Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» — ледостойкая нефтяная платформа, предназначенная для разработки Приразломного месторождения в Печорском море. Уникальность платформы обуславливается арктическими условиями, в которых ей предстоит работать.
Содержание |
В 1992 году Указом Президента Российской Федерации создано ЗАО «Российская компания по освоению шельфа» (ЗАО «Росшельф»), учредителями которого стали РАО «Газпром», РНЦ «Курчатовский институт», ПО «Севмаш», ЛПМБ «Рубин» и ряд других региональных компаний, связанных с разработкой Штокмановского и Приразломного месторождений арктического шельфа. «Росшельф» получает лицензии на освоение этих месторождений.
В 2001 году ОАО «Газпром» и ОАО «НК „Роснефть“» подписали соглашение о совместном освоении ряда нефтяных и газовых месторождений, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе и на шельфе Печорского и Баренцева морей.
В 2002 году «Газпромом» (в лице «Росшельфа») и «Роснефтью» (в лице ОАО «НК „Роснефть-Пурнефтегаз“») создается ЗАО «Севморнефтегаз». В декабре 2002 года «Севморнефтегаз» получил лицензии на пользование недрами Приразломного и Штокмановского месторождений. В декабре 2004 года «Роснефть» продала «Газпрому» свою половину «Севморнефтегаза».
В 1995 году в 50-м цехе ПО «Севмаш» заложены днищевые секции первоначального проекта платформы «Печора» (по названию Печорского моря, в котором располагается Приразломное месторождение). В связи с изменениями проекта секции разбираются, новые чертежи поступают в мае 1996 года. Осенью 1996 года закладываются первые 16 секций МЛСП «Приразломная». Но из-за отсутствия финансирования строительство платформы приостанавливается на длительное время.[1]
С целью удешевления и ускорения строительства «Приразломной» в 2002 году было принято решение построить нижнюю часть платформы — кессон — силами российского предприятия ФГУП «ПО «Севмаш», а верхнюю часть — жилой, буровой и технический модули — срезать с выведенной из строя иностранной платформы. Потому 13 июля 2002 года «Севморнефтегаз» и «Севмаш» заключают договор на изготовление только опорного основания платформы. 22 августа 2002 года в качестве «донора» верхней части у компании Monitor TLP Ltd была куплена списанная платформа «Хаттон» (англ. Hutton), построенная в 1984 году.[1][2]
В 2003 году «Хаттон» за 21 день транспортировали из Норвегии в Кольский залив, где был произведен демонтаж оборудования и отделена верхняя часть платформы от нижней. В августе верхняя часть платформы — «Хаттон ТЛП» (англ. Hutton TLP) — была доставлена в акваторию «Севмаша».[2][3] В ходе постройки платформы в СМИ появилась информация о наличии радиоактивной «грязи» на приобретенном «Хаттоне». В частности, по словам специалистов «Севмаша», в системе пожарной сигнализации были обнаружены более 300 детекторов с использованием радиоизотопных извещателей. Также анализ проб с сепараторов, предназначенных для очистки поступающих из нефти сопутствующих природных материалов (типа песка и глины), выявил присутствие на их внутренних поверхностях, а также некоторых трубопроводов присутствие естественных радионуклидов, в основном радия-226 и тория-232.[4]
Кессонная часть платформы была разбита по проекту на четыре отдельные части, которые были построены соответственно 27 февраля[5] и 28 мая 2004 года[6], 12 мая[7] и 25 июня 2005 года[8]. В 2006 году производится состыковка суперблоков нижней части платформы и установка на нее верхней части «Хаттона».[9] 22 декабря 2006 года собранная на плаву платформа поднята со дна залива и отшвартована к достроечной набережной предприятия.
16 ноября 2010 года завершился этап заводского изготовления «Приразломной». Платформа начала движение в Мурманск на 35-й судоремонтный завод для проведения второго этапа — достройки и пуско-наладочных работ.[10] 19 августа 2011 года «Приразломная» отправлена из Мурманска к шельфовому месторождению в Печорском море.[11]
Первое ЧП после вывода платформы в море случилось уже в середине октября того же 2011 года, когда буквально отвалился единственный трап, позволяющий подняться на борт платформы. Поскольку единственными очевидцами происшествия стали работники платформы, информация в СМИ появилась лишь в ноябре вместе с записями, снятыми на мобильные телефоны.[12]
Ранним утром 24 августа 2012 года активисты Гринпис приняли участие в акции против добычи нефти в Арктике, подойдя на моторных лодках к «Приразломной» и закрепившись на швартовых канатах с помощью альпинистского снаряжения. Участники акции, в числе которых был исполнительный директор Гринпис Интернэшнл Куми Найду, развернули палатки прямо на отвесной стене платформы, готовясь провести в них несколько дней.[13][14] Спустя 15 часов, поливаемые из пожарных брандспойтов работниками «Приразломной», экологи отступили.[15]
Через несколько дней, 27 августа, была предпринята очередная акция протеста. На этот раз целью экологов стало стоящее на якоре пассажирское судно «Анна Ахматова», обеспечивающее доставку оборудования и людей на платформу. По словам Бориса Лихмана, исполняющего обязанности заместителя генерального директора компании «Арктикморнефтегазразведка», которой принадлежит судно, активисты привязали свою резиновую лодку к якорной цепи «Анны Ахматовой», не давая поднять якорь.[16][17]
Сейчас в мире нет ни одной нефтедобывающей компании, которая может эффективно бороться с последствиями аварий на арктических широтах. Последствия разлива нефти на «Приразломной» будут огромны. А самое главное, мы в упор не видим экономической целесообразности использования этой платформы. Затраты на её работу колоссальные, риски тоже, а доля нефти в общем объёме её добычи в России минимальна - 2%. И вообще, в чем я убежден, выводы носят приглаженный характер. Последствия розливов могут быть хуже».
— Роман Долгов, куратор арктического направления Гринпис России.[18]
По подсчетам Гринписа (по данным на конец 2012 года), при учете себестоимости барреля добытой на Приразломном месторождении нефти (около 30 долларов), налога на добычу полезных ископаемых и таможенных пошлин, рентабельность проекта будет нулевой даже если стоимость нефти на рынке составит 100 долларов за баррель. А при условии падения мирового спроса на углеводороды и снижения цен на нефть проект вообще теряет какой-либо смысл.[18]
персонал | 200 человек | |
расчетный срок службы | 25 лет | |
масса | верхняя часть | 39 тыс.тонн |
нижняя часть (кессон) | 79 тыс.тонн | |
габариты | общая высота | 141 м |
высота кессона | 24,3 м | |
кессон в нижней части | 126 x 126 м | |
кессон в верхней части | 102 x 102 м | |
емкости | танки для нефти | 14 шт. (113 тыс.м3) |
танки для воды | 2 шт. (28 тыс.м3) | |
производительность | суточная добыча нефти | 21—22 тыс.т |
суточная закачка воды | 32 тыс.т | |
суточная добыча газа | 1 млн.м3 | |
автономность | период отгрузки нефти (при максимальном уровне добычи) |
6 суток |
смена вахт | 15 суток | |
пополнение материалов | 60 суток |
Приразломная (МЛСП).