Татары проживают в Камышлинском (81 % от населения района), Похвистневском (21,86 %), Шенталинском (19,38 %), Елховском (14,08 %), Челно-Вершинском (12,77 %), Кошкинском (9,73 %), Клявлинском (5,37 %) районах и г. Похвистнево (10,85 % от населения города), 48 татарских населённых пунктов, 29 татарских школ, 36 мечетей (на 1996), медресе «Гали» (Алькино)). Работают татарский культурный центр «Туган тел» (Самара, Похвистнево, Сызрань), Исламский общественно-политический центр (Тольятти), молодёжная организация «Азатлык», женский клуб «Ак калфак». Издаются газеты «Бердәмлек» (Самара, с 1990), «Азан». Радиопередачи на татарском языке станции «Радио-7 из Самары» (закрыто в 2003), радиопрограмма «Ак бәхет». 15 татарских коллективов художественной самодеятельности, народный ансамбль «Ялкынлы яшьлек» (Самара), «Ялкын» (Тольятти), «Яшьлек» (Камышлинский район)[1], Камышлинский татарский народный театр, фольклорный коллектив «Ак каен»
Эрзя в Самарской области
Наиболее крупным ареалом расселения эрзян в настоящее время после Республики Мордовия является Самарская область. Эрзяне и мокшане укоренились в Самарском регионе во второй половине XVII в. — середине XVIII в. Основная часть поселялась в сельской местности, занималась земледелием. Согласно переписи1989 г., здесь проживало 116 475 человек мордвы, большинство из которых составляет эрзяне. Самый высокий процент эрзянского населения в Исаклинском (23,9 %) и Шенталинском (20,9 %) районах (также эрзяне проживают в Клявлинском и Похвистневском районах).
Доля распределения эрзян и мокшан в населенных пунктах Самарской области
Данное распределение дано по данным на 1994, основные сведения взяты из труда «Мордва Заволжья»[2]
Эрзянское население
Борский район: Благодаровка, Захаровка, Немчанка.
Исаклинский район: Владимировка, Ивановка, Лесной, Мордово-Аделяково, Мордово-Ишутино, Нижняя Алексеевка, Новый Байтермиш, Пригорки, Стредняя Алексеевка, Старое Вечканово, Чёрная Речка.
Кинельский район: Угорье.
Красноярский район: Молгачи.
Клявлинский район: Барково, Владимировка, Воскресенка, Горелый Колок, Долгоруково, Елизаветинка, НПС Елизаветинка, Иваново-Подбельское, Ключевка, Красная Елха, Макалауш,Новый Казбулат, Новый Маклауш, Новые Сосны, Ойкино, Петровка, Подгорный Дол, Поляево, Софьино, Средняя Речка, Старый Байтермиш, Старый Маклауш, Старые Сосны, Черемушки, Черемшанка, Урмалеевка.
В Самарской области получили широкое распространение национально-смешанные браки, которые не прошли стороной и эрзянское население. Такие браки оформляются с русскими (75,5 %) и дети обычно записаны русскими (78,5 % семей). В какой-то степени такое положение вызвано долгим отсутствием преподавания эрзянского либо мокшанского языков в школах области[3]. В Самарской области существует три общественных национально-культурных объединения занимающих возрождением и развитием национальных культур эрзя и мокша народов: «Кудо» («Дом») (областного значения), Самарская региональная общественная организация "Мордовский национально-культурный центр «Масторава» и «Лисьмапря» («Родник»)(городское общество). В селе Старая Шентала Шенталинского района открыт музей М. И. Чувашова, в Похвистневском районе существуют музей Серафимы Люлякиной и Артура Моро[4]. В течение 10 лет на волнах «Радио-7 из Самары» выходила радиопрограмма на эрзянском языке, автором которой был эрзянский народный поэтЧислав Журавлев, ставший в 1999 году стал лауреатом премии им. Матиаса Кастрена (Финляндия) за вклад в развитие журналистики финно-угорских народов[5]. На данный момент радиопрограмма «Эрзянь кель» («Эрзянский язык»), автором которой является Вера Алексеева, выходит на областном радио ГТРК «Самара».
Чуваши[1] в Самарской области
Предки чувашей — булгары[2], издавна заселили плодородные земли бассейнов рек Большой Черемшан, Кондурча[3], Сок и Кинель. Новое заселение стало возможным после возведения укреплённых постов для защиты от набегов кочевников с «Дикого поля». Крестьяне из чувашских уездов из-за малоземелья переселились в лесостепные районы Самарской губернии. Сегодня чуваши являются третьим по численности народом Самарской области. Согласно переписи населения 2002 г. в Самарской области проживало 101 тыс. 358 чувашей. Чуваши компактно проживают в Исаклинском (37,77 % от населения района), Шенталинском (34,69 %), Клявлинском (30,6 %), Челно-Вершинском (29,72 %), Кошкинском (27,69 %), Похвистневском (23,25 %), Шигонском (14,51 %), Сергиевском (9,65 %), Большечерниговском (6,18 %), Камышлинском (5,2 %) районах и г. Похвистнево (13,03 % от населения города). Активно работают Самарское областное чувашское культурно-просветительское общество «Хастар», Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль», Координационный совет чувашских национально-культурных объединений Самарской области, Кошкинский районный чувашский национально-культурный центр «Малалла», Сызранский городской чувашский национальный центр, Тольяттинское городское чувашское культурно-просветительское общество «Шанчок», Чувашский национально-культурный центр «Тован Атол-Родная Волга» (Безенчукский район), Региональная чувашская общественная организация «Улах»
Башкиры в Самарской области
Башкиры издревле проживали на территории области, что отмечал ещё Ибн Фадлан — арабский путешественник и писатель X века. Башкирами были основаны деревни ныне расположенные на территориях Большечерниговского и Большеглушицкого районов Самарской области (ранее Имелеевская волость Самарской губернии). Они также известны под названием иргизские башкиры, так как большая часть их деревень расположены в долине реки Иргиз. Самарская земля дала башкирскому народу ряд знаменитых людей.
Рашит Нигмати (1909—1959) — писатель, родился в деревне Дингезбаево Большечерниговского района.
Хасан Башар (1901—1938) — писатель, родился в деревне Утякаево Большечерниговского района.
Хадия Давлетшина (1905—1954) — писательница, родилась в деревне Хасаново Большечерниговского района.
Губай Давлетшин (1893—1938) — писатель, государственный и общественный деятель, родился в деревни Ташбулатово (ныне Таш-Кустьяново) Большеглушицкого района.
Габбас Давлетшин (1892—1937) — филолог, писатель, родился в деревни Ташбулатово (ныне Таш-Кустьяново) Большеглушицкого района.
Фатима Мустафина (1913—1998, из деревни Дингезбаево) — министр просвещения БАССР (1955—1971).
Харис Юмагулов (1891—1937, из деревни Хасаново) — один из лидеров Башкирского национального движения, партийный и государственный деятель, председатель Башревкома (1919—1920 гг.)
↑Мордва Заволжья / НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров — Правительстве Респ. Мордовия; Редкол.: В. И. Козлов (отв. ред.), П. Д. Грузнов, И. М. Петербургский и др.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. — 184 с. ISSN 0130—4585
Наличие и влияние диаспор
В г. Самара состоится областной фестиваль мордовской культуры «МАСТОРАВА»