Совнархо́зы, или сове́ты наро́дного хозя́йства (СНХ) — органы государственного управления во всех сферах народного хозяйства СССР.
В советской истории совнархозы существовали в течение двух периодов, разделённых по времени.
Образованный 2 (15) декабря 1917 Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) при Совете Народных Комиссаров[1] утвердил 23 декабря 1917 года положение, согласно которому стали создаваться подчинённые ему местные советы народного хозяйства, призванные единообразно проводить политику ВСНХ на разных региональных уровнях — в губерниях, областях, районах, уездах. Это были «местные учреждения по организации и реализованию производства, руководимые Высшим советом народного хозяйства и действующие под общим контролем соответствующего Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов»[2]. В совнархоз входили выбранные на соответствующих съездах и конференциях представители профсоюзов, фабзавкомов, земельных комитетов, кооперативов, управления предприятий; их численность устанавливалась местными советами.
Главной задачей ВСНХ и совнархозов было возрождение разорённого разрухой народного хозяйства, в частности:
Положение предусматривало создание в каждом местном совнархозе 14 секций: государственного хозяйства и банков; топлива; по обработке металлов; по обработке волокнистых веществ; бумажных изделий; дерева; минеральных веществ; химического производства; строительных работ; транспорта; сельского хозяйства; продовольствия и потребления. При необходимости могли быть образованы и другие секции.
Каждая секция имела 4 главных отдела: организационный (его функции — управление, финансирование, техническая организация предприятий); снабжения и распределения; труда; статистики. Совнархоз избирал исполнительный комитет и его президиум в качестве руководящего органа. Постановления совнаркома были обязательны для исполнения всеми учреждениями и предприятиями; отменить их мог только ВСНХ.
Для выработки принципиальных решений и координации работ проводились съезды совнархозов. На первых трёх таких съездах (с мая 1918 по январь 1920 года) выступил председатель Совнаркома В.И. Ленин. По мере проведения в стране национализации расширялся круг предприятий, попадавших в государственный сектор экономики и тем самым входивших в сферу влияния совнархозов.
Аналогичные системы совнархозов существовали во всех советских республиках. В соответствии с Договором об образовании СССР был создан Высший совет народного хозяйства СССР как союзно-республиканский наркомат, руководивший деятельностью ВСНХ союзных республик. Таким образом управление государственной промышленностью всей страны было сосредоточено в едином центре, что давало возможность проводить единую экономическую политику на всей территории СССР.
На рубеже 1920-30-х годов вследствие курса на усиление управления по отраслевому принципу, местные совнархозы постепенно утратили свою значимость и были преобразованы в отделы исполкомов соответствующего уровня[3].
Повторное появление совнархозов как инструмента территориального управления народным хозяйством СССР произошло в 1957 году, когда было принято решение начать реформу системы управления. В ходе реформы территория СССР была разделена на экономические административные районы, в которых создавались советы народного хозяйства. Районы образовывались верховными советами союзных республик; ими же утверждались председатели, их заместители и члены совнархозов. Совнархозы подчинялись советам министров республик, при этом их председатели могли входить в состав совета министров[4]. Положение о совнархозах было разработано правительством СССР[5]
В связи с этой перестройкой были упразднены многие общесоюзные и союзно-республиканские министерства, занимавшиеся вопросами промышленности и строительства; их предприятия и организации переданы в непосредственное подчинение местным советам народного хозяйства. Немногочисленные оставшиеся министерства, за которыми остались функции планирования и обеспечения высокого уровня технического производства, руководили предприятиями соответствующих отраслей через совнархозы[4].
По мнению инициаторов реформы, главным преимуществом территориальной системы управления было приближение руководства промышленностью и строительством к низовым звеньям экономической системы — предприятиям и объединениям. Также предполагалось, что совнархозы, будучи не связаны ведомственными барьерами, обеспечат комплексный подход к развитию территорий, что имело немаловажное значение, особенно для отдалённых от центра, экономически неразвитых регионов.
Совнархозы по своей природе были коллегиальными органами. Первоначально их аппарат был невелик и состоял из председателя, его заместителей и сравнительно небольшого числа руководящих и технических работников, что в первые годы проведения реформы позволило частично сократить управленческий аппарат союзных и республиканских органов управления. Однако по мере развёртывания реформы, структуры и штаты совнархозов начали раздуваться, в структуре совнархозов появились отраслевые и функциональные управления и отделы. К примеру, в системе Свердловского совнархоза насчитывалось более 400 промышленных предприятий, в то время как сам областной совнархоз включал ряд подразделений функционального назначения — к примеру, управления планирования, оборудования, материально-технического снабжения и сбыта; отделы производства и кооперирования, главного механика, главного энергетика, капитального строительства, финансов, транспорта, внеших сношений, кадров, учебных заведений и проч. — а также управления по отраслям промышленности, включая чёрную и цветную металлургию, машиностроение, производство электрооборудования, лесное хозяйство, энергетику, деревообрабатывающее и бумажное производство, производство строительных материалов, лёгкую промышленность, строительство[6].
Начиная с 1960 года в системе совнархозов начался процесс централизации:
В союзных республиках, в которых имеется несколько экономических административных районов, для координации хозяйственной деятельности советов народного хозяйства могут быть образованы республиканские советы народного хозяйства[7].
В ноябре 1962 года был создан СНХ СССР[8]; в декабре стали образовывать более крупные экономические районов, включающие по несколько упраздняемых экономических административных районов; в каждом из них создавался совнархоз. Число районов (и соответственно совнархозов) сократилось со 105 до 43. Так, в РСФСР вместо 67 районов стало 24, а в УССР — 7 вместо 14[9]. В феврале 1963 года указом Верховного Совета СССР был образован Среднеазиатский экономический район на базе экономических административных районов Узбекской, Киргизской, Таджикской и Туркменской ССР[10].
Наконец, в марте 1963 года был создан Высший совет народного хозяйства Совета Министров СССР (ВСНХ СССР)[11].
Отставка Н.С. Хрущева в октябре 1964 года стала катализатором свёртывания реформы. Через год, в октябре 1965 года, партийным руководством страны было принято решение об отказе от территориальной системы управления промышленностью и о возвращении к отраслевой системе управления. Созданные в ходе реформы экономические районы были упразднены; вместе с ними были ликвидированы советы народного хозяйства всех уровней и восстановлены промышленные министерства[12].
СНХ.