrieved 6 July 2008
  33. Tagliaferro, Linda. «Music and Nature in a Japanese Flute». New York Times, 10 May 1998, retrieved 6 July 2008
  34. Worlds of music: an introduction to the music of the world's peoples. — Cengage Learning, 2005. — С. 184-185. — 346 с. — ISBN 9780534627577
  35. Knowing bodies, moving minds: towards embodied teaching and learning. — Springer, 2004. — С. 183-197. — ISBN 9781402020223
  36. 究極のビートルズ来日賞味法! ビートルズが日本に与えたもの  (яп.). Oricon (21 июня 2006). Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 9 января 2009.
  37. ↑ J-POPって何だろう?そして今、改めて歌謡曲の魅力とは?  (яп.). Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 30 октября 2009.
  38. J-POPなぜ聞き取りにくい? 信州大教授、西宮で講演  (яп.). Kobe Shimbun (20 декабря 2007). Архивировано из первоисточника 25 марта 2008. Проверено 3 марта 2009.
  39. ↑ 松岡正剛の千夜千冊『J-POP進化論』佐藤良明  (яп.). Matsuoka Seigo no Senya Sensatsu (28 декабря 2000). Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 3 февраля 2009.
  40. AAA『2010年第1弾は、AAAらしいアップチューン!』  (яп.). Oricon Style. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 8 сентября 2011.
  41. CDショップに聞いてみた「どっからどこまでがJ-POP?」  (яп.). Excite Japan (10 ноября 2008). Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 17 сентября 2009.
  42. ↑ Being-kei artist  (яп.). uta-net. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 15 января 2009.
  43. ZARD坂井泉水さん病院階段から転落死  (яп.). Nikkan Sports (27 мая 2007).(недоступная ссылка) Проверено 4 января 2009.
  44. Nylon Tattoos. Web Japan. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 1 июля 2008.
  45. Baggy Socks. Web Japan. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 1 июля 2008.
  46. Showing Some Skin. Web Japan. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 1 июля 2008.
  47. Namie Amuro #1 Japanese Fashion Icon?. tokyofashion.com (10 августа 2008 года). Архивировано из первоисточника 14 августа 2011.
  48. The Songbird Who Made Okinawa Cool, Time.com (July 24, 2000). Проверено 1 июля 2008.
  49. 1 2 西田善太(2009年)の18頁参照。
  50. Japan: Sex, Teenage Girls and Consumerism, ed strong (6 апреля 2006). Проверено 23 февраля 2011.
  51. レコード大賞、3年連続で浜崎あゆみに 史上初  (яп.). Asahi Shimbun (31 декабря 2003). Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 6 января 2009.
  52. "浜崎あゆみ依存"解消で「健全になった」、音楽ビジネスの特殊性  (яп.). IT media: Business Media Makoto (14 сентября 2006). Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 2 января 2009.
  53. Kana Nishino | CNNGo.com
  54. page 35 of Japan pop!: inside the world of Japanese popular culture Par Timothy J. Craig
  55. Atkins, Blue Nippon, pp. 165—264.
  56. Minor Jazz Journeys, pp. 39, 58 and passim
  57. Minor, Jazz Journeys, pp. 316-22.
  58. The Alfee profile  (яп.). MSN Music.(недоступная ссылка) Проверено 2 января 2009. (недоступная ссылка)
  59. Vol 2: The Special Topic of New Romanticism  (яп.). OnGen (August 2005). Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 8 октября 2009.
  60. B'z got their 22nd #1 album, ranked No.1 in history and dominates all the 6 main ranking sections.. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 14 ноября 2008.
  61. Duo B'z enters L.A. Rockwalk. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 14 ноября 2008.
  62. Японский метал: эклектичный звук и эксцентричный внешний вид. news.leit.ru (6 января 2011 года).
  63. Kyoji Yamamoto leaves all inhibitions behind. japantimes.co.jp (18 апреля 2009). Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 14 сентября 2011.
  64. Yang Jeff, Dina Can, Terry Hong Eastern Standard Time. — New York: Mariner Books, 1997. — P. 264. — ISBN 0-395-76341-X
  65. Putterford, Mark. Vow Wow interview, Kerrang! no. 137 (8 January 1987), стр. 17.
  66. Музыка Японии (англ.) на сайте Allmusic Allmusic’s Loudness Profile]. Проверено 21 сентября 2007.
  67. Japan's SEIKIMA-II To Release 'Akuma Nativity - Songs of the Sword' Compilation - July 16, 2009. roadrunnerrecords.com/blabbermouth.net (12 июня 2011). Архивировано из первоисточника 17 июня 2012.
  68. http://vimg6.yoqoo.com/0100011F46473BFB9195E9002E24C35A28A4CF-81B1-A5B0-D18E-7C1850FA6CD0
  69. Kogure — Hokuto Renkitōza
  70. Official fan club biography, 1964–1986. hide-city.com.(недоступная ссылка) Проверено 21 мая 2007.
  71. ↑ The Pop Life: End of a Life, End of an Era, N.Y. Times (18 June 1998). Проверено 6 августа 2007.
  72. X Japan Best review. Asia Pacific Arts Online Magazine. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 10 сентября 2007.
  73. 但し、TOSHIはかつて雑誌BANDやろうぜ内の記事にて「俺の友達、みんな持ってるもん。I’LL KILL YOUは館山行くと氾濫してるよ(笑)」と言っていた。理由は、手売りだったので地元の友達を中心に売ったかららしい。
  74. X Japan biography at Allmusic. allmusic.com. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 6 августа 2007.
  75. Inoue Takako Visual kei no jidai. — Tokyo: Seikyūsha, 2003. — ISBN 978-4787232168
  76. Bounce Di(s)ctionary Number 13 — Visual Kei Retrieved September 12 2007 (Japanese)
  77. Free-Will Europe Home Page. web.archive.org (4 апреля 2007). Проверено 23 сентября 2007.
  78. The Pop Life: End of a Life, End of an Era. The New York Times (18 июня 1998). Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 9 мая 2008.
  79. Музыка Японии (англ.) на сайте Allmusic Sigh overview at allmusic.com]
  80. Global Metal (Trailer) — YouTube
  81. «The 50 Greatest CDs of 2006.» Blender Magazine Online. Jan/Feb 2007. Retrieved on February 9, 2007.
  82. Heinrich Sally Key Into Japan. — Curriculum Corporation, 2006. — P. 80. — ISBN 1863667725
  83. Yun Josephine jrock, ink.: a concise report on 40 of the biggest rock acts in Japan. — Stone Bridge Press, 2005. — ISBN 1880656957
  84. For those about to J-Rock. — University of Regina: The Carillon, 2006. — В. 48. — Т. 20.
  85. ↑ Kabuki Rock  (англ.). Grammy.com (30 ноября 2006 года). Проверено 1 апреля 2010.
  86. Asia Pacific Arts, bi-weekly web magazine, UCLA Asia Institute
  87. Get ready America; Japan's J-Pop phenomenon has all eyes facing east.  (англ.). Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 1 апреля 2010.
  88. "Kabuki Rock". grammy.com (30 ноября 2006). Архивировано из первоисточника 17 февраля 2009. Проверено 7 августа 2007.
  89. Bounce Di(s)ctionary Number 13 — Visual Kei Retrieved September 12, 2007 (Japanese)
  90. Buckley Encyclopedia of Contemporary Japanese Culture. — Taylor & Francis. — P. 188, 522, 553. — ISBN 0415143446
  91. Of Senses and Men’s Cosmetics: Sensory Branding in Men’s Cosmetics in Japan». European Journal of Social Sciences 6 (1): 7–25.
  92. Allmusic biography of Dir en grey. allmusic.com. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 31 июля 2007.
  93. New York Times, June 18, 1998
  94. The Big Takeover online music magazine, 25 June 2006
  95. fashionlines.com e-magazine, January, 2007
  96. The History of Ska. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012.
  97. Review of Land of the Rising Sea: The Best of Japanese Ska in Orlando Weekly.
  98. Tokyo Ska Paradise Orchestra Touring dates and History. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012.
  99. Nippop Profiles: Tokyo Ska Paradise Orchestra. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012.
  100. Hegarty 2007, p. 133
  101. Ctheory.net Paul Hegarty, «Full With Noise: Theory and Japanese Noise Music», Ctheory.net
  102. 1 2 Young, Rob (ed.) The Wire Primers: A Guide To Modern Music (London: Verso, 2009), p. 30.
  103. Japanoise.net, japanoise noisicians profiled at japnoise.net.
  104. Turning Japanese: The Philosophy of Ryuichi Sakamoto. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 16 июля 2011.
  105. Nick Cain, «Noise» The Wire Primers: A Guide to Modern Music, Rob Young, ed., London: Verso, 2009, p. 29.
  106. Condry, Ian. «Hip-Hop Japan». Durham and London, Duke University Press, 102.
  107. http://www.lightonline.org/articles/chiphopjapan.html
  108. Condry, Ian. «A History of Japanese Hip-Hop: Street Dance, Club Scene, Pop Market.» In Global Noise: Rap and Hip-Hop Outside the USA, 237, Middletown: Wesleyan University Press, 2001.
  109. Condry, Ian. «Hip-Hop Japan». Durham and London, Duke University Press, 144.
  110. Japanese Music — J-Hip Hop
  111. Theme Magazine — International Man of Mystery
  112. ↑ Amazon.com: Editorial Review: Islands of Eight Million Smiles: Idol Performance and Symbolic Production in Contemporary Japan (Harvard East Asian Monographs)  (англ.). Amazon.com, Inc.. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 2011.05.18.
  113. ↑ Словарь Goo: Айдору (3)  (яп.). NTT Resonant Inc.. Проверено 2011.05.18.
  114. Pop 'idol' phenomenon fades into dispersion  (англ.). The Japan Times Online. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 2011.05.18.
  115. ↑ Ellis in Wonderland  (англ.). kinokopress.com. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 2011.05.18.
  116. ↑ Japanese Idol Group AKB48 to Perform at MIPCOM  (англ.). Reuters (28 July 2009). Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 29 июня 2011.
  117. Largest pop group  (англ.). Книга рекордов Гиннесса.(недоступная ссылка)
  118. シングル年間ランキング-ORICON STYLE ランキング  (яп.). Oricon Inc.. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 2011.05.18.
  119. アルバム 年間ランキング-ORICON STYLE ランキング  (яп.). Oricon Inc.. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012. Проверено 2011.05.18.
  120. Спой, светик, не стыдись!. Проверено 26 октября 2008.
  121. Exceptional sales of Hatsune Miku  (яп.). Архивировано из первоисточника 7 июня 2012. Проверено 26 октября 2008.
  122. Hatsune Miku (косплей) на сайте Cosplay.com. Архивировано из первоисточника 7 июня 2012. Проверено 19 ноября 2010.
  123. Фигурки Hatsune Miku в базе данных фигурок myanimeshelf
  124. Hatsune Miku appears in 13-sai no Hello Work DS  (яп.). Архивировано из первоисточника 7 июня 2012. Проверено 2 ноября 2008.
  125. Composing music with Hatsune Miku in 13-sai no Hello Work DS  (яп.). Архивировано из первоисточника 7 июня 2012. Проверено 2 ноября 2008.
  126. Japanese pop star Hatsune Miku takes the stage -- as a 3-D hologram. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 13 ноября 2010.
  127. 0219-872X.
  128. Game sound: an introduction to the history, theory, and practice of video game music and sound design. — MIT Press, 2008. — P. 10–1. — ISBN 0-262-03378-X
  129. 'Retro Japanese Computers: Gaming's Final Frontier Retro Japanese Computers. Hardcore Gaming 101. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 29 марта 2011. Reprinted from Retro Gamer', 2009 
  130. A Dragon's Journey: Ryu Umemoto in Europe. Hardcore Gaming 101. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 23 августа 2011.
  131. Square Enix Album Sales. Square Enix Music Online. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 5 августа 2011.
  132. 『FF XIII』サウンドトラックが初日TOP3入り  (яп.). Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 3 февраля 2010. (Translation)
  133. encyclopedia.com- 'karaoke'
  134. Who Invented the Karaoke Machine? Events-in-Music.com
  135. 井上大祐【カラオケ発明者】 J-ONE/INOUE Events-in-Music.com
  136. Time 100:Daisuke Inoue, 23-30 August 1999 VOL. 154 NO. 7/8
  137. The 2004 Ig Nobel Prize Winners. Winners of the Ig Nobel Prize. Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 17 октября 2009.

Ссылки

  • Раздел на русском языке международного портала JaME, который занимается продвижением японской музыки в мире.
  • Columbia.jp — Японская традиционная музыка
  • HearJapan — The largest international digital music store for Japanese music

Музыка Японии.

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52