|
Посылочная марка, или пакетная марка, — специальная почтовая марка, предназначенная для оплаты почтового сбора за пересылку посылок и пакетов. Посылочные марки использовались в США (с 1865), Бельгии, Италии, Франции и некоторых других странах. Кроме того, выпускались доплатные посылочные (в США — с 1912, в Бельгии — с 1954) и некоторые другие виды посылочных марок.
Первые посылочные марки появились в США (1865 году (газетные), в Бельгии в 1879 году (железнодорожные) и в Италии в 1884 году («стандартные»). С 1892 года почтовые марки для посылок были введены в обращение во Франции (железнодорожные), с 1912 — в США («стандартные»), с 1928 года — в Сан-Марино и Бельгии («стандартные») и т. д. За всю историю почтовой связи посылочные марки употреблялись в ряде других стран (Болгария, Дания, Финляндия и др.).
Не всегда к эмиссии посылочных марок прибегали почтовые администрации, иногда их выпускали железнодорожные ведомства, которые отвечали за перевозку посылок по железным дорогам страны (например, в Бельгии).
Помимо собственно посылочных («стандартных») марок, в некоторых странах применялись другие виды посылочных марок, которые можно классифицировать по ряду критериев.
По характеру марок посылочные марки классифицируются на[1]:
По способу пересылки посылочные марки классифицируются на[1]:
По дополнительным услугам и льготным тарифным ставкам посылочные марки классифицируются на[1]:
Автомобильные посылочные марки предназначаются для оплаты почтового сбора за пересылку посылок, которые перевозятся почтовыми автобусами. В качестве примера можно привести Финляндию, где с 1949 года перевозка посылок производится почтовыми автобусами и катерами.[2]
Газетные посылочные марки предназначались для оплаты пересылки пакетов (посылок) с газетами по особому, обычно льготному, тарифу. Выпускались в США (1865—1898), Бельгии (1928—1932), Латвии (1926—1932) для пересылки посылок с газетами по железной дороге.
Доплатные посылочные марки предназначались для взыскания дополнительной платы за пересылку почтовых посылок. Были выпущены в США (1912) и Бельгии (с 1954 года). Надписи на марках США: «U.S. Parcel Post» («Посылочная почта США») «Postage due» («Доплата»).[3] Марки этого вида так и остались редким явлением, поскольку обычно недостающий почтовый сбор за посылку взыскивают с получателя наличными деньгами или с помощью доплатных марок.[3]
Железнодорожные посылочные марки предназначались для оплаты пересылки посылок по железной дороге. Выпускались во Франции, Бельгии и других странах. Могут быть как официальными (к примеру, в Бельгии), полуофициальными (например, во Франции, марки Латвии 1926—1930 годов), неофициальные, предназначенные для оплаты посылок, пересылаемых железной дорогой самостоятельно (к примеру, марки самостоятельной доставки посылок Датской государственной железной дорогой в Дании, а также голландской железной дорогой в Нидерландах, марки доставки частными железнодорожными компаниями в Великобритании).[4]
Контрольные посылочные марки выпускались с целью контроля и ограничения отправки почтовых посылок, а не для оплаты их пересылки. К примеру в Тироле в 1919—1921 годах в обращении были платные контрольные марки для пересылаемых посылок с продовольственными товарами.[5]
Наряду со «стандартными» почтовыми марками для посылок, выпускались и памятные (например, в Бельгии в 1949 и 1951 годах).
Расчётные посылочные марки представляют собой почтовые марки специального назначения, которые выпускались в Нидерландах в 1923—1925 годах для осуществления внутренних расчётов на крупных почтамтах. (Подробнее см. ниже в подразделе «Нидерланды».)
Служебные посылочные марки выпускались для оплаты доставки служебных посылок в Великобритании (1893—1902).
Солдатские посылочные марки предназначались для оплаты пересылки посылок, адресованных военнослужащим. Выпускались в Бельгии в 1939 году.[6]
Спешные (экспрессные) посылочные марки предназначались для оплаты пересылки посылок, доставляемых спешной почтой. Выпускались в Ватикане (1931) и США (с 1925 года). Этот вид марок не получил развития, и экспресс-доставка обычно оплачивается наличными с наклейкой на посылке почтового ярлыка «Экспресс».[7]
В Бельгии с 1879 года посылочные марки выпускались для оплаты доставки посылок, которая осуществлялась специальной железнодорожной службой во все населённые пункты, где есть железнодорожное сообщение.[8] Надпись на марках: «фр. Chemins de Fer — нидерл. Spoorwegen» («Железная дорога»).
В 1931 году в Ватикане на марках спешной почты была сделана надпечатка на итальянском языке («Для посылок»).[8]
В Великобритании в период с 1893 по 1902 год находились в обращении служебные посылочные марки: на обычных стандартных почтовых марках 17 номиналов была сделана надпечатка на английском языке «Govt. Parcels» («Правительственные посылки»). Этими марками оплачивалась пересылка служебных посылок.[8]
Посылочные марки Великобритании | |
---|---|
|
|
1901: посылочная этикетка с двумя стандартными марками, имеющими надпечатку «Govt. Parcels» («Правительственные посылки») |
1971: частная посылочная марка, отпечатанная в Перте во время забастовки почтовиков (1971 United Kingdom postal workers strike) |
В Гренландии специальные посылочные марки, так называемые «пакке-порто» (по тексту на марках: Pakke porto), были в обращении с 1905 года до 1938 года, когда их заменили обычными почтовыми марками. Наклеивать их на письма строго запрещалось.[9] Когда посылки отправлялись в Гренландию, посылочные марки наклеивались на сопроводительный бланк к посылке.[9] При отправке же посылки из Гренландии марки клеились на оболочку посылки.[9]
100-летию со дня выпуска посылочных марок гренландская почта посвятила три памятных выпуска, вышедших в 2005, 2006 и 2007 годах.[9]
В 1923—1925 годах почта Нидерландов эмитировала расчётные посылочные марки, с помощью которых на крупных почтамтах страны производились внутренние расчёты. На обычных марках Нидерландов была надпечатана надпись на голландском языке «CNT» («Уплатить порто») и номиналы 11 и 15 центов.[8] Населению эти марки не продавались, поскольку использовались для внутренних нужд почтового ведомства, и стали доступны коллекционерам лишь после их продажи почтовой службой на аукционе в составе оптовой дешёвой смеси.[10]
В 1912—1913 годах в США вышла серия из 12 посылочных марок (Скотт #Q1—Q12). На рисунках марок серии с низкими номиналами представлены способы доставки почты. В 1913 году в США были также выпущены доплатные почтовые марки (Скотт #JQ1—JQ5) для пакетов с недоплаченным почтовым сбором.[11]
С 1925 по 1955 год применялись спешные посылочные марки для оплаты дополнительного сбора за ускоренную доставку посылок (Скотт #QE1—QE4). На марках надпись на английском языке «Special handling» («Специальное вручение»).[8]
Во Франции с 1892 года посылочные марки выпускались для оплаты доставки посылок, которая осуществлялась специальной железнодорожной службой по всем населённым пунктам, где имелось железнодорожное сообщение.[8]
Портал «Филателия» | |
посылка в Викисловаре? | |
Проект «Филателия и почта» |
Это заготовка статьи по филателии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Посылочная марка.