Папоротник и огонь | |
Три | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
Александр Петрович |
В главных ролях |
|
Оператор |
Томислав Пинтер |
Кинокомпания |
Avala Film |
Длительность |
80 мин |
Страна | |
Язык |
сербский |
Год | |
IMDb |
ID 0059829 |
«Папоротник и огонь» (оригинальное название — «Три» (серб.), в международном прокате — «Tri» или «Three» (англ.)) — фильм-драма сербского режиссёра Александра Пе́тровича. Снят в 1965 году в Югославии на основе цикла рассказов Антония Иса́ковича «Папоротник и огонь», послужившего названием фильма в прокате СССР. Одно из первых произведений художественно-социального направления в национальном кинематографе, получившего позже название Югославская чёрная волна. В 1966 году был номинирован на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Содержание |
Фильм, сюжет которого объединён общим героем, разделён на три части, каждая из которых отражает частные события, происходившие во время Второй мировой войны в Югославии. Все три эпизода связаны общей темой насильственной смерти и её эмоциональной оценкой очевидцами.
1941 год. Студент Милош Боянич (Живои́нович) оказывается на железнодорожной станции, где многочисленные беженцы ожидают эвакуации в тыл. Он становится свидетелем ареста мужчины, не имевшего при себе документов и заподозренного патрулём в шпионаже. Задержанный расстрелян на месте лишь на основе безосновательного обвинительного выкрика из толпы, взбешённой задержкой поезда.
1943 год. Милош, ставший партизаном НОАЮ, пытается уйти от облавы и прорваться к основным частям народной армии Югославии. Товарищ Боянича, зная, что враги ищут только одного партизана и спасая Милоша, сдаётся в плен к карательному отряду нацистов. Он, с мужественным упорством многократно отказываясь повернуться спиной к расстрельному взводу, подвергается более мученической казни.
1945 год. Боянич, уже офицер и командир отряда сопротивления, сам становится перед необходимостью утверждения казни молодой девушки (Велетанлич), бывшей ранее любовницей офицера гестапо. Её личная причастность к преступлениям оккупантов осталась недоказанной.
Югославский кинопублицист Петар Волк в книге «История югославского кино» утверждает, что это первый фильм про национально-освободительную войну, который полностью отвергает предыдущий опыт и создаёт сильные, открытые метафоры[1]. Критик Кирилл Разлогов считает, что фильм режиссёра — «центральной фигуры пессимистического направления Чёрной волны», — существенно контрастировал с традиционным «партизанским кино» Югославии[2].
Папоротник и огонь.